Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 21 марта 2011 года
Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кушнаренко Н.В.
при секретаре Кропива Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пудовкина Александра Николаевича к ФИО6 <адрес> о взыскании недополученной суммы пенсии в связи с реальным увеличением ежемесячной стоимости продовольственного пайка,
установил:
Истец обратились в суд с иском к ФИО7 <адрес> о взыскании недополученной суммы пенсии в связи с реальным увеличением ежемесячной стоимости продовольственного пайка по общевойсковой норме по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню перерасчета пенсии, вместо выплачиваемых ему 20руб. в сутки согласно представленному расчету, по тем основаниям, что именно такой порядок расчетов фактически и предусмотрен п. 11 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке исчисления выслуги лет..», ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..», однако в отношении него не исполняется.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав пояснения истца, ознакомившись с материалами дела, приходит к следующему.
Как видно из материалов данного дела, истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию, в состав которой входит месячная стоимость продовольственного пайка. По мнению истца, ответчик неправильно выплачивает ему денежную компенсацию в фиксированном размере - 20 рублей в сутки, а не реальную стоимость пайка.
В данном случае, обращаясь в суд с указанным выше иском, истец утверждал, что месячная стоимость продовольственного пайка подлежит увеличению на индекс потребительских цен, поскольку расчет, применяемый ответчиком - 20 рублей в сутки на основании ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» и последующие годы, не соответствует реальной стоимости пайка и ущемляет интересы истца. При этом истец настаивал на взыскании недоплаченной, по его мнению, пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Однако требования, предъявленные истцом, нельзя признать основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст. 14 ФЗ № 76-ФЗ от 27.05.1998г. «О статусе военнослужащих» продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсий учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.
Согласно ст. 49 вышеуказанного Закона пенсии, назначенные указанным в ст. 1 лицам и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
В соответствии с ч. 2 данной правовой нормы порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных в настоящей статье оснований определяется Правительством РФ. До внесения ФЗ от 28.11.1995г. изменений в ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 предусматривалось, что порядок пересмотра пенсий по каждому из указанных оснований определяется Советом Министров РФ.
Так, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941 был определен порядок перерасчета пенсий по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном п.п. 8-13 данного Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.
Согласно п. 11 указанного Постановления месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий, определялась исходя из суточной нормы довольствия, устанавливаемого по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел по ценам на продовольственные товары, существующие ко дню назначения или перерасчета пенсий.
При этом органом пенсионного обеспечения размер стоимости продовольственного пайка самостоятельно определяться не мог, поскольку размер стоимости продпайка, включаемый в денежное довольствие для исчисления пенсии, по смыслу Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 должен был быть единым для всех лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с данным законом.
Более того, в спорный период не принималось соответствующих Постановлений Правительства РФ или законодательных изменений в отношении стоимости продовольственного пайка, в то время как в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 обязательства пенсионного обеспечения является обязательствами Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, доводы истца о наличии правовых оснований к перерасчету размера пенсии за указанный период являются незаконными и необоснованными.
Кроме того, Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 04.10.2001г. №КАС01-370 отменено решение Верховного Суда РФ от 02.08.2001г. и признаны незаконными п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993г. N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 17.02.2004г. разъяснено, что п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993г. № 941 признаны незаконными и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Кассационное определение вступает в законную силу с момента его вынесения (ст.367 ГПК РФ, ст. 312 ГПК РСФСР, действовавшего во время вынесения кассационного определения от ДД.ММ.ГГГГ).
По смыслу ст. 125 Конституции Российской Федерации и правовых позиций, выраженных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, решение Верховного Суда РФ, которым акт Правительства РФ (если его проверка судом общей юрисдикции допустима) признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта Правительства РФ, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание недействующим и, следовательно, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в силу.
Таким образом, признание п. 8, подп. "б" п. 9, подп. "б" п. 14 Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993г. N941 недействующими с 04.10.2001г. и утрата в связи с этим вышеназванными нормами силы означает, что они не могут применяться с момента вынесения определения Кассационной коллегией Верховного Суда РФ.
Признав названные правовые нормы недействующими с момента вынесения кассационного определения, Кассационная коллегия Верховного Суда РФ тем самым допустила действие этих норм до момента вынесения определения от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996г. "О судебной системе Российской Федерации" с последующими изменениями вступившие в законную силу постановления, в частности, федеральных судов, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного пенсии лицам, проходившим военную службу, за период до ДД.ММ.ГГГГ в связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка (с учетом определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ NКАС01-370) не могут быть пересчитаны.
Ссылка истца в судебном заседании на Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О по запросу <адрес> Думы и жалобам граждан ФИО3 и ФИО4 не опровергает выводы суда об отсутствии правовых оснований к перерасчету размера пенсии истца за период с 1993 по 1998 годы, поскольку названное Определение касалось лишь норм бюджетного законодательства, а именно положений федеральных законов о бюджете на 2000 - 2004 годы и приложений к ним, относящихся в системе действующего правового регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на продовольственное обеспечение.
Между тем разрешение дел по искам военных пенсионеров о перерасчете пенсий, как и проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, являются прерогативой судов общей юрисдикции и к полномочиям Конституционного Суда РФ, как они определены в ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", не относятся.
Позиция истца свидетельствует о неверном толковании положений законодательства, регулирующего правоотношения в рамках государственного пенсионного обеспечения пенсионеров Министерства обороны РФ, в котором для данной категории граждан Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 определены условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры.
Истец, заявляя требования о пересчете пенсии в связи с реальным увеличением ежемесячной стоимости продовольственного пайка, фактически ставит вопрос о необходимости изменения порядка пересчета назначенной пенсий, в то время как решение этого вопроса является исключительной прерогативой законодателя и в компетенцию суда не входит.
Использование законодателем подобного порядка перерасчета назначенной пенсии не может рассматриваться как нарушение принципа равенства либо умаление права истца на пенсионное обеспечение за выслугу лет.
На основании изложенного, суд находит доводы иска незаконными и необоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении иска Пудовкина Александра Николаевича к ФИО8 <адрес> о взыскании недополученной суммы пенсии в связи с реальным увеличением ежемесячной стоимости продовольственного пайка - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 25.03.2011г.
С у д ь я: