Дело № 2-1719/2010г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 августа 2010 года г. Пенза
Октябрьский районный суд города Пензы в составепредседательствующего судьи Жуковой Е.Г.
при секретаре Поликаевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы к Клеминой В.В. о взыскании земельного налога за 2008 год, пени за несвоевременную уплату налога,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы обратилось с вышеназванными исковыми требованиями к ответчику, указав, что Клеминой В.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. ..., ул. ..., кадастровой стоимостью – 33 715 461 руб., с кадастровым номером - Номер обезличен, налогооблагаемой площадью – 10 306 кв.м., доля - 479/100000. В соответствии со ст.388 Налогового Кодекса Российской Федерации собственники земли облагаются земельным налогом. На основании статей 391, 394, 396 НК РФ ответчику исчислен земельный налог за 2008 год по ставке 0,3 % по сроку уплаты Дата обезличена в сумме 161 руб. 50 копеек (33 715 461 руб. х 0,3 % х 479/100 000 : 1/3 = 161 руб. 50 копеек). В силу пункта 3 Решения Пензенской городской Думы от 25.11.2005г. № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления в течение налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налог уплачивается по итогам налогового периода не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог в установленные сроки не оплачен. За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени в сумме 56 руб. 82 коп. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ ответчику было направлено требование об уплате налога и пени Номер обезличен от Дата обезличена., с предложением уплатить имеющуюся задолженность в срок до Дата обезличена. Однако, в установленный в требовании срок, ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога и пени в бюджет. В результате чего ответчиком нарушены п.1 ст.23, п.1 ст. 45 НК РФ. Руководствуясь ст. ст. 31, 48, 397 НК РФ, Решением Пензенской городской Думы от 25.11.2005г. № 238-16/4 просит взыскать с Клеминой В.В. задолженность по земельному налогу за 2008 год в сумме 161 руб. 50 коп. и пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2008 год в сумме 56 руб. 82 коп., итого 218 руб. 32 коп.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, дополнив, что собственники квартир в многоквартирном доме обязаны уплачивать земельный налог пропорционально их доли в объекте недвижимости, расположенном на данном земельном участке. Обязанность возникает у собственников квартир с момента постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирном домом. Клеминой В.В. принадлежит квартира в многоквартирном жилом доме, дом стоит на земельном участке, который облагается налогом. Данные о недвижимых объектах граждан предоставляет Управление Росреестра по ... области в электронном виде. На основании данных кадастровой стоимости, площади и доли земельного участка рассчитывается земельный налог.
Ответчик Клемина В.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив суду, что проживает по ул. ... в квартире Номер обезличен и является собственником данной квартиры, которую приватизировала по соответствующему договору Дата обезличена. Основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности владения земельным участком. Она же земельный участок в свою собственность не принимала, соответствующего свидетельства не имеет, не выражала какого-либо волеизъявления на получение земельного участка в свою собственность. Кроме того, на кадастровый учет поставлен участок с большей площадью, чем их дом. В связи с изложенным полагает, что ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Пензы вынес незаконное решение в части начисления налога на землю и пеней по нему. При этом не оспаривает, что получала налоговое уведомление по уплате земельного налога с расчетом пени.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 1 НК РФ Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
В силу ст.ст. 3, 23 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (положения ст. 45 НК РФ).
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Под земельным участком, согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
Из представленной ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ... области выписке о земельном участке, расположенном в г. ..., ул. ... следует, что указанный земельный участок, площадью 10306,00 кв.м., сформирован, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости Дата обезличена, объекту присвоен кадастровый номер Номер обезличен
Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005 года) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом, согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21.04.2006 N 04/3201-ЕЗ), если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (пункт 2 статьи 8, статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона №189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном ломе, в том числе на земельный участок) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок. Заключения каких-либо дополнительных договоров (актов) передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе №189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.
На основании дела правоустанавливающих документов и выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по ... области от Дата обезличена судом установлено, что Клеминой В.В. принадлежит на праве собственности ...-комнатная квартира Номер обезличен дома ... по ул. ... в г. ..., общей площадью 51,5 кв.м.
Исходя из изложенного, довод ответчика о том, что ей не принадлежит часть земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. ..., ул. ... является не основанным на нормах закона, поскольку отсутствие у ответчика правоподтверждающего документа на долю земельного участка не является основанием для признания отсутствия у неё права собственности на указанный земельный участок.
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (статья 390 Налогового кодекса).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (статья 391 НК РФ).
На основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).
Статьей 394 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами. Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате налогоплательщиком - физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, установленной в соответствии со статьей 394 настоящего Кодекса, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Статьей 397 НК РФ предусмотрено, что налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Пензенской городской Думы от 25.11.2005 года № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» (в последующих редакциях), пунктом 2 установлены налоговые ставки при исчислении земельного налога от кадастровой стоимости земельных участков, в том числе, 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. Пунктом 3 данного решения в редакции на период рассматриваемых правоотношений было установлено, что физические лица, уплачивают налог на основании налогового уведомления, в течении налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налог уплачивается по итогам налогового периода не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной третей налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 настоящего Решения. По итогам налогового периода не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом, уплачивается сумма налога, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по налоговым ставкам, и суммой авансового платежа по налогу.
Из представленных по запросу суда ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ... области сообщения и выписке о земельном участке, расположенном в г. ..., ул. ... а также Выписке из картотеки объектов земельной собственности правообладателей – физических лиц следует, что земельный участок с кадастровым номером Номер обезличен под многоквартирном домом по адресу: г. ..., ул. ... из категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для размещения жилого многоэтажного дома, налогооблагаемой площадью 10306,00 кв.м. находится в общей долевой собственности у правообладателей – участников общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, кадастровая стоимость земельного участка на 2008 год составила 33 715 461 рублей, доля ответчика в общей долевой собственности на данный участок составляет - 0,00479000.
Довод ответчика о том, что земельный участок на кадастровый учет поставлен в большей площади, чем занимаемая площадь застройки многоквартирного дома, не может быть основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Согласно землеустроительному делу территориального землеустройства на земельные участки по адресу: г. ..., ул. ..., кадастровый квартал Номер обезличен, в результате инвентаризации земель, занятых муниципальными объектами для постановки их на кадастровый учет и оформления прав землепользования с указанием границ земельного участка, на котором расположены строения, Постановлением Главы администрации города ... от Дата обезличена Номер обезличен утвержден проект границ, в том числе, на земельный участок, занятый многоэтажным муниципальным жилым домом по адресу: г. ..., ул. ... площадью 10306 кв.м., которая установлена на основании картометрических измерений, что явилось основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет. Таким образом, органы власти осуществили формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.
На основании ст.ст. 391, 394, 396 НК РФ, Решения Пензенской городской Думы от 25.11.2005 года № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» Клеминой В.В. начислен земельный налог по ставке 0,3% за 2008 год по сроку уплаты Дата обезличена в сумме 161 руб. 50 копеек из расчета
33 715 461 руб. (кадастровая стоимость земельного участка) х 0,3 % (ставка налога) х 0,00479 (доля ответчика): 1/3 (сумма налога, разница между суммой налога, исчисленной по налоговым ставкам, и суммой авансового платежа по налогу) = 161 руб. 50 копеек
Указанный налог ответчиком в установленные сроки оплачен не был.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
На данном основании Клеминой В.В. были начислены пени в сумме 56,82 рублей, и было направлено требование Номер обезличен от Дата обезличена об уплате налога и пени в срок до Дата обезличена (копия имеется в материалах дела), что подтверждается светокопией списка на отправку заказных писем с документами «Требование на уплату налога, пени, штрафа» из ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы. Ответчик в судебном заседании не отрицает факт получения ею требования налогового органа об уплате налога и пеней.
Однако в нарушение указанных положений Клеминой В.В. до настоящего времени земельный налог уплачен не был, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика Клеминой В.В. ...
При таких обстоятельствах суд находит все основания для удовлетворения исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы к Клеминой В.В. о взыскании земельного налога за 2008 год и пени за несвоевременную уплату налога с взысканием с ответчика в порядке ст. 103 ч.1 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы к Клеминой В.В. о взыскании земельного налога за 2008год, пени за несвоевременную уплату налога, удовлетворить.
Взыскать с Клеминой В.В. задолженность по земельному налогу за 2008 год в сумме 161 (сто шестьдесят один) рубль 50 копеек, пени, за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 56 (пятьдесят шесть) рублей 82 копейки, а всего 218 (двести восемнадцать) рублей 32 копейки.
Взыскать с Клеминой В.В. госпошлину в доход государства в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2010 года.
Председательствующий Е.Г. Жукова