Решение по делу №2-2736/2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 ноября 2010 года. г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Бабанян С.С.,

при секретаре судебного заседания Соломатиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сергеева Д.Ю. к администрации г. Пензы, Управлению подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы о признании отказа администрации г. Пензы в предоставлении земельного участка неправомерным,

УСТАНОВИЛ:

В производство Октябрьского районного суда г. Пензы поступило исковое заявление Сергеева Д.Ю. к администрации г. Пензы, Управлению подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы о признании отказа администрации г. Пензы в предоставлении земельного участка неправомерным.

В обоснование своих требований истец указал, он обратился с заявлением в Управление подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам Администрации г. Пензы с просьбой о предоставлении земельного участка под кирпичный гараж.

Однако письмом №ФИ - № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано на том основании, что испрашиваемый земельный участок расположен в жилой территориальной зоне (зона многоэтажной жилой застройки выше 5 этажей), где размещение объектов подобного назначения не предусмотрено.

С данным отказом он не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и в последующие годы были организованы и построены гаражно-строительные кооперативы «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>». Его отец ФИО3, стал членом ГСК «<данные изъяты>» и построил гараж по данному адресу. ДД.ММ.ГГГГ по письменному заявлению Сергеева Д.Ю., администрация <адрес> разрешила дополнительно пристроить бокс/гараж и было рекомендовано председателю ГСК «<данные изъяты>» по окончанию строительства включить данный гараж в ГСК согласно действующему законодательству. Однако по определенным причинам узаконить построенный гараж в свое время не представилось возможным.

В настоящее время он желает узаконить построенный гараж, желает быть собственником, платить установленные законодательством налоги, владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, однако органы государственной власти отказывают ему в его праве, установленном Конституцией РФ.

На основании изложенного истец просит суд признать отказ Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы в предоставлении земельного участка неправомерным,

В судебное заседание истец Сергеев Д.Ю. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Сергеева Д.Ю. – Коняшкина Л.Я., действующая по доверенности, а также адвокат Пензов С.И., в судебном заседании подержали заявленные исковые требования ссылаясь на доводы изложенные в иске. Просят иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Пензы – Уткина Я.В., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав, что считает их необоснованными. Администрация г. Пензы правомерно отказала в предоставлении земельного участка, так как испрашиваемый истцом земельный участок расположен в жилой территориальной зоне (зона многоэтажной жилой застройки выше 5 этажей), где размещение объектов подобного назначения не предусмотрено.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям:

Способы защиты гражданских прав устанавливает ст.12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещении убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения и изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону: иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Однако, согласно требованиям законодательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные гражданина обратившегося в суд.

В п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.

Суд считает, что в рассматриваемом случае необходимые условия для признания незаконными обжалуемых действий ответчика отсутствуют.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статья 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).

Федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственнойили муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В силу ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Как установлено в судебном заседании истец Сергеев Д.Ю. в районе ул. <данные изъяты> возвел кирпичный гараж, который является самовольной постройкой.

Так, согласно представленному суду техническому паспорту на гараж от ДД.ММ.ГГГГ на спорном земельном участке расположено самовольно возведенное строение - гараж.

Судом установлено, что на основании ст.72 ЗК РФ, Положения о муниципальном контроле за использованием земель на территории города Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, специалистами отдела муниципального контроля Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г.Пензы ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

По результатам проведенной проверки был составлен акт муниципальной проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе обследования было установлено, что на проверяемом земельном участке Сергеев Д.Ю. самовольно возвел кирпичный гараж. Таким образом, проверяющей комиссией были выявлено нарушение статьи 7.1 Ко АП РФ, выразившееся в самовольном занятии Сергеевым Д.Ю. спорного земельного участка.

Об итогах проведенной проверки администрация г. Пензы сообщила в Управление Росреестра по Пензенской области. В результате чего Управление Росреестра по Пензенской области привлекло Сергеева Д. Ю. к административной ответственности по ст. 7.1 Ко АП РФ в виде штрафа в размере 500 рублей, одновременно с постановлением было выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

В силу п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объекта, либо с предварительным согласованием мест размещения объекта.

