Дело № 2 – 508/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 года г. Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Бабанян С.С.,
при секретаре судебного заседания Соломатиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касьяненко В.А. к ООО «Управляющая организация Жилье – 11- 1» о защите прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Касьяненко В.А. – Бедный П.Л., действующий на основании доверенности, обратился в Октябрьский районный суд г. Пензы с иском к ООО «Управляющая организация Жилье – 11- 1» о защите прав потребителя. В обоснование иска указал, что он проживает в г. ... в кв. № многоквартирного дома №, по <адрес>, управление, которого с ... года осуществляется ООО «Управляющая организация «Жильё-11-1». Указанная организация, в соответствии с жилищным законодательством РФ должна как «Исполнитель» предоставлять ему как «Потребителю» коммунальные услуги в порядке, предусмотренном федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской федерации, в том числе «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. №307), на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской федерации.
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у Исполнителя перед всеми потребителями.
Исходя из степени благоустройства дома, в котором он проживает, согласно вышеуказанным «Правилам» (пункты 6 и 9) в составе представленных ему как Потребителю коммунальных услуг должно быть горячее водоснабжение - круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объёмах по присоединенной сети в жилое помещение (требование к качеству коммунальной услуги «горячее водоснабжение» - п.п.4, 5, 6 и 7 Приложения №1 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам»).
Согласно ст.155 ЖК РФ плату за коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, он должен вносить управляющей организации на
основании предоставленных ему платёжных документов не позднее срока, указанного в договоре на управление домом.
В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги потребителю управляющей организацией должен рассчитываться по показателям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых органами государственной власти субъектов РФ в порядке установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ 2006г. № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, согласно пунктов 25 и 27 которых установлено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются все нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникающие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, а в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды, исходя из расчёта расхода холодной и горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учётом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
В г. Пензе по домам аналогичным его дому норматив потребления горячей воды ДД.ММ.ГГГГ был принят в размере 3,8 куб. м на 1 человека в месяц. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам регулируют отношения между исполнителем и потребителем коммунальных услуг, устанавливают права и обязанности, ответственность, порядок контроля качества предоставления коммунальной услуги, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учёта и при их отсутствии, порядок перерасчёта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и при наличии в нём временно проживающих жильцов и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении их ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную норму.
Их дом не оборудован ОПУ по горячему водоснабжению, но отдельные помещения оборудованы ИПУ. В его квартире ИПУ по холодному и горячему водоснабжению были установлены только ДД.ММ.ГГГГ. Временных жильцов в квартире не проживало.
В связи с этим он обязан был ежемесячно ДД.ММ.ГГГГ платить за услугу по горячему водоснабжению управляющей организации исходя из установленного норматива потребления и тарифа на горячую воду ДД.ММ.ГГГГ (установленного на основании Постановления Главы администрации г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ №) в размере не более 278,84 руб. (см. приложение № к исковому заявлению).
Однако, ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией ему для оплаты была предъявлена, счет – квитанция, согласно которой в дополнение к ежемесячной плате за ГВС за ДД.ММ.ГГГГ он дополнительно должен был оплатить по колонке квитанции «перерасчёт (корректировка) коммунальных услуг» ещё 198 рублей 90 копеек, якобы в связи с корректировкой платы по ГВС за ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307). Однако, из указанных Правил этого не следует, так как Правилами предоставление коммунальных услуг гражданам корректировки платы за горячее и холодное водоснабжение для граждан, проживающих в МКД, не оборудованных общедомовыми приборами учёта (ОПУ) и частично оборудованном индивидуальными приборами учёта (ИПУ) горячей и холодной воды (как его дом) не предусмотрена.
Полагает, что положения указанных Правил не подлежат расширительному толкованию, а поэтому начисление потребителям платы за потреблённый коммунальный ресурс, включая горячее водоснабжение, должен исполнителем этих коммунальных услуг производиться при точном и неукоснительном соблюдении расчётов, изложенных в Правилах, без их какого-либо вольного трактования и изложения.
В связи с этим корректировка ему платы за горячее водоснабжение (ГВС) за ДД.ММ.ГГГГ в счёте-квитанции за ДД.ММ.ГГГГ., произведённая управляющей организацией дома, является актом незаконным и противоправным, нарушающим его права потребителя коммунальных услуг.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 1994г. №7 (в действующей редакции) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, применимы и к правоотношениям между потребителями и поставщиками (исполнителями) коммунальных услуг согласно жилищного законодательства. Поэтому в соответствии с нормами ст. 15 Закона РФ 1992г. №. 2300- «О защите прав потребителей», кроме права на возмещение материального вреда, он имеет также право на возмещение причинённого морального вреда, обусловленная физическими и нравственными страданиями, вызванными незаконными и противоправными действиями управляющей организации по корректировке ему платы за ГВС за ДД.ММ.ГГГГ.
В ... году управляющая организация вновь совершила то, что уже было признано противоправным в судебных решениях в ... г в г.Пензе.
На основании вышеизложенного истец просит суд признать незаконными и несоответствующими законодательству Российской Федерации, нарушившими его права как потребителя коммунальных услуг, действия ООО Управляющая организация «Жильё-11-1» по предъявлению ему счёта-квитанции на дополнительную оплату ДД.ММ.ГГГГ услуги «горячее водоснабжение» (ГВС) в форме перерасчёта (корректировки), проведённой за ДД.ММ.ГГГГ в МКД по адресу: <адрес>, необорудованном общедомовым прибором учёта расхода горячей воды и частично оборудованном (в некоторых жилых помещениях) индивидуальными приборами учёта её расхода.
Обязать ООО «Управляющая организация «Жильё-11-1» в течение 20 дней аннулировать в лицевом счёте № (плательщик Касьяненко В. А.) дополнительную оплату за ГВС за ДД.ММ.ГГГГ в размере 198 рублей 90 копеек.
Обязать ООО «Управляющая организация «Жильё-11-1» выплатить ему незаконно полученную в результате перерасчёта (корректировки) оплаты за ГВС за ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере 198 рублей 90 копеек с учётом банковского процента за незаконное пользование этой суммой с даты получения по дату её выплаты.
Взыскать с ООО «Управляющая организация «Жильё-11-1» в его пользу 2000 рублей в счёт компенсации причинённого морального вреда, обусловленного корректировкой оплаты за ГВС и штраф в пользу государства согласно ст.15 и ч.6 ст.13 Закона РФ 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» соответственно.
В судебное заседание истец Касьяненко В.А. не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Бедный П.Л. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ООО «Управляющая организация Жилье – 11- 1» - Качура И.И, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что считает исковые требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге -органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению
и газоснабжению, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Управляющие организации города Пензы, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, являются исполнителями коммунальных услуг гражданам и производят ежемесячные начисления платы за коммунальные услуги на основании нормативов, утвержденных постановлением администрации г.Пензы «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по городу Пензе» от 17.12.2009 №1568, а также исходя из показаний приборов учета.
В целях оказания населению коммунальных услуг в городе Пензе управляющие организации города заключили договоры с ресурсоснабжающими организациями на приобретение коммунального ресурса «горячая вода». Коммунальный ресурс приобретается у ресурсоснабжающих организаций управляющими организациями, как исполнителями коммунальных услуг, не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам-потребителям коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с условиями договоров, заключенных между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями, фактический объем потребления коммунального ресурса в жилом доме определяется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, а при его отсутствии - расчетным путем, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг и количества зарегистрированных в многоквартирном доме граждан (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.06.2009 N 525/09).
Тарифы на горячую воду утверждены постановлением администрации г.Пензы «Об установлении тарифов на горячую воду организациям коммунального комплекса г.Пензы» от 27.11.2009 № 1463.
Расчет размера платы граждан за потребленную коммунальную услугу по горячему водоснабжению производится управляющими организациями в соответствии с порядком, определенным «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам».
Указанный порядок содержит следующие варианты расчета размера платы за горячее водоснабжение в зависимости от вариантов установки в многоквартирном доме приборов учета:
- при оборудовании частично помещений многоквартирного дома индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 16 Правил, а в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии п. 19 Правил (Кассационная коллегия
Верховного Суда РФ от 24 февраля определением 2009 г. N КАС09-2 установила правомочность применения указанного порядка);
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в соответствии с п. 21 Правил;
при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется в соответствии с п.23 Правил, а в жилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с п.22 (данная норма устанавливает обязательства собственников помещений в многоквартирном доме по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета) и п. 19 Правил с учетом решения Высшего Арбитражного суда РФ от 24 августа 2009 г. №7048/09;.
при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется в соответствии с п. 19 Правил;
при оборудовании в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 16 Правил.
Кроме того, «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам» предусмотрено право управляющих организаций проведения корректировки платы граждан за коммунальные услуги в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в случае, если фактический объем потребления коммунального ресурса в жилом доме не соответствует суммарному объему потребления коммунальной услуги в многоквартирном доме, определенному по показаниям индивидуальных приборов учета и объему потребления, рассчитанному исходя из нормативов потребления в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета.
Таким образом, формулы корректировки, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 Приложения№2 к Правилам, могут включать в нее показателей, определяемых как «ресурсоснабжающей организацией» расчетным путем, а также и показания коллективного (общедомового) прибора учета.
Нормами вышеуказанных Правил установлено, что размер платы за горячее водоснабжение жилых помещений 1 раз в квартал (если предусмотрено договором, то - 1 раз в год) корректируется исполнителем правомерно в следующих случаях:
В домах, оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета, помещения которого частично оборудованы индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, размер платы граждан за коммунальную услугу жилых помещений, необорудованных индивидуальными приборами учета определяется в соответствии с п.22 и п. 19 по формуле 3 приложения №2 к Правилам. (Решением Высшего Арбитражного суда РФ от 24 августа 2009г. №7048/09 установлено, что пункт 22 Правил рассчитан на регулирование отношений по определению корректировки платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, при условии, что другие помещения многоквартирного дома оборудованы индивидуальными приборами учета, а сам многоквартирный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета. При этом, в отличие от пунктов 19, 20 и 21 Правил N307, содержащих особые формулы расчета платы за коммунальные услуги, в пункте 22 такая самостоятельная формула отсутствует. Из содержания данного пункта следует, что при наличии предусмотренных в нем условий плата за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, подлежит определению в соответствии с пунктом 19 названных Правил, рассчитанном на отсутствие как в многоквартирном доме, так и во всех его помещениях общедомовых и общих (индивидуальных) приборов учета.):
В домах, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета, помещения которого частично оборудованы индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, размер платы граждан за коммунальную услугу жилых помещений, необорудованных индивидуальными приборами учета определяется в соответствии с п. 19 по формуле 3 приложения №2 к Правилам.
Размер платы за горячее водоснабжение 1 раз в квартал корректируется по формуле 4 приложения №2 к Правилам:
Жилой дом № по <адрес> находится в управлении ООО «Управляющая организация «Жилье-11-1». Дом не оборудован коммерческим прибором учета тепловой энергии.
На основании вышеизложенного следует, что при корректировке платы граждан за коммунальную услугу по горячему водоснабжению вышеуказанного жилого помещения, необорудованного индивидуальным прибором учета, в случае отсутствия установленного на дом коллективного (общедомового) прибора учета определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления. При этом управляющая организация вправе в одностороннем порядке изменить размер платы за жилое помещении и
коммунальные услуги, который рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по установленным тарифам.
Поскольку тарифы, являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Исходя из вышеизложенного, Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Жилье-11-1» просит отказать Касьяненко В.А. в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 Жилищного Кодекса РФ:
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачиваюг коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение . электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ч.2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим.
В соответствии с пунктом 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг гражданам, утверждаемых органами местного самоуправления.
В силу ст.161 и 164 ЖК РФ договоры горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов заключаются с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, либо с собственниками помещений (при непосредственном управлении домом собственниками помещений),
либо с управляющей организацией (товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом и иной организацией).
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по обеспечению граждан, проживающих в управляемом жилом доме, помимо прочего, теплоснабжением и горячей водой.
Согласно пункту 49 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
В судебном заседании установлено, что Касьяненко В.А. на праве общей долевой собственности, доля в праве ..., принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. Лицевой счет на квартиру открыт на имя Касьяненко В.А.
Также судом установлено, что жилой дом № по <адрес> не оборудован коллективным прибором учета потребления воды. Кроме того, установлено, что часть квартир в доме оборудованы индивидуальными приборами. Квартира истца не оборудована индивидуальным прибором учета.
В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 161 ЖК РФ собственниками помещений дома № по <адрес> на общем собрании собственников помещений в многоквартирном домах было принято решение о выборе одного из способов управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией в лице ООО «Управляющая организация Жилье – 11- 1». Предметом договора управления, заключенного с собственниками помещений в многоквартирном доме, является выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг.
В целях управления организацией в соответствии со ст.42 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ООО «Управляющая организация «Жилье 11-1» заключило договор управления организацией (осуществления полномочий единоличного исполнительного органа) с ООО «Генеральная управляющая компания», которое в соответствии условиями договора и Уставом осуществляет управление всей текущей деятельностью управляемого общества в качестве его единоличного исполнительного органа. Дополнительным соглашением к договору управления организацией (осуществления полномочий единоличного исполнительного органа) предусмотрено, что ООО «ГУК» организует начисление, сбор и
перечисление платежей за жилищные и коммунальные услуги, оказанные потребителям управляемого общества.
Как следует из счета-квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ управляющей компанией производилась корректировка (пересчет) стоимости коммунальной услуги «горячее водоснабжение» за ДД.ММ.ГГГГ. В счете-квитанции предъявлена к оплате дополнительная сумма перерасчета стоимости коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в размере 198 рублей 90 копеек.
Предъявляя в суд исковые требования в защиту прав потребителя истец считает вышеуказанный перерасчет стоимости коммунальной услуги «горячее водоснабжение» неправомерным.
Анализ материалов дела, пояснений сторон и представленных ими доказательств, приводят суд к выводу об обоснованности исковых требований истца и необходимости их удовлетворения. Вывод суда основан на следующем.
В соответствии с п.2 ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Исходя из п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое абонентом количество воды в соответствии с данными учета воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку в силу п.5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, договор на предоставление потребителю коммунальных услуг надлежащего качества является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 статьи 426 ГК РФ о том. что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307, при отсутствии общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного и горячего водоснабжения в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, по формуле (3).
Поскольку дом по месту жительства истца не оборудован общедомовыми приборами учёта потребления, а его квартира не имеет индивидуальных приборов учета потребления этих ресурсов, то истцу как потребителю холодного и горячего водоснабжения размер платы за коммунальные услуги должен определяться в соответствии с вышеуказанной формулой.
Поэтому, по мнению суда, является не соответствующей закону и подзаконным актам дополнительная корректировка платы за «ГВС» ДД.ММ.ГГГГ за ДД.ММ.ГГГГ истцу в размере 198 рублей 90 копеек, проведенная ответчиком по формуле (4) пункта 1 приложения № к Правилам, так как эта формула корректировки оплаты неприменима для коммунальной услуги «горячее водоснабжение», когда часть квартир в доме оборудована индивидуальными приборами учёта, а другая часть квартир такими приборами не оборудована и при отсутствии общедомового прибора учёта. Согласно п. 19 Правил формула (4) применима только при отсутствии в доме общедомового, общеквартирных и индивидуальных приборов учёта коммунальной услуги. Поскольку квартира истца не оборудована индивидуальным прибором учета, он оплачивал услугу по нормативу потребления, в который в соответствии с п.п. 25, 26 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ уже включен расход воды на общедомовые нужды и нормативные потери ресурсов.
Кроме того, неправомерность действий ответчика установлена вступившим в законную силу решением ... районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ. вынесенным в рамках спора о защите прав неопределенного крута потребителей. Согласно вышеуказанному решению суда, вступившему в законную силу, действия ООО «Управляющая организация Жилье-11-1» по предъявлению потребителям счетов на дополнительную оплату услуги «горячее водоснабжение (ГВС)» в форме перерасчета (корректировки), производимой в домах, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в период ... года признаны противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Согласно ст. 46 абз. 3 Закона РФ «О защите прав потребителей» вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченною индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
В результате неправомерных действий ответчика по предъявлению истцу счёта-квитанции с дополнительной оплатой услуги по ГВС в форме перерасчёта (корректировки) за 2 кв. ... г. на сумму 198 рублей 90 копеек были нарушены его права потребителя на необходимую и достоверную информацию о стоимости коммунальной услуги, что является нарушением
ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» и подпункта «п» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченною индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.
Поскольку расчет платы за горячее водоснабжение и перерасчет указанной услуги произведены истцу в нарушение действующего законодательства, на ответчика как. исполнителя коммунальной услуги должна быть возложена обязанность по аннулированию по лицевому счету квартире истца дополнительной оплаты по ГВС в размере 198 рублей 90 копеек, начисленной на эту сумму пени. Вышеуказанные денежные суммы подлежат исключению из состава долга по лицевому счету.
Правоотношения между истцом и ответчиком как отношения между потребителем и исполнителем коммунальных услуг регулируются ФЗ «О защите прав потребителей», в соответствии со ст.15 которого истец вправе требован, компенсации морального вреда, причиненного неправомерным перерасчетом, и в этой части суд находит заявленные требования обоснованными.
Вместе с тем, с размером компенсации, заявленным истцом, суд не соглашается, считая его завышенным. Учитывая степень причиненных истцу нравственных страданий, и исходя из требований разумности и справедливости, суд считает возможным на основании ст.1101 ГК РФ взыскать компенсацию морального вреда в размере 500 рублей.
В силу п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя. продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку требования истца добровольно ответчиком удовлетворены не были, с него подлежит взысканию в доход государства в сумме 349 рублей 45 копеек, что составляет 50% от присужденной истцу суммы.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец
был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. 13 связи с чем, подлежит взысканию с ответчика госпошлина в федеральный бюджет в сумме 600 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198. 234-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Касьяненко В.А. к ООО «Управляющая организация Жилье – 11- 1» о защите прав потребителя, удовлетворить частично.
Признать незаконными и несоответствующими законодательству Российской Федерации, нарушившими права Касьяненко В.А. как потребителя коммунальных услуг, действия ООО Управляющая организация «Жильё-11-1» по предъявлению ему счёта-квитанции на дополнительную оплату ДД.ММ.ГГГГ услуги «горячее водоснабжение» (ГВС) в форме перерасчёта (корректировки), проведённой за 2-й квартал ... года в МКД по адресу: <адрес>, необорудованном общедомовым прибором учёта расхода горячей воды и частично оборудованном (в некоторых жилых помещениях) индивидуальными приборами учёта её расхода.
Обязать ООО «Управляющая организация «Жильё-11-1» в течение 20 дней аннулировать в лицевом счёте № (плательщик Касьяненко В. А.) дополнительную оплату за ГВС за ДД.ММ.ГГГГ в размере 198 рублей 90 копеек.
Обязать ООО «Управляющая организация «Жильё-11-1» выплатить ему незаконно полученную в результате перерасчёта (корректировки) оплаты за ГВС за ДД.ММ.ГГГГ денежную сумму в размере 198 рублей 90 копеек с учётом банковского процента за незаконное пользование этой суммой с даты получения по дату её выплаты.
Взыскать с ООО «Управляющая организация «Жильё-11-1» в пользу истца 500 рублей в счёт компенсации причинённого морального вреда, обусловленного корректировкой оплаты за ГВС и штраф в пользу государства согласно ст.15 и ч.6 ст.13 Закона РФ 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в размере349 рублей 45 копеек.
Взыскать с ООО «Управляющая организация «Жильё-11-1» госпошлину в федеральный бюджет в сумме 600 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд в течение 10 дней.
Судья С.С.Бабанян