Дело №2-1885/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ19 июля 2010 г. г.Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы
в составе
председательствующего судьи Лукьяновой О.В.
при секретаре Зотцевой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Авдонина А.Е., Авдониной С.Н. об оспаривании отказа Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении льгот,
УСТАНОВИЛ:
Авдонин А.Е. и Авдонина С.Н.. обратились в суд с вышеуказанным иском, указав, что они являются родителями ФИО4, Дата обезличена г.рождения, военнослужащего по призыву в/части Номер обезличен, погибшего при исполнении обязанностей военной службы. Дата обезличена2009г. ФИО4 погиб при исполнении обязанностей военной службы, о чем свидетельствует выписка из Приказа командира войсковой части Номер обезличен и свидетельство о смерти, а также приговор Номер обезличен гарнизонного военного суда, вынесенный Дата обезличена 2009г. В соответствии с ч.4 ст.21 Федерального закона РФ «О ветеранах» на истцов, как на родителей военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, распространяются права и льготы, предусмотренные в ст.21 данного закона.
Истцы неоднократно обращались в отдел социальной защиты ... района г...., Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, но им было отказано в предоставлении льгот, как родителям погибшего военнослужащего.
Льготы, социальные гарантии и компенсации, предусмотренные ФЗ РФ «О статусе военнослужащего» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Статья 21 ФЗ РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года определяет перечень льгот, предоставляемых и гарантируемых государством членам семьи погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий. При этом согласно п.1 данной статьи право на льготы имеют нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего), состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В связи с тем, что в ч.4 ст.21 данного закона отсутствуют специальные оговорки относительно условий, при которых истцы вправе пользоваться соответствующими льготами и правами, считают, что на них распространяются в целом положения ст.21 Федерального закона РФ «О ветеранах», в том числе исключение, предусмотренное в ч.3 ст.21 закона.
С учетом положений указанной части ст.21 Федерального закона РФ «О ветеранах» на родителей погибших военнослужащих права и льготы, предусмотренные в данной статье, распространяются независимо от нахождении на иждивении погибшего, а также независимо от получения какого-либо заработка либо пенсии.
Исходя из смысла п.2 ст.21 указанного закона следует, что родители погибшего военнослужащего имеют право на получение льгот без каких-либо ограничений и условий, установленных законом в силу одного только факта родства.
В соответствии с Инструкцией от 25 июля 1995г. «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий на территории других государств, иных категорий граждан, установленных ФЗ «О ветеранах», права и льготы, перечисленные в ст.21 Федерального закона РФ «О ветеранах», предоставляются на основании Удостоверения о праве на льготы, либо пенсионного удостоверения, либо Справки о гибели сына.
На основании изложенного просят суд признать действия и отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении льгот необоснованным и на основании ФЗ РФ «О ветеранах» ст.21 п.2 предоставить нам льготы, как родителям погибшего военнослужащего, при исполнении обязанностей военной службы.
Истцы Авдонин А.Е.. и Авдонина С.Н. в судебном заседании уточнили исковые требования, просили суд признать отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении им льгот, предусмотренных п.2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» необоснованным, обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать им соответствующее удостоверение.
Представитель заинтересованного лица Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области - Медведкина Г.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В той же части статьи 21 предусматривается и перечень мер социальной поддержки, установленных для указанной категории граждан.
Частью второй этой же статьи делается исключение для отдельных категорий граждан. В частности, родителям погибшего (умершего) меры социальной поддержки представляются независимо от нахождения на иждивении и получении любого вида пенсии (заработка), однако требование нетрудоспособности члена семьи, установленное частью 1 статьи 21 не исключается, поэтому, рассматривая статью 21 в целом, учитывая то, что Авдонина С.Н. и Авдонин А.Е. являются трудоспособными, права на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах», в настоящее время они не имеют.
В связи с вышеизложенным Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области не имеет правовых оснований для выдачи соответствующего удостоверения. Просила суд заявление Авдониной С.Н. и Авдонина А.Е. оставить без удовлетворения.
