РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 ноября 2010 года. г. Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Бабанян С.С.,
при секретаре судебного заседания Соломатиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселева Е.Ю. к администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Киселев Е.Ю. обратился в Октябрьский районный суд г. Пензы с иском к администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленного требования истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (для физического лица) о предоставлении ему земельного участка общей площадью 1025 кв.м., в аренду под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>.
Решением главы управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении указанного земельного участка ему было отказано ввиду того, что «... испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости запретной зоны промышленной площадки № ОАО «ЗИФ», а также учитывая предостережение прокуратуры <данные изъяты> района г. <данные изъяты> о недопустимости нарушения закона при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам в непосредственной близости запретной зоны промышленной площадки № ОАО «ЗИФ».
Считает, что данное решение ответчика является незаконным, поскольку в законодательстве не содержится понятия, что именно можно понимать непосредственной близостью к запретной зоне и соответственно не содержится ссылка на нормативно-правовой акт и его статью прямо указывающую на подобный запрет на выделение земельного участка в аренду под строительство индивидуального жилого дома, не указана дата и номер предостережения прокуратуры <данные изъяты> района г. <данные изъяты> и
не обосновано также и то, какая причинно-следственная связь имеется между
неизвестным предостережением прокуратуры <данные изъяты> района г. <данные изъяты> и фактом
подготовки документов для предоставления земельного участка в аренду.
Кроме этого, не указаны границы запретной зоны с границами земельного участка,
который он хотел бы приобрести для индивидуального жилищного строительства.
Испрашиваемый им земельный участок находится посередине между двумя
оформленными в собственность земельными участками, в отношении которых нигде не
указано, что смежные земельные участки находятся в запретной зоне промышленной
площадки № ОАО «ЗИФ»,
На основании изложенного просит суд признать решение главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении земельного участка общей площадью 1025 кв.м., в аренду под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес> недействительным.
В судебном заседании истец Киселев Е.Ю., а также его представитель Катана И.В., действующая по доверенности, поддержали заявленные исковые требования ссылаясь на обстоятельства изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации г. Пензы Андосова Е.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала указав суду, что основанием для отказа Киселеву Е.Ю. в предоставлении указанного земельного участка в аренду, является то, что испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости запретной зоны промышленной площадки № ОАО «ЗИФ». При принятии указанного решения также учитывалось предостережение прокуратуры <данные изъяты> района г. <данные изъяты> о недопустимости нарушения закона при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам в непосредственной близости запретной зоны промышленной площадки № ОАО «ЗИФ».
Представитель третьего лица ОАО «ЗИФ ПЛЮС» - Смирнов Д.В., действующий по доверенности, в судебном заседании указал, что отказ ответчика в предоставлении спорного земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в районе <адрес> законен и обоснован.
Промышленная площадка № является объектом взрывоопасного производства, а также местом размещения базисных складов для хранения взрывчатых веществ и боеприпасов.
В настоящее время промышленная площадка № (цех <данные изъяты>) в виде имущественного комплекса передана Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <данные изъяты> области в аренду ОАО «ЗИФ ПЛЮС» по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Для выполнения государственных оборонных заказов и обеспечения выполнения мобилизационного заказа ОАО «ЗИФ ПЛЮС» на промышленной площадке № осуществляет разработку и производство боеприпасов и их составных частей (лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат безопасности взрывоопасного производства № БВОП ДД.ММ.ГГГГ0 от ДД.ММ.ГГГГ)
В соответствии с нормативными правовыми актами СССР, а именно:
- Постановлением Совета Министров СССР от 11.11.88. № 1318-263;
- «Положением о запретных зонах и запретных районах при объединениях, предприятиях и организациях Министерства машиностроения СССР, производящих, испытывающих и хранящих пороха, взрывчатые вещества, пиротехнические составы и изделия военной техники на их основе» от <данные изъяты> года.;
- Приказом Министра Машиностроения СССР №21с от 12.01.1989г.;
- «Правилами устройства предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических средств и составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе» от 1989г.» (утверждены приказом Министерства Машиностроения СССР №109с от 28.03.1989г.),
Закреплена необходимость установления запретных зон и запретных районов объектов, подобных промышленной площадке №, а также соблюдения установленного режима в них. При этом запретная зона и запретные районы промышленной площадки № существуют, как минимум, с ДД.ММ.ГГГГ.
Целью установления запретных зон является обеспечение безопасности взрывоопасного производства, а целью установления запретных районов - обеспечения безопасности населения, народнохозяйственных объектов, окружающей среды.
Разработками ОАО «<данные изъяты>» «Мероприятия по установлению границ промзоны п/я №» от ДД.ММ.ГГГГ и «Обоснование необходимости сохранения территории площадки №» № от ДД.ММ.ГГГГ были установлены границы запретной зоны и запретных районов промышленной площадки №.
«Положением о запретных зонах и запретных районах...» от ДД.ММ.ГГГГ определены порядок и назначения установления запретных зон и запретных районов, а также основные требования к этим зонам и районам и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться. В том числе, данным положением в запретных зонах и запретных районах запрещается проживание населения, строительство зданий, сооружений и других народнохозяйственных объектов, а также размещение дачных и садовых участков, личных гаражей.
На основании представления Прокурора Пензенской области о недопустимости нарушения режима запретной зоны и запретных районов промышленной площадки № главой администрации г.Пензы было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также были продублированы данные нормативно установленные запреты:
- решено приостановить все виды строительства, реконструкцию, узаконивание объектов до выработки решения о возможности дальнейшего освоения земельных участков;
- решено выдать всем заказчикам-застройщикам, ведущим проектирование и строительство объектов, предписание о приостановке строительства;
- запрещены отвод и оформление земельных участков физическим и юридическим лицам, независимо от их назначения, так как такое предоставление создает угрозу жизни и здоровья граждан, находящихся в зоне взрывоопасного производства.
Все вышеуказанные нормативные правовые акты СССР и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. в настоящее время не отменены и не изменены, являются действующими. Таким образом, все установленные в них меры безопасности, запреты и режимность запретной зоны и запретных районов должны соблюдаться.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец Киселев Е.Ю.ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (для физического лица) о предоставлении ему земельного участка общей площадью 1025 кв.м., в аренду под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно письменного ответа исх. № от ДД.ММ.ГГГГ администрация г. Пензы отказала Киселеву Е.Ю. в предоставлении земельного участка общей площадью 1025 кв.м., в аренду под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости запретной зоны промышленной площадки № ОАО «ЗИФ». Также указано, что при принятии решения учитывалось предостережение прокуратуры <адрес> о недопустимости нарушения закона при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам в непосредственной близости запретной зоны промышленной площадки № ОАО «ЗИФ».
Данный отказ в предоставлении земельного участка суд считает основанным на требованиях законодательства.
Согласно постановлению Главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № в запретной зоне промплощадки № ОАО «ЗИФ» запрещается отвод и оформление земельных участков юридическим и физическим лицам независимо от назначения земельных участков.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков.
Земельные участки, относящие к землям, изъятым из оборота, не могут быть предоставлены в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Согласно подпункту 5 пункта 5 указанной статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 7, подпункту 6 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса РФ, земли обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, особенности правового режима которых установлены статьей 93 настоящего кодекса.
В соответствии с пунктом 5 ст. 87 Земельного кодекса РФ порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст.93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе, для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов, создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
Особенности правового статуса указанных земель до ДД.ММ.ГГГГ, до момента вступления в законную силу Земельного кодекса РФ, устанавливались ст. 83 Земельного кодекса РСФСР (1991 года), ст. 95 Земельного кодекса РСФСР (1970 года). В частности, согласно указанным статьям, землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. При этом, ст. 95 ЗК РСФСР (1971 года) также устанавливалось, что размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией; размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с исполнительными комитетами городских Советов народных депутатов. Статья 83 ЗК РСФСР (1991г.) устанавливала, что предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель, обязаны обозначать границы зон специальными информационными знаками.
В соответствии с приказом Министерства Машиностроения СССР от 28.03.1989 года №109с, утвердившим «Правила устройства предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических средств и составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе», вокруг территории указанной промышленной площадки находится запретная зона и запретный район. Согласно п. 3.16 «Правил…» в пределах запретной зоны и запретного района предприятия запрещается строительство зданий, сооружений и других народнохозяйственных объектов, а также садовых участков и гаражей.
Согласно п. 3.6 СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» для объектов по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе следует предусматривать запретные (опасные) зоны и районы. Размеры этих зон и районов и возможность строительства в них определяются специальными нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, и пои их согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты. Застройка запретных (опасных) зон жилыми, общественными и производственными зданиями не допускается.
На основании представленных документов, суд приходит к выводу, что запретная зона и запретный район промплощадки АООТ «Завод имени Фрунзе» существуют с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действовавшими в то время нормативными правовыми актами СССР, вследствие чего к порядку их установления не применяются нормы Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 года № 135.
В настоящее время промплощадка № в виде имущественного комплекса передана Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <данные изъяты> области в аренду ОАО «ЗИФ ПЛЮС», что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого также имеется в материалах дела.
В ответе на запрос суда за подписью и.о. генерального директора ОАО «ЗИФ ПЛЮС» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии с разработками ОАО «<данные изъяты>»: «Мероприятия по установлению границ промзоны п/я №» от ДД.ММ.ГГГГ и «Обоснование необходимости сохранения территории площадки №» № от ДД.ММ.ГГГГ» земельный участок, испрашиваемый Киселевым Е.Ю., расположенный по адресу: <адрес>, находится в пределах района промышленной площадки №.
Утверждение истца, а также его представителя, о том, что действия администрации г. Пензы неправомерны также и потому, что границы запретной зоны промышленной площадки № ОАО «ЗИФ» до настоящего времени уполномоченным органов не утверждены, а, соответственно, нельзя считать, что испрашиваемый им земельный участок находится в какой-либо близости к запретной зоне, суд считает ошибочным, поскольку ограничение оборотоспособности земельных участков, расположенных в пределах непосредственной близости запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах вооружений установлен законодательно (в частности ст.27 ЗК РФ), и дополнительных решений органов государственной власти и местного самоуправления относительно указанного вопроса не требуется.
Также суд считает несостоятельной и не имеющей юридического значения для разрешения настоящего спора ссылку истца о наличии зарегистрированных прав на другие земельные участки расположенных рядом с его участком.
В соответствии с под.3 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Киселева Е.Ю. к администрации г. Пензы о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 15.11.2010 года.
.
Судья С.С.Бабанян