Решение по делу № 2-84/2011



Дело № 84/2011РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2011 года г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы

в составе

председательствующего судьи Жуковой Е.Г.,

при секретаре Поликаевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Филатова Н.В. к УФСИН России по Пензенской области о включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву в льготном исчислении,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным выше иском, сославшись на то, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о производстве расчета и оформлении пенсии. ДД.ММ.ГГГГ от ответчика был получен ответ, что выслуга лет составляет 18 лет 01 месяц 17 дней, что в нарушении ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» данного стажа не достаточно для начисления пенсии. Ответчик при исчислении стажа государственной службы включил военную службу по призыву за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за один день государственной службы. Данный расчет является незаконным и противоречащим действующему законодательству. Так согласно ч. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы».

Исходя из записи в трудовой книжке, при увольнении ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в календарном исчислении составила 9 лет 03 месяцев 05 дней (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Согласно записи в военном билете время нахождения на военной службе по призыву составляет в календарном исчислении 1 год 11 месяцев 28 дней (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Согласно ответа ответчика выслуга лет составляет в льготном исчислении военной службе по призыву – один день военной службы за один день государственной службы. Следовательно, при исчислении выслуги лет с учетом ч. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» льготная выслуга лет составит 20 лет 1 месяц 15 дней и истец в соответствии со ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждения и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» имеет право на начислении пенсии.

На основании изложенного и в соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» истец просит суд обязать засчитать ему в стаж государственной службы период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за два дня государственной службы. Взыскать с ответчика судебные расходы на оформление доверенности в размере 600 рублей.

Истец, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в письменной заявлении на имя суда просил рассмотреть дело в его отсутствие, иск поддержал в полном объеме.

Представитель истца по доверенности Ухоботина Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования своего доверителя, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске. Дополнительно указала на то, что формулировка п.3 ст. 10 Закона «О статусе военнослужащих» предусматривает распространение правила о льготном исчислении службы по призыву также и на все виды государственной службы и на все виды стажа, включая выслугу лет при назначении соответствующей пенсии военнослужащим и приравненным к ним лицам. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 как подзаконный акт не согласуется с ФЗ «О статусе военнослужащих», соответственно, в данном случае необходимо применять нормы права, закрепленные в федеральном законе «О статусе военнослужащих».

Представитель ответчика УФСИН России по Пензенской области по доверенности Кузнецова Е.А., иск не признала, ссылаясь на то, что для исчислении выслуги лет сотрудников уголовно-исполнительной системы, каковым является истец, применяется Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и принятое в соответствии с ним Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941, на основании которых срочная военная служба засчитывается в выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы в календарном исчислении, если указанная служба не проходила в особых условиях. Доказательств тому, что истец проходил службу в особых условиях, не представлено, соответственно, срок его срочной военной службы должен быть рассчитан в календарном исчислении. Поскольку истец являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, Закон РФ «О статусе военнослужащих» при исчислении его выслуги лет не применим. Просила в иске отказать.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом на основании обозренного в судебном заседании личного дела Филатова Н.В., его трудовой книжки и военного билета, он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – проходил службу в органах Министерства Внутренних дел Российской Федерации и Уголовно-исполнительной системы Минюста России; уволен с ДД.ММ.ГГГГ по ст. 58 пункту «А» (по собственному желанию) на основании приказа УИН Минюста России по Пензенской области № по л/с от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленному произведенному на основании личного дела Филатова Н.В. расчету и справки ответчика, его выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении составляет 11 лет 03 месяца 00 дней, в льготном исчислении - 18 лет 01 месяц 14 дней, период прохождения службы по призыву засчитан истцу в стаж в календарном исчислении.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Таким законом для исчисления выслуги лет для назначения пенсии в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с пунктом «а» ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, лица, рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Статьей 18 данного закона установлено правило о том, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, засчитывается, в том числе, военная служба. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии указанным лицам в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии указанным лицам определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.

Указанное постановление Правительства РФ также содержит положение о включении в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы военной службы (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах Российской Федерации (п.1 постановления) и дает исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми лицам, проходившим военную службу по призыву, время службы засчитывается в льготном исчислении.

Пунктом 5 Постановления установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

Таким образом, предоставление льготы в части исчисления выслуги лет (в льготном либо календарном исчислении) ставится в зависимость от того, проходил ли истец срочную службу по призыву в особых условиях, прямо оговоренных в постановлении Правительства РФ.

О том, что истец проходил срочную службу по призыву в особых условиях, истцом в исковом заявлении не заявлялось, факт прохождения истцом срочной военной службы в особых условиях отрицала в судебном заседании его представитель; указанная информация не содержится также в трудовой книжке, военном билете и личном деле истца.

Следовательно, требование о зачете ему в выслугу лет для назначения пенсии времени военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении из расчета 1 к 2 не основано на законе.

В связи с тем, что истец являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, его ссылка на Закон РФ № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» является несостоятельной .

Действительно, указанной нормой закона предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы (п.3 ст.10).

В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «О системе государственной службы в Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Статьи 6 и 7 указанного Закона дают понятия военной и правоохранительной службы. Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

В силу ст. 19 указанного закона определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

В ст. 14 данного Закона указано, что стаж государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку Закон о правоохранительной службе до настоящего времени не принят, суд полагает, что необходимо применять специальные нормы закона, устанавливающие порядок пенсионного обеспечения и правила исчисления выслуги лет применительно к уголовно-исполнительной системе, которыми и являются Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и указанное выше постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941.

При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что в удовлетворении требования Филатова Н.В. о включении в стаж в льготном исчислении времени срочной службы по призыву следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Филатова Н.В. к УФСИН России по Пензенской области о включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву в льготном исчислении, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2011 года.

Председательствующий Жукова Е.Г.