об обязании исполнить нормы действующего законодательства



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«17» марта 2011 года

Октябрьский районный суд <адрес>

В составе: судьи Величко Е.В.

При секретаре Бякова Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФБЛПУ УЧ 398/19 ФИО1 ГУФСИН, Главному управлению ФСИН

России по <адрес> о признании незаконным бездействие и и обязании исполнить требования действующего законодательства РФ

У с т а н о в и л :

Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> обратился в суд с иском к ФБЛПУ УЧ 398/19 ФИО1 ГУФСИН, Главному управлению ФСИН России по <адрес> о признании незаконным бездействие и и обязании исполнить требования действующего законодательства РФ в связи с тем, что в ноябре 2010 года была проведена проверка требований действующего уголовно-исполнительного законодательства РФ в части соблюдения прав лиц, содержащихся в ФБЛПУ УЧ 398/19 ФИО1 по РО на материально-бытовое обеспечение. На момент проведения проверки в УЧ 398/19 при лимите наполнения 550 человек отбывали наказание 596 осужденных. В связи с тем, что фактическое количество осужденных выше максимальной численности лиц, которые могут находится в указанном лечебно-профилактическом исправительном учреждении, допускаются случаи нарушения предусмотренной ст. 99 УИК РФ нормы жилой площади на одного осужденного - 5 кв.м. При проведении проверки в УЧ-398/19 установлено, что:

в отряде хозяйственного обслуживания площадью 187,8 кв.м. содержится 38
осужденных, на одного осужденного приходится 4,94 кв.м. жилой площади;

в первом туберкулёзном отделении площадью 697,8 кв.м. содержится 213

осуждённых, на одного осуждённого приходится 3,3 кв.м. жилой площади;

во втором туберкулёзном отделении площадью 248,2 кв.м. содержится 79

осуждённых, на одного осуждённого приходится 3,1 кв.м. жилой площади;

в хирургическом отделении площадью 239,9 кв.м. содержится 88

осуждённых, на одного осуждённого приходится 2,7 кв.м. жилой площади;

в терапевтическом отделении площадью 187,5 кв.м. содержится 58

осуждённых, на одного осуждённого приходится 3,2 кв.м. жилой площади;

в психоневрологическом отделении площадью 114,8 кв.м. содержится 27

осуждённых, на одного осуждённого приходится 4,3 кв.м. жилой площади;

в инфекционном отделении площадью 63,8 кв.м. содержится 11 осуждённых,
на одного осуждённого приходится 10,38 кв.м. жилой площади;

в туберкулёзном женском отделении площадью 144,62 кв.м. содержится 15
осуждённых, на одну осуждённую приходится 9,6 кв.м. жилой площади;

в соматическом женском отделении площадью 357,8 кв.м. содержится 32

осуждённых, на одну осуждённую приходится 11,8 кв.м. жилой площади;

в отделении для ВИЧ-инфицированных площадью 100,9 кв.м. содержится 46
осуждённых, на одного осуждённого приходится 2,19 кв.м. жилой площади.

Таким образом, норма жилой площади в указанных лечебных отделениях и отряде не соответствует требованию ст. 99 УИК РФ.

Несмотря на то, что осужденные обеспечены индивидуальным спальным местом и спальными принадлежностями, переполненность осужденных в отделениях и отряде порождает нехватку сантехнических приборов, приводит к уменьшению времени, которое может быть использовано осужденными на санитарно-гигиенические нужды.

В силу п. 10 Положения об отряде осужденных исправительного учреждения ФСИН, утвержденного ФИО3 Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, отряд обеспечивается отдельными жилыми и коммунально-бытовыми помещениями с учетом требований действующего законодательства и нормативных актов Минюста России.

В нарушение инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Рос сии, утвержденной ФИО3 Министерства Юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, количество сантехнических приборов в лечебных отделениях не соответствует количеству осужденных.

Например, во втором туберкулёзном отделении, в котором содержатся 64 осужденных, имеется лишь 3 унитаза и 3 умывальника, тогда как по норме их должно быть не менее 1 на 15 человек. Аналогичные нарушения имеются и в других лечебных отделениях и отряде хозяйственного обслуживания.

Также в УЧ-398/19 не соблюдаются требования, установленные ФИО3 ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», согласно которым на каждого находящегося в лечебном отделении больницы заключённого должно приходиться по одной тумбочке и по одному табурету.

