Решение по делу №2-612/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 марта 2011 года г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы

в составе председательствующего судьи Романовой В.А.

при секретаре Рябуха Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора Пензенского гарнизона, действующего в интересах государства, в лице филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» к Тришкину А.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с вышеназванным иском указав, что в соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 года № 402 была утверждена методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В соответствии с § 3 приказа начальника Пензенского артиллерийского инженерного института от ДД.ММ.ГГГГ № Тришкин А.В. был зачислен, на 1 курс Пензенского артиллерийского инженерного института (далее - ПАИИ) и назначен на должность «...» с присвоением воинского звания «...».

ДД.ММ.ГГГГ Тришкин А.В. заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ в лице начальника ПАИИ на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания, одновременно взяв на себя обязательство, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 66 007 (шестьдесят шесть тысяч семь) рублей в год.

В соответствии с п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 24.12.2008 № 1951-р «О реорганизации государственных учреждений среднего и высшего профессионального "образования» Пензенский артиллерийский инженерный институт реорганизован в филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в г. Пенза.

За время обучения в ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) ответчик зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны. В связи с нежеланием продолжения обучения в ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) на основании рапорта Тришкина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ он был представлен на заседание ученого совета ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза). Ученый совет ВУНЦ СВ «OBА ВС РФ» (г. Пенза) (протокол №к от ДД.ММ.ГГГГ) постановил ходатайствовать об отчислении ответчика из числа курсантов по нежеланию учиться.

В соответствии со ст. 94 приказа Министра обороны Российской Федерации № 80 от 12.03.2003 года «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения», подпункта «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», § 1 приказа начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) от ДД.ММ.ГГГГ № Тришкин А.В. был отчислен из числа курсантов в связи с нежеланием учиться.

За период обучения в ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) на военную и специальную подготовку Тришкина А.В. из средств федерального бюджета согласно бухгалтерской справки было затрачено 248 497 руб. 92 коп.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

Согласно п. «д» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная и государственная собственность и управление ею.

Статья 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» определяет, что воинские части и организации входят в общий состав Вооружённых Сил РФ, которые, в свою очередь (ч. 1 ст. 10), являются государственной военной организацией. Согласно п. 12 ст. 1 указанного Федерального закона имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Таким образом, право федеральной собственности на имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований означает, что оно находится в собственности Российской Федерации, а не государственных организаций и органов, за которыми оно закреплено (ими им предоставлено во владение, пользование или распоряжение) (п. 4 ст. 214 ГК РФ).

Из вышеизложенного следует, что ущерб причинён не конкретной воинской части, а собственности Российской Федерации, т.е. нарушены её интересы. В связи с чем, по мнению истца, прокурор обязан обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, просил суд взыскать с Тришкина А.В. в пользу ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. ...) в лице его филиала в г. Пенза в доход федерального бюджета средства, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере 248 497 (двести сорок восемь тысяч четыреста девяносто семь) рублей 92 копейки, а также взыскать с Тришкина А.В. расходы по государственной пошлине.

Представитель истца – помощник военного прокурора Пензенского гарнизона – Тихонов В.И., действующий на основании доверенности, доводы изложенные в исковом заявлении поддержал в полном объеме, уточнил заявленные исковые требования, а именно, с учетом представленной суду расшифровки расчета суммы подлежащей взысканию с ответчика, просил суд взыскать с Тришкина А.В. 236833 рублей 83 копейки в возврат средств, затраченных на военную и специальную подготовку.

Ответчик Тришкин А.В. исковые требования признал лишь в части взыскания с него денежных средств в размере 66007 рублей, в остальной части заявленных исковых требований просил отказать. Также пояснил, что он действительно был зачислен и обучался с ДД.ММ.ГГГГ в Пензенском артиллерийском инженерном институте и назначен на должность «...» с присвоением воинского звания «...». Им в действительности был написан рапорт по собственному желанию об исключении из института. При поступлении в институт он заплатил 80 000 рублей за вступительные курсы. Общая стоимость обучения ему не была известна и до него эту сумму никто не доводили. При подписании контракта, он думал, что сумма 66007 рублей в нем указанная, является общей суммой за весь его период обучения, поскольку изменения в контракт были внесены без его ведома. Он не написал бы рапорт об отчислении, если бы ему было известно о том, какая сумма будет с него взыскана в таком случае.

Суд, выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, в соответствии с § 3 приказа начальника Пензенского артиллерийского инженерного института от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик Тришкин А.В. был зачислен, на 1 курс Пензенского артиллерийского инженерного института (далее - ПАИИ) и назначен на должность «...» с присвоением воинского звания «...».

ДД.ММ.ГГГГ Тришкин А.В. заключил контракт о прохождении военной службы в ВС РФ в лице начальника ПАИИ на период обучения в военном учебном заведении и на 5 (пять) лет военной службы после его окончания, одновременно взяв на себя обязательство, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку.

В соответствии с п. 1 Распоряжения Правительства РФ от 24.12.2008 № 1951-р «О реорганизации государственных учреждений среднего и высшего профессионального образования» Пензенский артиллерийский инженерный институт реорганизован в филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации» в г. Пенза

Как следует из пояснений представителя истца, а также подтверждается материалами дела, за время обучения в ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) ответчик зарекомендовал себя с удовлетворительной стороны. Однако, в связи с нежеланием продолжения обучения в ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза), а также на основании рапорта Тришкина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ он был представлен на заседание ученого совета ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза).

Ученый совет ВУНЦ СВ «OBА ВС РФ» (г. Пенза) постановил ходатайствовать об отчислении ответчика из числа курсантов по нежеланию учиться, что подтверждается копией протокола №к от ДД.ММ.ГГГГ представленной в материалах дела.

Судом установлено, что в соответствии со ст. 94 приказа Министра обороны Российской Федерации № 80 от 12.03.2003 года «Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения», подпункта «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», § 1 приказа начальника филиала ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. Пенза) от 24 января 2011 года № 10 Тришкин А.В. был отчислен из числа курсантов в связи с нежеланием учиться, что подтверждается копией выписки из названного приказа имеющейся в материалах дела..

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

Поскольку ответчик Тришкин А.В. был отчислен из военного образовательного учреждения профессионального образования в связи с нежеланием учиться, на него по мнению суда в соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» возложена обязанность по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 года № 402 была утверждена методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

Во исполнение указанного Постановления Приказом Министра обороны РФ от 08 августа 2008 г. № 434 «О мерах по реализации в вооруженных силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года № 402» была утверждена Методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, которое вступило в силу с 1 июля 2007 года и распространило свое действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года.

Пунктом 2 указанного постановления Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, поручалось привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

В связи с чем, в контракты о прохождении военной службы были внесены соответствующие изменения. В том числе, в контракт о прохождении военной службы Тришкина А.В. были внесены изменения относительного того, что сумма 66007 рублей – размер подлежащих возмещению денежных средств в год.

Согласно приказу МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций), по которым осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником вуза и ежегодно до 1 июля утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения, согласно Приложению N 7 к настоящим Методикам.

Названные расчеты за период обучения ответчика были утверждены начальником Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации. Согласно данным расчетам, фиксированные значения сумм подлежащих возмещению средств по специальности «Эксплуатация боеприпасов, взрывателей, осветительных и сигнальных средств», по которой обучался ответчик Тришкин А.В. составили: за ... год – 62522 рублей, за ... год – 74187 рублей, за ... год – 74074 рублей ...

Согласно уточненному и представленному в судебном заседании расчету суммы подлежащей взысканию с Тришкина А.В. в возврат средств, затраченных на его военную и специальную подготовку, с ответчика подлежит взысканию денежные средства в размере 236833 рубля 83 копейки. Данный расчет сделан в точном соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми документами - Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007г. № 402, Приказом Министра обороны РФ от 08 августа 2008 г. № 434.

Довод ответчика Тришкина А.В. о том, что при подписания контракта ему не было известно, что сумма, указанная в нем является суммой за один год обучения, суд находит несостоятельной, поскольку период, на который определяются расходы, из которых, в свою очередь, определяется размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, составляет 1 финансовый год (п.5 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утв. Постановлением правительства РФ от 25.06.2007г. № 402 ).

Кроме того, данное обстоятельство не является основанием для освобождения Тришкина А.В. от обязанности возместить затраченные на его военную или специальную подготовку средства федерального бюджета, поскольку такая обязанность прямо предусмотрена п.7 ст.35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», с положениями которого в соответствии с представленным в материалах дела рапортом ответчика Тришкина А.В., он ознакомлен. В Судебном заседании ответчик Тришкин А.В. подтвердил, что данный рапорт им написан и подписан собственноручно.

Также пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2007г. № 402 определено, что оно вступает в силу с 1 июля 2007 г. и распространяется на граждан Российской Федерации, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года. При этом законодатель не связывает обязанность возмещения затрат на подготовку в случае отчисления из военного учебного заведения с моментом заключения самого контракта, а связывает с периодом обучения. Данный смысл вытекает и. п. 7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно п.1 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» закрепляет, что в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать несовершеннолетние в возрасте от 16 лет.

Начало военной службы является юридическим фактом, с которого связано распространение на гражданина статуса военнослужащего, т.е. приобретение им прав и возложение на него обязанностей и ответственности.

Согласно ст. 38 названного Закона, для несовершеннолетних началом военной службы считается дата зачисления в указанное образовательное учреждение.

Таким образом, курсант первого курса приобретает статус военнослужащего еще до достижения совершеннолетия, соответственно на него распространяется законодательство в полном объеме.

Порядок заключения первого контракта определен ст.8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 июня 1999г. № 1237.

Военнослужащие, обучающиеся в военно-учебных заведениях, имеющие статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, заключают первый контракт по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения и до окончания второго курса.

Следовательно, период, за который подлежит взысканию сумма затрат на подготовку, следует исчислять с момента зачисления на первый курс военного учебного заведения.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в соответствии с п.7 ст.35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на ответчике Тришкине А.В. лежит обязанность по возмещению средств федерального бюджета, затраченных на его военную или специальную подготовку. При указанных обстоятельствах, с ответчика Тришкина А.В. по мнению суда, с учетом представленной представителем истца расшифровки суммы, подлежит взысканию денежные средства в размере 236833 рубля 83 копейки. Данный расчет сделан в точном соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007г. № 402, Приказом Министра обороны РФ от 08 августа 2008 г. № 434, которыми утверждена Методика расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, которое вступило в силу с 1 июля 2007 года и распространило свое действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года.

В связи с вышеизложенным, суд находит исковые требования Военного прокурора Пензенского гарнизона, действующего в интересах государства, в лице филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» к Тришкину А.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с удовлетворением исковых требований и взысканием в пользу истца с ответчика Тришкина А.В. в возврат средств, затраченных на военную и специальную подготовку 236833 рублей 83 копейки, с Тришкина А.В. подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина в сумме 5 568 рублей 33 копейки.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Военного прокурора Пензенского гарнизона, действующего в интересах государства, в лице филиала Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации» к Тришкину А.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку или специальную подготовку удовлетворить.

Взыскать с Тришкина А.В. в пользу ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» (г. ...) в лице его филиала в г. Пенза в доход федерального бюджета средства, затраченные на военную и специальную подготовку, в размере 236 833 (Двести тридцать шесть тысяч восемьсот тридцать три) рубля 83 копейки.

Взыскать с Тришкина А.В. в доход государственного бюджета госпошлину в размере 5568 (Пять тысяч пятьсот шестьдесят восемь) рублей 33 копейки.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 дней после вынесения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2011 года.

Председательствующий В.А. Романова