о признании права пользования служебным жилым помещение, обязании зарегистрировать по месту жительства.



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011 года Октябрьский районный суд <адрес>

в составе:

судьи Соломахиной Е.А.

с участием прокурора Айдиновой Л.П.

при секретаре Кравчук И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района», 3-и лица ФБУ «Управление <данные изъяты> УФМС по <адрес>, отдел образования <адрес>, ФГУ «<данные изъяты> территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права пользования служебным жилым помещением, обязании зарегистрировать по месту жительства, и по иску Министерства обороны РФ к ФИО1, ФИО2 о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и выселении,

Установил:

ФИО1, ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО4 обратились в суд с иском к ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района», 3-и лица ФБУ «<данные изъяты>», УФМС по <адрес>, отдел образования <адрес>, ФГУ «<данные изъяты> территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права пользования служебным жилым помещением, обязании зарегистрировать по месту жительства.

В обоснование заявленных требований истцы сослались на то, что на основании решения гарнизонной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ во вновь вводимом в эксплуатацию 50-ти квартирном жилом доме по <адрес> (стр. шифр 24009/3) при распределении жилой площади между частями <адрес> гарнизона ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» была распределена двухкомнатная квартира общей площадью 53,42 кв.м., в том числе жилой площадью 27,23 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ в ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» исх. поступило разрешение начальника КЭУ <данные изъяты> на распределение ФИО1 – юрисконсульту указанной служебной квартиры.

На основании данного разрешения ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника КЭЧ ФИО1 было подано заявление о предоставлении ей на состав семьи 3 человека служебной <адрес>.

Получив согласие начальника ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были сданы все необходимые документы для оформления списка распределения жилой площади по форме , который был подписан начальником ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района», начальником КЭУ <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ председателем жилищной комиссии гарнизона <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» поступило сообщение председателя жилищной комиссии гарнизона об отказе в дальнейшем подписании списка распределения жилой площади на том основании, что ФИО1 не относится к категории работников, которым может быть предоставлено служебное помещение, на квартиру не оформлено право оперативного управления, квартира не прошла регистрацию в <данные изъяты>.

Не согласившись с отказом ФИО1 обратилась в суд.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано. При этом суд установил, что список распределения был оформлен по форме , тогда как при наличии в списке лиц гражданского персонала список распределения должен оформлен согласно Приложению к Инструкции. Подписание списка по форме в полномочия председателя жилищной комиссии гарнизона не входит, так как в форме этого списка не предусмотрена подпись данного должностного лица, следовательно на нем не лежит обязанность по согласованию списка распределения жилья лицам гражданского персонала МО РФ.

ДД.ММ.ГГГГ, с учётом выводов решения суда, ФИО1 подала рапорт на имя начальника ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» об оформлении списка распределения жилой площади по <адрес> В, <адрес> по форме согласно Приложению к Инструкции, т.е. по форме, в которой отсутствует подпись председателя жилищной комиссии <адрес> гарнизона.

ДД.ММ.ГГГГ список распределения жилья по форме, предусмотренной Приложением к Инструкции был оформлен и пописан всеми должностными лицами, указанными в форме данного списка. Пунктом 37 Инструкции предусматривается, что утверждённые списки распределения являются основанием для оформления ордеров.

ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» был заключен договор найма служебной жилого помещения с ФИО1 на <адрес>.

На основании заключенного договора ФИО1 и члены её семьи вселились в квартиру и проживают до настоящего времени. Однако зарегистрироваться они не могут, т.к. начальнику ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» было запрещено начальником СК КЭУ (т) принимать какие-либо действия в отношении <адрес>, в том числе и разрешение на регистрацию в квартире, в связи с проведением проверки законности распределения квартиры ФИО1

Истцы считают, что квартира распределена законно, т.к. в соответствии с «Отраслевым соглашением между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооружённых Сил России и Министерством обороны РФ на 2008-2010 годы», заключенным ДД.ММ.ГГГГ и утверждённым Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооружённых Сил РФ, п. 64 которого предусматривается, что работники из числа гражданского персонала Вооружённых Сил РФ обеспечиваются по месту работы жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. При этом в соглашении не содержатся ограничения по предоставлению служебных жилых помещений гражданскому персоналу Вооружённых Сил РФ в зависимости от занимаемой должности. Спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, т.к. ФИО5 начальника ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> В включена в число служебных.

