РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 года
Октябрьский районный суд г.Пензы
в составе председательствующего судьи Романовой В.А.
при секретаре Рябуха Е.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по заявлению Оганезова И.А. об оспаривании решения об отказе в выдаче лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного и травматического оружия,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Оганезов И.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указывая, что он обратился в отдел милиции № УВД по г. ... с заявлением о выдаче лицензии на приобретение одной единицы охотничьего гладкоствольного оружия и лицензии на приобретение травматического оружия. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения № серии ... ему было отказано в выдаче названных лицензии. Отказ мотивирован тем, что заявитель не сдал зачет на предмет знания правил безопасности обращения с оружием. Кроме того, в отказе имеется ссылка на неоднократное привлечение заявителя к уголовной ответственности. Считает указанное решение незаконным и необоснованным . В связи с изложенным просил суд, признать необоснованным отказ начальника отдела милиции № УВД по г. ... от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче ему лицензии на приобретение охотничье гладкоствольное и травматическое оружие, обязав начальника отдела милиции № УВД по г. ... выдать ему лицензии на указанное оружие.
Заявитель Оганезов И.А. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении и дополнении к заявлению поддержал, просил суд заявленные им требования удовлетворить. Дополнительно пояснил, что в соответствии со ст. 13 ФЗ РФ «Об оружии», лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам РФ, … имеющим судимость за совершение умышленного преступления». В соответствии с п. «б» ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Таким образом, отказ в выдаче лицензии является незаконным и необоснованным, нарушающим его права, предусмотренные законом «Об оружии».
Представитель заинтересованного лица - ФИО3, действующий на основании доверенности, с заявлением Оганезова И.А. не согласился, поддержал доводы, изложенные в представленных им возражениях, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ в лицензионно-разрешительный отдел ОМ № УВД по г. ... (по обслуживанию ... района) с целью получения лицензий на право приобретения охотничьего гладкоствольного оружия и оружия самообороны, обратился гр. Оганезов И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающий по адресу: <адрес>. Оганезов И.А. предоставил необходимые документы, а именно: медицинскую справку формы №, ходатайство с охотообщества, 4 фото 3*4. две квитанции на оплату лицензионных сборов. При проверке было установлено, что гр. Оганезов И. А. имеет судимости за ранее совершенные умышленные преступления. На основании п. 3 ст. 13 ФЗ «Об оружии» от 13.12.1996г № 150-ФЗ лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам РФ, имеющим судимость за совершение умышленного преступления. Также, лица, впервые приобретающие оружие самообороны, за исключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношение оружия. Согласно ст.13 закона «Об оружии», обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием. В соответствии с «Инструкцией по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (приложения к приказу МВД РФ от12.04.99г. № 288): п.87. проверки знания правил безопасного обращения с огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием самообороны, огнестрельным бесствольным оружием самообороны, газовыми пистолетами и револьверами, а также сигнальным оружием проводятся сотрудниками лицензионно-разрешительной работы в ходе рассмотрения заявлений граждан РФ, впервые приобретающих такое оружие. Не подвергаются проверке лица, имеющие разрешения на хранение, хранение и ношение охотничьего, спортивного или служебного оружия, а также военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, за которыми закреплено табельное оружие. Программа проверки правил безопасного обращения с оружием определена в п. 88 Инструкции и включает проверку знания: частей (абзацев) 2 и 5 ст. 17, ст.ст. 22 и 24 закона «Об оружии»; ст.ст. 37-39, 222, 224 УК РФ; ст.ст. 20.8, 20.11-20.13 КоАП; «правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (утверждены постановление Правительства РФ от 21 июля 1998г. № 814) и вышеуказанной Инструкции в части обеспечения сохранности и безопасности хранения оружия самообороны (т.е. пункты глав XI Правил оборота и XXI Инструкции, см. гл. 4) и действий, связанных с оказанием доврачебной медицинской помощи пострадавшим от применения огнестрельного и газового оружия. При проверке знаний безопасного обращения с оружием самообороны, Оганезов И.А. показал неудовлетворительные знания. Согласно п. 90 вышеуказанной Инструкции, при несогласии гражданина с отрицательными результатами проверки, он может обжаловать данное решение в вышестоящий орган внутренних дел, который проводит проверку в порядке. Предусмотренном настоящей Инструкцией, либо в судебном порядке. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ гр. Оганезову И. А. было вручено уведомление об отказе в выдаче лицензии на охотничье оружие и оружие самообороны на основании п.3, 7 ст. 13 и ст. 9 ФЗ «Об оружии». На основании изложенного просил суд в удовлетворении заявления Оганезова И.А. отказать в полном объеме.
Суд, выслушав заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Это включает в себя и реализацию права на их судебную защиту.
На основании ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявитель Оганезов И.А. по своему усмотрению избрал форму защиты своего нарушенного права, обращаясь в суд с заявлением в порядке 25 Главы ГПК РФ об оспаривании действий начальника отделения милиции № УВД по г. ..., выразившихся в отказе в выдаче лицензии (разрешения) на приобретение одной единицы охотничьего гладкоствольного оружия и лицензии на приобретение травматического оружия, считая, что указанными действиями было нарушено его право, предусмотренное законом «Об оружии».
