РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2010 года г.Пенза
Октябрьский районный суд г.Пензы в составе
председательствующего судьи Бабанян С.С.,
при секретаре судебного заседания Соломатиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тереховой Т.С. и Терехова С.А. к администрации г. Пензы, администрации Октябрьского района г. Пензы о признании бездействий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Терехова Т.С. и Терехов С.А. обратились в Октябрьский районный суд г. Пензы с иском к администрации г. Пензы, администрации Октябрьского района г. Пензы о признании действий незаконными.
В обоснование заявленного требования истцы указали, что администрация г. Пензы назначила проведение аукциона по продаже участка, местоположение: <адрес>, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ о чем они были уведомлены административным сообщением.
ДД.ММ.ГГГГ аукцион не состоялся и администрация г. Пензы назначила повторный аукцион на ДД.ММ.ГГГГ.
Начальная цена продажи земельного участка в собственность, установленная администрацией г. Пензы составляет 302 000 рублей.
Действия администрации по проведению аукциона считают не законными по следующим основаниям.
Земельный участок местоположение: <адрес> был сформирован в соответствии с земельным кодексом РСФСР от 25 апреля 1991г. до вступления в действие Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (земельный кодекс).
Данный земельный участок был поставлен на земельный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет кадастровый № разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок был передан Терехову С.А. в аренду в соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с семейным, кодексом право пользования земельным участком имела и она.
В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью 438,3 кв.м., был изъят из пахотных земель совхоза «<данные изъяты>» и передан под жилую застройку «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» администрациям Октябрьского и <данные изъяты> районов. У администрации Октябрьского района г. Пензы па ДД.ММ.ГГГГ были законные основания формировать и предоставлять земельные участки в аренду (п.10 ст.19 ЗК РСФСР) и право заключить договор аренды на спорный участок.
Администрация Октябрьского района г. Пензы фактически передала ДД.ММ.ГГГГ земельный участок в аренду под строительство сроком на два года Терехову С.А. (в соответствии с протоколом межведомственной комиссии Октябрьской администрации по предоставлению земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в районе «<данные изъяты>»). Однако, документ, (договор аренды) подтверждающий законное пользование земельным участком, Терехову С.А. не был выдан.
Юридически значимое действие по передачи земельного участка администрация Октябрьского района совершила ДД.ММ.ГГГГ (спорный земельный участок был предоставлен Терехову С.А. ДД.ММ.ГГГГ)
В соответствии с ранее действующим земельном законодательством ст. 31 -РСФСР, право аренды и временного пользование земельными участками удостоверяются договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР.
К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.
В соответствии со ст. 32 ЗК РСФСР приступить к использованию земельных участков разрешается после установления границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования аренды.
Постановку земельного участка на кадастровый учет и установление границ земельного участка на местности администрация Октябрьского района провела, а документ, подтверждающий права аренды администрация не выдала по неизвестной им причине.
Терехов С.А. как законно послушный гражданин, не имел законного права приступить к строительству жилого дома без документов на земельный участок, так как использование земельного участка без удостоверяющих документов повлекло бы за собой наложение штрафа.
Терехов С.А. инвестировал строительство внутриквартальных газовых сетей в микрорайоне № «<данные изъяты>», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ передал 6400 рублей. ДД.ММ.ГГГГ передал наличные деньги за строительство линии электропередач в малоэтажной застройке «<данные изъяты>» микрорайона № в размере 2500 рублей.
Итого с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Терехов С.А. считая, что документы на земельный участок он получит, передал за проведения коммуникаций района 11400 рублей, то есть принимал действия связанные с освоением предоставленного ему участка.
От земельного участка они отказывались. Но какие законные основания не заключить договор аренды ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были у администрации Октябрьского района г. Пензы им не известны. На протяжении многих лет письменно и устно они просят закрепить документально за ними земельный участок, но безрезультатно.
Законных оснований отказать у администрации г. Пензы и администрации Октябрьского района г. Пензы в предоставлении земельного участка не было и нет до настоящего времени.
Первоочередное право на заключение договора аренды в соответствии с ФЗ от 25 октября 2001 года также было у Терехова С.А., но договор аренды администрация г. Пензы не заключила.
В настоящее время администрация г. Пензы незаконно выставила земельный участок, который был предоставлен в аренду ДД.ММ.ГГГГ на аукцион и считает, что участок свободен от прав третьих лиц.
Участок не первично сформирован ДД.ММ.ГГГГ из свободных муниципальных земель и выставлен на аукцион, а уже ранее был распределен до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 59 Земельного кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим, основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю и сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
На основании изложенного истцы просят суд признать действия администрации г. Пензы о назначении и проведению аукциона по продажи земельного участка местоположение: установлено относительно ориентира микрорайона № малоэтажной жилой застройки «<данные изъяты>» стр.№, расположенного в границах участка, адрес ориентира: незаконными.