В соответствии с п. 24 ФИО5 СССР от 1977 г. "О введении в действие Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота" и ФИО5 РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооружённых силах Российской Федерации" на начальника КЭЧ возложена обязанность по оформлению в установленном порядке ордеров на заселение жилой площади, а также возложены все вопросы, касающиеся выдачи ордеров и предоставления квартир.

Список распределения <адрес> ФИО1 утверждён начальником <адрес> гарнизона ДД.ММ.ГГГГ и на основании указанного списка распределения начальником ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» правомерно оформлен договор найма служебного жилого помещения с ФИО1

Истцы считают, что они вселились в <адрес> на законных основаниях, проживают на законных основаниях, проживают на основании договора найма служебного жилого помещения, поэтому приобрели право пользования жилым помещением и подлежат регистрации по месту жительства.

Отсутствие регистрации препятствует истцам осуществлению своих законных прав и охраняемых интересов. Поэтому истцы просят признать за ними право пользования служебным жилым помещением – квартирой по <адрес> и обязать начальника ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» зарегистрировать их по месту жительства.

3-е лицо, Министерство обороны РФ, обратилось с самостоятельными исковыми требованиями к ФИО1, ФИО2 о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и выселении по тем основаниям, что спорная <адрес> решением жилищной комиссии <адрес> гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ во вновь вводимом в эксплуатацию жилом доме была распределена для лиц непосредственно связанных с эксплуатацией жилищно-казарменного фонда ГУ «<данные изъяты> КЭЧ района» в счёт 3%.

В декабре 2006 года председателем жилищной комиссии <адрес> гарнизона в адрес начальника ГУ «<адрес> КЭЧ района» было направлено уведомление о выделении указанной квартиры, а также с требованием в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить документы кандидатов в жилищную группу ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» для последующего рассмотрения вопроса по распределению указанной квартиры нуждающимся кандидатам.

В соответствии с п. 64 "Отраслевого соглашения между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооружённых Сил России и Министерством обороны РФ на 2008-2010 годы" специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, необеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или ближайших населённых пунктах.

Учет работников из числа гражданского персонала, нуждающихся в получении специализированных жилых помещений, осуществляется по месту работы (службы) командирами воинских частей.

КЭЧ районов не являются воинскими частями. Предоставление специализированных жилых помещений и выселение из них осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Принятие работников из числа гражданского персонала на учёт по месту работы (службы) в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма не допускается.

В соответствии с пунктами 1,2 типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищной фонде, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 года № 897, под служебным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания сотрудников и работников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органом по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, должностных лиц таможенных органов РФ которые в связи с характером исполнения служебных обязанностей (обязанностей военной службы) должны проживать по месту службы (военной службы) или в непосредственной близости от него.

Согласно положения о регулировании жилищных отношений на территории <адрес> (Приложение к решению городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ) определен Перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в муниципальном жилом фонде. ФИО1 к такой категории работников не относится.

В Вооружённых силах РФ порядок обеспечения жилыми помещениями установлен Инструкцией "О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ", утверждённой ФИО5 РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Начальником службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ за исх. от ДД.ММ.ГГГГ в целях единообразного применения Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок заселения жилых помещений, поступающих за счёт всех источников в Министерстве обороны РФ.

В соответствии с пунктом 20 Инструкции, введённой в действие ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, работники из числа гражданского персонала Вооружённых сил РФ, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 37 Инструкции, распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с пунктом 43 Инструкции предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Жилищной комиссией <адрес> гарнизона вопрос о предоставлении ФИО1 спорного жилого помещения – <адрес> не рассматривался.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обращалась к председателю жилищной комиссии <адрес> гарнизона по вопросу подписания списка распределения на <адрес> в <адрес>, согласно которому квартира была распределена ФИО1, но в связи с тем, что юрисконсульт не относится к категории служащих гражданского персонала, имеющих право на предоставление служебного помещения, ей было отказано в согласовании списка.

Законность отказа была подтверждена решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, <адрес> не является служебной, т.к. порядок отнесения жилого помещения к определенному виду помещений специализированного жилищного фонда, предусмотренный Правилами отнесения жилого помещения, к специализированному жилищному фонду, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, соблюден не был, а также решение начальником КЭУ <данные изъяты>, в соответствии с п. 13,14 Правил об отнесении <адрес> к специализированному жилищному фонду, не принималось.