Кроме того, в силу требований ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ в лицензионно-разрешительный отдел ОМ № УВД по г. ... (по обслуживанию ... района) с целью получения лицензий на право приобретения охотничьего гладкоствольного оружия и оружия самообороны, обратился гр. Оганезов И.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающий по адресу: <адрес>. Оганезов И.А. предоставил необходимые документы, а именно: медицинскую справку формы ..., ходатайство с охотообщества, 4 фото 3*4. две квитанции на оплату лицензионных сборов.
Согласно разделу 2 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ (приложение к Приказу МВД России от 12.04.1999 №288) в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" городские, районные, районные в городах управления (отделы) внутренних дел, управления (отделы) внутренних дел УРО МВД России выдают:
2.1. Лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, газовых пистолетов и револьверов, огнестрельного бесствольного оружия отечественного производства и сигнального оружия гражданам Российской Федерации.
2.2. Лицензии на приобретение охотничьего пневматического оружия, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия гражданам Российской Федерации.
2.3. Лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов на территории Российской Федерации юридическим лицам, производящим оружие или патроны, а также имеющим лицензии на торговлю ими.
2.4. Разрешения на хранение и ношение охотничьего пневматического, охотничьего гладкоствольного и спортивного огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также разрешения на хранение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны (без права ношения) гражданам Российской Федерации.
2.5. Разрешения на транспортирование оружия, а также патронов юридическим лицам и гражданам Российской Федерации.
2.6. Разрешения на хранение и использование оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами на основании лицензий на их приобретение.
2.7. Разрешения на хранение и ношение оружия при исполнении служебных обязанностей работникам юридических лиц с особыми уставными задачами.
2.8. Лицензии на приобретение охотничьего оружия, в том числе с нарезным стволом, и патронов к нему на территории Российской Федерации, а также разрешения на их хранение и использование, хранение и ношение - в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организациям, ведущим охотничье хозяйство, специализированным предприятиям, ведущим охотничий или морской зверобойный промысел, и гражданам Российской Федерации, проживающим в указанных местностях.
2.9. Подтверждения о получении уведомлений для продажи оружия и патронов.
Линейные управления (отделы) внутренних дел на транспорте выдают лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, разрешения на их хранение, хранение и использование, перевозку и транспортирование юридическим лицам с особыми уставными задачами Министерства путей сообщения Российской Федерации, Федеральной службы воздушного транспорта России, служб речного и морского флота Министерства транспорта Российской Федерации, другим юридическим лицам, осуществляющим железнодорожные, авиационные, речные и морские перевозки, а также разрешения на хранение и ношение оружия их работникам при исполнении служебных обязанностей.
Право подписи вышеуказанных лицензий и разрешений имеют начальники указанных органов внутренних дел, их заместители - начальники милиции общественной безопасности или лица, исполняющие их обязанности.
На основании ст. 13 Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 №150-ФЗ, принятого уже после Уголовного кодекса РФ, лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации:
- не достигшим возраста, установленного настоящим Федеральным законом;
- не представившим медицинское заключение об Отсутствии противопоказаний к владению оружием;
- имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
- отбывающим наказание за совершенное преступление;
- совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления;
- не имеющим постоянного места жительства;
- не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и другие документы, указанные в настоящем Федеральном законе.
Из содержания вышеуказанного положения Федерального закона «Об оружии» следует, что выдача лицензии на приобретение оружия не допускается гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, при этом не имеет значения – погашена (снята) ли она или нет, применительно к данным правоотношениям, юридическое значение имеет сам факт осуждения за совершение умышленного преступления. Несоответствующей Конституции РФ данная норма в установленном порядке не признана, нацелена на ограничение прав определенного круга лиц согласно положению Федерального закона в той степени, насколько это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из пояснений самого заявителя, он неоднократно привлекался к уголовной ответственности, имеет судимости, которые на момент обращения в регистрационно-разрешительный отдел ОМ № УВД по г. ... с целью получения за лицензий сняты (погашены).
Согласно выписке из базы данных «...» Оганезов И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения неоднократно привлекался к уголовной ответственности за умышленные преступления, в том числе дважды был осужден:
- ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера) к 3 годам лишения свободы, ДД.ММ.ГГГГ освобожден условно-досрочно;
- ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 115, ч. 2 ст. 69 УК РФ (кража, нанесение побоев, умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) к 1 году 3 месяцам исправительных работ.
Заявитель в обоснование заявленных им требований, ссылается на то, что в соответствии с п. «б» ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.
Однако суд не может принять во внимание доводы заявителя со ссылкой на ч. 6 ст. 86 УК РФ, как основание для признания действий начальника отделения милиции № УВД по г. ... незаконными, по следующим причинам.
В соответствии с правовой позицией, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 19.03.2003 №3-П, судимость представляет собой правовое состояние лица, обусловленное фактом осуждения и назначения ему по приговору суда наказания за совершенное преступление и влекущее при повторном совершении этим лицом преступления установленные Условным законодательством правовые последствия; имеющаяся у лица непогашенная или неснятая судимость порождает особые, складывающиеся на основе уголовно-правового регулирования публично-правовые отношения его с государством, которые при совершении этим лицом новых преступлений служат основанием для оценки его личности и совершенных им преступлений, как обладающих повышенной общественной опасностью, и потому предполагают применение к нему более строгих мер уголовной ответственности.
Данная правовая позиция выражена в связи с проверкой конституционности положений Уголовного кодекса РФ.
Одновременно ст. 2 Уголовного кодекса РФ определены задачи УК РФ: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы головной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
В соответствии же с преамбулой Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 №150-ФЗ данный Закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Его положения распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
Таким образом, нормы УК РФ, в частности - ч. 6 ст. 86, не являются положениями закона, регулирующими отношения, возникающие при обороте гражданского оружия, напротив, а имеют свой предмет регулирования, а именно, установление общих принципов уголовной ответственности, за него не выходят, и всеобщего значения для других отраслей права административного, трудового и пр.не имеют.
Следовательно, ч. 6 ст. 86 УК РФ не является нормой материального права, подлежащей применению в данном случае, поскольку она регулирует лишь порядок привлечения гражданина к уголовной ответственности, а именно, вопрос учета ранних судимостей (снятых, погашенных) при привлечении гражданина к уголовной ответственности.
Анализируя вышеизложенное, а также, принимая во внимание положения ФЗ «Об оружии», суд приходит к выводу, что выдача лицензии на приобретение оружия не допускается гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, при этом, юридическое значение имеет сам факт осуждения за совершение умышленного преступления. Смысл запрета выдавать оружие гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления, является ограничением прав определенного круга лиц на пользование огнестрельным оружием. Указанный запрет необходим для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
При указанных обстоятельствах, доводы заявителя о том, что он, несмотря на имеющиеся ранее судимости за совершение умышленных преступлений, является юридически несудимым, не являются основанием для удовлетворения судом заявленных Оганезовым И.А. требований.
Кроме того, согласно пояснений представителя заинтересованного лица, при проверке знаний безопасного обращения с оружием самообороны, предусмотренной ст. 13 ФЗ «Об оружии», заявитель показал неудовлетворительные результат.
В соответствии с п. 87 «Инструкции по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (приложения к приказу МВД РФ от12.04.99г. № 288) проверки знания правил безопасного обращения с огнестрельным гладкоствольным длинноствольным оружием самообороны, огнестрельным бесствольным оружием самообороны, газовыми пистолетами и револьверами, а также сигнальным оружием проводятся сотрудниками лицензионно-разрешительной работы в ходе рассмотрения заявлений граждан РФ, впервые приобретающих такое оружие.
Не подвергаются проверке лица, имеющие разрешения на хранение, хранение и ношение охотничьего, спортивного или служебного оружия, а также военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций, за которыми закреплено табельное оружие.
Программа проверки правил безопасного обращения с оружием определена в п. 88 Инструкции и включает проверку знания: частей (абзацев) 2 и 5 ст. 17, ст.ст. 22 и 24 закона «Об оружии»; ст.ст. 37-39, 222, 224 УК РФ; ст.ст. 20.8, 20.11-20.13 КоАП; «правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (утверждены постановление Правительства РФ от 21 июля 1998г. № 814) и вышеуказанной Инструкции в части обеспечения сохранности и безопасности хранения оружия самообороны (т.е. пункты глав XI Правил оборота и XXI Инструкции, см. гл. 4) и действий, связанных с оказанием доврачебной медицинской помощи пострадавшим от применения огнестрельного и газового оружия.
Таким образом, то обстоятельство, что при прохождении проверки знаний безопасного обращения с оружием самообороны заявитель показал неудовлетворительные результат, также является в силу ст. 13 ФЗ «Об оружии» основанием для отказа в выдаче заявителю лицензии на приобретение охотничьего гладкоствольного и травматического оружия.
Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в выдаче заявителю лицензии на охотничье оружие и оружие самообороны на основании ст.ст. 9, 13 ФЗ «Об оружии» принятое начальником отделения милиции № УВД по г. ... в соответствии с действующем законодательством, а, следовательно, какие-либо права и свободы Оганезова И.А. нарушены не были, отсюда следует, что спариваемым решением не было создано препятствий к осуществлению им его прав и свобод.
Представленные заявителем характеристики, подписанные от имени депутата городской думы 5-го созыва - ФИО4, от имени председателя Совета директоров ПО «...» - ФИО5, от имени директора ООО «...» - ФИО6, от имени директора ООО «...» - ФИО7, от имени депутата собрания представителей <адрес> 2-го созыва – ФИО8, не могут служит основанием для удовлетворения заявления Оганезова И.А., в силу вышеназванных обстоятельств.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Оганезова И.А. об оспаривании решения об отказе в выдаче лицензий на гладкоствольное и травматическое оружие оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 дней после вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2011 года.
Председательствующий В.А. Романова