Решение по делу № 2-719/2011



Дело № 2-719/ 2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2011 года г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы

в составе

председательствующего судьи Лукьяновой О.В.
с участием прокурора Голубковой Е.Ю.

при секретаре Зотцевой А.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучерявого А.А. к Ульяновской таможне о признания увольнения незаконным, восстановлении на службе в таможенных органах, аннулировании записи в трудовой книжке, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Кучерявый А.А. обратился в суд с иском о признания увольнения незаконным, восстановлении на службе в таможенных органах, компенсации морального вреда, указав, что работал в Пензенской таможне с ДД.ММ.ГГГГ. За время работы в Пензенской таможне приобрел опыт и знания, работая инспектором отдела контроля таможенной стоимости и валютного контроля, старшим таможенным инспектором отделения контроля таможенной стоимости, главным инспектором отдела тарифного и нетарифного регулирования, начальником отдела применения системы управления рисками. В период работы им было получено второе высшее экономическое образование в Российской таможенной академии. Проводимые аттестационными комиссиями квалификационные экзамены подтверждали его высокий уровень знаний, навыков и умений. За время работы он неоднократно поощрялся руководством таможни, ПТУ, ФТС России, главой администрации г. Пензы.

С ДД.ММ.ГГГГ работодателем- начальником Пензенской таможни с ним заключен контакт в таможенных органах РФ на срок 3 года в должности начальника отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни с местом исполнения трудового договора на территории Пензенской таможни.

ДД.ММ.ГГГГ он был ознакомлен с предстоящей реорганизацией Пензенской таможни в форме присоединения к Ульяновской таможне, сокращением с ДД.ММ.ГГГГ занимаемой им должности и

предупрежден о возможном увольнении со службы в таможенных органах РФ в соответствии с п.п. 5 п.2 ст. 48 ФЗ РФ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Данные мероприятия начались ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Ульяновской таможни ФИО4 в присутствии начальника отдела кадров Ульяновской таможни ФИО5 и представителей кадрового и правового подразделений Пензенской таможни с ним было проведено собеседование, на котором ему не были предложены все имеющиеся вакантные должности. В итоге он вынужден был написать заявление в соответствии с п. 5 ст. 18 Закона РФ « О службе в таможенных органах» в адрес начальника Приволжского таможенного управления о своем согласии с зачислением с ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение начальника Ульяновской таможни на срок до трех месяцев для последующего трудоустройства в таможенных органах.

ДД.ММ.ГГГГ он обжаловал указанные действия Ульяновской таможни в Ульяновскую транспортную прокуратуру. В результате проведенной прокуратурой проверки его жалоба была признана обоснованной, начальнику Ульяновской таможни объявлено предостережение о недопустимости нарушения трудового законодательства.

Приказом Приволжского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ его зачислили в распоряжение начальника Ульяновской таможни сроком до трех месяцев с сохранением денежного довольствия, установленного по последней занимаемой должности.

ДД.ММ.ГГГГ им было написано заявление в адрес начальника Ульяновской таможни о назначении на вакантную должность оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни. За весь период нахождения в распоряжении начальника Ульяновской таможни им выполнялись возложенные временные обязанности и поручения. Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ он был награжден медалью « За службу в таможенных органах» 2 степени, ДД.ММ.ГГГГ он был премирован за активное участие в подготовке материалов для представления на коллегии ФТС России.

Приказом Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ он был уволен со службы в таможенных органах по п.п. 5 п.2 ст. 48 ФЗ РФ « О службе в таможенных органах». Кучерявый А.А. считает свое увольнение незаконным, поскольку ответчиком нарушен установленный порядок увольнения, а именно, ему не были предложены все имеющиеся у работодателя вакантные должности. Истец просил суд признать его увольнение со службы в таможенных органах незаконным, восстановить его на службе в таможенных органах в должности начальника отдела применения системы управления рисками с местом работы в г. Пензе, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ истец увеличил исковые требования и дополнительно к первоначальным требованиям просил взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе, аннулировать запись об увольнении в его трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Кучерявый А.А. поддержал увеличенные исковые требования, заявив о нарушении ответчиком его трудовых прав при увольнении со службы, а именно 1) работодателем не были предложены ему все имеющиеся вакантные должности, 2) незаконно не произведено назначение на вакантную должность, на которую истцом написано заявление о назначении и работодатель считал такое назначение целесообразным, 3) по письменной просьбе истца ДД.ММ.ГГГГ работодатель не представил материал отказа и не разъяснил причины отказа в назначении на вакантную должность, 4) увольнение произведено при наличии возможности перевести его на другую вакантную должность в таможенных органах и отсутствии отказа истца от перевода на такую должность, 5) увольнение произведено ранее срока окончания нахождения истца в распоряжении начальника Ульяновской таможни...

В обоснование своих доводов истец пояснил, что за время нахождения в должности начальника отдела применения системы управления рисками он успешно координировал работу других подразделений таможни, постоянно работал над повышением своей квалификации.

Считает, что работодатель при проведении организационно-штатных мероприятий обязан был в руководствоваться: не только ч.2 ст.180 ТК РФ, но и ч. 1 ст. 180 ТК РФ, в которой установлено: «при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса»; частью третьей статьи 81 ТК РФ, которой установлено, что «увольнение в случае сокращения численности или штата работников организации допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности».

По мнению истца, данные нормы трудового законодательства в отношении него работодателем не соблюдались, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ни в один из дней предложения вакансий (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).

Перечень вакансий, которые обязан был предложить ему работодатель, исходя из вышеуказанных норм трудового права значительно шире того, который предлагался. Кроме того, все вакантные должности ниже начальника отдела для его должности начальника отдела применения системы управления рисками являются нижестоящими, а все нижестоящие вакантные должности, как установлено законодателем (ч.1 ст.180 и ч.3 ст.81 ТК РФ), работодатель обязан был предложить ему с учетом состояния его здоровья вне зависимости от квалификации (по состоянию здоровья он способен занимать любую должность в таможенных органах в соответствии с заключением ВВК от ДД.ММ.ГГГГ).

