дело №2-12946/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 апреля 2012 года Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе председательствующего судьи Одинченко М.В. с участием прокурора Венедиктовой В.В. при секретаре Толстовой Н.П. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского транспортного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Росгранстрой» в лице Ростовского филиала об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда У С Т А Н О В И Л: Ростовский транспортный прокурор обратился в Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском ссылаясь на то, что Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, регулирующих вопросы охраны труда и техники безопасности в Ростовском филиале ФГКУ Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы). В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда, выразившиеся в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Как следует из материалов проверки штат руководителей, специалистов, служащих в Ростовском филиале ФГКУ Росгранстрой в настоящее время составляет 45 единиц. Однако до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена. Работники организации не проинформированы об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. В соответствии с представленным объяснением директора Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой Котова С.Ф. от 17.02.2012 года, аттестация рабочих мест не проводилась ввиду отсутствия денежных средств на аттестацию. Однако, законодательством об охране труда не предусмотрено положений о возможности непроведения аттестации рабочих мест в случаях отсутствия помещений, находящихся в собственности работодателя, а также денежных средств на ее проведение. Данных, свидетельствующих о принятии иных мер, необходимых для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в ходе проверки не представлено. Ростовский транспортный прокурор полагает, что непроведение аттестации рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда в Ростовском филиале ФГКУ Росгранстрой означает, что данная организация, вступая в трудовые отношения, предоставляет работникам рабочие места, не соответствующие требованиям охраны труда, безопасным условиям труда, тем самым нарушаются права, свободы, незаконные интересы лиц, как работающих в организации, так и граждан, которые желают трудоустроиться в данную организацию. Кроме того, неисполнение ФГКУ «Росгранстрой» требований действующего трудового законодательства в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда нарушает права лиц, работающих в организации, круг которых в результате периодических изменений кадрового состава меняется. На основании изложенного Ростовский транспортный прокурор просил суд обязать ФГКУ «Росгранстрой» в лице Ростовского филиала провести аттестацию рабочих мест с последующей сертификацией работ по охране труда. В ходе рассмотрения данного дела Ростовский транспортный прокурор уточнил заявленные исковые требования и просил суд обязать ФГКУ «Росгранстрой» в лице Ростовского филиала провести аттестацию 87-ми рабочих мест, указанных в штатном расписании с последующей сертификацией работ по охране труда. В судебном заседании помощник Ростовского транспортного прокурора Венедиктова В.В. просила суд провести аттестацию рабочих мест по фактически составляющему штату в количестве 45-ти с последующей сертификацией работ по охране труда В судебном заседании представитель ответчика Рыбчина Е.Ю., действующая на основании доверенности, не возражала против проведения аттестации 45-ти рабочих мест. Выслушав доводы помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом установлено следующее. ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» действует на основании Устава, утвержденного приказом Росграница от 01.02.2009 года и согласованного с федеральным агентством по управлению государственным имуществом и Министерством финансов РФ (л.д.8-47). В соответствии с Положением о филиале ФГКУ «Росгранстрой» указанный филиал является обособленным подразделением ФГКУ «Росгранстрой» (л.д.68-79). Согласно п.1.2 филиал не является юридическим лицом, имеет отдельный баланс и осуществляет свою деятельность от имени ФГКУ «Росгранстрой» на основании Положения. В соответствии с разделом 6 Положения филиал возглавляет директор, который действует на основании выданной Руководителем ФГКУ «Росгранстрой» доверенности и должностной инструкции, представляет интересы ФГКУ «Росгранстрой» и филиала во всех органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях, а также в отношениях с физическими и юридическими лицами в пределах территориальной сферы деятельности филиала. Как следует из имеющейся в материалах дела доверенности №330 от 26.12.2011 года (л.д.43-46) руководитель ФГКУ «Росгранстрой» уполномочивает директора Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» Котова С.Ф. представлять интересы ФГКУ «Росгранстрой» в арбитражных судах, судах общей юрисдикции и иных судах по делам, связанных с деятельностью филиала. Ростовской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, регулирующих вопросы охраны труда и техники безопасности в Ростовском филиале ФГКУ Дирекции по строительству и эксплуатации объектов Росграницы. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда, выразившиеся в непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно представленному штатному расписанию Ростовского филиала ФГКУ «Росгранстрой» (л.д.97-98) количество штатных единиц составляет – 87, в настоящее время штат руководителей, специалистов, служащих в Ростовском филиале ФГКУ Росгранстрой составляет 45 единиц, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. Однако до настоящего времени аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда не проведена. Работники организации не проинформированы об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. В соответствии с представленным объяснением директора Ростовского филиала ФГКУ Росгранстрой Котова С.Ф. от 17.02.2012 года, аттестация рабочих мест не проводилась ввиду отсутствия денежных средств на аттестацию. Кроме того, в адрес ФГКУ «Росгранстрой» Ростовский филиал из Волго-Донской транспортной прокуратуры, Таганрогской транспортной прокуратуры, Лиховской транспортной прокуратуры направлены представления об устранении нарушений трудового законодательства (л.д.101,104,106). Также судом установлено, в силу п. 1.5 Положения о Филиале функции распорядителя бюджетных средств филиала осуществляет ФГКУ Росгранстрой, а Филиал является получателем бюджетных средств. В соответствии с ч.2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. До 2012г. лимиты бюджетных обязательств Филиалу на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда не выделялись. 14.03.2012г. было согласовано размещение заказа на оказание услуг по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда работников Ростовского филиала (исх. № ОГ-1277/13 от 14.03.2012г.). Расходными расписаниями от 16.02.2012г. и 16.03.2012г. Филиалу были выделены денежные средства в размере <данные изъяты> руб. На основании п. 14 ч.2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Ростовский филиал ФГКУ «»Росгранстрой» 21.03.2012 года заключил с ОАО «Ростовский научно-исследовательский институт гигиены, экологии и сертификации» государственный контракт на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д.52-56). В соответствии с п. 1.4 государственного контракта срок оказания услуг 180 дней после направления утвержденного перечня рабочих мест, который является приложением № 2 к государственному контракту и получен исполнителем 21.03.2012г., а также было разработано техническое задание на проведение работ по аттестации 21 рабочего места по условиям труда (л.д.57). Дав правовую оценку фактическим обстоятельствам дела, суд пришел к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в виду следующих обстоятельств. Согласно 1 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда, а также обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. В соответствии с ч. 12 ст. 209 ТК РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными и нормативными требованиями охраны труда Согласно п. 3 ч. 1 ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Регулирование вопросов деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформление и использование результатов аттестации, а также определение методов исследования при проведении оценки условий труда регламентировано Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 г. N 342н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА» Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Согласно указанному Порядку аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Результаты аттестации используются в целях: разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; оценки профессионального риска; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты; подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда; подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников; расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания; рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников; приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд учитывает, что в настоящее время ответчиком ФГКУ «Росгранстрой» в лице Ростовского филиала предпринимаются меры по устранению нарушений, допущенных в ходе проведения проверки соблюдения требований трудового законодательства, регулирующих вопросы охраны труда и техники безопасности, о чем свидетельствует заключенный государственный контракт на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда, согласованное техническое задание на проведение работ по аттестации 21 рабочего места по условиям труда. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В силу положений ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Росгранстрой» в лице Ростовского филиала провести аттестацию 45 (сорока пяти) рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда. Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента принятия решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Октябрьский районный суд г. Ростова-на-Дону. Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 апреля 2012 года Судья: