о взыскании задолженности по пенсии



Р е ш е н и е

Именем Российской Федерации

15 марта 2011г.

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

пред-щего судьи Соломахиной Е.А.

при секретаре: Кравчук И.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> о взыскании задолженности с учетом реальной стоимости продовольственного пайка и взыскании задолженности с учетом изменения индекса потребительских цен по <адрес>, компенсации морального вреда,

Установил:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании его пенсии в соответствии с реальной стоимостью продовольственного пайка по общевойсковой норме по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню перерасчета пенсии в сумме 101602,49 руб., компенсации морального вреда в размере 50801,25 руб., по тем основаниям, что ответчиком необоснованно выплачивалась сумма продовольственного пайка в период с 01.01.2000 г. по 31.12.2007 г., а в соответствии с ч-2 ст. 4 и ст. 14 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», предусмотрен иной порядок выплаты компенсации продовольственного пайка, однако в отношении него не исполняется.

Истец указал, что он неоднократно обращался к ответчику с просьбой выплатить задолженность, однако на его обращение получил необоснованный ответ.

Истец считает, что размер компенсации продовольственного пайка должен рассчитываться исходя из реальной стоимости продуктов питания, а не из расчета 20 руб. в месяц.

В судебное заседание истец не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика в суде требования не признал и указал, что порядок выплаты компенсации продпайка установлен ФЗ №941 от 22.09.1999 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров или по контракту…», согласно которому в случае увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные лицам, ранее уволенным с военной службы. Сам по себе факт увеличения с 01.01.2000 г. месячной стоимости продовольственного пайка военнослужащим, проходящим военную службу, не стал самостоятельным основанием к пересмотру пенсий.

Суд, выслушав представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, считает заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению в полном объеме.

В силу ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..» (ред. 29.12.2004г.) пенсии.. исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим..

п. Б ст. 49 указанного Закона – пенсии.., а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих – исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.. одновременно с его увеличением.

ст. 55 Закона – при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных.., перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства..

п. 3 ст. 12 ФЗ РФ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред.22.04.2005г.) порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти..)

п. 1 ст. 14 указанного Закона – продовольственное обеспечение военнослу-жащих осуществляется ПО НОРМАМ И В СРОКИ, которые устанавливаются Правительством РФ, В ПОРЯДКЕ, определяемом Министерством обороны РФ.. в одной из следующих форм:

организация питания по месту военной службы – для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, перечень которых утверждается Правительством РФ;

выдача продовольственного пайка по просьбе военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера..;

выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту., денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством РФ..

Совместным указанием начальника Тыла ВС РФ и начальника Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от 8.01.2000г. № 163/1/6, изданным во исполнение ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2000 год», размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка увеличен до 20 руб. в сутки с 1 января 2000г.

Последующими ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2001 год», ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2002 год», ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2003г.», ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2004г.» и ФЗ РФ «О федеральном бюджете на 2005г.» в разделах «продовольственное обеспечение военнослужащих» в статьях «расходы» размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка из расчета 20 руб. в сутки более не изменялся.

ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (ред. 24.12.1993г.) – индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.)

Судом установлено, что для исчисления пенсии по любому основанию, в том числе и при её перерасчете, истцу, т.е. лицу, проходившему военную службу в качестве офицера, учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ,

оклад по должности,

оклад по воинскому или специальному званию,

процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия,

а также включается месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, проходящим военную службу.

При этом, каждая из названных составляющих исчисляется именно в денежном выражении. А все возможные основания к перерасчету ранее назначенных пенсий приведены в ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993г. (ред. 29.12.2004г.) «О пенсионном обеспечении лиц..» и применяются одновременно с увеличением денежного содержания военнослужащих, состоящих на службе.

В свою очередь, ч-1 ст. 14 ФЗ РФ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред.22.04.2005г.) устанавливает возможные формы продовольствен-ного обеспечения для различных категорий военнослужащих, и в частности:

для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и отдельных (по перечню) категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, – организацию питания по месту военной службы,

для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту – выплату денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка (питания) в размере, установленном Правительством РФ.

Поэтому когда ФЗ РФ «О Федеральном бюджете на 2000г.» было предусмотрено увеличение денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 20 руб. в сутки, тогда и совместным указанием начальника Тыла ВС РФ и начальника Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от 8.01.2000г. № 163/1/6 также начиная с 1.01.2000г. был увеличен размер выплачиваемой денежной компенсации взамен продовольственного пайка до 20 руб. в сутки и стал составлять в среднем за каждый месяц сумму в 608 руб. 33 коп.

Последующими ФЗ РФ «О Федеральном бюджете» на 2001г., на 2002г., на 2003г., на 2004г. и на 2005г.-2007 г. размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка не изменялся ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения.

Также не изменялось и не отменялось совместное указание ведомств Минобороны РФ.

