Приговор по делу №1-412/2010



Дело № 1-412\2010

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пенза 03 декабря 2010 г.

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе председательствующего судьи Прошкина С.В.,

с участием государственного обвинителя <данные изъяты> Рябова И.А.,

подсудимого Семенова Ю.К.,

защитника Губина А.В., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ ПОКА №,

потерпевшего ФИО1,

представителя гражданского ответчика ФИО14,

при секретаре Шоробура И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Пензы уголовное дело в отношении Семенова Ю.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, работающего <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, несудимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ.

У С Т А Н О В И Л:

Подсудимый Семенов Ю.К. совершил нарушение лицом, управляющим другим механическим транспортным средством – троллейбусом, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью ФИО1, в г. <данные изъяты> при следующих обстоятельствах.

Водитель Семенов Ю.К., ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 час. 30 мин., управляя на основании путевого листа троллейбусом марки «<данные изъяты>» гаражный номер №, принадлежащим на праве собственности Комитету по управлению муниципальным имуществом г. <данные изъяты>, осуществляя перевозку пассажиров по маршруту №, следовал по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> в указанном направлении и подъехав к остановке общественного транспорта «<данные изъяты>», расположенной вблизи дома по <адрес>, он остановился для посадки и высадки пассажиров, после чего в нарушение п. 1.3 Правил дорожного движения РФ, обязывающего его знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил, п. 1.5 (часть 1) Правил дорожного движения РФ, обязывающего его действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, п. 8.1 (часть 1) Правил дорожного движения РФ, обязывающего его перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой, при этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения, а также п. 22.7 Правил дорожного движения РФ, обязывающего его осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки, Семенов Ю.К. перед началом движения, не убедился в завершении посадки пассажиров, закрыл двери, в результате чего створками задней двери зажал пассажира ФИО1, заходившего в его троллейбус, после чего возобновил движение от вышеуказанной остановки общественного транспорта в направлении ул. <данные изъяты>. Продолжая дальнейшее движение в указанном направлении, и, проехав примерно 10 м от вышеуказанной остановки общественного транспорта, он в зеркало заднего вида обнаружил пассажира ФИО1, находившегося частично вне салона его троллейбуса, и во время движения открыл заднюю дверь, а затем применил торможение и остановился, в результате чего пассажир ФИО1 упал из его троллейбуса на проезжую часть.

В результате дорожно-транспортного происшествия потерпевший ФИО1 получил закрытый косой внутрисуставной перелом наружного мыщелка и надмыщелка левой большеберцовой кости без смещения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть.

В судебном заседании подсудимый Семенов Ю.К. свою вину в совершении преступления признал полностью и показал, что работает <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ около 14 час. 30 мин. он, находясь при исполнении своих трудовых обязанностей, управляя технически исправным троллейбусом марки «<данные изъяты>» гаражный №, осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №. В указанное время он следовал по <адрес> со стороны <адрес> в направлении <адрес> и остановился для высадки и посадки пассажиров на остановке общественного транспорта «<данные изъяты>». Открыв двери троллейбуса, подождал несколько секунд, после чего в правое зеркало заднего вида и салонное зеркало убедился в отсутствии пассажиров в дверях. Затем он нажал тумблеры закрывания дверей, включил указатель левого поворота и стал наблюдать за проезжей частью в зеркало заднего вида слева, при этом на двери троллейбуса уже не смотрел, то есть не убедился в отсутствии пассажиров в дверях в момент их полного закрытия. Начав движение от остановки, и проехав примерно 8-10 м в направлении <адрес>, он обнаружил ранее не знакомого пассажира ФИО1, зажатого створками задней двери троллейбуса и находившегося частично в салоне его троллейбуса и частично на улице. Он применил экстренное торможение и остановился. Он не помнит, открывал ли он при этом заднюю дверь троллейбуса, но допускает, что мог их открыть. После остановки он через переднюю дверь вышел из троллейбуса и подошел к потерпевшему ФИО1, который уже стоял на дороге. Поговорив с пострадавшим ФИО1, который отказался от его помощи, он посадил его в салон своего троллейбуса и продолжил движение по маршруту. Доехав до остановки «<данные изъяты>» на <адрес>, ФИО1 вышел из троллейбуса. Утром ДД.ММ.ГГГГ со слов начальника депо № ФИО6 ему стало известно, что пострадавший ФИО1 получил травму ноги и находится в больнице. Свою вину в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ, он признает полностью, в содеянном раскаивается. Он с ДД.ММ.ГГГГ. работает <данные изъяты>, данная работа является единственным источником его дохода, ранее к уголовной и административной ответственности, в том числе за нарушения Правил дорожного движения не привлекался. В ходе судебного заседания частично возместил моральный вред потерпевшему.

Помимо признания, вина Семенова Ю.К. в совершении преступления подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств.

Так, потерпевший ФИО1 суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 час. 30 мин. он подошел к остановке общественного транспорта «<данные изъяты>», расположенной вблизи дома по <адрес>, по ходу движения со стороны <адрес> в направлении ул. <данные изъяты>, где стоял троллейбус маршрута № с открытыми дверями. При посадке через заднюю дверь в указанный троллейбус левой ногой ступил на нижнюю ступень у задней двери, а левой рукой взялся за поручень в салоне. В этот момент двери неожиданно закрылись и троллейбус продолжил движение в направлении ул. <данные изъяты>. В результате закрытия дверей он оказался зажат между створками задней двери и его левая нога и рука находились в салоне, а сам он оказался снаружи троллейбуса. Проехав примерно 10-15 м, двери троллейбуса неожиданно открылись на ходу, водитель троллейбуса одновременно применил торможение, в результате чего он потерял равновесие и выпал из троллейбуса на проезжую часть, получив при падении травму левого колена. После этого к нему подошел ранее не знакомый водитель троллейбуса Семенов Ю.К., поинтересовался его состоянием. В тот период времени у него болело колено, но о том, что у него перелом он не знал. Поэтому он за Семеновым прошел в салон троллейбуса через переднюю дверь, доехал до остановки «<данные изъяты>», откуда уехал домой на ул. <данные изъяты>. Там боли в области левого колена усилились. Сосед по квартире отвез его в травмпункт на <адрес>, где у него был обнаружен перелом, и в тот же день его госпитализировали в городскую больницу №, где он находился до ДД.ММ.ГГГГ Ему была наложена гипсовая повязка, передвигался с помощью костылей. После выписки из больницы Семенов Ю.К. с женой приходил к нему домой, извинился за случившееся. Жена Семенова предложила забрать заявление из милиции и изменить показания, сказав, что выпал из стоявшего троллейбуса. Он отказался. В ходе судебного заседания Семенов частично возместил ему моральный вред, на строгом наказании подсудимого он не настаивает.

Свои показания потерпевший ФИО1 подтвердил и в ходе проверки показаний на месте ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой ФИО1 на месте происшествия показал, каким образом он был зажат створками задней двери троллейбуса под управлением Семенова Ю.К., после чего указал что через 10-15 метров после начала движения от остановки водитель неожиданно открыл заднюю дверь и одновременно применил резкое торможение, в результате чего он не удержал равновесие и выпал из данного троллейбуса на проезжую часть. При падении он получил травму левого колена.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО7 – мать ФИО1 суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 час. 20 мин. она вместе с сыном вышли из ее квартиры, после чего она ушла в аптеку, а сын поехал в квартиру по месту регистрации. Примерно в 15 час. 10 мин. того же дня ФИО1 позвонил ей и рассказал, что выпал из движущегося троллейбуса и повредил ногу, которая сильно болит. В тот же день около 17 час. ей вновь позвонил ФИО1 и сообщил, что в результате падения из движущегося троллейбуса он получил перелом ноги и его госпитализируют в <данные изъяты> горбольницу №. Когда она пришла к сыну в больницу, тот ей рассказал, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 час. 30 мин. при посадке в троллейбус, стоявший на остановке общественного транспорта «<данные изъяты>», водитель неожиданно закрыл двери и возобновил движение. В результате чего он оказался зажат между створками задней двери и частично находился снаружи от троллейбуса. Проехав примерно 10-15 м водитель троллейбуса неожиданно открыл двери и применил резкое торможение, в результате чего он упал из движущегося троллейбуса и получил травму левой ноги. После выписки её сына из стационара, к ним домой пришел водитель Семенов Ю.К. со своей женой, который принес извинения за случившееся ФИО1 и пояснил, что он его не заметил.

Свидетель ФИО8 суду показал, что является председателем <данные изъяты> городской общественной организации молодых инвалидов «<данные изъяты>». С ДД.ММ.ГГГГ по направлению городского Центра занятости населения временно у него работал <данные изъяты> ФИО1, который является инвалидом 3-й группы. Примерно ДД.ММ.ГГГГ ему позвонила мать ФИО1 и пояснила, что её сын пострадал в результате ДТП и находится на стационарном лечении в больнице. Также со слов ФИО7 ему стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 14 час. 30 мин. при посадке в троллейбус на остановке общественного транспорта «<данные изъяты>» ФИО1 был зажат створками задней двери указанного троллейбуса, водитель которого возобновил движение и, проехав примерно 10-15 м в сторону ул. <данные изъяты>, неожиданно открыл двери и применил резкое торможение, в результате чего тот выпал из движущегося троллейбуса на проезжую часть и получил травму левой ноги. В дальнейшем проводилось административное расследование, в ходе которого было установлено, что ФИО1 в результате ДТП причинен тяжкий вред здоровью.

Из оглашенных в судебном заседании с согласия сторон в связи с неявкой показаний свидетеля инспектора ОБДПС ГИБДД УВД по г. <данные изъяты> ФИО9, данных им в ходе предварительного расследования <данные изъяты> видно, что ДД.ММ.ГГГГ он возбудил дело об административном правонарушении по факту ДТП, в результате которого ФИО1 выпал из движущегося троллейбуса и получил травму левой ноги. В ходе расследования он опросил водителя троллейбуса Семенова Ю.К., потерпевшего ФИО1, изъял видеозапись ДТП с камер наружного наблюдения ТЦ «<данные изъяты>», на которой видно, что водитель Семенов Ю.К. после закрытия дверей возобновил движение и проехал вперед примерно 10-15 м, а затем открыл заднюю дверь незадолго до полной остановки своего троллейбуса. ДД.ММ.ГГГГ он составил протокол об административном правонарушении в отношении водителя Семенова Ю.К. за нарушение им требований п. 2.5. ПДД РФ за сокрытие с места ДТП.

Из оглашенных в судебном заседании с согласия сторон в связи с неявкой показаний свидетеля ФИО10, данных им в ходе предварительного расследования <данные изъяты> следует, что он работает <данные изъяты>, в котором также работает водитель Семенов Ю.К. ДД.ММ.ГГГГ утром от начальника депо троллейбусов № ФИО11 ему стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ произошло падение пассажира из троллейбуса марки «<данные изъяты>» гаражный номер № под управлением водителя Семенова Ю.К. По данному факту он назначил проведение служебной проверки. В ходе проверки водитель Семенов Ю.К. утверждал, что у его троллейбуса заедали двери. Однако проведенным осмотром было установлено, что троллейбус марки «<данные изъяты>» гаражный номер № находился полностью в технически исправном состоянии. Кроме того, согласно книги троллейбуса, в день ДТП водитель Семенов Ю.К. каких- либо заявок на ремонт не делал.

Свидетель ФИО12 суду показал, что он работает в должности мастера в МУП «<данные изъяты>». В силу занимаемой должности он осуществляет ежедневный предрейсовый осмотр троллейбусов депо №. ДД.ММ.ГГГГ в течение дня водитель Семенов Ю.К. к нему не подходил и каких-либо заявок на ремонт своего троллейбуса ему не делал. Примерно ДД.ММ.ГГГГ от кого-то из коллег по работе ему стало известно, что из троллейбуса под управлением водителя Семенова Ю.К. выпал пассажир, который получил телесные повреждения.

Из оглашенных в судебном заседании с согласия сторон в связи с неявкой показаний свидетеля ФИО13, данных ей в ходе предварительного расследования <данные изъяты> следует, что ДД.ММ.ГГГГ она работала <данные изъяты> в салоне троллейбуса марки «<данные изъяты>» гаражный номер № под управлением водителя Семенова Ю.К., который осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №. Примерно в 14 час. 30 мин. того же дня водитель Семенов Ю.К. остановился на остановке общественного транспорта «<данные изъяты>», где произвел посадку и высадку пассажиров Затем она увидела водителя Семенова Ю.К., который открыл переднюю дверь и вышел из салона. Примерно через 5 минут водитель Семенов Ю.К. зашел в салон вместе с незнакомым ей мужчиной, который доехал до остановки общественного транспорта «<данные изъяты>» на <адрес>. После этого на конечной остановке «<данные изъяты>», со слов водителя Семенова Ю.К., ей стало известно, что мужчина, который заходил с ним через переднюю дверь, был зажат створками задней двери его троллейбуса, и у него была травмирована левая нога, однако она лично этого не видела.

Представитель гражданского ответчика МУП «Пассажирские перевозки <адрес> ФИО14 суду показала, что примерно ДД.ММ.ГГГГ со слов начальника депо троллейбусов № ФИО11 ей стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ из троллейбуса под управлением водителя Семенова Ю.К. на ходу выпал пассажир ФИО1, который при падении получил травму ноги, относящуюся к тяжкому вреду здоровью. Семенов Ю.К. является работником МУП «<данные изъяты>» и в момент ДТП находился при исполнении трудовых обязанностей. Троллейбус марки «<данные изъяты>» гаражный номер № является муниципальной собственностью г. <данные изъяты> и передан МУП «<данные изъяты>» на праве аренды Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. <данные изъяты>.

Помимо изложенных, вина подсудимого в совершении преступления подтверждается также следующими доказательствами:

- заключением судебной медицинской экспертизы №-к от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в результате дорожно-транспортного происшествия ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получил закрытый косой внутрисуставной перелом наружного мыщелка и надмыщелка левой большеберцовой кости без смещения, причинившие тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть, согласно п. 6.11.7. «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», приказа Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 г. № 194н;

- заключением автотехнической судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации ДД.ММ.ГГГГ водитель троллейбуса марки «<данные изъяты>» гаражный номер № Семенов Ю.К. должен был действовать в соответствии с требованиями пунктов 1.5. (ч. 1), 8.1. (ч. 1) и 22.7 Правил дорожного движения РФ:.

- протоколом осмотра предметов – изъятого инспектором ГИБДД ФИО9 из ТЦ «<данные изъяты>» компакт-диска с видеозаписью обстоятельств ДТП, от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на указанном компакт-диске имеется видеозапись со временем начала фрагмента, отснятого камерой видеонаблюдения «14:30:39». В этот момент на видеозаписи появляется троллейбус марки «<данные изъяты>» гаражный номер №, движущийся по первой полосе <данные изъяты> со стороны <адрес> в направлении <адрес>, который подъезжает к остановке общественного транспорта «<данные изъяты>» и останавливается. Далее, когда отсчет времени составляет «14:30:57», указанный троллейбус возобновляет движение и доезжает до рекламного щита, расположенного за остановкой общественного транспорта «<данные изъяты>». При этом, незадолго до полной остановки троллейбуса открываются створки его задней двери. После полной остановки троллейбуса открывается его передняя дверь и из него выходит водитель, который подходит к задней двери своего троллейбуса. Далее водитель троллейбуса и еще один человек заходят в троллейбус через переднюю дверь, а когда отсчет времени составляет «14:31:57», троллейбус возобновляет движение в направлении ул. <данные изъяты> и уезжает с места происшествия;

- протоколом осмотра и проверки технического состояния транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого троллейбус марки «<данные изъяты>» гаражный номер № находится полностью в технически исправном состоянии.

Дав оценку исследованным доказательствам, с учетом позиции государственного обвинителя, суд квалифицирует действия Семенова Ю.К. по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ.

Вина подсудимого Семенова Ю.К. в совершении указанного преступления подтверждается совокупностью вышеприведенных доказательств, которые у суда сомнений в своей объективности и достоверности не вызывают.

При назначении вида и размера наказания суд взял во внимание характер и степень общественной опасности содеянного и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, к которым суд относит полное признание вины и чистосердечное раскаяние в содеянном, частичное добровольное возмещение морального вреда, причиненного преступлением, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного.

Семенов Ю.К. впервые совершил по неосторожности преступление небольшой тяжести, ранее к уголовной и административной ответственности не привлекался, по месту жительства и по месту работы характеризуется положительно, потерпевший не настаивает на его строгом наказании.

При таких обстоятельствах, суд пришел к убеждению, что исправление подсудимого Семенова возможно без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним контроля, с применением условного осуждения на основании ст. 73 УК РФ.

С учетом смягчающих наказание обстоятельств, отсутствия сведений о привлечении к административной ответственности за нарушения в области дорожного движения, а также того, что работа водителем троллейбуса является основным и единственным источником дохода подсудимого, суд полагает необходимым не применять к нему дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами.

На основании ч. 2 ст. 309 УПК РФ суд полагает необходимым признать за потерпевшим ФИО1 право на удовлетворение гражданского иска, связанного с расходами на лечение дорожно-транспортной травмы, однако вопрос о размере возмещения передать для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, поскольку требуется проведение дополнительных расчетов по иску, связанных с отложением судебного разбирательства.

Заявленный потерпевшим ФИО1 гражданский иск о возмещении морального вреда, причиненного преступлением, в размере 82000 рублей, суд на основании ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, с учетом степени понесенных потерпевшим нравственных и физических страданий, требований разумности и справедливости, считает необходимым удовлетворить частично в размере 40000 рублей. Поскольку вред причинен работником МУП «<данные изъяты>» Семеновым Ю.К. при исполнении своих трудовых обязанностей, на основании ст.ст. 1068, 1079 ГК РФ суд полагает необходимым указанные денежные средства в сумме 40000 рублей взыскать с МУП «<данные изъяты>».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 297-299, 303-304, 307-309 УПК РФ, суд, -

П Р И Г О В О Р И Л:

Семенова Ю.К. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 264 УК РФ, по которой назначить наказание в виде одного года лишения свободы без лишения права управления транспортными средствами.

В силу ст. 73 УК РФ назначенное Семенову Ю.К. наказание считать условным с испытательным сроком один год, в течение которого обязать осужденного не менять постоянного места жительства и работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, периодически являться для регистрации в указанный орган.

Меру пресечения Семенову Ю.К. до вступления приговора в законную силу оставить прежней - подписку о невыезде и надлежащем поведении.

На основании ч. 2 ст. 309 УПК РФ признать за потерпевшим ФИО1 право на удовлетворение гражданского иска, связанного с возмещением вреда здоровью, вопрос о размере возмещения передать для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.

На основании ст.ст. 151,1101, 1068, 1079 ГК РФ взыскать с МУП «<данные изъяты>» в пользу ФИО1 в счет возмещения морального вреда, причиненного преступлением 40000 рублей. В остальной части в иске о возмещении морального вреда отказать.

По вступлению приговора в законную силу вещественное доказательство по делу – компакт-диск с видеозаписью ДТП от ДД.ММ.ГГГГ, изъятой в ТЦ «<данные изъяты>» - оставить на хранение в уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пензенский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения через Октябрьский районный суд г. Пензы.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также вправе поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий: