Решение по делу №2-835/2011



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2011 года

Октябрьский районный суд г.Пензы в составе

председательствующего судьи Бобылевой Е.С.

при секретаре Рябуха Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пензе гражданское дело по иску Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области и УФСИН России по Пензенской области о понуждении к выполнению требований о раздельном содержании лиц,

УСТАНОВИЛ:

Пензенский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с названным иском, указывая на следующее:

В ходе проведенной истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения норм уголовно-исполнительного законодательства РФ в деятельности ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области выявлены на­рушения требований ст.81 УИК РФ, в связи с иными исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению осужденных в данном испра­вительном учреждении.

На основании изложенного, ссылаясь на ч.1 ст.10 УИК РФ, ст.ст.1, 13 Закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», прокурор просил суд обязать ответчиков выполнить требования закона о раз­дельном содержании лиц, впервые осужденных к лишению свободы, и ранее отбывавших лишение свободы, путем перевода осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в другие исправительные учреждения общего режима для лиц, ранее отбывавших уголовное наказание, в связи с иными исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению осужденных в ФБУ ИК-7, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании Пензенский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Павлов К.В. исковые требования и приведенные выше обстоятельства поддержал.

Представитель ответчика ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области по доверенности Порчик Т.П. с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что в настоящее время в изолированном участке колонии № содержатся 393 осужденных, которые осуждены к лишению свободы не впервые, и их общение с осужденными, впервые отбывающими наказание, максимально минимизировано. Ведется работа по этапированию осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в исправительные колонии общего режима, предназначенные для отбывания наказания данной категории осужденных, однако на территории Пензенской области таких исправительных колоний в соответствии с перечнем, утвержденным ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, не имеется. Этапирование в иные регионы – процесс затруднительный, поэтому они просят суд определить сроки перемещения осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в другие исправительные учреждения не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика УФСИН России по Пензенской области по доверенности Кузнецова Е.А. также согласилась с исковыми требованиями прокурора, пояснив, что распоряжениями директора ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по выполнению требований статьи 80 уголовно-исполнительного кодекса РФ» утвержден перечень исправительных колоний для отбывания наказания осужденными в УФСИН России по Пензенской области, и исправительными колониями общего режима, предназначенными для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к лишению свободы, являются: ИК-7 общего режима (г....), ИК-№ общего режима (г....). Таким образом, отбывание наказания в исправительных колониях общего режима мужчинами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, в УФСИН России по Пензенской области не определено. Для того, чтобы минимизировать нарушения требований ст.80 УИК РФ.

Выслушав пояснения истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст.18 и ч.1 ст.46 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В части 1 статьи 10 УИК РФ провозглашается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Таким образом, государство гарантирует охрану и защиту законных интересов осужденных, а обязанность реализации прав осужденных возлагается на администрацию учреждения или органа, где они отбывают на­казание.

В соответствии с положениями ч.1 ст.1, подп.1 и 2 ст.13 Закона РФ № 5473-1 от 21.07.1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Согласно ч.2 ст.80 УИК РФ, лица, впервые осужденные к лишению свободы, содержатся отдельно от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний России от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по выполнению требований статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации», изданным в целях упорядочения размещения лиц, осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительных колониях общего режима, и приложением № к нему ФБУ ИК-7 (г....) УФСИН России по Пензенской области определена, как исправительная колония общего режима, предназначенная для отбывания наказания мужчинами, впервые осужденными к лишению свободы (п.58.1.). Из приложения № к названному распоряжению следует, что исправительных колоний общего режима, предназначенных для отбывания наказания осужденными мужчинами, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, в УФСИН России по Пензенской области не имеется.

Из Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области – приложения к приказу ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что правовую основу деятельности Управления составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ, Правительства РФ, нормативные правовые акты Минюста России, акты ФСИН России, международные договоры РФ и настоящее Положение (п.3).

Из названного Положения также следует, что одними из основных осуществляемых УФСИН по Пензенской области функций являются: организация своевременного направления осужденных к месту отбывания наказания, переводы осужденных из одних учреждений, исполняющих нака­зания, в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подп.2 п.12); контроль точного соблюдения режима в учреждениях, испол­няющих наказания, и следственных изоляторах, а также надлежащих условий их содержания в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение изоляции осужденных, постоянного надзора за ними (подп.3 п.12). Начальник Управления осуществляет руководство и несет персональную ответствен­ность за выполнение возложенных на Управление задач и функций (подп.1 п.14).

Положением о Федеральном государственном учреждении «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области», утвержденным приказом ФСИН от ДД.ММ.ГГГГ №, распространяющимся на Федеральное бюджетное учреждение Исправительная колония № УФСИН России по Пензенской области, установлено, что ФБУ ИК-7 имеет статус исправительного уч­реждения (п.1.3.), и одной из основных задач Учреждения является обеспечение надлежащих условий отбывания наказания (п.2.7.), а одной из основных функций – обеспечение установленного порядка отбывания наказания в виде лишения свободы (п.3.4.). Начальник учреждения в пределах предоставленных ему полномочий обеспечивает выполнение задач, возложенных на учреждение, и несет персональную ответственность за их выполнение, соблюдение законодательства Российской Федерации (п.4.1.). Право­вую основу деятельности учреждения составляет Конституция РФ, феде­ральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральных министерств, приказы и распоряжения УФСИН России по Пензенской области и настоящее Положение (п.1.10.).

В ходе рассмотрения дела установлены нарушения ответчиками вышеприведенных положений законодательства РФ, требований ч.2 ст.80 УИК РФ, Положений об УФСИН по Пензенской области и об ИК-7 УФСИН по Пензенской области, следствием чего явилось нарушение конституционных прав граждан – лиц, впервые осужденных к лишению свободы, имеющих право на отдельное от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы, содержание.

Данный вывод сделан судом из пояснений участвующих в деле лиц и материалов дела, из которых следует, что в ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензен­ской области в нарушение закона содержатся не только лица, впервые осужденные к лишению свободы, но и лица, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы, для содержания которых предназначены иные исправительные учреждения, расположенные на территории РФ.

Так, в ходе проведенной Пензенской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проверки исполнения норм уголовно-исполнительного законодательства РФ в деятельности ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области установлено, что на швей­ном производстве УПЦ №, в механическом цеху УПЦ № лица, впервые осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду совместно с осуж­денными, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, и впервые осужденные к лишению свободы, работающие на должностях поваров, парикмахеров, банщиков, обслуживают осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы.

При этом доводы представителей ответчиков о том, что в настоящее время 393 осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, содержатся на изолированном участке колонии №, в связи с чем их общение с осужденными, впервые отбывающими наказание, и нарушение требований ч.2 ст.80 УИК РФ максимально минимизированы, не могут служить основанием для отказа прокурору в иске.

Невыполнение ответчиками в лице начальников ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензен­ской области и УФСИН России по Пензенской области их обя­занностей по соблюдению требований уголовно-исполнительного законода­тельства об обеспечении раздельного содержания осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях, нарушает права неопреде­ленного круга лиц, гарантированные ч.1 ст.10 УИК РФ принципы.

В силу сложившейся ситуации перевод осужденных, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, из ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области для дальнейшего отбывания наказания в другую колонию возможен по основаниям, предусмот­ренным п.2 ст.81 УИК РФ, - в связи с иными исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению осужденных в указанном испра­вительном учреждении.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требования Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению.

С учетом конкретных обстоятельств дела суд полагает возможным определить срок, в течение которого данное решение суда должно быть исполнено, - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 204ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области и УФСИН России по Пензенской области о понуждении к выполнению требований о раздельном содержании лиц удовлетворить.

Обязать ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области перевести осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, в другие исправительные учреждения общего режима для лиц, ранее отбывавших лишение свободы, в связи с исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению осужденных в ФБУ ИК-7, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать УФСИН России по Пензенской области перевести осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, из ФБУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области в другие исправительные учреждения общего режима для лиц, ранее отбывавших лишение свободы, в связи с исключительными обстоятельствами, препятствующими дальнейшему нахождению осужденных в ФБУ ИК-7, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 20.04.2011 года.

Председательствующий