Дело № 1 - 440 (10)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пенза 13 января 2011 года
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе председательствующего судьи Уланова К.В.,
с участием государственного обвинителя – <данные изъяты> Барсегяна К.Л.,
подсудимого Тарасова Н.О.,
защитника подсудимого Тарасова Н.О. - адвоката Астаховой А.В., представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный <адрес> коллегией адвокатов,
потерпевшей ФИО1,
представителя потерпевшей ФИО1 – адвоката Трушиной Е.В., действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Пензенской областной коллегией адвокатов,
при секретаре Стенюшкиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Пензы уголовное дело в отношении
Тарасова Н.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, гражданина <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Тарасов Н.О. при управлении автомобилем совершил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.
Преступление совершено им в г. <данные изъяты> при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ примерно в 21 час 50 минут водитель Тарасов Н.О., управляя на основании доверенности автомобилем марки «<данные изъяты>» регистрационный знак №, принадлежащим на праве личной собственности Тарасову О.В., следовал по 3-й полосе движения № со стороны ул. <данные изъяты> в направлении ул. <данные изъяты>. Двигаясь в указанном направлении и приближаясь к нерегулируемому перекрестку с дорогой, ведущей в направлении <адрес>, расположенному вблизи дома № по <адрес>, Тарасов Н.О., в нарушение требований пунктов Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 января 2009 года № 28):
· п. 1.3. ПДД РФ, согласно которому участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофора, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах представленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами,
· п. 1.5. (часть 1) ПДД РФ, согласно которому участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда,
· п. 8.1. (часть 1) ПДД РФ, согласно которому перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подать сигнал световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения,
· п. 10.1. ПДД РФ, согласно которому водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства,
· п. 13.12. ПДД РФ, согласно которому при повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо и направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев;
с учетом дорожных и метеорологических условий, не выбрал скорость, обеспечивающую безопасность и возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, находясь на опасном участке дороги, требующем от водителя особой осторожности и повышенного внимания, отвлекся от управления автомобилем и выехал на вышеуказанный перекресток, а затем на полосу встречного движения, осуществляя поворот налево, где, обнаружив опасность – автомобиль марки «<данные изъяты>» регистрационный знак №, под управлением водителя ФИО8, следовавшего по <адрес> со встречного направления прямо, своевременных мер к снижению скорости вплоть до остановки автомобиля не принял, не уступил ему дорогу, и в силу допущенных им вышеуказанных нарушений требований ПДД РФ, совершил с ним столкновение.
В результате преступных действий водителя Тарасова Н.О. пассажир автомобиля марки «<данные изъяты>» регистрационный знак № ФИО1 получила закрытый винтообразный перелом средней трети – верхней трети правой плечевой кости со смещением отломков по ширине и длине, квалифицирующийся как тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть (стойкая утрата общей трудоспособности свыше 30 процентов), согласно п. 6.11.1. «Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 года № 194н.
Допрошенный в судебном заседании Тарасов Н.О. вину в предъявленном обвинении признал полностью и показал, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 21 час 50 минут он, управляя автомобилем марки «<данные изъяты>» регистрационный знак №, следовал по 3-й полосе движения <адрес> со стороны ул. <данные изъяты> в направлении ул. <данные изъяты>. Впереди него в попутном направлении по его полосе движения следовал автомобиль, марку которого он не запомнил. Двигаясь в указанном направлении и приближаясь к перекрестку с второстепенной дорогой, ведущей в направлении <адрес>, он включил указатель левого поворота, поскольку намеревался повернуть налево. При выезде на перекресток он увидел, что движущийся впереди него автомобиль стал выезжать на встречную сторону <данные изъяты>, поворачивая налево. Предположив, что со встречного направления <данные изъяты> отсутствует транспорт, он также стал осуществлять поворот налево. Находясь частично на третьей полосе движения встречного направления, он увидел автомобиль марки «<данные изъяты>», движущийся по третьей полосе <адрес> со стороны ул. <данные изъяты> в направлении ул. <данные изъяты> на расстоянии примерно 20 метров от него. Обнаружив опасность, он применил торможение и остановился, но в следующий момент произошло столкновение с указанным автомобилем марки «<данные изъяты>».
Помимо признательных показаний подсудимого, его вина в совершении преступления нашла своё подтверждение показаниями свидетелей, потерпевшего, исследованными материалами уголовного дела.
Потерпевшая ФИО1 показала, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в 21 час 50 минут она находилась в качестве пассажира на заднем сиденье с пристегнутым ремнем безопасности в салоне автомобиля «<данные изъяты>» регистрационный знак № под управлением ее сына ФИО8 В указанное время они следовали по <адрес> со стороны <адрес> в направлении ул. <данные изъяты> в г. <данные изъяты> со скоростью примерно 60 км / час. ФИО1 устала и за дорогой не следила. Двигаясь в указанном направлении и приближаясь к нерегулируемому перекрестку с второстепенной дорогой, расположенному вблизи дома № по <адрес>, она почувствовала, что ФИО8 применил экстренное торможение, и увидела впереди автомобиль марки «<данные изъяты>», который выехал на их полосу движения со встречного направления, осуществляя поворот налево. В тот же момент произошло столкновение с указанным автомобилем. В результате дорожно- транспортного происшествия ФИО1 получила перелом правой плечевой кости.
Из показаний свидетеля ФИО9 следует, что в указанное время вместе с ФИО1 на автомобиле марки «<данные изъяты>» регистрационный знак № он следовал по <адрес> со стороны ул. <данные изъяты> в направлении ул. <данные изъяты> в г. <данные изъяты> со скоростью примерно 60 км/час. Двигаясь в указанном направлении и приближаясь к нерегулируемому перекрестку с второстепенной дорогой, расположенному вблизи дома № по <адрес>, он увидел несколько легковых автомобилей, стоявших перед перекрестком со встречного направления с включенными указателями левого поворота, один из которых повернул налево, не создавая ему помех. Когда он приблизился к указанному перекрестку, то увидел автомобиль «<данные изъяты>», который, не уступая ему дорогу, выехал на его полосу движения, осуществляя поворот налево. Маневр водителя автомобиля «<данные изъяты>» оказался для него неожиданным. Обнаружив опасность, ФИО8 применил экстренное торможение, но из- за незначительного расстояния предотвратить столкновение с автомашиной «<данные изъяты>» не смог. В результате происшествия пассажир его автомобиля ФИО1 получила тяжкие телесные повреждения.
Согласно показаниям свидетеля ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время ему позвонил сын Тарасов Н.О. и сказал, что с его участием произошло ДТП. Позже от сына он узнал, что ДД.ММ.ГГГГ он (Тарасов Н.О.), управляя автомобилем марки «<данные изъяты>» следовал по <адрес> и, при повороте налево на нерегулируемом перекрестке, не уступил дорогу автомобилю марки «<данные изъяты>», следовавшему во встречном направлении, в результате чего совершил с ним столкновение.
Проведенными судебно- медицинскими экспертизами (заключение №, № от ДД.ММ.ГГГГ) у ФИО1 выявлен закрытый винтообразный перелом средней трети – верхней трети правой плечевой кости со смещением отломков по ширине и длине. Данное повреждение образовалось от действия тупых твердых предметов, возможно при ДТП в момент столкновения транспортных средств, с последующим ударом пострадавшей о выступающие части внутри салона автомобиля. Перелом мог быть получен ДД.ММ.ГГГГ. Данное повреждение квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку значительной стойкой утраты общей трудоспособности не менее чем на одну треть.
Согласно выводам судебной автотехнической экспертизы (заключение № от ДД.ММ.ГГГГ):
· Столкновение автомобиля марки «<данные изъяты>» регистрационный знак № под управлением водителя ФИО8 и автомобиля марки «<данные изъяты>» регистрационный знак № под управлением водителя Тарасова Н.О., произошло в пределах перекрестка дороги, ведущей к хлебзаводу № и <адрес> на правой, по ходу движения автомобиля марки «<данные изъяты>», стороне дороги, на третей полосе движения, на расстоянии 8 метров от правой боковой плоскости автомобиля до правого края проезжей части. В момент столкновения автомобиль марки «<данные изъяты>» регистрационный знак № под управлением водителя ФИО8, находился на своих следах торможения на расстоянии 14, 3 м. от начала следа торможения, в месте где следы торможения смещаются влево;
· Скорость движения автомобиля марки «<данные изъяты>» регистрационный знак №, перед началом торможения, определяется более 52 км/час;
· Водитель автомобиля «<данные изъяты>» регистрационный знак № ФИО8, в заданной дорожной ситуации, не имел технической возможности избежать столкновения с автомобилем «<данные изъяты>» регистрационный знак № под управлением водителя Тарасова Н.О., путем применения своевременного торможения;
· В заданной дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля марки «<данные изъяты>» регистрационный знак № ФИО8 пользовался преимущественным правом на первоочередное движение, данного не равнозначного, нерегулируемого перекрестка <адрес> и дороги, ведущей на <данные изъяты>;
· В данной дорожно-транспортной ситуации, водитель автомобиля марки «<данные изъяты>» регистрационный знак № Тарасов Н.О. должен был действовать, руководствуясь требованиями: п. 1.5. часть 1; п. 13.12. часть 1 ПДД РФ;
· В данной дорожно-транспортной ситуации водитель автомобиля марки «<данные изъяты>» регистрационный знак № ФИО8 должен был действовать, руководствуясь требованиями: п. 10.1 часть 2 ПДД РФ;
· Действия водителя автомобиля марки «<данные изъяты>» регистрационный знак № Тарасова Н.О., не соответствующие требованиям пунктов 1.5. часть 1; 13.12. часть 1 ПДД РФ, с технической точки зрения, находятся в причиной связи с ДТП.
