РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2010 года. г. Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Бабанян С.С.,
при секретаре судебного заседания Соломатиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филатова М.Н. к администрации г. Пензы о признании отказа в продлении срока действия постановления от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, возложении обязанности в продлении срока действия постановления,
УСТАНОВИЛ:
Филатов М.Н. обратился в Октябрьский районный суд г. Пензы с иском к администрации г. Пензы о признании отказа в продлении срока действия постановления от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, возложении обязанности в продлении срока действия постановления.
В обоснование заявленного требования истец указал, что согласно постановлению главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № ему был предоставлен земельный участок из состава земель поселений, площадью 924 кв.м., для проектирования и строительства индивидуального жилого дома в малоэтажной жилой застройке ОАО «ЗИФ» в районе <данные изъяты> горы, стр. № в аренду, сроком на три года.
ДД.ММ.ГГГГ он заказал заказано межевое дело, были проведены необходимые согласования и были получены нужные документы для постановки на государственный кадастровый учет. Одновременно с проведением межевых работ на участке был возведен фундамент и подвал жилого дома, что подтверждается Справкой МУП «БТИ г.<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. На строительство фундамента и подвала было потрачено значительные денежные средства. Дальнейшее строительство жилого дома и оформление документов на земельный участок, к сожалению, было приостановлено по причине тяжелой болезни его мамы, за которой необходим был постоянный уход.
ДД.ММ.ГГГГ, по совету председателя ТСЖ «<данные изъяты>» он не стал продлевать постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, так как ему было порекомендовано сначала построить жилой дом под ключ, а уж затем одновременно узаконить и жилой дом и выкупить у государства участок.
В связи с тяжелым материальным положением достроить жилой дом быстро пока не представляется возможным, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о продлении срока действия постановления, где получил список документов необходимых для этого (Постановление о выделении земельного участка, Справка МУП «БТИ» о стадии освоения земельного участка, Справка об оплате за весь период, Фотография участка со строением, Кадастровый паспорт земельного участка, Копия паспорта заявителя, Копия доверенности).
При заказе кадастрового паспорта земельного участка в Управлении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по <данные изъяты> области ДД.ММ.ГГГГ в кадастровом паспорте № и кадастровом плане территорий № выяснилось, что земельный участок в районе <данные изъяты> горы, стр. №, кадастровый <адрес> числится за ФИО5 и находится в постоянном бессрочном пользовании с ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок был предоставлен ФИО5 в постоянное бессрочное пользование по постановлению главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №. В последствии указанный земельный участок был изъят у ФИО5 на основании постановления главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №, а земли считаются свободными муниципальными землями.
Предоставив данную информацию в администрацию г.Пензы в кабинет № (Отдел учета ресурсов и анализа результатов управления) в последствии получил новый кадастровый паспорт от ДД.ММ.ГГГГ № указанного земельного участка, где значится что категория земли - земли насеченных пунктов, а разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство.
ДД.ММ.ГГГГ он сдал в администрацию все необходимые документы необходимые для решения вопроса о продлении срока действия постановления.
ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ № о невозможности продления срока действия постановления Главы администрация города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №. Причиной отказа послужило что в настоящее время действует постановление главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрации г.Пензы запрещено отводить и оформлять земельные участки в запретной зоне промышленной площадки № ОАО «ЗИФ» юридическим и физическим лицам под актирование к строительству объектов независимо от их назначения.
При обращении в Государственный архив <данные изъяты> области выяснилось, что данным числом не ни одного постановления главы администрации г. Пензы, так как сквозная нумерация постановлений идет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Считает, что действия администрации незаконными и нарушающими его право на получение земельного участка в аренду, а постановление главы администрации г.<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит продлению по следующим основаниям:
Администрация г.Пензы, отказывая в продлении срока действия постановления главы администрации г. Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ сослалась на несуществующий документ, что документально подтверждается перечнем постановлений, имеющимся в Государственном архиве <данные изъяты> области. Других претензий к нему у администрации г.Пензы до настоящего времени нет.
