о защите прав потребителей



Дело № 2-4023/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года город Ростов-на-Дону

Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону Асташева Павла Владимировича

при секретаре Келешян А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновой Альфиры Талгатовны к ИП Куренкову М.А. о защите прав потребителей,

у с т а н о в и л:

Семенова А.Ф. обратилась с иском к Куренкову М.А. о защите прав потребителей, в обоснование указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ между истицей и ИП Куренковым М.А. был заключен договор купли-продажи , в соответствии с которым она приобрела металлопластиковые окна, а также комплектующие к ним и аксессуары для монтажа. Указанные окна были установлены в ее квартире по адресу: <адрес> Куренковым М.А. Общая стоимость окон и услуг по монтажу составила в соответствии с коммерческим предложением и договором 38440,23 руб. Указанная сумма была оплачена полностью. Согласно п.10 договора продавец обеспечивает гарантийное обслуживание окон в течение 5 лет. В процессе эксплуатации окон были выявлены дефекты, а именно: не герметичность окон – холодный воздух вместе с пылью и парами газобензиновой смеси, при незначительной силе ветра не задерживаясь, проникает в квартиру сквозь оконные металлопластиковые блоки, установленные в проеме лоджии и в оконном проеме комнаты, кухни. Следовательно, ИП Куренковым М.А. истице был продан товар ненадлежащего качества, в котором выявлен существенный недостаток, а также некачественно произведена установка оконных блоков.

В 2008 году после установки оконных блоков истец неоднократно обращалась к ответчику в пределах пятилетнего срока установленной им гарантии на товар и произведенную работу, однако в устранении недостатков ей не было отказано, но и качественно не было выполнено. Ответчиком было предложно устранить недостатки согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ. После поверхностного устранения недостатков они появились вновь.

На основании статей 4, 5, 18, 20, 23, 29, 31 Закона РФ «О защите прав потребителей», статей 15, 395 ГК РФ истец просит взыскать с ответчика уплаченную за товар сумму в размере 38440 руб., неустойку (пеню) за невыполнение обязательств размере 38440 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания в размере 850,95 руб., 50000 руб. компенсацию морального вреда.

В судебном заседании истец Семенова А.Ф. уточнила исковые требования, мотивировав это тем, что в первоначальном иске был ошибочно указан адрес, по которому установлены окна, <адрес>, однако окна, о которых идет речь в исковом заявлении, установлены по адресу: <адрес>., а также уточнила ответчика – ИП Куренков и увеличила размер суммы, подлежащей взысканию в качестве процента за пользование чужими денежными средствами, до 1769,29 руб.

В судебном заседании истец Семенова А.Ф. поддержала заявленные исковые требования, дала пояснения, аналогичные содержанию исковых заявлений. Также пояснила, что до 2011 года обращалась к ответчику только устно и в телефонном режиме. Письменно истец обратилась к ответчику только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ответчик приехал к истице, устранил недостатки согласно акту , однако они проявились опять. Окна для установки привозил ответчик. Рабочих, которые устанавливали окна, также привозил ответчик. Экспертного заключения о том, что окна ненадлежащего качества, у истицы не имеется.

Представитель истца Маркин В.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ поддержал исковые требования, просил удовлетворить, дал пояснения, аналогичные содержанию исковых заявлений.

Ответчик Куренков М.А. исковые требования не признал, пояснил, что был заключен договор с Семеновой Аллой, как указано в договоре купли-продажи. Семенова Альфира Талгатовна не имеет к этому договору никакого отношения. Кроме того, коммерческое предложение и заказ также оформлены на Семенову Аллу. Основание и предмет исковых требований не соответствуют ни договору, ни действительным обстоятельствам дела. В силу закона о защите прав потребителей, потребитель вправе предъявить к продавцу требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Согласно договора купли-продажи передаваемый товар должен соответствовать по качеству ТУ 5772-001-45479649-97. В данных ТУ срок службы товара установлен 3 года, что не противоречит ГОСТу 30674-99, а также явствует о том, что проданный товар был надлежащего качества, в котором отсутствовали существенные недостатки в течение всего срока службы товара.

Также ответчик пояснил, что сторонами по договору гарантийный срок не установлен, а согласовано лишь гарантийное обслуживание, следовательно, срок службы, а с ним и право на обращение в суд, истек ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, истцом не доказано наличие существенных недостатков в отношении проданного товара. Потребитель вправе предъявить продавцу требования в отношении недостатка товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. В данном случае сведения, подтверждающие, что продавцом был установлен гарантийный срок не металлопластиковые окна, отсутствуют. Ссылка в договоре на обязанность продавца обеспечивать гарантийное обслуживание в течение 5 лет не свидетельствует об установлении гарантийного срока. Согласно Технических условий гарантийный срок службы на оконные блоки устанавливают в договоре на поставку, но не менее трех лет со дня отгрузки изделий изготовителем. Договором гарантийный срок изделий не установлен.

Ответчик заявил ходатайство о пропуске истцом Семеновой А.Т. исковой давности, в связи с чем просил суд в иске Семеновой А.Т. отказать.