Истец, будучи в прошлом офицером ВС РФ, а в настоящем пенсионером МО РФ с 1.01.2000г. получает по линии МО РФ военную пенсию, в которую включена и месячная стоимость продовольственного пайка в размере соответствующем стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту или в размере 608,33 руб.

Доводы истца о том, что месячная стоимость продовольственного пайка, включаемая в расчет его пенсии должна соответствовать реальной стоимости продпайка по общевойсковой норме по ценам на продовольственные товары, существующим ко дню перерасчета и должна быть пересчитана должностными лицами <данные изъяты> с 1.01.2000г. из расчета реальной стоимости продовольственных товаров по настоящее время, признаются судом надуманными.

Как установлено судом, собственную позицию истец изложил исходя из п. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», которым предусмотрено положение о выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка в размере, установленном Правительством РФ.

Право же на получение пенсии по выслуге лет истец, в прошлом лицо, проходившее военную службу в качестве офицера, имеет на основании Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..», которым кроме указания круга лиц, имеющих право на получение пенсии по линии МО РФ, подробно регламентированы и виды, выплачиваемых пенсий, и порядок их исчисления, назначения, перерасчета и выплаты.

Таким образом, для перерасчета пенсий истцу в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка необходимо руководствоваться и положениями Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1, и положениями Федерального закона РФ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, поскольку на него, гражданина, уволенного с военной службы, также распространяются и некоторые нормы ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», и в частности его п. 1 ст. 14 «О продовольственном.. обеспечении военнослужащих».

Так, действительно продовольственное обеспечение военнослужащих по смыслу ч-1 ст. 14 ФЗ РФ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ осуществляется в нескольких формах, но для соответствующей категории военнослужащих только в одной из них.

Именно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, т.е. для лиц рядового и начальствующего состава, преимущественно офицеров, продовольственное обеспечение (по просьбе) осуществляется в форме выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка по нормам и в сроки, установленным Правительством РФ и в порядке, определяемом МО РФ.

Абсолютно аналогичное положение содержит и ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 (ред. 29.05.2002г.), а именно для исчисления им - лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, пенсии «в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава».

При этом, понятие «соответствующего» в приведенном контексте статьи Закона однозначно трактуется, как «соответствующего» той форме продовольственного обеспечения, которая предусмотрена ч-1 ст. 14 ФЗ РФ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ (ред.22.04.2005г.) для «соответствующей» категории военнослужащих.

Тогда в рассматриваемом правоотношении истец - лицо, проходившее военную службу в качестве офицера, будет соответствовать категории военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и для первого, и для вторых, предусмотрено одинаковое, одно и то же, продовольственное обеспечение именно в форме «выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка по нормам и в сроки, установленные Правительством РФ и в порядке определяемом МО РФ или в соответствии с ФЗ РФ «О Федеральном бюджете» на 2000г. – 2004г. и совместным указанием начальника Тыла ВС РФ и начальника Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ от 8.01.2000г. № 163/1/6 с 1.01.2000г. по настоящее время в размере 20 руб. в сутки или в среднем за каждый месяц в размере 608,33 руб.

Именно такую в размере 608,33 руб. компенсацию стоимости продовольст-венного пайка по состоянию и на 1.01.2000г., и на 1.01.2001г., и на 1.01.2002г., и на 1.01.2003г., и на 1.01.2004г., 01.01.2005 г., 01.01.2006 г., 01.01.2007 г. и на дату судебного разбирательства истец получал и продолжает получать именно в строгом соответствии с действующим законодательством и никаких других законных оснований для перерасчета его пенсии, исходя из суточной нормы довольствия, установленной по общевойсковому продовольственному пайку по ценам на продовольственные товары, существующим к оспариваемым датам, не имелось и не имеется. Тем более, что и предложенный им порядок расчета стоимости продовольственного обеспечения относим только для организации питания по месту военной службы, в подавляющем большинстве, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Другие доводы истца о том, что он имеет право и на индексацию недополученных сумм пенсий с учетом изменения индекса потребительских цен по <данные изъяты> также признаются судом надуманными, прежде всего потому, что перед истцом у <данные изъяты> никакой задолженности по недополученным суммам пенсий нет. А кроме того, положения Закона РСФСР от 24.10.1991г. № 1799-1 (ред. 24.12.1993г.) в полной мере заменяются положениями ст. 49 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 (ред. 29.05.2002г.), предусматривающей все возможные основания к перерасчету ранее назначенных пенсий, именно в целях увеличения денежных доходов военных пенсионеров в связи с ростом потребительских цен

и в силу этого, никакой другой «дополнительный» метод государственного регулирования доходов граждан, в рассматриваемом правоотношении не применим.

При таких обстоятельствах, суд и пришел к выводу о необходимости отказа истцу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату <адрес> о взыскании задолженности с учетом реальной стоимости продовольственного пайка и взыскании задолженности с учетом изменения индекса потребительских цен по <адрес>, компенсации морального вреда– отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в <адрес> через Октябрьский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 марта 2011 года.

С у д ь я –