Начальником СК КЭУ (т) ДД.ММ.ГГГГ издан ФИО5 «О признании незаконным с момента издания и отмене ФИО5 начальника Второй <адрес> КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилого помещения в специализированный фонд <адрес> Горшкова 6 в (стр. шифр 24009, 24009/2, 24009/)».

ФИО5 начальника <адрес> гарнизона от 12 июля. 2010 г. «О внесении дополнений в ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ» признан незаконным и отменен список распределения ФИО1 служебного жилого помещения во вновь вводимом в эксплуатацию жилом доме по адресу <адрес> в <адрес> (стр. шифр 24009/3) от ДД.ММ.ГГГГ, утверждённый начальником <адрес> гарнизона генерал-лейтенантом А. Вербицким.

Правообладателем <адрес> является ФГУ «Управление <данные изъяты>» согласно выписки ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

Начальник ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» действовал от имени ФГУ «Управление <данные изъяты>» на основании доверенности, выданной Командующим войсками <данные изъяты>, срок действия которой истек ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ФИО5 Командующего войсками СКВО от ДД.ММ.ГГГГ подполковник ФИО9 уволен в запас по достижению предельного возраста. Поэтому договор найма служебного жилого помещения, подписанный начальником ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» ФИО9 является незаконным, как подписанный лицом, не имеющим полномочий для заключения договора.

В связи с изложенным, Министерство обороны РФ просило признать недействительным договор найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ расположенного по адресу <адрес>, заключенный между ФИО1 и начальником Второй <адрес> КЭЧ района и выселить ФИО1, ФИО2 и несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 из <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования и просила заявленные исковые требования удовлетворить, а исковые требования Министерства обороны РФ просила отклонить.

ФИО2 в судебное заседание не явился. О дате рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о чем имеется расписка, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие ФИО2, извещенного надлежащим образом, но не явившегося без уважительных причин, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» представителя в судебное заседание не направило. О дате рассмотрения дела ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» района извещёно надлежащим образом, о чем имеется расписка. Дело рассмотрено в отсутствие ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района», извещенного надлежащим образом, но не направившего представителя без уважительных причин, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Министерство обороны РФ, представителя в судебное заседание не направило. О дате рассмотрения дела Министерство обороны РФ извещёно надлежащим образом, о чем имеется расписка. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства обороны РФ, извещенного надлежащим образом, но не явившегося без уважительных причин, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель 3-го лица ФБУ «Управление <данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о чем имеется расписка. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ФБУ «Управление <данные изъяты>», извещенного надлежащим образом, но не явившегося без уважительных причин, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

ФГУ «<данные изъяты> территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в судебное заседание представителя не направило, о дате рассмотрения дела извещёно надлежащим образом, о чем имеется расписка. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ФГУ «<данные изъяты> управление имущественных отношений» МО РФ, извещенного надлежащим образом, но не явившегося без уважительных причин, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представители 3-их лиц: УФМС России по <данные изъяты>, отдел образования <адрес> представили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей 3-х лиц.

Выслушав ФИО1, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования ФИО1 и ФИО2, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 о признании права пользования служебным жилым помещением и обязании зарегистрировать их по месту жительства подлежащими удовлетворению. Исковые требования Министерства обороны РФ к ФИО1, ФИО2 о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и выселении, подлежащими отклонению.

В судебном заседании установлено, что решением жилищной комиссии <адрес> гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ во вновь вводимом в эксплуатацию 50-ти квартирном жилом доме по <адрес> (стр. шифр 24009/3), при распределении жилой площади между частями <адрес> гарнизона, ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» была распределена служебная двухкомнатная квартира, общей площадью 53, 42 кв.м., жилой – 27,23 кв.м. (л.д. 99 Том 1)

Согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» нарушение требований Жилищного кодекса РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения, с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 ЖК РФ и части 2 статьи 99 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительным и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Требования о признании недействительным решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).

В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» - орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определённому виду жилого помещения специализированного жилищного либо об отказе в таком отнесении.