Истец и представитель истца против заявленного ходатайства возражали, пояснив, что согласно п. 6 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному ИП, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю. В течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю в случае не установления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору праве предъявить изготовителю (уполномоченному ИП) иные предусмотренные п. 3 ст. 18 настоящего Закона требования или возвратить товар изготовителю (уполномоченному ИП) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы. Истец в течение 5 лет неоднократно обращалась к ответчику с требованием устранить имеющиеся недостатки в конструкциях. Однако до настоящего времени недостатки не устранены. Исковое заявление было подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в течение пяти лет с момента заключения спорного договора.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, исследовав материалы данного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом о защите прав потребителей для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Пунктами 2 статьи 18 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что указанные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, а требования, указанные в абзацах втором и пятом пункта 1 данной статьи, изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. При этом вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Согласно пункту 6 статьи 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В соответствии со статьей 29 18 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

При этом потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона о защите прав потребителей требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

Пунктом 4 статьи 29 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.

Статьей 19 Закона о защите прав потребителей установлены сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара.

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона о защите прав потребителей требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Пунктом 2 статьи 19 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю. Если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (в частности, товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи.

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о защите прав потребителей в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона о защите прав потребителей настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Пунктом 6 статьи 19 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона о защите прав потребителей на товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки на основании пункта 6 статьи 19 и пункта 6 статьи 29 Закона о защите прав потребителей.

Пунктом 2 статьи 5 Закона о защите прав потребителей также предусмотрено, что изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона о защите прав потребителей.

Как установлено судом ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи , в соответствии с которым Продавец (ответчик ИП Куренков М.А.) обязуется передать в собственность, а Покупатель (истец Семенова А.Т.) принять и оплатить конструкции в соответствии с предложением, являющимся неотъемлемой частью договора. Поставляемый товар по своему качеству и комплектности должен соответствовать ТУ 5772-001-45479649-97, покупатель обязуется оплатить стоимость конструкций в срок до ДД.ММ.ГГГГ, цена конструкций 38440,23 руб. Продавец обязуется передать Покупателю конструкции в течении восьми рабочих дней после поступления денежных средств в кассу фирмы. Пунктом 10 договора предусмотрено, что Продавец обеспечивает гарантийное обслуживание конструкций в течение 5 лет при условии монтажа их под его контролем (л.д.8).

Таким образом, судом установлено, что непосредственно в договоре купли-продажи , заключенном между истцом и ответчиком, ни гарантийный срок, ни срок службы конструкций установлен не был. Однако в договоре содержится ссылка на то, что поставляемый товар по своему качеству и комплектности должен соответствовать ТУ 5772-001-45479649-97 (л.д. 34-64). В пункте 9.3 ТУ 5772-001-45479649-97 предусмотрено, что гарантийный срок службы изделий устанавливают в договоре на поставку, 3 года со дня отгрузки изделий изготовителем (л.д.56).

Аналогичный гарантийный срок службы изделий предусмотрен и ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия».

В судебном заседании было установлено, что оконные конструкции были установлены в квартире истца ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, ТУ 5772-001-45479649-97 и ГОСТ 30674-99 «Блоки оконные из поливинилхлоридных профилей. Технические условия» срок службы оконных конструкций, являвшихся предметом договора между истцом и ответчиком, истек ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд исходит из того, что «гарантийный срок» и «срок гарантийного обслуживания» являются разными понятиями, поскольку гарантийный срок устанавливается на конкретное изделие, а гарантийное обслуживание относится к деятельности изготовителя. В данном случае между истцом и ответчиком существовали правоотношения, связанные только с гарантийным обслуживанием конструкций, так как гарантийный срок на сами конструкции установлен не был. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы.

Таким образом для определения срока, в течение которого истец мог предъявить ответчику требования, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, необходимо руководствоваться положениями пункта 6 статьи 19 Закона о защите прав потребителей.

Пунктом 6 статьи 19 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

При этом в соответствии с понятием, содержащимся в преамбуле Закона о защите прав потребителей существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обратился с претензиями в адрес ответчика. Доводы истца о том, что она и ранее, например, в 2008 году обращалась к ответчику по вопросу устранения недостатков в установленных оконных конструкциях, в судебном заседании своего объективного подтверждения не нашли. Ответчик данные доводы категорические отрицает, при этом истцом суду не представлено никаких доказательств достоверности этих утверждений.

Истцом в подтверждение своих требований не представлено никаких доказательств наличия существенных недостатков в установленных оконных конструкциях, хотя обязанность представить такие доказательства лежит на истце.

Более того, истцом суду был представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования технического состояния металлопластиковых окон, произведенного по адресу: <адрес>. Согласно этому акту дефектов оконных конструкций не выявлено, продуваний визуально не обнаружено. Требуется плановая регулировка фурнитуры. Данный акт подписан истцом, замечаний к нему не сделано (л.д.14).

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах заявление ответчика о пропуске истцом Семеновой А.Т. исковой давности суд находит обоснованным. В связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований Семеновой А.Т. у суда нет.

При этом истец Семенова А.Т. не обращалась к суду с заявлением о признании уважительной причины пропуска срока исковой давности и его восстановлении.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Семеновой Альфиры Талгатовны к ИП Куренков М.А. о защите прав потребителей и взыскании уплаченной по договору купли-продажи суммы, взыскании неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья П.В. Асташев