Протоколом осмотра места происшествия, схемой дорожно- транспортного происшествия и фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ осмотрено место столкновения-
перекресток ул. <данные изъяты> и ул. <данные изъяты> напротив дома № по ул. <адрес>, в ходе которого зафиксирована обстановка на месте ДТП, наличие дорожных знаков, положение транспортных средств после столкновения. С данными, указанными в схеме ДТП, водитель Тарасов Н.О. согласен.
Из имеющихся в материалах дела протоколов осмотра и проверки технического состояния транспорта следует, что рулевое управление и тормозная система автомобилей «<данные изъяты>» регистрационный знак № и «<данные изъяты>» регистрационный знак № находились в работоспособном состоянии.
Оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что вина подсудимого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, нашла свое подтверждение, поскольку он нарушил Правила дорожного движения Российской Федерации при управлении автомобилем, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью ФИО1
На основании исследованных доказательств установлено, что подсудимый, двигаясь по <адрес> со стороны ул. <данные изъяты> в направлении ул. <данные изъяты> и приближаясь к нерегулируемому перекрестку с дорогой, ведущей в направлении <адрес>, расположенному вблизи дома № по <адрес>, в нарушение пунктов 1.3, 1.5, 8.1, 9.1, 10.1, 13.12 Правил дорожного движения, с учетом дорожных и метеорологических условий, не выбрал скорость, обеспечивающую безопасность и возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, находясь на опасном участке дороги, требующем от водителя особой осторожности и повышенного внимания, отвлекся от управления автомобилем и выехал на вышеуказанный перекресток, а затем на полосу встречного движения, осуществляя поворот налево, где, обнаружив опасность – автомобиль под управлением водителя ФИО8, следовавший во встречном направлении, своевременных мер к снижению скорости вплоть до остановки автомобиля не принял, не уступил ему дорогу, и в силу допущенных им вышеуказанных нарушений требований ПДД РФ, совершил с ним столкновение, в результате чего произошло дорожно- транспортное происшествие, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей.
При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, позицию потерпевшей, которая не настаивала на строгом наказании, данные о личности подсудимого, смягчающие наказание обстоятельства, а также влияние наказания на исправление Тарасова Н.О.
Тарасов Н.О. впервые совершил преступление небольшой тяжести, ранее к уголовной ответственности не привлекался, по месту учебы и месту жительства характеризуется положительно. На учете в наркологическом и психоневрологическом диспансере не состоит. Привлекался к административной ответственности за правонарушения, совершенные в области дорожного движения.
В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает совершение преступления впервые, признание вины, чистосердечное раскаяние в содеянном, добровольное возмещение морального вреда потерпевшей.
Поскольку отягчающих наказание обстоятельств не установлено, суд при назначении наказания применяет положения ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Учитывая вышеизложенное, конкретные обстоятельства дела, суд считает, что исправление подсудимого возможно без изоляции от общества, но в условиях осуществления за ним контроля, с применением условного осуждения /ст. 73 УК РФ/.
Принимая во внимание характер совершённого преступления и личность подсудимого, то обстоятельство, что Тарасов Н.О. совершил преступление, сопряженное с причинением тяжкого вреда здоровью человека, ранее привлекался к административной ответственности за совершение правонарушений в области дорожного движения, суд считает необходимым назначить ему дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд,
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Тарасова Н.О. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 62 УК РФ в виде лишения свободы сроком 1 год с лишением права управлять транспортным средством сроком 1 год.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное Тарасову Н.О. наказание считать условным с испытательным сроком 1 год.
В соответствии с ч. 5 ст. 73 УК РФ в период испытательного срока возложить на Тарасова Н.О. обязанность не менять своего места жительства без уведомления органа, осуществляющего исправление осужденных.
Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить прежней.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 суток со дня провозглашения.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Председательствующий К.В. Уланов