Решение по делу №2-1725/2010 о признании права на приватизацию



Дело №2-1725/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2010 года

Октябрьский районный суд города Пензы в составе:

Председательствующего судьи Лукьяновой О.В.

При секретаре Зотцевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кострюковой Т.С. к Администрации г. Пензы о понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Кострюкова Т.С. обратилась в Октябрьский районный суд города Пензы с вышеназванным исковым заявлением, указав, что она проживает в жилом помещении - комнате под Номер обезличен дома под Номер обезличен по ул. ... в г. ..., оплачивая как наем жилого помещения, так и коммунальные услуги.

В ответ на обращение к ответчику и третьему лицу МУП «БТИ г. Пензы» с просьбой о приватизации указанного жилого помещения истцом был получен отказ, мотивированный тем, что домовладение под Номер обезличен по улице ... в г. ... является общежитием, вследствие чего его приватизация невозможна. Однако отказ в приватизации спорного жилого помещения не соответствует закону и нарушает права и законные интересы истца, поскольку истцу принадлежат права нанимателей указанного жилого помещения, вследствие чего истец вправе требовать передачи занимаемого им жилого помещения в собственность в порядке, установленном законодательством о приватизации, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной нормы права следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Относительно возможности приватизации таких жилых помещений Верховный Суд Российской Федерации в ответе на вопрос Номер обезличен Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г., опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, сентябрь 2006 г., N 9) разъяснил, что статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными


2

актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Исходя из ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Однако из положений ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" следует, что граждане, которые занимают жилые помещения, принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и переданные в ведение органов местного самоуправления, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", а установленные ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" ограничения на приватизацию жилых помещений в общежитиях на нанимателей жилых помещений, ранее переданных в ведение муниципалитетов, общежитий не распространяются.

Таким образом, в отношении общежитий, переданных на баланс муниципалитету, закон предусматривает право жильцов бесплатно приватизировать занимаемые ими жилые помещения до Дата обезличена 2013 года.

Домовладение под Номер обезличен по ул. ... в г. ... было передано в ведение органа местного самоуправления - на баланс муниципального образования г. .... Таким образом, у нанимателей жилых помещений в нем, ранее не использовавших право приватизации, в силу прямого указания закона возникло право на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.

Ранее право бесплатного приобретения (приватизации) жилого помещения в государственном и/или муниципальном жилом фонде истцом использовано не было.

На основании изложенного просит суд признать за ней право на приватизацию жилого помещения — комнаты Номер обезличен дома под Номер обезличен по ул. ... в г. .... Обязать Администрацию города ... заключить с ней договор на передачу в собственность жилого помещения – комнаты под Номер обезличен площадью 9,8 кв.м., находящуюся на втором этаже дома Номер обезличен по улице ... в г. ....

В судебное заседание истец Кострюкова Т.С. не явилась, о слушании дела извещена надлежаще, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Асянов М.А, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования своего доверителя поддержал в полном объеме. Сославшись при этом на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика – Администрации города Пензы Игнатов А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, поскольку считает, что дом, расположенный по адресу: г. ..., ул. ..., являющийся общежитием приватизации не подлежит.

Представитель третьего лица – МУП «БТИ г. Пензы» Игнатов А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, поскольку считает, что дом, расположенный по адресу: г. ..., ул. ..., являющийся общежитием приватизации не подлежит.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года, а также помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.93 №8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 № 11, от 25.10.96 № 10) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по Передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма и аренды правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.

Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ (в ред. от 26.12.2005 г.) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, в силу вышеуказанных норм, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Кострюкова Т.С. является нанимателем по договору социального найма жилого помещения – комнаты Номер обезличен дома Номер обезличен по ул. ... в г.....

На имя Кострюковой Т.С. открыт лицевой счет на комнату Номер обезличен по ул. ... в г. ... жилой площадью 9,8 кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются копией выписки из домовой книги; копией лицевого счета от Дата обезличена2010 года; поквартирной карточкой и другими материалами дела.

Дата обезличена2009г. МУП «БТИ г. Пензы» дано заключение по обследованию технического состояния несущих и ограждающих конструкций и о соответствии выполненной перепланировки жилой комнаты Номер обезличен в доме Номер обезличен по ул. ... в г. ... действующим нормам и правилам, в соответствии с которым безопасная эксплуатация комнаты Номер обезличен обеспечена.

Также в судебном заседании установлено, что Кострюкова Т.С. обращалась к ответчику с заявлением о приватизации указанного жилого помещения. В приватизации занимаемого Кострюковой Т.С. жилого помещения было отказано. В основу отказа положена ссылка на ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой жилая площадь в общежитии приватизации не подлежит.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, домовладение Номер обезличен по ул. ... в г. ..., в котором находится спорное жилое помещение, передано в ведение органов местного самоуправления согласно Постановлению Главы г. Пензы от 29.09.1999 года Номер обезличен и находится на балансе муниципального образования г. ....

Учитывая изложенное, а также то, что спорное жилое помещение состоит из изолированной комнаты, суд считает, что в силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» на жилое помещение – комнату Номер обезличен дома Номер обезличен по ул. ... в г. ... распространяется общий режим, установленный для помещений, предоставленных по договорам социального найма, в том числе, право приватизации, гарантированное ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение – комната Номер обезличен дома Номер обезличен по ул. ... в г. ... может быть приватизировано без ограничений установленных ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

То обстоятельство, что домовладение Номер обезличен по ул. ... в г. ... значится в реестре муниципальной собственности как общежитие, не может являться ограничением в приватизации спорного жилого помещения, поскольку иное противоречило бы ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении дома Номер обезличен по ул. ... в г. ... из специализированного жилищного фонда не должно препятствовать осуществлению гражданами прав на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанного решения.

Истица Кострюкова Т.С. в приватизации жилья в г.... не участвовала, что подтверждается представленной в материалы дела справкой МУП БТИ г. ..., справкой администрации ... сельсовета ... района ... области. Учитывая это, суд считает, что Кострюкова Т.С. в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право на однократное бесплатное приобретение занимаемого ими жилого помещения в собственность.

Отказывая ей в приватизации спорной комнаты, администрация г. ... нарушает ее права, предусмотренные ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а именно: право на однократное бесплатное приобретение занимаемого жилое помещение в собственность.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает требования Кострюковой Т.С. о понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность граждан обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кострюковой Т.С. к Администрации г. Пензы о понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность удовлетворить.

Признать за Кострюковой Т.С. право на приобретение жилого помещения – комнаты Номер обезличен дома Номер обезличен по ул. ... в г. ... в собственность бесплатно в порядке приватизации.

Обязать администрацию г. Пензы заключить с Кострюковой Т.С. договор на передачу жилого помещения - комнаты Номер обезличен дома Номер обезличен по ул. ... в г. ... в собственность.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 дней.

Судья: О.В. Лукьянова