Считает, что действия работодателя, по предложению вакансий в нарушение положений Трудового кодекса РФ были незаконны, нарушали его трудовые права и нанесли значительный моральный вред.

В результате нервное напряжение, связанное с непринятием никаких действий работодателем по его трудоустройству, вылилось в ослабление его здоровья и уход на больничный с ДД.ММ.ГГГГ по трем различным медицинским показаниям подряд.

ДД.ММ.ГГГГ ему был предложен Перечень вакантных должностей (профессий) в Ульяновской таможне, в котором не были предложены все имеющиеся у работодателя вакантные должности, в том числе и та, на которую им было написано заявление о назначении. Он попросил время для принятия решения относительно предложенных вакантных должностей и, одновременно, обратился с просьбой к начальнику Ульяновской таможни (на письме Приволжской оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГ ) ознакомить его с материалами отказа в назначении на должность оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни и разъяснить причины отказа.

После получения ответа от работодателя, он собирался написать заявление о назначении на одну из предложенных ему ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей и, в дальнейшем воспользоваться своим правом обжалования незаконных действий работодателя по не заключению с ним контракта в вышеуказанной должности и не назначению его на данную должность. Однако, работодатель не ответил на его письменное обращение, не отказал в назначении на должность, на которую написано заявление о назначении, и не назначил его на данную должность, хотя сам считал такое назначение целесообразным.

Кроме того, довод ответчика о том, что работодатель начальник Ульяновской таможни обязан был согласовывать назначение истца на должность оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни, является, по мнению истца, незаконными. В соответствии с п.4 должностной инструкции, утвержденной начальником Ульяновской таможни ДД.ММ.ГГГГ «оперуполномоченный по особо важным делам ОРО назначается и освобождается от занимаемой должности приказом начальника Ульяновской таможни. Назначение на должность осуществляется после оформления документов на допуск к государственной тайне (по форме 2)», никакого согласования при этом не требуется.

ДД.ММ.ГГГГ он заранее взял у представителя кадровой службы на Пензенском областном таможенном посту ФИО6 образцы заявлений о назначении на должность сотрудника и государственного гражданского служащего.

В 11.05 часа ДД.ММ.ГГГГ работодатель, не ответив на его просьбу от ДД.ММ.ГГГГ, вновь предоставил ему перечень предлагаемых вакантных должностей. Он ознакомился с перечнем и сообщил, что до конца рабочего дня ДД.ММ.ГГГГ имеет право и возможность согласиться с одной из предложенных вакансий.

Однако начальник Пензенского областного таможенного поста ФИО7 назначил, новое время для предложения вакансий – 17.00 часа. Ему пришлось отложить момент написания заявления о назначении на вакантную должность до указанного срока, в надежде, что ему поступит предложение о назначении на ту должность, на которую он писал заявление о назначении ДД.ММ.ГГГГ, либо он будет ознакомлен с отказом в назначении на данную должность.

В 17.05 часа ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен тот же перечень вакантных должностей, что и в 11.05 часа, с которым он ознакомился, в 17.10 часа ему вручили для ознакомления приказ об увольнении, подготовленный в Ульяновской таможне и присланный до начала предложения вакансий. С данным приказом он ознакомился в 17ч.15мин. Вышеуказанные действия работодателя не позволили ему выбрать ни одной вакансии из предложенных до 17ч.30 мин. ДД.ММ.ГГГГ

Полагает, что его увольнение произведено работодателем незаконно: в нарушение п. 5 ст.48 Федерального закона № 114-ФЗ от 21.07.1997г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» - при наличии возможности перевести истца на другую вакантную должность в таможенных органах и отсутствии отказа истца от перевода на такую должность; в нарушение ч.3 ст.81 ТК РФ - при наличии возможности

перевести истца с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Кроме того, в период нахождения в распоряжении начальника Ульяновской таможни был период его нетрудоспособности в течение 3 дней, когда он ухаживал за больной дочерью, который продлевал срок нахождения в распоряжении еще на 3 суток. Считает, что последний день нахождения в распоряжении начальника Ульяновской таможни должен был быть – ДД.ММ.ГГГГ, то есть его увольнение произведено в нарушение ч.3 ст.84.1 ТК РФ, а именно не в «последний день работы работника».

Представители ответчика Ульяновской таможни Жуков В.И, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год ..., ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год ..., просили отказать в удовлетворении иска Кучерявого А.А., представили письменное возражение на исковые требования.

Представители ответчика считают, что требования истца о признании его увольнения незаконным, восстановлении его на службе в таможенных органах Российской Федерации, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке и компенсации морального вреда, являются незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ до Ульяновской таможни доведен приказ ФТС России от 16.07.2010 № 1352 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе». Названый приказ обязывал реорганизовать Пензенскую, Мордовскую и Ульяновскую таможню в форме присоединения Пензенской и Мордовской таможен к Ульяновской таможне (подпункт 3 пункта 3 приказа). Во исполнение названного приказа изданы приказы: Приволжского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ , Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ . Все вышеназванные приказы вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Подполковник таможенной службы А.А.Кучерявый проходил службу в Пензенской таможне в качестве сотрудника, занимал должность начальника отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни.

Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах статья 2 названного выше закона.

При проведении организационно-штатных мероприятий в отношении сотрудников Пензенской таможни (в том числе в отношении Кучерявого А.А.) применению подлежал Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», а также Инструкция о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденная приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в Минюсте РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку порядок увольнения сотрудников таможенных органов урегулирован специальным законом и нормативным актом – Инструкцией, нормы трудового законодательства применяются, если это прямо указано в вышеназванных актах.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ«О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 48 названного Федерального закона увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника в связи с организационно-штатными мероприятиями допускается, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.