В соответствии с п.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- проведение работ по формированию земельного участка;

- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса РФ;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса РФ.

Согласно п.1, 2, 3, 5, 6 - 8 ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Из приведенных выше норм права следует, что ЗК РФ не предусматривает порядка предоставления земельного участка под самовольную постройку.

Как следует из материалов гражданского дела Сергеев Д. Ю. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Пензы с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ФЛ - № администрация г.Пензы отказала в предоставлении земельного участка под размещение кирпичного гаражного бокса по причине расположения испрашиваемого земельного участка в жилой территориальной зоне.

Данный отказ в предоставлении земельного участка суд считает основанным на требованиях законодательства.

Статьями 30-32 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления таких земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта. Начальным этапом в процедуре предоставления земельного участка для строительства, с предварительном согласованием места размещения объекта, является выбор земельного участка, с принятием компетентным органом решения по данному вопросу в соответствии со ст.31 Кодекса. Результаты выбора земельного участка оформляется актом о выборе земельного участка для строительства. Органы государственной власти или органы местного самоуправления принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта. При этом, по общему смыслу законодательства, регулирующего порядок и основания предоставления земельных участков для строительства, предполагаемый для строительства земельный участок по своему целевому назначению, определенному компетентным органом, должен соответствовать целевому назначению предполагаемому к строительству объекта.

Согласно ст.8 ГК РФ в компетенцию органов местного самоуправления входит территориальное планирование соответствующего муниципального образования.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ № Пензенская городская Дума утвердила Правила землепользования и застройки города Пензы. Из представленной суду выкопировки из Правил землепользования и застройки г. Пензы следует, что искрашиваемый истцом земельный участок отнесен к категории Ж - 3 - зоне многоэтажной жилой застройки выше 5 этажей, выделенной для формирования жилых районов высокой плотности с размещением многоквартирных домов выше 5 этажей. Сергеев Д. Ю. же просит предоставить в указанной зоне земельный участок для размещения кирпичного гаража, что, по мнению суда, не соответствует целевому назначению земельного участка, определенному Правилами землепользования и застройки г. Пензы.

Статьей 3 Положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам», утв. решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, действующей на момент обращения Сергеева Д. Ю. в администрацию города Пензы с заявлением о выборе земельного участка (утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ), был установлен порядок оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта на территории города с условием предварительного согласования места размещения объекта и подготовки акта выбора земельного участка, обращаются в Администрацию города Пензы с заявлением на имя Главы администрации города Пензы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Возможность размещения объекта, указанного в заявлении, на испрашиваемом земельном участке рассматривается Администрацией г. Пензы в месячный срок с момента поступления заявления.

В случае невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке в месячный срок с момента поступления заявления заявителю направляется мотивированный отказ в подготовке акта выбора земельного участка.

В месячный срок с момента поступления заявления Администрация г. Пензы письменно извещает заявителя о возможности размещения объекта, указанного в заявлении.

При определении возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке Администрация г. Пензы информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и осуществляет подготовку акта выбора земельного участка согласно приложению.

К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Администрация г. Пензы в течение трех суток после подготовки акта выбора земельного участка направляет информацию о подготовленном акте выбора земельного участка депутату Пензенской городской Думы соответствующего избирательного округа и Главе администрации соответствующего района.

Акт выбора земельного участка согласовывается всеми должностными лицами и организациями, указанными в акте выбора земельного участка и в листе согласования, являющемся приложением к акту выбора земельного участка.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, принимается Администрацией г. Пензы в форме постановления.

Постановление Администрации города о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка и действует в течение 3-х лет.

При наличии оснований Администрация г. Пензы вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта в форме постановления.

По мнению суда администрацией г.Пензы истцам было правомерно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, суд не усматривает правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сергеева Д.Ю. к администрации г. Пензы, Управлению подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы о признании отказа администрации г. Пензы в предоставлении земельного участка неправомерным, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 суток.

Судья С.С.Бабанян