Земельный участок, выделенный по постановлению главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №, принадлежит к категории земли поселений и имеет разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство, а в тексте ответа - запретная зона промышленной площадки № ОАО «ЗИФ», хотя по постановлению главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № данные земли предоставляются в пределах городской черты за счет территории, ранее отведенной решением горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ № арендному предприятию ПО «ЗИФ» для строительства комплексной малоэтажной застройки. Получается, что соседние участки оформленные в собственность, находящиеся в бессрочном праве пользования, либо находящиеся в аренде - под индивидуальное жилищное строительство, а спорный участок - под запретную зону промышленной площадки.
Кроме того, по новому генеральному плану <адрес> принятому ДД.ММ.ГГГГ, постоянной комиссией городской Думы по градорегулированию, землепользованию и собственности - в указанном месте предусматривается индивидуальная жилищная застройка.
Из ответа на его запрос от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в указанном месте отсутствуют предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Потеря ранее предоставленного ему земельного участка приведет к значительному материальному ущербу в виде средств, потраченных на строительство жилого дома и содержание участка, а также моральному ущербу, поскольку дом строится для улучшения жилищных условий семьи и проживания в нем.
На основании изложенного истец просит суд признать отказ администрации г.Пензы в продлении срока действия постановления главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № недействительным.
Обязать администрацию г. Пензы продлить срок действия постановления главы администрации. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебное заседание истец Филатов М.Н. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Филатова М.Н – Суворов С.В., действующих по доверенности, поддержал заявленные требования, указав, что считает действия администрации г. Пензы выразившиеся в отказе в продлении срока действия постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, так как спорный участок не находится в запретной зоне промышленной площадки № ОАО «ЗИФ».
Представитель ответчика администрации г. Пензы Уткина Я.В., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала указав суду, что основанием для отказа Филатову М.Н. в продлении срока действия постановления от ДД.ММ.ГГГГ, является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка. Испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости запретной зоны промплощадки № предприятия ОАО «ЗИФ».
Представитель третьего лица ОАО «ЗИФ ПЛЮС» - Смирнов Д.В., действующий по доверенности, в судебном заседании указал, что промышленная площадка № является объектом взрывоопасного производства, а также местом размещения базисных складов для хранения взрывчатых веществ и боеприпасов.
В настоящее время промышленная площадка № (цех 5Б) в виде имущественного комплекса передана Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <данные изъяты> области в аренду ОАО «ЗИФ ПЛЮС» по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ Для выполнения государственных оборонных заказов и обеспечения выполнения мобилизационного заказа ОАО «ЗИФ ПЛЮС» на промышленной площадке № осуществляет разработку и производство боеприпасов и их составных частей (лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ, сертификат безопасности взрывоопасного производства № от ДД.ММ.ГГГГ)
В соответствии с нормативными правовыми актами СССР, а именно:
- Постановлением Совета Министров СССР от 11.11.88. № 1318-263;
- «Положением о запретных зонах и запретных районах при объединениях, предприятиях и организациях Министерства машиностроения СССР, производящих, испытывающих и хранящих пороха, взрывчатые вещества, пиротехнические составы и изделия военной техники на их основе» от 1988 года.;
- Приказом Министра Машиностроения СССР №21с от 12.01.1989г.;
- «Правилами устройства предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических средств и составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе» от 1989г.» (утверждены приказом Министерства Машиностроения СССР №109с от 28.03.1989г.),
Закреплена необходимость установления запретных зон и запретных районов объектов, подобных промышленной площадке №, а также соблюдения установленного режима в них. При этом запретная зона и запретные районы промышленной площадки № существуют, как минимум, с ДД.ММ.ГГГГ.
Целью установления запретных зон является обеспечение безопасности взрывоопасного производства, а целью установления запретных районов - обеспечения безопасности населения, народнохозяйственных объектов, окружающей среды.