В целях единообразного применения вышеуказанного Постановления Правительства РФ, начальником службы расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации за исх. от ДД.ММ.ГГГГ было дано разъяснение, что «органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом» является квартирно-эксплуатационная часть района (КЭЧ района) (л.д.23, л.д.103 том1)

В соответствии с данным разъяснением, начальником ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» был издан ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд <адрес> (стр. шифр 24009, 24009/2, 24009/3).(л.д.23 Том 1)

Частью 2 данного ФИО5 двухкомнатная <адрес> в <адрес> включена в разряд специализированного жилищного фонда.

Согласно вышеуказанным разъяснениям начальника службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ, принятое начальником КЭЧ решение об отнесении жилых помещений к специализированному жилищному фонду по подчиненности полежало направлению соответствующему начальнику квартирно-эксплуатационного управления для утверждения.

В соответствии с журналом исходящих документов ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника КЭУ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ за исх. были направлены сведения о формировании служебного жилого фонда ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» с приложением ФИО5 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд» на 12 листах для утверждения.(л.д.121-125 Том1)

Данные обстоятельства также подтверждаются ответом начальника ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» от ДД.ММ.ГГГГ исх. на запрос суда с приложением копий страниц журнала(л.д.128 Том1)

Пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определённому виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»» государственной регистрации подлежат только вещные права – право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132 и 164 гражданского кодекса РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Государственная регистрация решений органа управления по включению квартир в число специализированного жилищного фонда данным Федеральным законом не предусмотрена.

Как следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх. .01-12/811, решение собственника жилого помещения о включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд или исключении жилого помещения из указанного фонда, не подлежит регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, следовательно, ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «О включении жилого помещения в специализированный жилищный фонд <адрес> (стр. шифр 24009, 24009/2,24009/3)», изданный начальником ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района», государственной регистрации не подлежал.

Из ответа Главного квартирно-эксплуатационного управления за исх. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно сведениям автоматизированной информационной системы контроля за формированием фонда служебных помещений в Министерстве обороны РФ <адрес> в <адрес> находиться в федеральной собственности и отнесена к специализированному жилищному фонду (л.д. 130 Том1)

С учётом установленных обстоятельств, суд не может согласиться с доводами Министерства обороны РФ о том, что <адрес> в <адрес> не включена в число специализированного жилищного фонда т.к. при принятии решения о включении спорной квартиры в разряд специализированного жилищного фонда должностными лицами ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» были допущены нарушения установленного порядка.

Министерством обороны РФ не представлено доказательств, что начальник КЭУ СКВО в системе Министерства обороны РФ в декабре 2006 года являлся органом, осуществляющим управление государственным жилищным фондом и правомочен был выносить решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд. Доказательств принятия собственником спорной квартиры- Министерством обороны РФ- решения об исключении <адрес> из разряда специализированного жилищного фонда, суду также не представлено.

Доводы Министерства обороны РФ об отсутствии ФИО1 права на предоставление ей служебного жилого помещения в связи с тем, что должность «юрисконсульт» не относится к категории гражданского персонала, имеющего право на предоставление служебного помещения, отклоняется судом на основании следующего.

Согласно статье 93 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений … с государственным учреждением…., частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ установлено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений.

Частью 2 статьи 99 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 состоит в трудовых отношениях с ответчиком ФГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района», жилого помещения по месту работы в <адрес> не имеет. Данное обстоятельство не оспаривалось сторонами по делу, доказательств иного не представлено.(л.д.24 Том1)

В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 104 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предоставляются категориям граждан, которые устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации.

В Министерстве обороны Российской Федерации порядок предоставления служебных жилых помещений гражданскому персоналу Вооружённых Сил РФ установлен ФИО5 РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об отраслевом соглашении между Федерацией профсоюзов рабочих и служащих Вооружённых сил России и Министерством обороны РФ на 2008-2010 г.» (том 1 л.д. 96).

Пунктом 64 данного ФИО5 предусмотрено, что работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ обеспечиваются по месту работы (службы) жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жильем в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах, учет работников из числа гражданского персонала, нуждающихся в получении специализированных жилых помещений, осуществляется по месту работы (службы) командирами воинских частей.

Частью 1 данного ФИО5 также предусмотрено, что ни одна из сторон в одностороннем порядке не может в течение установленного срока действия Соглашения прекратить выполнение принятых обязательств.