При увольнении сотрудника таможенного органа в связи с организационно-штатными мероприятиями он для последующего трудоустройства зачисляется, с его согласия, в распоряжение начальника таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия (п. 5 ст. 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ).

Гарантии трудовых прав сотрудников при организационно-штатных мероприятиях определены трудовым законодательством.

Согласно части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации к числу гарантий трудовых прав относится необходимость соблюдения работодателем установленного порядка: работник должен быть предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения, одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся у него работу.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 21.12. 2006 № 581-О работодателю предоставлено право решения вопроса о продолжении трудовых отношений с более квалифицированными и эффективно работающими работниками.

Согласно пункту 8 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ , начальник таможни несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности таможни.

Во исполнение названных приказов Пензенская таможня:

ликвидирована, как государственный орган; ликвидирована, как таможенный орган; ликвидирована, как работодатель (представитель нанимателя – по отношению к государственным гражданским служащим).

Правопреемником Пензенской таможни с ДД.ММ.ГГГГ стала Ульяновская таможня.

Для обеспечения реализации задач и функций Федеральной таможенной службы Российской Федерации в Пензенской области с ДД.ММ.ГГГГ в структуре Ульяновской таможни создан Пензенский областной таможенный пост Ульяновской таможни (подпункт 3 пункта 6; подпункт3 пункта 10; подпункт 5 пункта 11 приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ ) штатной численностью в количестве 74 единицы (26 единиц должностей сотрудников, 37 единиц должностей государственных гражданских служащих и 11 единиц работников).

Штатная численность Пензенской таможни (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) составляла 166 единиц (46 единиц должностей сотрудников, 97единиц должностей государственных гражданских служащих, 23 единицы должностей работников).

В целях обеспечения эффективности осуществления полномочий Ульяновской таможни в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста (с учетом его значительной удаленности от г. Ульяновска), в соответствии с приказом Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено включение в штатное расписание отдельных структурных подразделений Ульяновской таможни должностей государственных гражданских служащих, которые с ДД.ММ.ГГГГ исполняют функции своих отделов в регионе деятельности Пензенского областного таможенного поста (с местом службы в г. Пенза).

С ДД.ММ.ГГГГ Пензенская таможня как таможенный орган, ликвидирована, создан Пензенский областной таможенный пост, входящий в структуру Ульяновской таможни, штатной численностью на 50% меньшей, чем ранее существовавшая Пензенская таможня, имеющий регион деятельности прежней Пензенской таможни и обязанный надлежаще выполнять полномочия таможенного органа в своем регионе деятельности.

Руководство Ульяновской таможни, проводя мероприятия по укомплектованию Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни сокращаемыми с ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами и работниками Пензенской таможни, руководствовалось в первую очередь нормами законодательства Российской Федерации, обеспечивающими: гарантии и права работников реформируемой Пензенской таможни, на преимущественное замещение конкретных должностей в подразделениях Пензенского областного таможенного поста, а именно: в отношении сотрудников - пунктом 5 статьи 18, пунктом 5 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; положениями Трудового кодекса РФ (в части, не урегулированной названным федеральным законом; в отношении государственных гражданских служащих – статьей 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», положениями Трудового кодекса РФ (в части, не урегулированной названным законом); в отношении работников – положениями Трудового кодекса РФ; права работодателя самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения и заключать трудовой договор с конкретным лицом в целях «обеспечения эффективной экономической деятельности и рационального управления государственным имуществом», гарантированными работодателю статьей 22 Трудового кодекса РФ и пунктом 10 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2.

При этом тоже было учтено, что 14 работников Пензенской таможни (беременные женщины; женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет; одинокие матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет) пользуются гарантиями, установленными статьей 261 Трудового кодекса РФ.

При определении круга должностных лиц и работников реформируемой Пензенской таможни – кандидатов на замещение с ДД.ММ.ГГГГ конкретных должностей на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни руководством Ульяновской таможни в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: были изучены предложения руководства Пензенской таможни в лице начальника Пензенской таможни ФИО10, согласованные с руководителями ведущих структурных подразделений Пензенской таможни. Получены характеристики предлагаемых кандидатов, позволяющие оценить производительность труда и квалификационные качества каждого кандидата; изучены предложения заместителей начальника Ульяновской таможни и руководителей структурных подразделений таможни в части, касающейся кандидатов для замещения должностей в структурных подразделениях Ульяновской таможни, исполняющих трудовые функции в зоне деятельности Пензенского областного таможенного поста; изучены материалы личных дел претендентов, позволяющие оценить их квалификацию и производительность труда.

Кандидатура подполковника таможенной службы Кучерявого А.А., начальника отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни, была изучена в числе других кандидатов для замещения должностей на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни и в структурных подразделениях Ульяновской таможни.

Кучерявый А.А. – проходил службу в качестве сотрудника таможенного органа. Должность, замещаемая им, подлежала сокращению с ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок прохождения службы в таможенных органах и правовое положение сотрудников в период проведения организационно-штатных мероприятий определен статьями 18 и 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ и Инструкцией о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в Минюст РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Кучерявый А.А. надлежаще уведомлен начальником Пензенской таможни о сокращении замещаемой им должности и возможном увольнении со службы в таможенных органах РФ в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ.

Последующая работа проводилась с А.А. Кучерявым руководством Ульяновской таможни, являющейся с ДД.ММ.ГГГГ правопреемником Пензенской таможни, в соответствии с требованиями пунктов 11 и 12 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ .

Кучерявый А.А. с ДД.ММ.ГГГГ до начала организационно – штатных мероприятий занимал должность начальника отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни; до замещения названной должности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, занимал должность главного государственного таможенного инспектора отдела тарифного и нетарифного регулирования, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - должности инспектора и старшего инспектора отдела контроля таможенной стоимости и валютного контроля Пензенской таможни.

