Дело №2- 182/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2011 года
Октябрьский районный суд г.Пензы
в составе председательствующего судьи Лукьяновой О.В.,
при секретаре Зотцевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы к Морозовой Л.И. о взыскании земельного налога за <данные изъяты> год и пени за несвоевременную уплату налога,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что согласно выписке из картотеки объектов земельной собственности Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы правообладателю Морозовой Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит земельный участок под многоэтажным жилым домом по адресу: <адрес>, налогооблагаемой площадью <данные изъяты>., доля владения - <данные изъяты>, с кадастровым № и кадастровой стоимостью <данные изъяты> руб.
На основании статей 391 и 394 НК РФ налоговым органом был исчислен ответчику земельный налог за 5 мес. <данные изъяты> года в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и за ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. В силу п.3 Решения Пензенской городской думы от 25.11.2005 г. №238-16/4 «О введении земельного налога на территории г.Пензы» физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течении налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налог уплачивается по итогам налогового периода не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым органом было направлено ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление № на уплату физическим лицом земельного налога за <данные изъяты> год с установленным сроком уплаты - ДД.ММ.ГГГГ и налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> год с установленным сроком уплаты - ДД.ММ.ГГГГ
Но, в установленный законом срок, ответчиком не уплачен земельный налог в бюджет в полном объеме. В связи с чем, за несвоевременную уплату налога, в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В соответствии со ст.69, ст.70 НК РФ налоговым органом заказным письмом, было направлено ответчику требование об уплате налога и пени № от ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока добровольной уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ
Инспекцией был исчислен ответчику земельный налог за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы. Однако, в нарушение пп.l п.1 ст.23 НК РФ, до настоящего времени, ответчик не исполнил свою обязанность по уплате в бюджет вышеуказанной задолженности по земельному налогу и соответствующих пени.
На основании изложенного, руководствуясь п. 14 ст.31,ст.48, ст.397 Налогового кодекса Российской Федерации, п.4 Решения Пензенской Городской Думы от 25.11.2005 г. №238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы» просит суд взыскать с Морозовой Л.И. задолженность по земельному налогу за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и соответствующие пени в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В судебном заседании представитель истца ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы – Яценко Л.Г., действующая на основании доверенности, уменьшила сумму заявленных исковых требований до <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в том числе земельный налог за <данные изъяты> г. в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. и пени в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Ответчица Морозова Л.И.. иск не признала и суду пояснила, что земельный участок, на котором расположен многоэтажный дом, по <адрес>, где она имеет в собственности квартиру, не был сформирован до введение в действие Жилищного кодекса РФ. Земельный участок на кадастровый учет поставлен ДД.ММ.ГГГГ. Общее собрание по переходу дома в бесплатную общую долевую собственность помещений в многоквартирном доме и формирование земельного участка не проводилось. В органы государственной власти или органы самоуправления о формировании земельного участка по <адрес> не поступало, она ( Морозова Л.И., право собственности на землю не оформляла, поэтому полагает, что собственностью на землю не обладает, соответственно, считает, что в силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиком не является.. Кроме того, она является пенсионеркой.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № <данные изъяты> района г. Пензы ИФНС Октябрьского района был вынесен судебный приказ о взыскании с Морозовой Л.И. земельного налога и пени за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы.
Определением мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> района г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ данный приказ был отменен<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС по Октябрьскому району г. Пензы обратилась с данным требованием в районный суд в связи с изменением подсудности данного спора.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 65 ЗК РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
В силу ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны, в том числе уплачивать законно установленные налоги.
Налоговые органы вправе, в том числе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ и т.д. (ст. 31 НК РФ).
В соответствии ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ (положения ст. 45 НК РФ).
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Исходя из ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Ст. 394 НК РФ устанавливает процентную ставку 0,3% в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, а также занятых жилищным фондом и объектами
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Согласно ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
В силу п. 3 Решения Пензенской городской Думы от 25.11.2005 года № 238-16/4 «О введении земельного налога на территории города Пензы», действовавшего на <данные изъяты> год, физические лица, уплачивают налог на основании налогового уведомления, в течении налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налог уплачивается по итогам налогового периода не позднее 1 августа года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п.2 ст.36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен дом, входит в состав общего имущества в многоквартирном доме. Общее имущество в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ ««О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
С учетом изложенного у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, возникает в силу прямого указания закона.
В соответствии с п.2 ст.23 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.
Учитывая положения ст.23 Закона №122-ФЗ, ст. 16 Закона №189-ФЗ, государственная регистрация права общей долевой собственности на земельный участок, являющийся общим имуществом в многоквартирном доме, носит правоподтверждающий характер.
Таким образом, у собственников помещений в многоквартирных домах право общей долевой собственности на земельный участок, на которой расположены такие дома, в соответствии со статьей 16 Закона №189-ФЗ возникает с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом государственная регистрация права хотя бы одного собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме (и одновременная государственная регистрация неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе на земельныйучасток) является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения прав собственников помещений в многоквартирном доме на указанное имущество, в том числе на земельный участок.
Заключения каких-либо дополнительных договоров (актов) передачи общего имущества в многоквартирном доме в общую долевую собственность действующим законодательством не предусмотрено, в Законе №189-ФЗ также отсутствуют требования об издании органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении земельных участков собственникам помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 66 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В судебном заседании установлено, что земельный участок под многоквартирным домом № по <адрес> площадью <данные изъяты> сформирован, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, объекту присвоен кадастровый №, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке <данные изъяты>
Таким образом, с момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым № перешел бесплатно в общую долевую собственность всех собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>.
Из материалов дела следует, что истице Морозовой Л.И. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит четырехкомнатная квартира № по <адрес>земельный участок под многоэтажным жилым домом по адресу: <адрес>.
Учитывая вышеизложенное, бремя уплаты земельного налога должно возлагаться на собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе и на Морозову Л.И. в соответствующей доле земельного участка.
Довод ответчицы о том, что её право собственности на долю земельного участка не зарегистрировано в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поэтому она не должна платить земельный налог, является несостоятельным, поскольку основан на неправильном толковании закона, по которому отсутствие у ответчицы документа на долю земельного участка не является основанием для признания отсутствия у неё права собственности на земельный участок.
Решение Пензенской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ на период взимания налога в <данные изъяты> году отменено не было, поэтому подлежит применению и с ответчицы Морозовой Л.И. должно быть взыскано <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в качестве земельного налога за <данные изъяты> год. Нахождение ответчицы на пенсии не освобождает её от уплаты данного вида налога.
Что касается требований о взыскании пени в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. суд считает, что они не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
На данном основании Морозовой Л.И. были начислены пени и были направлено о требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени за <данные изъяты> и <данные изъяты> годы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом было направлено ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление № на уплату физическим лицом земельного налога за <данные изъяты> год с установленным сроком уплаты - ДД.ММ.ГГГГ и налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> год с установленным сроком уплаты - ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку сумма пеней- 35 рублей 44 коп. включает в себя пени за не уплаченный за <данные изъяты> год земельный налог, от взыскания которого представитель истца отказался <данные изъяты>, кроме того, истцом не представлено доказательств о надлежащем вручении ответчице Морозовой Л.И. налоговых уведомлений, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчицы пени в размере 35 руб. 44 коп.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом удовлетворенной части исковых требований с ответчицы в порядке ч.1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взыскать в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Пензы к Морозовой Л.И. о взыскании земельного налога за <данные изъяты> год удовлетворить.
Взыскать с Морозовой Л.И. задолженность по земельному налогу за <данные изъяты> год в сумме 480 рублей 82 копейки, в остальной части иска отказать.
Взыскать с Морозовой Л.И. госпошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.В. Лукьянова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