Так, в нарушение требований данного ФИО3 в УЧ-398/19 в пользование осуждённым выданы 501 тумбочка и 495 табуретов, в связи с чем 95 осужденных не обеспечены тумбочками и 101 осужденный - табуретами.

Ранее в ходе проводимых Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> уже выявлялись аналогичные нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения норм материально-бытового обеспечения осужденных, в связи с чем, в адрес начальника УЧ-398/19 неоднократно вносились представления с требованием устранить нарушения закона. Однако администрацией учреждения действенных мер к устранению данных нарушений не принято. Неисполнение УЧ-398/19 требований федерального законодательства, нарушает права и свободы граждан, которые в соответствии со ст. 2 Конституции РФ являются высшей ценностью государства.

Кроме того, неисполнение указанных требований закона порождает обоснованные обращения осуждённых в Европейский суд по правам человека, и, зачастую, решения выносятся в их пользу, что приводит к выплатам из бюджета значительных сумм денежного средств.

Таким образом, неисполнением требований закона наносится ущерб не только правам и законным интересам осуждённых, но и подрывает авторитет государства в глазах его граждан, а также авторитет Российской Федерации на международном уровне. Поэтому прокурор просит признать незаконным бездействие ФБЛПУ УЧ 398/19 ФИО1 по РО в части обеспечения осужденных, содержащихся в УЧ 398/19, нормой жилой площади не мене 5 кв.м., табуретами, тумбочками, сантехническими приборами и обязать ФБЛПУ УЧ 398/19 ФИО1 России по РО исполнить требования ст. 99 УИК РФ и обеспечить осужденных соответствующей жилой площадью, табуретами, тумбочками, сантехническими приборами.

Позже прокурор уточнил исковые требования. В соответствии со ст. 7 Закона РФ № территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ № учреждения, исполняющие наказания, руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим исполнение уголовных наказаний.

Согласно ст. 75 УИК РФ осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами. Порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с п.п. 10, 13, 16, 18 «Инструкции о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения», утверждённой ФИО3 Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, перевод осужденных в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, осуществляется по указаниям руководства территориальных органов ФСИН России, по отношению к исправительным учреждениям РО по указанию ГУФСИН России по РО. По этой причине, количество осужденных, отбывающих наказание в лечебно-профилактическом исправительном учреждении УЧ-398/19 напрямую зависит от указаний ГУФСИН России по <адрес>.

Статьёй 158 БК РФ предусмотрены бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств, а именно:

Распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1)осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, введении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия
главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

ФИО2 по <адрес> является распорядителем бюджетных средств в отношении УЧ-398/19, то финансирование, поступающее в исправительное учреждение, напрямую зависит от распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, обеспечение исполнения требований ст. 99 УИК РФ возложено на УЧ-398/19 и ГУФСИН России по <адрес>.

ГУФСИН России по <адрес> обязано:

выделять бюджетные ассигнования получателю бюджетных средств -
УЧ-398/19 в размере позволяющем обеспечить исполнение указанным учреждением требований ст. 99 УИК РФ;

переводить в УЧ-398/19 такое количество осужденных, при котором воз
можно исполнение исправительным учреждением требований ст.99 УИК РФ;

обеспечить УЧ-398/19 тумбочками и табуретами в соответствии с количеством осужденных, отбывающих наказание УЧ-398/19.

УЧ-398/19 обязано:

обеспечения осужденных, содержащихся в указанном исправитель
ном учреждении, нормой жилой площади не менее пяти кв. м. на одного осужденного;

табуретами и тумбочками по норме, установленной ФИО3 ФСИН
России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения
и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-
исполнительной системы»;

комнатами для воспитательной работы, в соответствии с требования
ми Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении
норм создания материально-технической базы для организации воспитательной
работы с осужденными в исправительных учреждениях»;

сантехническими приборами по нормам утверждённым приказом
Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №-дсп (1 умывальник, 1 унитаз и 0,4 м лоткового писсуара на 15 человек). Поэтому прокурор просит признать незаконным бездействие ФБЛПУ УЧ-398/19 ФИО1 по <адрес> и ГУФСИН России по Ростовской области в части в части обеспечения осужденных, содержащихся в УЧ-398/19, нормой жилой площади не менее пяти кв.м., табуретами, тумбочками,

сантехническими приборами. Обязать ФБЛПУ УЧ-398/19 ФИО1 по <адрес> и ГУФСИН России по <адрес> исполнить требования ст.
99 УИК РФ и обеспечить осужденных соответствующей жилой площадью, табуретами, тумбочками, сантехническими приборами.