По результатам изучения квалификации, опыта работы и производительности труда А.А. Кучерявого предложить ему должность сотрудника и государственного гражданского служащего с местом работы в г.Пенза не представилось возможным по следующим основаниям. Штатным расписанием предусмотрено 26 единиц сотрудников на Пензенском областном таможенном посту, в том числе 2 – вышестоящие (должности заместителя начальника таможенного поста); 13 – должностей в подразделениях: оперативно-розыскном; административных расследованиях; дознания;11 – должностей в отделе таможенной охраны и оперативно-дежурной службы.

Для замещения всех названных выше должностей А.А. Кучерявый не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым нормативно-правовыми актами к кандидатам на эти должности. Для замещения должностей в отделении административных расследований, отделении дознания - отсутствие юридического образования; для замещения должностей в оперативно-розыскном отделе – отсутствие допуска к оперативно-розыскной деятельности и опыта оперативно - розыскной деятельности; для замещения должности в отделе таможенной охраны и оперативно – дежурной службы – отсутствие опыта военной службы и службы с оружием.

Подразделения, осуществляющего функции применения системы управления рисками, в котором А.А. Кучерявый проходил службу последние пять лет и мог бы претендовать на любую должность в таком подразделении, в штатном расписании Пензенского областного таможенного поста не предусмотрено. Отдел применения системы управления рисками с ДД.ММ.ГГГГ создан в штате Ульяновской таможни (с местом работы должностных лиц в городе Ульяновске).

Опыт работы А.А. Кучерявого до ... года в подразделениях: контроля таможенной стоимости и валютного контроля; тарифного и нетарифного регулирования учитывался при изучении его как кандидата на должности с местом работы в г. Пенза в отделы: контроля таможенной стоимости; валютного контроля; товарной номенклатуры и торговых ограничений Ульяновской таможни и отдел таможенного оформления и таможенного контроля Пензенского областного таможенного поста. Однако, в связи с наличием в одноименных отделах Пензенской таможни должностных лиц с более высокой квалификацией, опытом работы и производительностью труда, выполняющих качественно функции названных подразделений, названные должности для замещения не были предложены А.А. Кучерявому. По оценке руководителей Пензенской и Ульяновской таможен он не имел реальной возможности выполнять без дополнительной подготовки и переподготовки функциональные обязанности в названных должностях более производительно и более качественно, чем должностные лица названных подразделений, которым и были предложены названные должности (п. 29 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2).

Закон не обязывает работодателя - правопреемника при реформировании организации, сочетающей её ликвидацию и сокращение её штата, предлагать работникам названной организации должности только в той местности, где они проходили службу (работу).

Напротив, в части касающейся сокращения должностей сотрудников, подпункт 1 пункта 5 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ обязывает руководителя таможенного органа обеспечить возможность перевода сотрудника, должность которого сокращается, «на другую вакантную должность в таможенных органах», подразумевая при этом таможенные органы, расположенные и в другой местности.

В части, касающейся государственных гражданских служащих, пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывает представителя нанимателя (работодателя) предоставить гражданскому служащему, должность которого сокращается, возможность замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе, подразумевая при этом государственные органы, расположенные в другой местности.

Руководствуясь требованиями подпункта 1 пункта 5 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ начальником Ульяновской таможни ДД.ММ.ГГГГ была предложена А.А. Кучерявому должность «начальник отдела применения системы управления рисками» Ульяновской таможни (с местом работы в г. Ульяновске). Названная должность была предложена ему с учетом квалификации, опыта работы и производительности труда при замещении одноименной должности в Пензенской таможне.

Кучерявый А.А. от предложенной должности письменно отказался.

После отказа А.А. Кучерявого от названной должности, начальник Ульяновской таможни довел до А.А. Кучерявого весь перечень вакантных должностей в Ульяновской таможне на ДД.ММ.ГГГГ и предложил для замещения должности, в том числе и нижестоящие, которые он мог бы замещать с учетом его квалификации, опыта работы и образования.

Кучерявый А.А. от должностей, предложенных в перечне, письменно отказался.

Кучерявый А.А. ДД.ММ.ГГГГ письменно отказался от замещения с ДД.ММ.ГГГГ предложенной вакантной должности государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни (место работы в г. Пенза).

На основании пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.2010 № 114-ФЗ А.А. Кучерявый дал согласие на зачисление с ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение начальника Ульяновской таможни на 3-х месячный срок для последующего трудоустройства в таможенных органах, написав заявление в адрес начальника Приволжского таможенного управления.

На основании приказа Приволжского таможенного управления от 17.09.2010 № 53-кт «О зачислении в распоряжение сотрудников Пензенской таможни» подполковник таможенной службы А.А.Кучерявый был освобожден от занимаемой должности и зачислен с ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение начальника Ульяновской таможни на срок до трех месяцев с сохранением за ним денежного довольствия

Оценка действий должностных лиц Ульяновской таможни в процессе проведения мероприятий по укомплектованию Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни, а также Ульяновской таможни должностными лицами Пензенской таможни, высвобождаемыми в результате проведения организационно-штатных мероприятий, в части определения круга должностных лиц и работников реформируемой Пензенской таможни- кандидатов на замещение с ДД.ММ.ГГГГ конкретных должностей в Ульяновской таможне и на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской таможни, определения перечня вакантных должностей, которые следовало бы предложить каждому из кандидатов, в том числе и истцу, в зависимости от квалификационных характеристик, позволяющих оценить производительность труда и квалификационные качества каждого кандидата, осуществлена Октябрьским районным судом г. Пенза по иску А.А.Кучерявого к Ульяновской и Пензенской таможням ( решение суда от ДД.ММ.ГГГГ) и судебной коллегией по гражданским делам Пензенского областного суда ( кассационное определение от ДД.ММ.ГГГГ).

Октябрьским районным судом г. Пенза и судебной коллегией по гражданским делам Пензенского областного суда действия должностных лиц Ульяновской таможни в отношении истца в названный период признаны правомерными.

Последующая работа с А.А.Кучерявым должностными лицами Ульяновской таможни проводилась в соответствии с требованиями Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ .

Кучерявый А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в адрес начальника Ульяновской таможни с заявлением, содержащим просьбу рассмотреть возможность его назначения на вакантную должность оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни.

В своем заявлении А.А.Кучерявый отразил, что уведомлен об условиях назначения на названную должность а именно: а) необходимости оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, по форме ; б) необходимости согласования назначения с вышестоящим таможенным органом, курирующим оперативно-розыскную деятельность в таможенных органах (Приволжская оперативная таможня); в) необходимости оформления допуска к оперативно-розыскной деятельности (оформляется комиссией Приволжской оперативной таможни).

В соответствии с установленным порядком Ульяновской таможней организовано оформление на А.А.Кучерявого допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, требуемой формы. После чего, направлен в адрес заместителя начальника Приволжского таможенного управления-начальника Приволжской оперативной таможни пакет документов для согласования его назначения на названную должность. Заместитель начальника Приволжского таможенного управления - начальник Приволжской оперативной таможни не согласовал назначение А.А.Кучерявого на должность оперуполномоченного по особо важным делам оперативно – розыскного отдела Пензенского областного таможенного поста (письмо Приволжской оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГ ), объяснив причину отказа отсутствием у А.А.Кучерявого специальной подготовки и опыта работы в области оперативно - розыскной деятельности (письмо Приволжской оперативной таможни от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с пунктом 21 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ , в период прохождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также, по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа, вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе.

Ни Федеральный закон от 21.07.1997 №114-ФЗ, ни названная Инструкция не обязывают начальника таможенного органа предлагать сотруднику, находящемуся в распоряжении, все имеющиеся вакантные должности.

Закон обязывает руководителя таможенного органа предлагать сотруднику только те должности, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности.

Право оценки квалификационных качеств сотрудников и их производительности труда Законом предоставлено руководителю таможенного органа (работодателю) (ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации; п. 10 Постановления Пленум Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

В соответствии с требованиями пункта 21 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ , начальник Ульяновской таможни обратился в Приволжское таможенное управление с письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх., содержащим просьбу рассмотреть возможность предложения А.А.Кучерявому вакантных должностей сотрудников, соответствующих его квалификации и ранее занимаемой должности, в таможенных органах Приволжского таможенного управления.

От имени начальника Приволжского таможенного управления А.А.Кучерявому была предложена дважды должность сотрудника «начальник автотранспортного отдела Оренбургской таможни» (телеграммы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ). Кучерявый А.А. не дал согласие на назначение на названную должность.

ДД.ММ.ГГГГ с Кучерявым А.А. проведена беседа с участием заместителя начальника Ульяновской таможни-начальника Пензенского областного таможенного поста ФИО7, начальника отдела кадров Ульяновской таможни В.И.Жукова; главного государственного таможенного инспектора (по правовой работе) Пензенского областного таможенного поста ФИО9. В ходе беседы до него доведен полный перечень вакантных должностей сотрудников, государственных гражданских служащих и работников Ульяновской таможни на ДД.ММ.ГГГГ (с местом работы в городах Ульяновск, Пенза, Саранск).

Из названого перечня А.А.Кучерявому предложены для замещения должности (в том числе нижестоящие), обязанности по которым он мог бы выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемых должностей.

Кучерявый А.А. не дал согласия на замещение предложенных должностей.

Срок нахождения подполковника таможенной службы А.А.Кучерявого в распоряжении начальника Ульяновской таможни, с зачетом времени его болезни и времени его нахождения в очередном и дополнительных отпусках, истекал ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Кучерявому А.А. дважды - в 11 часов 05 минут и в 17 часов 05 минут в письменной форме были предложены для замещения: от имени начальника Ульяновской таможни - вакантные должности государственных гражданских служащих и работников с местом работы в городах Ульяновск и Пенза( вакантные должности сотрудников, обязанности по которым А.А.Кучерявый мог бы выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности, в Ульяновской таможне на ДД.ММ.ГГГГотсутствовали) от имени начальника Приволжского таможенного управления - вакантная должность сотрудника «начальник автотранспортного отдела Оренбургской таможни».

Кучерявый А.А. не дал письменного согласия для назначения на предложенные должности, не обосновав при этом причин.

О результатах предложения ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей А.А.Кучерявому и его отказе предоставить в письменной форме свое решение относительно согласия либо отказа от назначения на предложенные должности, составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ.

Утверждение Кучерявого А.А., что в день увольнения, ДД.ММ.ГГГГ, ему не была предоставлена возможность до 17ч. 30 мин. принять решение о замещении одной из предложенных должностей, представитель ответчика считает недобросовестным.

Продолжительность служебного времени всех подразделений Ульяновской таможни установлена Служебным распорядком Ульяновской таможни, утвержденным приказом по таможне от ДД.ММ.ГГГГ , начало работы – в 8 часов 30 минут, окончание работы в 17 часов 30 минут. Следовательно, до 17ч. 30 мин. ДД.ММ.ГГГГ должны быть завершены все действия (связанные с увольнением либо назначением на должность) как работодателя, так и сотрудника.

Поскольку истец не представил заявление о назначении его на какую-либо из предлагаемых должностей, он был правомерно уволен.

При реализации гарантий, предоставляемых Законом и Инструкцией сотрудникам в случае увольнения, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны самих сотрудников (аналогичное положение содержится в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ»).

В данном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны сотрудника.

Таким образом, в период организационно-штатных мероприятий и в период нахождения в распоряжении начальника Ульяновской таможни А.А.Кучерявый отказался от назначения на все предложенные ему вакантные должности в Ульяновской таможне и в таможенных органах Приволжского таможенного управления, обязанности по которым он мог бы выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник, отказавшийся от перевода на другую предложенную ему вакантную должность в таможенных органах в связи с сокращением занимаемой им должности, подлежит увольнению со службы в таможенных органах по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 названного Федерального закона ( в связи с проведением организационно- штатных мероприятий).

Приказом Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ А.А.Кучерявый был уволен ДД.ММ.ГГГГ от службы в таможенных органах Российской Федерации по названному основанию.

Считает, что при проведении организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением должности, которую занимал подполковник таможенной службы А.А.Кучерявый в Пензенской таможне, и его увольнении со службы в таможенных органах Российской Федерации Ульяновская таможня строго руководствовалась законодательством Российской Федерации о службе в таможенных органах Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о труде.

Представители ответчика просили суд в удовлетворении исковых требований Кучерявому А.А. отказать.

Выслушав объяснения истца, представителей ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Истец Кучерявый А.А. состоял в трудовых отношениях с Пензенской таможней. ДД.ММ.ГГГГ между Пензенской таможней в лице начальника таможни и Кучерявым А.А. был подписан контракт о службе истца в таможенных органах РФ в должности начальника отдела применения системы управления рисками Пензенской таможни на срок 3 года с ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ Федеральной таможенной службой России издан приказ за № 1352 «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе».

В соответствии с приказом постановлено сократить численность должностных лиц и должностей работников таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе (п.п.1,2); реорганизовать Пензенскую, Мордовскую и Ульяновскую таможню в форме присоединения Пензенской и Мордовской таможен к Улья­новской таможне п.п.3 п.3); создать в структуре Ульяновской таможни Пензенский областной таможенный пост штатной численностью в количестве 74 единицы (26 единиц сотрудников, 37 единиц должностей федеральных государственных служащих и 11 единиц должностей работников) за счет численности, высвобождающейся при реорганизации таможенных органов, расположенных в Приволжском федеральном округе (п.п.а п.3 п.6).

Во исполнение приказа за изданы приказ Приволжского таможенного управления от 19.07.2010 № 459 «Об организационно- штатных мероприятиях в Приволжском таможенном управлении и таможенных органах, расположенных в Приволжском федеральном округе», одноименный приказ Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ , вступающие в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Должность, замещае­мая истцом, в соответствии с проводимыми организационно- штатными мероприятиями подлежала сокращению с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Пензенская таможня направила в центр занятости населения г. Пензы информацию о массовом высвобождении работников ...

ДД.ММ.ГГГГ Кучерявый А.А. был письменно ознакомлен с приказом о предстоящей реорганизации Пензенской таможни и сокращением с ДД.ММ.ГГГГ занимаемой им должности, предупрежден о возможном увольнении.

ДД.ММ.ГГГГ с ним было проведено собеседование, на котором Кучерявому А.А. были предложены вакантные должности ...

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ по иску Кучерявого А.А. в Пензенской таможне, Ульяновской таможне о защите трудовых прав установлено, что нарушений Пензенской таможней и Ульяновской таможней трудовых прав Кучерявого А.А. на момент его обращения в суд, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, не было. .... Данным решением суда дана правовая оценка действий Пензенской и Ульяновской таможни по подготовке к организационно-штатным мероприятиям, включая предупреждение о возможном увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями, проведении собеседования ДД.ММ.ГГГГ, когда Кучерявому А.А. были предложены вакантные должности, в том числе должность начальника отдела применения системы управления рисками Ульяновской таможни с местом работы в г. Ульяновске ..., которую Кучерявый А.А. занимал до сокращения в Пензенской таможне, должность государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни с местом работы в г. Пензе ..., зачисление Кучерявого А.А. с ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение начальника Ульяновской таможни сроком до трех месяцев для дальнейшего трудоустройства.... Данные действия Пензенской и Ульяновской таможни были признаны законными. ...

Приказом Приволжского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ Кучерявый А.А. на основании его письменного заявления был освобожден от занимаемой должности начальника отдела применения системы управления рисками и зачислен с ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение начальника Ульяновской таможни сроком до трех месяцев с сохранением денежного довольствия...

Приказом Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ за утверждена Инструкция о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно- штатных мероприятий, согласно положениям которой: при ликвидации таможенного органа как юридического лица сотрудников зачисляют в распоряжение начальника вышестоящего таможенного органа либо
начальника иного таможенного органа, на который возложено проведение мероприятий, связанных с ликвидацией.

При сокращении численности либо штата таможенного органа сотрудники, занимавшие сокращенные должности, зачисляются в распоряжение начальника этого таможенного органа.

Начальником таможенного органа или по его поручению одним из заместителей начальника таможенного органа в присутствии представителей кадрового и правового
подразделений в период с момента предупреждения об организационно-штатном мероприятии до времени начала его проведения с сотрудником, занимающим должность,
подлежащую сокращению, проводится собеседование (пункт 8).

В ходе собеседования разъясняются:- порядок проведения организационно-штатных мероприятий и возможного
увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными
мероприятиями; - основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о
возможности продолжения службы в таможенных органах;- права и обязанности сотрудника, зачисляемого в распоряжение или увольняемого
со службы в таможенных органах (пункт 10).

Сотруднику в ходе собеседования должны быть предложены все вакантные должности сотрудников при их наличии в данном таможенном органе, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе (пункт 11).

Во время собеседования сотрудник подает заявление о своем согласии с зачислением в распоряжение начальника таможенного органа или же о назначении на предложенную в ходе собеседования должность (пункт 12).

В случае отказа сотрудника от написания заявления о зачислении в распоряжение и предложенных ему вакантных должностей составляется акт (пункт 13).

Приказ о зачислении данного сотрудника в распоряжение в этом случае не издается, и сотрудник подлежит увольнению со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 48 Федерального закона в последний день до начала организационно-штатных мероприятий или согласно заявлению сотрудника по иному основанию, предусмотренному данной статьей.

Результаты собеседования должны быть отражены в листе собеседования, который подписывает сотрудник и присутствующие на собеседовании должностные лица.
Лист собеседования хранится в личном деле сотрудника (пункт 14).

Освобождение сотрудника от занимаемой должности и зачисление его в распоряжение производятся с даты начала проведения организационно-штатного мероприятия на основании приказа таможенного органа, начальник которого имеет право
назначения на эту должность (пункт 16).

В соответствии с требованиями пункта 21 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ , начальник Ульяновской таможни обратился в Приволжское таможенное управление с письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх., содержащим просьбу рассмотреть возможность предложения А.А.Кучерявому вакантных должностей сотрудников, соответствующих его квалификации и ранее занимаемой должности, в таможенных органах Приволжского таможенного управления.

От имени начальника Приволжского таможенного управления А.А.Кучерявому ДД.ММ.ГГГГ была предложена должность сотрудника «начальник автотранспортного отдела Оренбургской таможни», о чем свидетельствует подпись истца на телеграмме ... от ДД.ММ.ГГГГ. Кучерявый А.А. не дал согласие на назначение на названную должность.

ДД.ММ.ГГГГ с Кучерявым А.А. проведена беседа с участием заместителя начальника Ульяновской таможни-начальника Пензенского областного таможенного поста ФИО7, начальника отдела кадров Ульяновской таможни В.И.Жукова; главного государственного таможенного инспектора (по правовой работе) Пензенского областного таможенного поста ФИО9. В ходе беседы до него доведен перечень вакантных должностей сотрудников, государственных гражданских служащих и работников Ульяновской таможни на ДД.ММ.ГГГГ с местом работы в городах Ульяновск, Пенза, Саранск.( .... А.А.Кучерявому были предложены для замещения должности (в том числе нижестоящие), обязанности по которым он мог бы выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемых должностей.

От имени начальника Приволжского таможенного управления ему вновь была предложена должность сотрудника- начальника автотранспортного отдела Оренбургской таможни ...

Кучерявый А.А. не дал согласия на замещение предложенных должностей, указав, что « ознакомлен, для принятия решения ему необходимо время».

Срок нахождения подполковника таможенной службы А.А.Кучерявого в распоряжении начальника Ульяновской таможни, с зачетом времени его болезни и времени его нахождения в очередном и дополнительных отпусках, истекал ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Кучерявому А.А. дважды - в 11 часов 05 минут... и в 17 часов 05 минут ... в письменной форме были предложены для замещения: от имени начальника Ульяновской таможни - вакантные должности государственных гражданских служащих и работников с местом работы в городах Ульяновск и Пенза( вакантные должности сотрудников, обязанности по которым А.А.Кучерявый мог бы выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности, в Ульяновской таможне на ДД.ММ.ГГГГотсутствовали) от имени начальника Приволжского таможенного

управления - вакантная должность сотрудника «начальник автотранспортного отдела Оренбургской таможни».

Кучерявый А.А. не дал письменного согласия для назначения на предложенные должности, указав, что « ознакомлен».

О результатах предложения ДД.ММ.ГГГГ вакантных должностей А.А.Кучерявому и его отказе предоставить в письменной форме свое решение относительно согласия либо отказа от назначения на предложенные должности, составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ

Допрошенные в качестве свидетелей ФИО11 и ФИО12 подтвердили то обстоятельство, что в их присутствии ДД.ММ.ГГГГ Кучерявому А.А. в их присутствии были предложены вакантные должности, однако Кучерявый А.А. ни одну из них не высказал свого согласия...

Поскольку истец не представил заявление о назначении его на какую-либо из предлагаемых должностей, он был уволен Приказом Ульяновской таможни от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ от службы в таможенных органах Российской Федерации в связи с проведением организационно- штатных мероприятий, данное основание предусмотрено п.п.5 п.1 ст. 48 Закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

ДД.ММ.ГГГГ Кучерявый подал заявление о назначении ему пенсии с связи с увольнением со службы. В настоящее время пенсия Кучерявому А.А. назначена.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд считает, что увольнение истца произведено в соответствии с действующим законодательством.

Законность действий ответчика по проведению мероприятий, предшествующих увольнению истца в период с момента его предупреждения о предстоящем увольнении до ДД.ММ.ГГГГ была проверена Октябрьским районным судом г. Пензы, решением которого каких-либо нарушений трудового законодательства в указанный период в действиях Ульяновской таможни установлено не было.

В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, утверждение ответчика о нарушении его трудовых прав в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ является несостоятельным и опровергается выводами, сделанными в судебном решении Октябрьского районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу, где участвовали те же стороны.

Суд не усматривает нарушений трудовых прав истца и в период с ДД.ММ.ГГГГ по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок увольнения сотрудников таможенных органов при организационно-штатных мероприятиях определен Федеральным законом от 21.07.1997 № 114-ФЗ « О службе в таможенных органах».

В соответствии с п.п.5 п.2 статьи 48 ФЗ № 114-ФЗ сотрудник таможенного органа мо­жет быть уволен со службы в таможенных в связи с проведением организаци­онно-штатных мероприятий.

В соответствии с п.п. 1 п. 5 статьи 18 названного Федерального закона увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе началь­ника в связи с организационно-штатными мероприятиями допускается, если невозможно перевести сотрудника таможенного органа на другую вакантную должность в таможенных органах или в случае отказа указанного сотрудника от перевода на такую должность.

Согласно п.8 Общего положения о таможне, утвержденного приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ начальник таможни несет персональную ответственность за осуществление возложенных на таможню полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности таможни.

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе (статья 11 Трудового Кодекса Российской Федерации).

По мнению суда, истец ошибочно полагает, что работодатель был обязан предлагать ему все имеющиеся у него вакантные должности.

Как следует из материалов дела, приказом Приволжского таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ Кучерявый А.А. на основании его заявления был освобожден от занимаемой должности начальника отдела применения системы управления рисками и зачислен с ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение начальника Ульяновской таможни...

Как следует из пояснений представителя ответчика Жукова В.И., с ДД.ММ.ГГГГ Кучерявый А.А. был освобожден от занимаемой должности в Пензенской таможне и находился « за штатом» Ульяновской таможни.

Данное зачисление в распоряжение начальника регламентируется специальным нормативным актом, Инструкцией о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно- штатных мероприятий, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ за . Трудовой кодекс РФ данную процедуру не предусматривает, поэтому в данном случае должна быть применена специальная норма.

В соответствии с пунктом 21 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ сотруднику, находящемуся в распоряжении, должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), в том числе нижестоящие, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также, по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа, вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе.

Закон дает право работодателю при заключении трудового договора с работником, претендующим на замещение вакантной должности, осуществлять оценку его профессионально-квалификационных качеств, под которыми следует понимать наличие у работника не только определенного уровня образования и общего стажа службы (работы), но и наличие определенной профессии, специальности, квалификации, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

С учетом данных требований закона работодателем неоднократно предлагались истцу вакантные должности, в том числе нижестоящие в г. Пензе и других регионах, однако Кучерявый не дал своего согласия ни на одну из них.

Оценка действий должностных лиц Ульяновской таможни в процессе проведения мероприятий по укомплектованию Пензенского областного таможенного поста Ульяновской таможни, а также Ульяновской таможни должностными лицами и работниками Пензенской таможни, высвобождаемыми в результате проведения организационно- штатных мероприятий, в части определения круга должностных лиц и работников реформируе­мой Пензенской таможни - кандидатов на замещение с ДД.ММ.ГГГГ конкретных должностей в Ульяновской таможне и на Пензенском областном таможенном посту Ульяновской тамож­ни, определение перечня вакантных должностей, которые следовало предложить каждому из кандидатов (в том числе истцу) в зависимости от квалификационных характеристик, позволяющих оценить производительность труда и квалификационные качества каждого кандидата не входит в компетенцию суда, а является правом ответчиков.

Работодатель сам вправе решать, с кем из сокращаемых работников ему необходимо заключить трудовой контакт на имеющуюся вакансию в реорганизованном юридическом лице. Исходя из содержания ст. 34,35 Конституции РФ, ст. 22 ТК РФ кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников работодатель принимает самостоятельно под свою ответственность.

Таким образом, Ульяновской таможней были приняты все меры по замещению истцом должностей в Ульяновской таможне, в том числе нижестоящих, и в таможенных органах Приволжского региона.

Утверждение Кучерявого А.А., что от предложенных вакантных должностей он не отказывался, поскольку требовал время на обдумывание предложений, а так же о том, что в день увольнения, ДД.ММ.ГГГГ, ему не была предоставлена возможность до 17ч. 30 мин. принять решение о замещении одной из предложенных должностей в связи с предъявлением приказа об увольнении в 17 часов 15 минут суд не может принять, поскольку время для обдумывания предложений работодателя у него имелось, с момента первого предложения вакантных должностей до момента увольнения прошло около полугода. Истцом не представлено в судебном заседании доказательств того, что он выразил свое согласие на какую-либо из предложенных ему вакантных должностей. В день увольнения Кучерявому А.А. дважды в 11 часов и в 17.15 часа предлагались вакантные должности, однако он не дал своего согласия ни одну из них. Намерение дать согласие на одну из предложенных должностей в последние 15 минут рабочего времени, на что указывал истец в судебном заседании, суд расценивает как злоупотребление правом с его стороны.

Довод истца о том, что ему незаконно не была предложена должность оперуполномоченного по особо важным делам оперативно-розыскного отдела Пензенского областного таможенного поста, на которую он претендовал, написав заявление ДД.ММ.ГГГГ суд считает несостоятельным..

Ульяновская таможня предприняла все меры для удовлетворения заявления истца о рассмотрении возможности его назначения на названную должность.

Не имея возможности оценить способности истца к оперативно-розыскной деятельности, работодатель правомерно направил запрос в вышестоящий таможенный орган, организующий и координирующий оперативно-розыскную деятельность в Приволжском регионе.

Названная должность не была согласована Приволжской оперативной таможней, поэтому не была предложена Кучерявому А.А., поскольку он не имеет ни специальности, ни опыта работы, ни допуска к названной работе, для замещения названной должности.

Документы согласования и отказа в согласовании назначения доведены до истца при собеседованиях ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ? о чем имеются его подписи при ознакомлении...

Утверждение Кучерявого А.А. об увольнении его со службы раньше истечения установленного срока его нахождения в распоряжении начальника Ульяновской таможни, ссылаясь на листок нетрудоспособности ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствующий о его нетрудоспособности по причине ухода за больным членом семьи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд также считает не основанным на законе.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» «в срок нахождения сотрудника таможенного органа в распоряжении начальника таможенного органа не засчитывается время болезни или нахождение его в очередном или дополнительных отпусках». Буквальное толкование данной нормы свидетельствует о том, что иные периоды отсутствия его на службе, в том числе по причине ухода за больным членом семьи, не продляют срок его пребывания в распоряжении начальника таможенного органа.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что увольнение Кучерявого А.А. было проведено в соответствии с требованиями законодательства и основания для восстановления его на службе в таможенных органах нет.

При отсутствии законных оснований для удовлетворения иска о признании увольнения незаконным и восстановлении истца на службе в таможенных органах не могут быть удовлетворены и требования об аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

С учетом вышеизложенного, исковые требования Кучерявого А.А. удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кучерявого А.А. к Ульяновской таможне о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе в таможенных органах, об аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 дней после вынесения мотивированного решения.

Судья: О.В. Лукьянова

Мотивированное решение изготовлено 26.04.2011 года