Анализируя в совокупности доводы сторон и доказательства, собранные по делу, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 является сыном Авдонина А.Е. и Авдониной С.Н..
Дата обезличена2009г. ФИО4 умер.
Как следует из выписки из приказа командира войсковой части Номер обезличен Номер обезличен от Дата обезличена2009г. смерть ФИО4 наступила в период прохождения военной службы, при исполнении обязанностей военной службы.
Дата обезличена2010г. Авдонина С.Н. и Авдонин А.Е. обратились в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области с заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной защиты, предусмотренные законодательством РФ, как родителям погибшего военнослужащего.
Дата обезличена2010г. Авдониной С.Н. и Авдонину А.Е. было отказано в выдаче удостоверения о праве на меры социальной защиты на том основании, что заявители являются трудоспособными, поскольку ст. 21 ФЗ «О ветеранах» предусматривает, что меры социальной поддержки, установленные для членов семьи погибшего, распространяются только на нетрудоспособных членов семьи.
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются материалами данного гражданского дела.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
Пунктом первым указанной статьи установлен перечень мер социальной поддержки, а также круг лиц, имеющих на них право и условия их предоставления. В соответствии с данной нормой меры социальной поддержки предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника ВОВ, ветерана боевых действий, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Пунктом вторым статьи 21 ФЗ «О ветеранах» определен круг членов семьи погибших (умерших), имеющих право на меры социальной поддержки, установленные п. 1 данной статьи, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка.
В соответствии с п. 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» к таким лицам относятся 1) родители погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруга (супруг) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак; 3) супруга (супруг) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившая (не вступивший) в повторный брак; 4) супруга (супруг) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившая (не вступивший) в повторный брак и проживающая (проживающий) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Указанный пункт определяет круг членов семьи погибших (умерших), имеющих право на меры социальной поддержки, независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка. К таким лицам относятся родители погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.
Из грамматического толкования п. 2 ст. 21 указанного Закона следует, что данная категория лиц необязательно должна быть нетрудоспособной, поскольку меры социальной поддержки в соответствии с данной нормой закона назначаются независимо от получения любого вида пенсии (по инвалидности, по старости), нахождения на иждивении, т.е. предусмотрена возможность получения мер социальной поддержки, в том числе и трудоспособными лицами.
Кроме того, в письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.04.2006 г. 1611-ВС указывается, что формулировка «независимо от получения любого вида пенсии» означает, что право на меры социальной поддержки имеют не только граждане, перечисленные в п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ, получающие различные виды пенсии (по старости, инвалидности и т.д.), но и те из числа указанных граждан, кто не получает какую-либо пенсию.
В этой связи позиция Минздравсоцразвития Пензенской области о том, что в качестве обязательного условия, дающего право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", является нетрудоспособность родителей (отвечающей соответствующим требованиям, указанным в Законе) погибшего, противоречит ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" и нарушает права родителей погибшего при исполнении обязанностей военной службы на гарантированные им государством меры социальной поддержки.
Таким образом, анализ действующего законодательства свидетельствует о том, что заявители относится к лицам, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
Согласно ст. 28 указанного Закона реализация прав и льгот осуществляется на основании удостоверения установленного образца.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Пензенской области, утвержденным Постановлением Правительства Пензенской области от 12.03.2008 года № 160-пП, Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области исполняет функции по решению вопросов о предоставлении мер социальной поддержки: инвалидам войны и инвалидам вследствие военной травмы, ветеранам войны, членам семей погибших (умерших) военнослужащих.
При таком положении, суд считает, что на Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области должна быть возложена обязанность по выдаче Авдониной А.Е. и Авдониной С.Н. удостоверения, дающего право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу Авдонина А.Е., Авдониной С.Н. удовлетворить.
Признать отказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в предоставлении заявителям льгот, предусмотренных незаконным.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области выдать Авдонину А.Е., Авдониной С.Н. удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст.21 Федерального закона «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22.07.2010г.
Судья О.В. Лукьянова