Таким образом, указанным ФИО5 не предусмотрено ограничений предоставления служебной жилой площади гражданскому персоналу Вооружённых сил РФ в зависимости от занимаемой должности. Основанием для предоставления служебных жилых помещений указано отсутствие жилья в населенном пункте по месту дислокации воинской части или близлежащих населенных пунктах.

Суд критически относится к утверждению представителя Министерства обороны РФ, что начальник ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» при заключении договоров социального (служебного) найма должен действовать от имени ФГУ «Управление <данные изъяты>» на основании выданной доверенности.

В судебном заседании установлено, что согласно имеющегося в материалах дела ответа Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилой дом по <адрес> в <адрес> находится в федеральной собственности и закреплен на праве оперативного управления за ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района».(л.д.173 том1)

Согласно имеющемуся в материалах дела Положению, утверждённому ФИО5 начальника КЭУ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ - Вторая <адрес> КЭЧ района является юридическим лицом, руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей и организаций, приписанных к КЭЧ района; ответственность за организацию, эксплуатацию, своевременное производство ремонта и учёт казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, а также за обеспечение квартирным довольствием возлагаются на начальника КЭЧ района; на начальника КЭЧ возложена обязанность вести учёт всей жилой площади, закрепленной за гарнизонами; начальник КЭЧ имеет право совершать все разрешённые законом сделки, заключать и подписывать договоры, регистрировать их в компетентных органах Российской Федерации в установленном законе порядке (л.д. 72 Том 1).

В соответствии со ст. 100 Жилищного кодекса РФ, по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно пункта 24 ФИО5 СССР 1977 года - обязанность по оформлению в установленном порядке ордеров на заселение жилой площади возложена на начальника КЭЧ. Другие лица, имеющие право на оформление ордеров, в данном ФИО5 не указаны. На сегодняшний день в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, выдача ордера заменена непосредственным заключением соответствующего договора найма. ФИО5 РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция, которая возлагает на начальника КЭЧ все вопросы, касающиеся выдачи ордеров (заключения договоров найма) и предоставления квартир на территории военных городков, в том числе оформление ордеров на заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений и служебных жилых помещений, выдачи ордеров на жилые помещения, в том числе на служебные.

Таким образом, собственник жилых помещений Министерство обороны РФ уполномочило начальников КЭЧ района оформлять и выдавать договоры социального (служебного) найма путём закрепления данных полномочий в вышеуказанных ФИО5.

Из представленной в материалы дела Выписки из Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним за ФГУ «Управление <данные изъяты>» зарегистрировано право оперативного управления на <адрес> в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.85 Том1)

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что решением жилищной комиссии <адрес> гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ спорная квартира распределена ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» и до ДД.ММ.ГГГГ числилась в федеральной собственности и на праве оперативного управления за ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района», суд приходит к выводу, что начальник указанного государственного учреждения подполковник ФИО9 имел право на заключение договоров социального и служебного найма и действовал от имени самого ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района».

В материалы судебного дела не представлено доказательств, что Министерство обороны РФ каким либо образом уполномочивало ФГУ «Управление <данные изъяты>» на подписание договоров найма от имени Министерства обороны РФ. Не содержится данного указания также ни в одном нормативном документе.

Доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой, по мнению Министерства обороны РФ, начальник Второй <адрес> КЭЧ района должен был действовать при подписании договоров социального (служебного) найма, содержит только полномочия на представление интересов самого ФГУ «Управление <данные изъяты>». Данная доверенность оформлена от имени командующего войсками <данные изъяты> действующего не по доверенности от Министерства обороны РФ, а от имени самого ФГУ «Управление <данные изъяты>». В тексте указанной доверенности отсутствует ссылка на то, что Командующий восками <данные изъяты> уполномочил начальника ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» заключать договоры социального найма от имени собственника Министерства обороны РФ. (л.д.66 том1 )

Имеющаяся в материалах дела доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Командующим войсками <данные изъяты> начальнику ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района», также не содержит полномочий на передачу прав на заключение договоров социального (служебного) найма (л.д.122 Том3).