Признать право на заключение договора купли – продажи земельного участка местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира микрорайона № малоэтажной жилой застройки «<данные изъяты>» стр.№, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> на имя Терехова С.А..
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ истцы уточнили исковые требования указав, что земельный участок местоположение: <адрес> был сформирован в соответствии с земельным кодексом РСФСР от 25 апреля 1991г. до вступления в действие Федерального закона от 25 октября 2001г. №136-Ф3 (земельный кодекс).
Данный земельный участок был поставлен на земельный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и имеет кадастровый № разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную.
Администрация Октябрьского района г. Пензы фактически передала ДД.ММ.ГГГГ земельный участок в аренду под строительство сроком на два года Терехову С.А. (в соответствии с протоколом межведомственной комиссии Октябрьской администрации по предоставлению земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в районе «<данные изъяты>»). Однако документ, (договор аренды) подтверждающий законное пользование земельным участком не был выдан.
Считают что администрация незаконно выставила земельный участок на аукцион.
На основании изложенного истцы просят суд признать незаконным бездействия администрации г. Пензы по вопросу предоставления земельного участка в аренду для строительства индивидуального жилого дома Терехову С.А., местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира микрорайона № малоэтажной жилой застройки «<данные изъяты> стр.№, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>.
Признать право на заключение договора аренды на земельный участок для строительства индивидуального жилого дома за Тереховым С.А. местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира микрорайона № малоэтажной жилой застройки «<данные изъяты>» стр.№, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>.
Уточнение иска принято судом.
В судебном заседании истица Терехова Т.С., а также ее представитель по доверенности Рябина Н.Н., действующая по доверенности, подержали заявленные исковые требовании и просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Истец Терехов С.А. также просил суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика – администрации г. Пензы Уткина Я.В., действующая на основании доверенности, указала суду, что считает исковые требования истцов необоснованными, так как со стороны администрации не допущено какого либо бездействия относительно предоставления земельного участка истцам. Указанный земельный участок Тереховым в аренду никогда не предоставлялся. Довод о том, что администрация незаконно выставила земельный участок на аукцион необоснован, поскольку администрация города является собственником земельного участка.
Представитель ответчика – администрации Октябрьского района г. Пензы в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причину неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы гражданского дела, а также материалы представленного суду кадастрового дела объекта недвижимости №, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно материалам гражданского дела ДД.ММ.ГГГГ Терехова Т. С. обратилась в администрацию г. Пензы с заявкой на предоставление спорного земельного участка для строительства.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Комитет по управлению муниципальным имуществом г. <данные изъяты> сообщил Тереховой Т.С. о том, что испрашиваемый земельный участок будет сформирован и выставлен на торги, в связи с чем, право аренды испрашиваемого земельного участка может быть приобретено по результатам аукциона.
В соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, в редакции, действующей на момент подачи Тереховой Т.С. заявки на предоставление земельного участка для строительства, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно Правительства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ, постановления правительства РФ от 11.11.2002г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», решения Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города <данные изъяты> гражданам и юридическим лицам» постановлением Главы администрации города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении торгов по продаже права на заключение права на заключение договора аренды земельного участка из состава земель населенных пунктов, расположенного в микрорайоне № малоэтажной жилой застройки «<данные изъяты>» (стр. №)» утвержден проект границ испрашиваемого земельного участка.
Администрация <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ № в ответ на обращение Терехова С.А. сообщила, что предоставить испрашиваемый земельный участок под строительство индивидуального жилого дома без проведения аукциона не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ Терехова Т.С. вновь обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении земельною участка, расположенного по адресу: <адрес> в собственность.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация г. Пензы отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, указав, что протокол заседания межведомственной комиссии Октябрьской администрации по предоставлению земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в районе с/х «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № и протокол заседания межведомственной комиссии администрации Октябрьского района по вопросу предоставления земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов в районе малоэтажной застройки «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № не являются правоустанавливающими документами.
Согласно п.3 ст.3 Устава г. Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № земля в пределах городской черты, находящаяся в ведении органов местного самоуправления, используется в порядке, установленном городской Думой в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.3 ст.33 Устава г. Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что предоставление в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным городской Думой, муниципальных земельных участков и земельных участков, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляют органы местного самоуправления, во все виды пользования, их продажа, продажа права на заключение договора аренды земельного участка, резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд.
В настоящее время порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства регламентирован статьей 38.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с указанной выше нормой права в качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ.
Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка принимает решение о проведении аукциона.
В качестве организатора аукциона выступает продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.
Извещение о проведении аукциона опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
- заявка на участие в аукционе по установленной форме с указанием реквизитов счета для возврата задатка;
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц -для юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей для индивидуальных предпринимателей, копии документов, удостоверяющих личность, - для физических лиц;
- документы, подтверждающие внесение задатка.
Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе с указанием причин отказа. Протокол приема заявок подписывается организатором аукциона в течение одного дня со дня окончания срока приема заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона протокола приема заявок.
Организатор аукциона ведет протокол аукциона, в котором фиксируется последнее предложение о цене приобретаемого в собственность земельного участка или о размере арендной платы.
Результаты аукционов оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день проведения аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе также указываются:
1) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере, о разрешенном использовании земельного участка, об основанных на результатах инженерных изысканий параметрах разрешенного использования объекта " капитального строительства и о технических условиях подключения такого объекта к сетям инженерно -технического обеспечения, а также о плате за подключение;
2) победитель аукциона;
3) цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы.
Организатор аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона обязан возвратить задатки лицам, участвовавшим в аукционе, но не победившим в нем.
Аукцион признается не состоявшимся в случае, если:
в аукционе участвовали менее двух участников;
после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмета аукциона по начальной цене.
В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине, указанной в подпункте 1 пункта 26 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через десять дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.
Организатор аукциона в случаях, если аукцион был признан несостоявшимся либо если не был заключен договор купли-продажи или договор аренды земельного участка с единственным участником аукциона, вправе объявить о проведении повторного аукциона. При этом могут быть изменены условия аукциона.
Руководствуясь приведенными выше положениями Земельного кодекса РФ, на основании заявки Тереховой Т.С. на предоставление спорного земельного участка для строительства был подготовлен проект границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, межевой план от №, отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № назначены торги по продаже в собственность спорного земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Терехова Т. С. уведомлена о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 открытого аукциона. Информация о проведении аукциона опубликована в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №. Как следует из протокола результатов аукциона по продаже в собственность земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся.
Приказом Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № повторно назначены торги по продаже в собственность спорного земельного участка. Однако вновь по причине отсутствия заявок на участие в аукционе аукцион признан несостоявшимся.
Таким образом, Терехова Т. С, инициировавшая процедуру предоставления спорного земельного участка, неоднократно уклонялась от участия в аукционе по продаже в собственность данного земельного участка.
На основании вышеизложенного, очевиден вывод, что все заявления Тереховой Т.С. и Терехова С.А. были рассмотрены в установленный законом срок, о результатах рассмотрения заявители были надлежащим образом уведомлены. При этом действия администрации по проведению аукциона по продаже в собственность испрашиваемого земельного участка, отказ администрации г. Пензы в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность без торгов расценивать как бездействие невозможно.
Кроме того, истцы в исковом заявлении многократно ссылаются на положения Земельного кодекса РСФСР: статьи 19, 31, 32, которые, по их мнению, действовали на момент выделения им администрацией Октябрьского района спорного земельного участка. Однако указанные выше статьи Земельного кодекса РСФСР утратили свою юридическую силу в связи с изданием Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Более того, сам по себе факт обращения в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в период действия Земельного кодекса предусматривающего предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, не предусматривает обязанности органа местного самоуправления предоставить земельный участок без проведения торгов (аукциона), а является лишь основанием для принятия и рассмотрения заявления, а также принятия по нему какого-либо решения.
Учитывая, что на момент изготовления проекта границ испрашиваемого истцом земельного участка, норма законодательства, предусматривающая возможность получения земельного участка в аренду без проведения торгов была отменена, а ст.30.1 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для жилищного строительства в собственность или в аренду осуществляется исключительно по результатам торгов, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов о признании за Тереховым С.А. права на заключение договора аренды на земельный участок для строительства индивидуального жилого дома.
Поскольку суд признает тот факт, что администрацией г. Пензы не допущено какого либо бездействия, а напротив все действия относительно спорного земельного участка были выполнены в соответствии действующим законодательством, то законных оснований для удовлетворения требований истцов относительно признания за Тереховым С.А. права на заключение договора аренды на земельный участок для строительства индивидуального жилого дома местоположение земельного участка: установлено относительно ориентира микрорайона № малоэтажной жилой застройки «<данные изъяты>» стр.№, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> у суду не имеется.
Тот факт, что Терехов С.А. инвестировал строительство внутриквартальных газовых сетей в микрорайоне № «<данные изъяты>», строительство линии электропередач не может служить основанием для удовлетворения иска.
Довод представителя истца о том, что выставляя спорный земельный участок на аукцион ответчик нарушает права истцов, предусмотренное ст.36 Конституции РФ, не может быть принят судом во внимание, поскольку вышеуказанные действия администрации г. Пензы не лишают заявителя возможности на приобретение прав в отношении испрашиваемого земельного участка по действующей процедуре, предусматривающей проведение аукционов.
На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истцов.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тереховой Т.С. и Терехова С.А. к администрации г. Пензы, администрации Октябрьского района г. Пензы о признании бездействий незаконными – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение десяти дней после изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 11.11.2010 года
Судья С.С.Бабанян