Решение по делу №2-2702/2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2010 года

Октябрьский районный суд города Пензы в составе

Председательствующего судьи Лукьяновой О.В.

При секретаре Миловановой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитриевой Л.Г. к Администрации г. Пензы о понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения собственность бесплатно,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриева Л.Г. обратилась в Октябрьский районный суд города Пензы с вышеназванным исковым заявлением, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ она проживает в комнате №, находящейся по адресу: <адрес>, куда была вселена на основании письма Администрации г. Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ. Право пользования данным жилым помещением за истцом было признано решением Октябрьского районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с ней был заключен договор социального найма на комнату №, находящеюся по адресу: <адрес>. В спорной комнате кроме истца никто не зарегистрирован, она является единственным нанимателем спорного помещения по договору социального найма.

В ее пользовании находятся следующие помещения: кухня (помещение №) площадью 7,8 кв.м.; санузел (помещение №) подсобной площадью 3.5 кв.м.; коридор (помещение №) подсобной площадью 7,1 кв.м.; жилая комната (помещение №) жилой площадью 18,6 кв.м., которые в совокупности являются изолированным жилым помещением. Право собственности на комнаты №. №, №, №, по <адрес> зарегистрировано за Муниципальным образованием г. Пенза.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию г. Пензы с заявлением о приватизации (передаче в собственность) жилого помещения по адресу: <адрес>. Ранее в приватизации она не участвовала.

Письмом Администрации г. Пензы № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в приватизации спорного жилого помещения по мотиву запрета в законодательстве на приватизацию жилой площади в общежитии,

Считает, что данный отказ нарушает ее права и противоречит закону, так как в связи с переходом дома № по <адрес> в муниципальную собственность, на жилые помещения, находящиеся в нем, распространяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма, а приватизация указанных помещений не запрещена.

В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что правовой режим общежитий с момента введения в действие указанного нормативного акта (то есть с 1 марта 2005 года), которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивается в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления либо собственника об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления. либо администрацией предприятий указанных документов.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 04.07.1991г граждане Российской Федерации. Занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управления учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим законом. Жилые помещения передаются в общую собственность, либо в собственность одного из совместно проживающих лиц. в том числе несовершеннолетних.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом: при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55. конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основания федерального закона.

Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилою помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предполагает, как вытекает из преамбулы названного Закона, создание гражданам равных правовых условии для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а так и возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

В соответствии с ст. 8 постановления Пленума ВС за №8 от 24 негуста 1993 года "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ" (в ред. от 06.02.2007 г.), исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1., 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Постановлением Конституционного суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года ПО приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации11), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

На основании изложенного просит суд обязать Администрацию г. Пензы заключить с ней договор на передачу жилого помещения №, расположенного на первом этаже дома № по <адрес>, в которое входят: жилая комната (помещение №) жилой площадью 18,6 кв.м., кухня (помещение №) площадью 7,8 кв.м.; санузел (помещение №) подсобной площадью 3,5 кв.м.; коридор (помещение №) подсобной площадью 7,1 кв.м,; которые в совокупности являются изолированным жилым помещением в собственность.

В судебное заседание истец Дмитриева Л.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Пензы Кочеткова С.В., действующая на основании доверенности, иск не признала, поскольку считает, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, являющийся общежитием приватизации не подлежит.

Представитель третьего лица – МУП «БТИ г. Пензы» в судебное заседание не явился, о времени, дне и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года, а также помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.93 №8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 № 11, от 25.10.96 № 10) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по Передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма и аренды правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.

Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ (в ред. от 26.12.2005 г.) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, в силу вышеуказанных норм, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец Дмитриева Л.Г. является нанимателями по договору социального найма жилого помещения – комнаты № дома № по <адрес>.

На имя Дмитриевой Л.Г. открыт лицевой счет на комнату № по <адрес> жилой площадью 18,6 кв.м.

Данные обстоятельства подтверждаются копией выписки из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ; копией лицевого счета; поквартирной карточкой и другими материалами дела.

Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ за Дмитриевой Л.Г. признано право пользования комнатами №,№,№,№ (жилой ячейкой квартирного типа) дома № по <адрес>.

Кроме того, в судебном заседании установлено, что Дмитриева Л.Г. обращалась к ответчику с заявлением о приватизации указанного жилого помещения. В приватизации занимаемого ей жилого помещения было отказано. В основу отказа положена ссылка на ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой жилая площадь в общежитии приватизации не подлежит.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, домовладение № по <адрес>, в котором находится спорное жилое помещение, передано в ведение органов местного самоуправления согласно Постановлению Правительства от 13.03.1996 года № 337 и находится на балансе муниципального образования г. Пензы.

Учитывая изложенное, а также то, что спорное жилое помещение состоит из изолированных комнат, суд считает, что в силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» на жилое помещение, состоящее из комнат №,№,№,№ дома № по <адрес> распространяется общий режим, установленный для помещений, предоставленных по договорам социального найма, в том числе, право приватизации, гарантированное ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение, состоящее из комнат №,№,№,№ дома № по <адрес> может быть приватизировано без ограничений установленных ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

То обстоятельство, что домовладение № по <адрес> значится в реестре муниципальной собственности как общежитие, не может являться ограничением в приватизации спорного жилого помещения, поскольку иное противоречило бы ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении дома № по <адрес> из специализированного жилищного фонда не должно препятствовать осуществлению гражданами прав на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанного решения.

Истец Дмитриева Л.Г. в приватизации жилья в г.Пензе не участвовала, что подтверждается представленными в материалы дела справкой администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района Пензенской области и справкой МУП «БТИ г. Пензы». Учитывая это, суд считает, что Дмитриева Л.Г. в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право на однократное бесплатное приобретение занимаемого ей жилого помещения в собственность.

Отказывая ей в приватизации спорного жилого помещения, администрация г. Пензы и нарушает ее права, предусмотренные ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а именно: право на однократное бесплатное приобретение занимаемого жилое помещение в собственность.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает требования Дмитриевой Л.Г. о признании права на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации и понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность граждан обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дмитриевой Л.Г. к Администрации г. Пензы о признании права на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации и понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения собственность бесплатно удовлетворить.

Признать за Дмитриевой Л.Г. право на приобретение жилого помещения, состоящего из комнат №, площадью 18,6 кв.м., помещения № (кухня), площадью 7,8 кв.м, помещения № (санузел), площадью 3,5 кв.м, помещения № (коридор) площадью 7.1 кв.м дома № по <адрес> в собственность бесплатно в порядке приватизации.

Обязать администрацию г. Пензы заключить с Дмитриевой Л.Г. договор на передачу жилого помещения, состоящего из комнат №, площадью 18,6 кв.м., помещения № (кухня), площадью 7,8 кв.м, помещения № (санузел), площадью 3,5 кв.м, помещения № (коридор) площадью 7.1 кв.м дома № по <адрес> в собственность.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 дней.

Судья О.В. Лукьянова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200