Не подтверждается материалами дела и противоречит нормам материального права довод Министерства обороны РФ, что начальник ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» подполковник ФИО9, как лицо, уволенное с военной службы на основании ФИО5 Командующего войсками СКВО от ДД.ММ.ГГГГ и в период с ДД.ММ.ГГГГ передающий дела и должность был не уполномочен подписывать от имени ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» служебные документы, в том числе служебный договор найма с ФИО1

Согласно пункта 23 статьи 34 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1237 "Вопросы прохождения военной службы"-военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.

Пунктом 3 статьи 4 вышеуказанного Указа Президента РФ установлено, что день исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) военной службы.

Пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"- окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Согласно имеющейся в материалах дела Выписки из ФИО5 начальника Второй <адрес> КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ –подполковник ФИО9, начальник ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» был исключен из списков личного состава части -ДД.ММ.ГГГГ(л.д. 90 Том 3.

Пунктом 243 главы VIII ФИО5 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 "Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" предусмотрено, что прием (сдача) дел и должности должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность, оформляется актом приема (сдачи) дел и должности (приложение N 13 к настоящему Руководству).

Пунктом 90 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации»- окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта.

Согласно Акта приёма (сдачи) дел и должности, утвержденного ВрИО начальника СК КЭУ(т) ДД.ММ.ГГГГ, сдающий должность начальника ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» ФИО9 дела и должность сдал, а принимающий должность ФИО10 дела и должность принял. (л.д.90, 94 Том3)

Пунктом 241 гл VIII ФИО5 РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 222 "Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации» - руководство хозяйственной деятельностью по подчиненным службам (службе) до окончания приема (сдачи) дел и должности (до утверждения акта) осуществляет сдающий дела и должность.

Руководство хозяйственной деятельностью ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района», в том числе подписание служебных документов до утверждения Акта приёма передачи, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, осуществлял сдающий дела и должность подполковник ФИО9

Следовательно, суд приходит к выводу, что именно сдающий дела и должность начальник ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ-дня утверждения Акта приёма-передачи дел и должности, был уполномочен подписать с ФИО1 служебный договор найма.

Из содержания статьи 174 Гражданского кодекса РФ следует, что, если полномочия органа юридического лица на совершение сделки ограничены учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в законе, и при ее совершении указанный орган вышел за пределы этих ограничений, сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения, в случаях, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанных ограничениях.

В силу указанной статьи, само по себе превышение лицом, совершившим сделку, предоставленных ему полномочий, важное, но недостаточное основание для признание её недействительной. Необходимо также доказать, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать об ограничении полномочий лица. В ином случае, она считается действовавшей разумно и добросовестно в соответствии со ст. 10 ГК РФ.

В связи с этим указанное обстоятельство входит в предмет доказывания по данным делам. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания этого обстоятельства возлагается на истца, заявившего иск о признании оспоримой сделки недействительной.

Доказательств данного обстоятельства в судебное заседание истцом по встречному иску также не представлено.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 служебное жилое помещение было предоставлено в соответствии с порядком предоставления служебных жилых помещений, действующим на момент предоставления служебной <адрес> в <адрес>.

Судом установлено, что <адрес> включена в разряд специализированных жилых помещений в соответствии с существовавшим порядком на момент вынесении такого решения вселение ФИО1 с семьёй произведено в соответствии с законом, на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению суда, на основании изложенного исковые требования ФИО1, ФИО2, действующие в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района», 3-и лица Министерство обороны РФ, ФБУ «Управление <данные изъяты>», УФМС России по <адрес> ФГУ «<данные изъяты> территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права пользования служебной жилой площадью, обязании зарегистрировать по месту жительства подлежат удовлетворению в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и выселении, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

Исковые требования ФИО1, ФИО2, действующие в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4 к ГУ «<адрес> КЭЧ района», 3-и лица Министерство обороны РФ, ФБУ «Управление <данные изъяты>», УФМС России по <адрес>, ФГУ «<данные изъяты> территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о признании права пользования служебной жилой площадью, обязании зарегистрировать по месту жительства - удовлетворить в полном объеме.

В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения и выселении - отказать.

Признать право пользования за ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 служебной жилой площадью, расположенной по адресу: <адрес>

Обязать начальника ГУ «Вторая <адрес> КЭЧ района» зарегистрировать ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по месту жительства по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 7 июля 2011 года.

Судья: