Р е ш е н и е
Именем Российской Федерации
26 мая 2011г.
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
пред-щего судьи Соломахиной Е.А.
с участием адвоката Ожибесова С.Б.
при секретаре: Кравчук И.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату <адрес>, <адрес> экспертизы об установлении факта получения ранения в период прохождения военной службы, изменении формулировки причины инвалидности и признании права на получение пенсии по инвалидности в связи с военной травмой,
Установил:
Истец обратился в суд с иском об установлении факта получения ранения в период прохождения военной службы, изменении формулировки причины инвалидности и признании права на получение пенсии по инвалидности в связи с военной травмой, по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в военный комиссариат <адрес> с заявлением о продлении ему выплат пенсии МО РФ в связи с переездом из <адрес> на постоянное место жительства в <адрес>.
При прохождении повторной медико-социальной экспертизы в МУЗ ЦРБ <адрес> <адрес> ему была назначена 2 группа инвалидности с указанием причины –общее заболевание.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в <адрес>» с требованием изменить формулировку причины инвалидности с «общее заболевание» на «военную травму», однако ему было отказано, поскольку ФИО1 проходил службу не на территории РФ.
Истец считает, что он относится к категории лиц, в отношении которых федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении инвалидности и ее причин, а причина инвалидности «военная травма» определяется по прямым последствиям вышеуказанных увечий, заболеваний, независимо от срока обращения граждан в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы. Факт получения увечья, заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами, в том числе свидетельством о болезни.
Причина инвалидности истцу была установлена- «военная травма», что подтверждается свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельством о болезни от ДД.ММ.ГГГГ № и фактически не оспаривается комиссией МУЗ ЦРБ <адрес> <адрес>, где в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что инвалидность наступила в результате огнестрельного ранения.
Истец просил установить факт получения им осколочно-пулевого ранения в период прохождения военной службы, обязать изменить формулировку причины инвалидности, признать за ним право на получение пенсии МО РФ в связи с военной травмой.
В судебном заседании истец и его представитель требования поддержали и просил удовлетворить, дали объяснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика, по доверенности ФИО6 в суде требования не признал, пояснив, что ФИО1, установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию. Руководителем экспертного состава № ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» дан ответ ФИО1 (от ДД.ММ.ГГГГ исх. №) о том, что в связи с полученными разъяснениями ЦВВК МО РФ изменить причину инвалидности «общее заболевание» на причину, указанную в свидетельстве о болезни № «настоящее осколочно – пулевое ранение получил во время несения военной службы, защиты границ <адрес>» не представляется возможным, т.к. истец уволен из Вооруженных Сил <адрес>, а потому ему необходимо обращаться для решения вопроса о причинной связи его ранения с военной службой в соответствии с законодательством и нормативными документами этого государства.
Суд, изучив материалы дела, выслушав стороны, считает заявленные требования необоснованными и подлежащими отклонению.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей» Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:
а) на следующие категории лиц:
лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;
б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах – бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Статьей 19 Закона от 12февраля1993года №4468 – 1 определено, что право на пенсию по инвалидности имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.
Руководствуясь требованиями статьи 20 Закона от 12февраля1993года №4468 – 1 группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико – социальной экспертизы.
Судом установлено, что ФИО2 является инвалидом 2 группы с причиной инвалидности «общее заболевание», бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ -2008 №.
Из материалов пенсионного дела усматривается, что ФИО2 в связи с наличием инвалидности была выплачена пенсия по январь 2009 года включительно.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № направлено письмо военного комиссариата <адрес> ФПО о том, что в адрес военного комиссариата <адрес> высылается дело ФИО2, а также указано, что выплата пенсии произведена по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о болезни № (перевод с армянского языка) от ДД.ММ.ГГГГ Центральной военно – медицинской комиссии Министерства Обороны <адрес> установлена причинная связь болезни, ранения, травмы, контузии: настоящее осколочно – пулевое ранение истец получил во время несения военной службы, защиты границ <адрес>.
Из выписки административного акта № усматривается, что истцу установлена вторая группа инвалидности, ранение получено при несении военной службы, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ, срок повторной экспертизы ДД.ММ.ГГГГ (перевод с армянского языка).
Для уточнения причины инвалидности ФИО1 руководителем экспертного состава № ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» были направлены документы в ЦВВК МО РФ.
В письме председателя 1 Центральной Военно – Врачебной Комиссии указано, что согласно Положения «О военно – врачебной экспертизе», утвержденному постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123 органы военно – врачебной экспертизы, и ЦВВК МО РФ, в том числе устанавливают причинную связь ранений, контузий, травм, увечий, заболеваний у военнослужащих (граждан проходивших военную службу) Вооруженных Сил Российской <адрес>.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1 действительно получил ранение в 1992 году, т.е. в период прохождения военной службы в Министерстве обороны <адрес>.
Установлено, что истец обратился в ФГУ «ГБ МСЭ по <адрес>» № с просьбой изменить формулировку причины инвалидности на «военная травма», однако ему было отказано, в связи с тем, что изменить причину инвалидности «общее заболевание» на причину, указанную в свидетельстве о болезни № «настоящее осколочно – пулевое ранение получил во время несения военной службы, защиты границ <адрес>» не представляется возможным.
Начальником ВВК 1602 ОВКГ дан ответ начальнику отдела военного комиссариата <адрес> и <адрес> о том, что ФИО1 необходимо обращаться в штатные органы военно – врачебной экспертизы суверенного государства, из Вооруженных Сил которого он был уволен, для решения вопроса о причинной связи его ранения с военной службой в соответствии с законодательством и нормативными документами этого государства.
Согласно справки МСЭ-2009 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО1, установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию.
В соответствии со статьей 21 Закона от 12февраля1993года №4468 – 1 инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:
а) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;
б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), – лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.
По мнению суда, оснований для выплаты пенсии истцу по линии МО РФ не имеется, поскольку в настоящее время не установлена причина инвалидности, связанная со временем исполнения военной службы.
Более того, суд считает, что военный комиссариат <адрес> не относится к перечню организаций, определенных статьей 20 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468 – 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей»
По мнению суда, доводы истца о том, что ЦВВК МО РФ выносить экспертные заключения в отношении военнослужащих независимых иностранных государств, несостоятельны, поскольку вынести заключение о причинной связи ранения ФИО1 у данной организации не имеет возможности.
При таком положении, суд считает, что в настоящее время не установлена причина инвалидности, связанная со временем исполнения военной службы, поэтому оснований для назначения и выплаты пенсии истцу по линии Министерства обороны РФ не имеется.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату <адрес>, <адрес> бюро медико-социальной экспертизы об установлении факта получения ранения в период прохождения военной службы, изменении формулировки причины инвалидности и признании права на получение пенсии по инвалидности в связи с военной травмой,
отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> через Октябрьский районный суд <адрес> в течение десяти дней.
Решение в окончательной форме изготовлено 3 июня 2011 года.
С у д ь я -