ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 сентября 2011 года г. Пенза в составе председательствующего судьи Жуковой Е.Г., при секретаре Крюковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Попкова О.Н. к УФСИН России по Пензенской области о включении в выслугу лет для назначении пенсии периода службы в таможенных органах, назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с указанным выше иском, сославшись на то, что 27.06.2011 года ответчик отказал ему во включении периода его службы в таможенных органах на различных должностях с 03 мая 1994 г. по 12 сентября 2002 г. в выслугу лет для назначение пенсии как сотруднику уголовно - исполнительной системы. Указанное решение он считает незаконным, поскольку полагает, что в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. А потому в соответствии со ст. 8 указанного закона пенсия за выслугу лет ему должна быть назначена в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» и Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплат пенсии и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации», действие которого распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных их таможенных органов с правом на получение пенсии. Из выписки из приказа УФСИН России по Пензенской области от 20.05.2011 г. № 137-лс усматривается, что его общий срок выслуги лет для назначения пенсии как сотрудника уголовно-исполнительной системы составил 07 лет 02 месяца 08 дней, льготный - 11 лет 09 месяцев 24 дня. Выслуга лет рассчитана без учета срока службы в таможенных органах, который составил 08 лет 04 месяца 09 дней. Исходя из изложенного стаж для исчисления пенсии должен составлять 20 лет 02 месяца 03 дня. На основании изложенного просит суд включить в его выслугу лет для начисления льготной пенсии период его службы в таможенных органах, обязать УФСИН России по Пензенской области назначить ему пенсию по выслуге лет согласно действующему законодательству с 23 мая 2011 г. В судебном заседании истец Попков О.Н., сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, поддержал заявленные требования. Дополнительно указал, что не включение в его выслугу лет периода его службы в таможенных органах, является нарушением его пенсионных прав, нарушением принципа равенства и справедливости, на котором основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации при том, что сотрудникам таможенных органов при исчислении их выслуги лет для назначения пенсии после увольнения их со службы включается период службы в уголовно-исполнительной системе, и при том, что период его работы в таможенных органах включался в его выслугу лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к его денежному содержанию как сотрудника УФСИН. Представитель ответчика УФСИН России по Пензенской области по доверенности Шеина Н.Н. иск не признала сославшись на то, что Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплат пенсии и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации», на основании которого сотрудникам УИС Минюста России производится исчисление выслуги лет для назначения пенсии, исчисление выслуги лет для назначения пенсии с учетом службы в таможенных органах не предусмотрено. Просит в иске отказать. Представитель привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области по доверенности Утенкова К.Н. поддержала позицию представителя ответчика. При этом указала, что, действительно, истцу в период его службы в их учреждении с 2006 года по дату увольнения в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет включался период его службы в таможенных органах. Однако, законом не предусмотрено включение в выслугу лет сотруднику УИС для назначения пенсии периода его работы в таможенных органах. Представители привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица Ульяновской таможни по доверенностям Вавилина Е.Е. и Петрушева О.А. в судебном заседании иск полагали на усмотрение суда, указав, что не включение в выслугу лет для назначения пенсии после увольнения сотрудникам УИС периодов их службы в таможенных органах нарушает конституционных принцип равенства и справедливости, поскольку сотрудникам таможенных органов при исчислении их выслуги лет для назначения пенсии после увольнения их со службы включается период службы в уголовно-исполнительной системе. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как установлено судом на основании обозренного в судебном заседании личного дела Попкова О.Н., его трудовой книжки, он в период со 02.09.1993 года по 16.09.2002 года проходил службу в таможенных органах – Пензенской таможне, откуда уволен в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Согласно представленной справки Ульяновской таможни (правопреемнике Пензенской таможни) с 03.05.1994 года по дату увольнения - 16.09.2002 года Попков О.Н. имел специальное звание (от инспектора таможенной службы 3 ранга до прапорщика таможенной службы). С 16.01.2006 года по 23.05.2011 года истец проходил службу в органах Уголовно-исполнительной системы – ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, уволен с 23.05.2011 года по ст. 58 пункту «А» (по собственному желанию) на основании приказа УФСИН России по Пензенской области № 137-лс от 20.05.2011 года. Согласно представленному произведенному на основании личного дела Попкова О.Н. расчету и справке ответчика, его выслуга лет по состоянию на дату увольнения – на 23.05.2011 года в календарном исчислении составляет 07 лет 02 месяца 08 дней, в льготном исчислении - 11 лет 09 месяцев 24 дня. Период службы в таможенном органе при наличии специального звания с 03.05.1994 года по день увольнения 16.09.2002 года в выслугу лет для назначения пенсии истцу как уволенному со службы сотруднику уголовно-исполнительной системы ответчиком включен не был. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Таким законом для исчисления выслуги лет для назначения пенсии в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которым определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в нем категорий граждан, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы. Согласно пункту 1 статьи 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Таким образом, пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов должно осуществляться, как и пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты. В соответствии с пунктом «а» ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют, в том числе, лица, рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, имеющие на день увольнения со службы выслугу на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более. Частью 1 статьи 18 данного закона установлено правило о том, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также иные периоды. Лица, имеющего специальное звание, в таможенных органах, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Согласно части 3 ст. 18 указанного закона Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, и их семьям в Российской Федерации», в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет. Указанное постановление Правительства РФ также не содержит положение о включении в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы периода их службы в таможенных органах при наличии специального звания. Довод истца о том, что с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 02 февраля 1998 года № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации» распространено действие указанного выше Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941 на лиц проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющих специальные звания, а также на лиц, работавших в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии, а в соответствии с пунктом 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02 февраля 1998 года № 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются, в том числе, в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы; время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания, а потому подлежит зачету его служба в таможенных органах в его выслугу лет как сотрудника УИС, суд не может принять во внимание, поскольку право на получение пенсии за выслугу лет и какой вид службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы определяет только Закон, в частности указанный выше Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, Постановление Правительства Российской Федерации определяет только порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии. Более того, указанное истцом Постановление Правительства РФ от 02 февраля 1998 года № 103 распространяется на лиц, проходивших службу в таможенных органах, и уволенных из таможенных органов с правом на получение пенсии, к каковым истец как уволенный их органов уголовно-исполнительной системы не относится. То обстоятельство, что истцу в период службы в органах уголовно-исполнительной системы выплачивалась процентная надбавка за выслугу лет с включением периода его службы в таможенных органах не будет иметь юридического значения для разрешения заявленного спора, поскольку процентная надбавка к окладу денежного содержания истцу как сотруднику уголовно-исполнительной системы выплачивалась на основании специально принятого по данному вопросу Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 года № 43, согласно которому в выслугу лет для назначения надбавки сотрудникам включается, в том числе, время службы в таможенных органах СССР, таможенных органах Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные (персональные) звания. Однако, указанное Положение на исчисление выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы не распространяется. Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Статьей 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Разрешение вопроса о праве граждан на получение пенсии за выслугу лет и определение видов службы и иной деятельности, засчитываемых в выслугу лет, является исключительной прерогативой законодателя. В данном случае право истца на включение ему в выслугу лет как сотруднику уголовно-исполнительной системы периодов службы в таможенных органах ограничено в соответствии с названными выше нормативными актами, что согласуется с требованиями ст. 55 Конституции Российской Федерации, а потому ссылка истца на нарушение его конституционной гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина является несостоятельной. Следовательно, требование истца о включении в выслугу лет для назначении пенсии периода службы в таможенных органах, назначении пенсии не основаны на законе и в их удовлетворении следует отказать. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Попкова О.Н. к УФСИН России по Пензенской области о включении в выслугу лет для назначении пенсии периода службы в таможенных органах, назначении пенсии, оставить без удовлетворения. Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 04.10.2011 года. Председательствующий Жукова Е.Г.