В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования и просил исковые требования удовлетворить.

Представители ответчиков- ФБЛПУ УЧ-398/19 ФИО1 по <адрес> и ГУФСИН России- по доверенностям в судебном заседании исковые требования не признали и просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав стороны, изучив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат отклонению.

Согласно ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

В судебном заседании установлено, что во исполнение указаний ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № от 10.03.2з10 г № ФБЛПУ УЧ-398/19 ФИО1 по <адрес> утверждена среднесписочная численность спецконтингента на 2010 год в количестве 550 единиц и установлен лимит штатной численности персонала из числа осужденных, задействованных на выполнении работ по хозяйственному обслуживанию учреждения на 2010 год в количестве 62 единиц (л.д. 32)

На момент проверки Ростовской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях РО в ФБЛПУ УЧ 398/19 содержалось 596 человек. Таким образом на момент проверки лимит наполнения не нарушен, ФИО2 согласно лимита штатной численности, утвержденного ФИО3 по РО от ДД.ММ.ГГГГ № лимит установлен : спецконтингента - 550 единиц, осужденных, задействованных на выполнении работ по хозяйственному обслуживанию - 62 единицы.

Согласно ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров.

Площадь отряда хозобслуживания составляет 187, 8 кв.м. Отбывает наказание 38 осужденных. Следовательно, на одного осужденного приходится 4, 94 кв.м., что находится в пределах нормы жилой площади, приходящейся на 1 осужденного, отбывающего наказание в лечебных исправительных учреждения.

Статьей 99 УИК РФ установлена норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы.

В судебном заседании установлено, что в отношении осужденных, отбывающих именно наказание в виде лишения свободы в ФБЛПУ УЧ 398/19 норма жилой площади не нарушается, т.к. на одного осужденного приходится 4,94 кв.м.

Что же касается лиц спецконтингента, т.е. находящихся именно на лечении, то в отношении указанных лиц норма жилой площади действующим законодательством не определена. На 2010 год был установлен лимит спецконтингента - 550 единиц и указанный лимит не нарушен, т.к. на момент проверки в ФБЛПУ ЦЧ 398/19 находилось 596 осужденных, из которых 38 - отбывают наказание в виде лишения свободы, остальные - 558 находятся на лечении.

С учетом изложенного, суд полагает, что нарушения требований ст. 99 УИК РФ, определяющей нормы жилой площади для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, в ФБЛПУ УЧ 3987/19 не нашло своего подтверждения.

Прокурором также заявлены исковые требования об обязании обеспечить осужденных тумбочками, табуретами, сантехническими приборами.

При этом исковые требования заявлены в связи с нарушением инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной ФИО3 Министерства Юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Суд считает, что и в этой части исковые требования не подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что здания и сооружения, ФБЛПУ УЧ 398/19, в которых содержится спецконтингент и отбывают наказание осужденные к лишению свободы, возведены до 2003 года: 2-е туботделение - 1947 г постройки, отделение хирургии- 1988 г постройки, Соматический корпус- 2001 г постройки, Административное- 1970 г постройки лечебный корпус- 1981 г постройки.

В указанных зданиях, с учетом года постройки, нормы сантехнических приборов не могут соответствовать нормам, предусмотренным инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной ФИО3 Министерства Юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Кроме того, прокурором не представлены суду доказательства, что именно осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в ФБЛПУ УЧ 398/19 не обеспечены табуретами, тумбочками, сантехническими приборами, т.к. при проведении проверки учитывались все лица, находящиеся в учреждении, а не осужденные, отбывающие наказание в учреждении. К тому же ФБЛПУ УЧ 398/19 в судебное заседание представлены доказательства, что в помещениях учреждения находится 501 тумбочка.

Согласно ст. 56 ч.1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С учетом всех представленных доказательств, суд считает, что со стороны ответчиков нарушений требований ст. 99 УИК РФ в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы не установлено, поэтому заявленные исковые требования подлежат отклонению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> к ФБЛПУ УЧ 398/19 ФИО1 ГУФСИН, Главному управлению ФСИН

России по <адрес> о признании незаконным бездействие и и обязании исполнить требования действующего законодательства РФ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья :