Решение по делу №2-479/2011



Дело № 2-479/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года

Октябрьский районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Бобылевой Е.С.

при секретаре Пахомовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Косолапкину А.Б. о взыскании транспортного налога за ... годы,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы обратилась в суд с названным иском к Косолапкину А.Б., указав на следующее:

По данным ГИБДД по Пензенской области, в ... годах Косолапкину А.Б. на праве личной собственности принадлежало транспортное средство марки: ..., ... года выпуска, номер двигателя №, мощностью двигателя 140.00 лошадиных сил, которое с регистрации не снято. На основании ст.2 Закона Пензенской области «О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области» № 397-ЗПО от 18.09.2002 года Косолапкину А.Б. был доначислен транспортный налог за ... годы по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в сумме 2510 рублей (за ... год – 270 руб., за ... год – 280 руб., за ... год – 1960 руб.) с учетом ставок налога, рассчитанных для грузовых автомобилей (ранее налог был исчислен по ставкам, установленным для легковых автомобилей). За ... год сумма налога составляет 1960 руб. (140 л.с. х 14 руб.), ранее налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено на сумму 1680 руб. с расчетом налога по ставке 12 руб. с каждой лошадиной силы. В связи с имеющейся переплатой налога по лицевому счету сумма доплаты по транспортному налогу за ... год составила 270 рублей. За ... год сумма налога составляет 2240 рублей (140 л.с. х 16 руб.), ранее налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено на сумму 1960 руб. с расчетом налога по ставке 14 руб. с каждой лошадиной силы; сумма доплаты составила 280 рублей. За ... год сумма налога составляет 4200 рублей (140 л.с. х 30 руб.), ранее налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ было направлено на сумму 2240 руб. с расчетом налога по ставке 16 руб. с каждой лошадиной силы; сумма доплаты составила 1960 рублей. Ответчику направлялось требование № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предложением уплатить имеющуюся задолженность в срок до ДД.ММ.ГГГГ, однако обязанность по уплате налога в бюджет ответчиком не исполнена.

Ссылаясь на ст.ст. 31, 48, п.3 ст.363 НК РФ, Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы просила взыскать с ответчика транспортный налог за ... годы в сумме 2510 рублей.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Яценко Л.Г. исковые требования и приведенные выше обстоятельства поддержала, дополнительно пояснив, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представленных уполномоченными органами в налоговые органы сведений, исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства. При государственной регистрации спорного транспортного средства орган ГИБДД определил с учетом технических показателей, конструкторских особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации, что указанное транспортное средство ... является грузовым, что подтверждается паспортом транспортного средства и представленными в электронном виде в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № сведениями о регистрации транспортного средства. Следовательно, налоговым органом правомерно рассчитан транспортный налог с учетом ставок, предусмотренных для грузовых автомобилей. Следует также учитывать, что в соответствии с определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.10.2009 года N ВАС-11908/09 транспортное средство ... относится к категории грузовых автомобилей.

Ответчик Косолапкин А.Б. и его представитель по доверенности Курышев В.В. при рассмотрении дела исковые требования не признали по следующим основаниям:

Косолапкину А.Б. на праве собственности принадлежит автомобиль ..., ... года выпуска, мощностью двигателя 140 лошадиных сил. ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы рассчитала транспортный налог за ... годы с учётом ставок налога для легковых автомобилей и обратилась к мировому судье судебного участка № ... района г.Пензы с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с него задолженности по транспортному налогу. Он представил свои возражения, приложив к ним квитанции об оплате налога, в связи с чем определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ был отменён. В настоящее время ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы просит взыскать транспортный налог с учётом ставок налога, рассчитанных для грузовых автомобилей. В соответствии с паспортом транспортного средства автомобиль ..., принадлежащий Косолапкину А.Б. на праве собственности, зарегистрирован как грузопассажирский, а не грузовой, тип транспорта, категорией назначения транспорта - «В», что является легковым видом транспорта. При таких обстоятельствах ИФНС по Октябрьскому району г.Пензы не имела права взыскивать транспортный налог с учетом ставок налога, рассчитанных для грузовых автомобилей.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Из ч.1 ст.356 НК РФ следует, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как видно из п.1 ст.361 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии со ст.2 Закона Пензенской области от 18.09.2002 N 397-ЗПО (редакциях от 12.09.2006 года N 1087-ЗПО, от 04.09.2007 года N 1363-ЗПО и от 02.04.2008 года N 1502-ЗПО) "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" ставка транспортного налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно за ... год составила 12 руб. за ... год – 14 рублей, за ... год – 16 рублей; ставка транспортного налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно за ... год составила 14 руб. за ... год – 16 рублей, за ... год – 30 рублей.

Согласно ч.1 ст.357 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения, наряду с прочим, признаются автомобили (легковые и грузовые - п.1 ст.361), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предусмотренное главой 28 "Транспортный налог" НК РФ распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в ... ДД.ММ.ГГГГ (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.

Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.74 N 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.

В пункте 3 статьи 15 ФЗ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" указано, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Пунктами 2 и 4 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 (в ред. постановлений Правительства РФ от 31.07.1998 N 866, от 21.02.2002 N 126) "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации") установлено, что регистрацию транспортных средств на территории РФ осуществляют, в частности, подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.35.4. Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение № к приказу МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств") при регистрации транспортных средств госинспектором или иным уполномоченным должностным лицом совершаются, наряду с прочими, следующие действия: производится визуальный осмотр транспортного средства, подготовленного владельцем к осмотру; в процессе осмотра осуществляется визуальная идентификация транспортного средства на предмет его соответствия данным паспорта транспортного средства и (или) регистрационного документа, а также при необходимости регистрационным и информационным учетам, с целью подтверждения и (или) установления: марки (модели, модификации), типа, категории, цвета, года выпуска, идентификационного номера VIN, номера кузова (рамы), номера шасси транспортного средства; соответствия маркировки транспортного средства (содержание, способ нанесения, конфигурация, взаиморасположение), а также признаков изменения маркировки транспортного средства (выявление скрытых, поддельных или измененных каким-либо иным способом); внесения изменений в конструкцию транспортного средства, признаков целостности конструкции или составляющей части конструкции транспортного средства, имеющей маркировочное идентификационное обозначение, в том числе наличие признаков кустарного демонтажа (сварные швы, следы прессовки или крепления иным способом) элементов (части) шасси, либо несущего каркаса кузова транспортного средства, а также принадлежности отдельных элементов (фрагментов) транспортных средств конкретной марке (модели, модификации) транспортного средства.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта РФ от 01.04.1998 года N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, соответствует сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).

Из п.п.2, 3 (подп. «а»), 27, 28 утвержденного приказом МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 (ред. от 31.12.2008 года) Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств следует, что паспорта выдаются, в частности, на полнокомплектные автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя 50 куб. см и более и максимальной конструктивной скоростью 50 км/час и более, подлежащие регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, принадлежащие гражданам Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением; в целях настоящего Положения к полнокомплектным транспортным средствам относятся грузовые автомобили, оборудованные кабиной, двигателем, кузовом или имеющие иное исполнение загрузочного пространства (седельно-сцепное устройство, кузов-фургон, крановая установка и т.п.), а также легковые автомобили и автобусы, оборудованные кузовами и двигателями; в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке "4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует установленной Конвенцией классификации транспортных средств: B - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Перевод категорий транспортных средств, указанных в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении производится в соответствии со сравнительной таблицей (приложение 3 к Положению).

Согласно приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые).

Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории B не свидетельствует о том, что транспортное средство относится лишь к легковому транспортному средству, так как относится и к грузовому.

В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства, согласно вышеназванному Положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности, например "легковой", "автобус", "грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п..

В выданном на основании паспорта транспортного средства свидетельстве о регистрации ТС ... на принадлежащее ответчику Косолапкину А.Б. транспортное средство "...", регистрационный знак ..., указана категория транспортного средства - "B", разрешенная максимальная масса – 3500 рублей (это видно, что означает возможность отнесения транспортного средства как к механическому транспортному средству для перевозки пассажиров, имеющему не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), так и к механическому транспортному средству для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, то есть как к легковому, так и к грузовому транспортному средству; тип транспортного средства - "грузопассажирский", то есть автомобиль-фургон, что наиболее соответствует типу транспортного средства "грузовой".

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025 270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например: "1" - легковой автомобиль; "7" - фургоны; "9" - специальные.

Как видно из упомянутого выше свидетельства о регистрации ТС, принадлежащего ответчику, это транспортное средство является автомобилем "...", и вторая цифра условного цифрового обозначения этого транспортного средства указана "7", что также свидетельствует о том, что автомобиль Косолапкина А.Б. не относится к легковым.

Учитывая изложенное, при определении ставки транспортного налога, подлежащего применению при налогообложении принадлежащего Косолапкину А.Б. автомобиля "...", Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г.Пензы правомерно исходила из того, что данный автомобиль не является легковым, поэтому транспортный налог должен быть оплачен ответчиком по ставке для грузовых автомобилей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик Косолапкин А.Б. является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную торговлю в палатках и на рынках, однако, как он пояснил в судебном заседании и видно из материалов дела, автомобиль "...", регистрационный знак ..., приобретался им как физическим лицом, не для предпринимательской деятельности, и для такой деятельности данный автомобиль не используется, что подтвердила и представитель истца Яценко Л.Г., указав, что заявления о том, что названное транспортное средство используется в предпринимательских целях, в ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы Косолапкин А.Б. не представлял, и ответчик числится в налоговой инспекции по транспортному налогу как налогоплательщик – физическое лицо.

При таких обстоятельствах рассматриваемый спор подсуден суду общей юрисдикции.

В соответствии с п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

На основании п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу п.2 ст.3 Закона Пензенской обл. от 18.09.2002 года N 397-ЗПО (ред. от 28.02.2011 года) "О введении в действие транспортного налога на территории Пензенской области" физические лица производят уплату платежей по месту нахождения транспортного средства не позднее 6 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как установлено в судебном заседании, не оспаривается ответчиком и подтверждается выпиской из лицевого счета плательщика Косолапкина А.Б. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у Косолапкина А.Б. имеется недоимка по транспортному налогу с физических лиц, которая не оплачена.

На основании п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из требования № об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчику предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить числящуюся за ним задолженность по лицевым счетам – недоимку по налогу 2510 рублей.

Согласно списку на отправку заказных писем с документами, ДД.ММ.ГГГГ за № Косолапкину А.Б. отправлен документ № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть названное требование, однако задолженность по налогу ответчиком до настоящего времени не оплачена.

При таких обстоятельствах следует признать исковое требование ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Косолапкину А.Б. о взыскании транспортного налога за ... годы, в сумме 2510 рублей законным и подлежащим удовлетворению.

На основании п.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Косолапкина А.Б. подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ИФНС России по Октябрьскому району г.Пензы к Косолапкину А.Б. о взыскании транспортного налога за ... годы удовлетворить.

Взыскать с Косолапкина А.Б. в доход государства недоимку по транспортному налогу за ... годы в сумме 2510 рублей.

Взыскать с Косолапкина А.Б. государственную пошлину в доход государства 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25.03.2011 года.

СУДЬЯ