Решение по делу №2-2819/2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2010 года

Октябрьский районный суд г.Пензы

в составе председательствующего судьи Романовой В.А.,

при секретаре Рябуха Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы к Науменко Л.В. о взыскании земельного налога за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы и пени за несвоевременную уплату налога,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы обратилось с вышеназванными исковыми требованиями к ответчику, указав, что согласно выписке из картотеки объектов земельной собственности Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы правообладателю Науменко Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок под многоэтажным жилым домом по адресу: <адрес>, налогооблагаемой площадью 3305 кв.м., доля владения - 243/25000, с кадастровым № и кадастровой стоимостью ДД.ММ.ГГГГ - 10 957 860 руб., ДД.ММ.ГГГГ - 10 752 296 руб.

В соответствии со ст.388 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с п.1 ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов власти муниципальных образований.

На основании статей 391 и 394 НК РФ налоговым органом был исчислен ответчику земельный налог за 5 мес. <данные изъяты> года в сумме 133 руб. 14 коп. и за <данные изъяты> - 313 руб. 54 коп. В силу п.З Решения Пензенской городской думы от 25.11.2005 г. №238-16/4 «О введении земельного налога на территории г.Пензы» физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течении налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налог уплачивается по итогам налогового периода не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговым органом было направлено ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление № на уплату физическим лицом земельного налога за <данные изъяты> годы с установленным сроком уплаты - ДД.ММ.ГГГГ

Но, в установленный срок ответчиком не уплачен земельный налог в бюджет в полном объеме. В связи с чем, за несвоевременную уплату налога, в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 99 коп.

В соответствии со ст.69, ст.70 НК РФ налоговым органом заказным письмом, было направлено ответчику требование об уплате налога и пени № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока добровольной уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п.1ст.45, п.2 ст.58 НК РФ).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав жилого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на земельном участке.

В соответствии со ст.249 Гражданского кодекса РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу.

Согласно ст.65 Земельного Кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

На основании п.1 ст.392 НК РФ, налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

В соответствии со ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Таким образом, Инспекцией правомерно, на законных основаниях, был исчислен ответчику земельный налог за <данные изъяты> годы. Однако, в нарушение п.п. l п.1 ст.23 НК РФ, до настоящего времени, ответчик не исполнил свою обязанность по уплате в бюджет вышеуказанной задолженности по земельному налогу и соответствующих пени.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь п. 14 ст.31,ст.48, ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации, п.4 Решения Пензенской Городской Думы от 25.11.2005 г. №238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы», просила суд взыскать с Науменко Л.В. задолженность по земельному налогу за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы в сумме 446 руб. 68 коп., а также пени в сумме 2 руб. 99 коп.

В судебном заседании представитель истца ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы – Яценко Л.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Науменко Л.В. возражала против удовлетворения исковых требований ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы, просила суд в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с положениями п. 2 ст. 1 НК РФ Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе уплачивать законно установленные налоги.

Налоговые органы вправе, в том числе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов; определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ и т.д. (ст. 31 НК РФ).

В соответствии ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (положения ст. 45 НК РФ).

Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Исходя из ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В силу ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Ст. 394 НК РФ устанавливает процентную ставку 0,3% в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Согласно ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.

В силу п. 3 Решения Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» физические лица, уплачивают налог на основании налогового уведомления, в течении налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налог уплачивается по итогам налогового периода не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно п.2 ст.36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «Овведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.

В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Учитывая положения ст.23 Закона №122-ФЗ, ст. 16 Закона №189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.

Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона №189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельныйучасток) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.

Заключения каких-либо дополнительных договоров (актов) передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе №189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 16.10.2009 №Д23-3410 «О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме».

Также аналогичные разъяснения содержатся в письмах Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.

Так, судом было установлено, что Науменко Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок под многоэтажным жилым домом по адресу: <адрес>, налогооблагаемой площадью 3305 кв.м., доля владения - 243/25000, с кадастровым № и кадастровой стоимостью в <данные изъяты> году - 10 957 860 руб., в <данные изъяты> году - 10 752 296 руб.

На основании ст.ст. 391, 394 НК РФ начислен земельный налог за 5 месяцев <данные изъяты> года в сумме 133 рубля 14 копеек, и за <данные изъяты> год в сумме 313 рублей 54 копейки.

Указанный налог ответчиком в установленные сроки оплачен не был.В связи с чем, за несвоевременную уплату налога, в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2 руб. 99 коп.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

На данном основании Науменко Л.В. было направлено требование об уплате налога и пени № от ДД.ММ.ГГГГ (копия имеется в материалах дела) с указанием срока добровольной уплаты задолженности в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается светокопией списка на отправку заказных писем с документами «Требование на уплату налога, пени, штрафа» из ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы.

Однако в нарушение указанных положений Науменко Л.В. до настоящего времени земельный налог за <данные изъяты> – <данные изъяты> годы уплачен не был, что подтверждается выпиской из лицевого счета налогоплательщика Науменко Л.В. <данные изъяты>

При таких обстоятельствах суд находит все основания для удовлетворения исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы к Науменко Л.В. о взыскании земельного налога за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы и пени за несвоевременную уплату налога.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах с ответчика Науменко Л.В. в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 400 рублей

Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы к Науменко Л.В. о взыскании земельного налога за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы и пени за несвоевременную уплату налога удовлетворить.

Взыскать с Науменко Л.В. задолженность по земельному налогу за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы в сумме 446 (Четыреста сорок шесть) рублей 68 копеек, а также пени в сумме 2 (Два) рубля 99 копеек.

Взыскать с Науменко Л.В. госпошлину в доход государства в размере 400 (Четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы.

Судья В.А. Романова