Разработками ОАО «<данные изъяты>» «Мероприятия по установлению границ промзоны п/я №» от ДД.ММ.ГГГГ и «Обоснование необходимости сохранения территории площадки №» № от ДД.ММ.ГГГГ были установлены границы запретной зоны и запретных районов промышленной площадки №.
«Положением о запретных зонах и запретных районах...» от ДД.ММ.ГГГГ определены порядок и назначения установления запретных зон и запретных районов, а также основные требования к этим зонам и районам и меры безопасности, которые должны в них соблюдаться. В том числе, данным положением в запретных зонах и запретных районах запрещается проживание населения, строительство зданий, сооружений и других народнохозяйственных объектов, а также размещение дачных и садовых участков, личных гаражей.
На основании представления Прокурора <данные изъяты> области о недопустимости нарушения режима запретной зоны и запретных районов промышленной площадки № главой администрации г.Пензы было вынесено постановление №с от ДД.ММ.ГГГГ, в котором также были продублированы данные нормативно установленные запреты:
- решено приостановить все виды строительства, реконструкцию, узаконивание объектов до выработки решения о возможности дальнейшего освоения земельных участков;
- решено выдать всем заказчикам-застройщикам, ведущим проектирование и строительство объектов, предписание о приостановке строительства;
- запрещены отвод и оформление земельных участков физическим и юридическим лицам, независимо от их назначения, так как такое предоставление создает угрозу жизни и здоровья граждан, находящихся в зоне взрывоопасного производства.
Все вышеуказанные нормативные правовые акты СССР и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. в настоящее время не отменены и не изменены, являются действующими. Таким образом, все установленные в них меры безопасности, запреты и режимность запретной зоны и запретных районов должны соблюдаться.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок в районе <данные изъяты> горы, стр. №, кадастровый № ранее числился за ФИО5 и находился в постоянном бессрочном пользовании с ДД.ММ.ГГГГ.
Далее на основании постановления главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № указанный земельный участок был изъят у ФИО5
Постановлением главы администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ № указанный земельный участок, площадью 924 кв.м., был предоставлен Филатову М.Н. для проектирования и строительства индивидуального жилого дома в малоэтажной жилой застройке ОАО «ЗИФ» в районе <данные изъяты> горы, стр. № в аренду, сроком на три года.
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Филатов М.Н. обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о продлении срока действия постановления от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ № Филатову М.Н. отказали в продлении срока действия постановления главы администрация г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №. Причиной отказа послужило что в настоящее время действует постановление главы администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому администрации г.Пензы запрещено отводить и оформлять земельные участки в запретной зоне промышленной площадки № ОАО «ЗИФ» юридическим и физическим лицам под актирование к строительству объектов независимо от их назначения.
Данный отказ в продлении срока действия постановления главы администрация г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №, суд, исходя из представленных доказательств, считает обоснованным.
В соответствии с п.1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III (право собственности) и IV (постоянное бессрочное пользование, ) настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предоставление земельного участка в аренду осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления гражданина или его представителя.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в установленный законодательством срок, с даты получения заявления и необходимых документов обязан принять свое решение.
Основанием для отказа в предоставлении в аренду (продлении срока действия договора аренды) земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в аренду.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность (аренду), а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность (аренду), за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпункту 5 пункта 5 указанной статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 7, подпункту 6 пункта 2 статьи 87 Земельного кодекса РФ, земли обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, особенности правового режима которых установлены статьей 93 настоящего кодекса.
В соответствии с пунктом 5 ст. 87 Земельного кодекса РФ порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено настоящим Кодексом, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно ст.93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки, в том числе, для разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов, создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).
В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.
Особенности правового статуса указанных земель до ДД.ММ.ГГГГ, до момента вступления в законную силу Земельного кодекса РФ, устанавливались ст. 83 Земельного кодекса РСФСР (1991 года), ст. 95 Земельного кодекса РСФСР (1970 года). В частности, согласно указанным статьям, землями промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения и иного назначения признаются земли, предоставленные соответствующими Советами народных депутатов в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач. При этом, ст. 95 ЗК РСФСР (1971 года) также устанавливалось, что размеры земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией; размещение на этих землях построек и сооружений, а также проведение работ по благоустройству осуществляются по согласованию с исполнительными комитетами городских Советов народных депутатов. Статья 83 ЗК РСФСР (1991г.) устанавливала, что предприятия, учреждения и организации, в интересах которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования земель, обязаны обозначать границы зон специальными информационными знаками.
В соответствии с приказом Министерства Машиностроения СССР от 28.03.1989 года №109с, утвердившим «Правила устройства предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических средств и составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе», вокруг территории указанной промышленной площадки находится запретная зона и запретный район. Согласно п. 3.16 «Правил…» в пределах запретной зоны и запретного района предприятия запрещается строительство зданий, сооружений и других народнохозяйственных объектов, а также садовых участков и гаражей.
Согласно п. 3.6 СНИП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» для объектов по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе следует предусматривать запретные (опасные) зоны и районы. Размеры этих зон и районов и возможность строительства в них определяются специальными нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, и пои их согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты. Застройка запретных (опасных) зон жилыми, общественными и производственными зданиями не допускается.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что действительно нормами федерального законодательства установлен запрет на предоставление земельного участка в аренду в случае нахождения испрашиваемого земельного участка в запретной зоне.
На основании представленных документов, суд приходит к выводу, что запретная зона и запретный район промплощадки АООТ «Завод имени Фрунзе» существуют с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действовавшими в то время нормативными правовыми актами СССР, вследствие чего к порядку их установления не применяются нормы Положения, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 года № 135.
В настоящее время промплощадка № в виде имущественного комплекса передана Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <данные изъяты> области в аренду ОАО «ЗИФ ПЛЮС», что подтверждается договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого также имеется в материалах дела.
Как ранее было указано судом, основанием для отказа Филатову М.Н. в продлении срока действия постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, послужило именно то, что спорный земельный участок расположен в запретной зоне промплощадки № предприятия ОАО «ЗИФ».
В ответе на запрос суда за подписью и.о. генерального директора ОАО «ЗИФ ПЛЮС» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в соответствии с разработками ОАО «<данные изъяты>»: «Мероприятия по установлению границ промзоны п/я №» от ДД.ММ.ГГГГ и «Обоснование необходимости сохранения территории площадки №» № от ДД.ММ.ГГГГ» земельный участок, Филатова М.Н., расположенный в малоэтажной жилой застройке ОАО «ЗИФ» в районе <данные изъяты> горы, стр. №, находится в пределах запретного района промышленной площадки №.
Утверждение представителя истца, о том, что действия администрации г. Пензы неправомерны также и потому, что границы запретной зоны промышленной площадки № ОАО «ЗИФ» до настоящего времени уполномоченным органов не утверждены, а, соответственно, нельзя считать, что испрашиваемый им земельный участок находится в какой-либо близости к запретной зоне, суд считает ошибочным, поскольку ограничение оборотоспособности земельных участков, расположенных в пределах непосредственной близости запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах вооружений установлен законодательно (в частности ст.27 ЗК РФ), и дополнительных решений органов государственной власти и местного самоуправления относительно указанного вопроса не требуется.
Также суд считает несостоятельной и не имеющей юридического значения для разрешения настоящего спора ссылку представителя истца о наличии зарегистрированных прав на другие земельные участки расположенных рядом с его участком.
В соответствии с под.3 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
На основании вышеизложенного суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Филатова М.Н. к администрации г. Пензы о признании отказа в продлении срока действия постановления от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, возложении обязанности в продлении срока действия постановления – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение десяти дней с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 16.11.2010 года.
Судья С.С.Бабанян