РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2011 года
Октябрьский районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Соломахиной Е.А.
при секретаре Кравчук И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> о взыскании убытков,
установил:
Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату <адрес> о взыскании убытков, ссылаясь на то, что он является пенсионером МО РФ и получает пенсию, которую выплачивает ему Военный комиссариат <адрес>
Указом Президента РФ от 23.08.2000г. № 1563 в связи с увеличением должностного оклада на коэффициент 1,5 Военным комиссариатом <адрес> произведен перерасчет пенсии истца и произведена доплата в размере 112985,40 руб. за период с 01.06.2000г. по 28.02.2010г.
Ссылаясь на то, что доплата пенсии произведена не своевременно, истец считает, что в связи с инфляционными процессами в стране, ростом цен на потребительские товары и услуги и частичным обесцениванием денежных средств сумма пенсии с 01.06.2000 года по 28.02.2010 года, которая в результате индексации составила 112985,40 руб., уже не обладала той покупательской способностью, в связи с чем ему были причинены убытки, подлежащие возмещению в соответствии с положениями ст.ст. 15, 16 ГК РФ.
Истец просил суд взыскать с Военного комиссариата <адрес> убытки в размере 42664,18 руб. за период с 01.06.2000 года по 28.02.2010 года, а также расходы на представителя – 5000руб.
Правовым обоснованием заявленных требований, по утверждению истца, является Указ Президента РФ от 23.08.2000г. № 1563 в ред. от 09.08.2005г. № 949.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Рухадзе Б.Н. требования иска поддержал, дав аналогичные пояснения доводам, изложенным в иске, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Военного комиссариата РО по доверенности Блажко А.А. требования иска не признал, возражал против их удовлетворения.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы данного дела, личного дела истца ДР-141374, суд находит исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению.
Судом установлено, что истец является пенсионером МО РФ и получает пенсию, которую выплачивает ему Военный комиссариат РО.
Указом Президента РФ от 23.08.2000г. № 1563 в связи с увеличением должностного оклада на коэффициент 1,5 Военным комиссариатом РО произведен перерасчет пенсии истца и произведена доплата в размере 1129985,40 руб. за период с 01.06.2000г. по 28.02.2010г., что подтверждается извещение Сбербанка России (л.д.6)и материалами пенсионного дела.
Исчисление и пересмотр пенсий лицам, проходившим военную службу, осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,. .., и их семей" и с учетом иных нормативных правовых актов.
Действительно, Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" от 23 августа 2000 г. N 1563 утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (пункт 1).
По смыслу приведенной правовой нормы, право на получение социальной поддержки, предусмотренной настоящим Указом, возникает при наличии двух условий: во-первых, участие в деятельности, указанной в Перечне видов деятельности, во-вторых, вхождение организаций и воинских частей в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.
Перечень видов деятельности утвержден названным Указом Президента Российской Федерации. Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, должен утверждаться Правительством Российской Федерации (подпункт "д" пункта 3 Указа).
Пунктам 2 и 4 Указа Президента РФ от 23 августа 2000 года N 1563 установлено, что льготы распространяются на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу Указа, который вступает в силу со дня его официального опубликования, а в части касающейся мероприятий, требующих дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета, - с 1 января 2001 года.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 Правительством Российской Федерации 17 ноября 2000 года N 857-64 был утвержден Перечень организаций, воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки (имеет гриф "совершенно секретно").
Названный Указ Президента Российской Федерации не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчета пенсий военным пенсионерам. Поэтому в настоящем случае следует руководствоваться также Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Так, в силу ст.55 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.
Следовательно, обращение за перерасчетом пенсии носит заявительный характер.
Юридически значимым обстоятельством для определения права истца на повышение пенсии является момент наступления у ответчика обязательства по перерасчету (повышению) пенсии, то есть день обращения истца с заявлением о перерасчете (повышении) пенсии.
Судом установлено, и это не отрицалось сторонами в судебном заседании, днем обращения истца за перерасчетом (повышением) пенсии является 07.08.2009г.
22.03.2010г. Военным комиссариатом <адрес> произведен перерасчет пенсии за период с 01.06.2000г. по 28.02.2010г. и 22.03.2010г. истцу выплачена пенсия за указанный период в размере 112985,40 руб.
В связи с этим суд не может согласиться с утверждением истца о наличии оснований для взыскания убытков в связи с несвоевременной выплатой пенсии. Пенсия истцу выплачена своевременно (ст.55 Закона). Доказательств обратному суду представлено не было.
Позиция истца об отсутствии каких-либо оснований для дополнительного обращения с заявлением о перерасчете пенсии свидетельствует о неверном толковании положений законодательства, регулирующего условия и порядок перерасчета (повышение) пенсий лицам, проходивших военную службу (ст.55 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-10.
Сам по себе факт получения истцом пенсии в спорный период не давал Военному комиссариату <адрес> основания для перерасчета (повышения) пенсии в указанный период. С соответствующим заявлением истец обратился только 07.08.2009г. и это не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Иных доводов суду истцом представлено не было.
При таком положении, суд считает заявленные требования незаконными и подлежащими отклонению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> о взыскании убытков – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2011г.
Судья: