Решение по делу №2-1823/2011



Дело № 2-1823/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2011 года г.Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Бабанян С.С.,

с участием прокурора Голубковой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Зотцевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексютина А.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области об установлении размера ежемесячных, взыскании задолженности, о взыскании инфляционных убытков, вызванных несвоевременной выплатой части сумм возмещения вреда здоровью,

УСТАНОВИЛ:

Алексютин А.В. обратился с вышеназванным исковым заявлением к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена 2-я группа инвалидности по заболеванию, связанному с работами на ЧАЭС. Степень утраты трудоспособности до декабря 2003 года - 70%.

ДД.ММ.ГГГГ степень утраты трудоспособности установлена 80%.

Отделом социальной защиты Октябрьского района г. Пензы по решению суда от января 2007 года, с учётом утраты трудоспособности в 70%, то есть, без учета изменения трудоспособно­сти, ему была определена сумма в возмещение вреда, которая с индексацией от 01.01.2011 года составляет 73"832 руб. 98 коп.

В соответствии с п.1 ст.1090 ГК РФедерации, отдел соци­альной защиты Октябрьского района г. Пензы должен был произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с месяца, следующего за месяцем, в котором наступи­ли изменения степени утраты трудоспособности, то есть с 01.01.2004 года.

На основании изложенного, считает, что социальное управление г. Пензы (отдел социаль­ной защиты население Октябрьского района г. Пензы) и Министерство здравоохранения и соци­ального развития Пензенской области обязаны при расчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью:

- произвести перерасчет ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда с 01 января 2004 года в связи с изменением степени утраты трудоспособности с 70% до 80%;

- применить коэффициент роста величины прожиточного минимума, определяемый органами статистики по Пензенской области с 01.01.2004 г. в

1,178 раза;

- в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в редакции Федерального закона от 4 ноября 2005 г. № 141-ФЗ приме­нить с 01 января 2005 года индекс 1,11;

- согласно Постановлению Правительства РФ "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 25.04.2006 №246 проиндексировать с 01 января 2006 года в 1,09;

- согласно Постановлению Правительства РФ "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 21.03.2007 года №171 проиндексировать с 01 января 2007 года в 1,08;

- согласно Постановлению Правительства РФ "Об установлении коэффициента индек­сации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 19.11.2007 №786 проиндексировать с 01 января 2008 года в 1,105;

- согласно Постановлению Правительства РФ "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 07.07.2009 №545 проиндексировать с 01 января 2009 года в 1,13;

- согласно Постановлению Правительства РФ "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 16.12.2009 №1024 проиндексировать с 01 января 2010 года в 1,10;

- согласно Постановлению Правительства РФ "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 21.12.2010 №1079 проиндексировать с 01 января 2011 года в 1,065.

Назначить ему, Алексютину А.В., денежную компенсацию в возмеще­ние вреда здоровью согласно п. 15 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в размере 85 538 рублей 39 копеек ежемесячно с 01.01.2011 года.

В дальнейшем указанная сумма подлежит ежегодной индексации в соответствии с Российским за­конодательством "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследст­вие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Также должна быть выплачена задолженность, образовавшаяся с 01.01.2004 года по 31.07.2011 года с учетом индекса потребительских цен за указанный период.

Кроме этого, просит взыскать с ответчика стоимость справок об индексах потребительских цен, полученных в Территориальном органе Федеральной

службы Государственной статистики по Пензенской области в размере 1281.93 рублей.

На основании изложенного истец просит суд взыскать с Министерства здравоохранении и социального развития Пензенской области за счет Казны Российской Федерации в его пользу задолженность по компенсационным выплатам единовременно с 01.01.2004 года по 31.07.2011 года в размере 1099328 рублей 93 копейки, а с 01 августа 2011 года обязать ежемесячно выплачивать ему ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 85 538 рублей 39 копеек.

Взыскать также стоимость справок об индексах потребительских цен согласно кви­танций в размере 1281 рубль 93 копейки.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области назначить ему денежную компенсацию в возмещение вреда в размере 85 538 рублей 39 копеек, ежемесячно начиная с 01 января 2011 года и в дальнейшем индексировать в соответствии с Российским законодательством.

Представитель ответчика – Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области Барматова Л.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении искового заявления, так как считает, что истец неоднократно начиная с 2001 года обращался в судебные органы за защитой своих прав, и судом неоднократно взыскивались в его пользу денежные суммы в качестве задолженности. Считает, что у суда нет правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании задолженности за период с 01.01.2004 года 31.07.2011 года с учетом индекса роста потребительских цен, поскольку в данном случае задолженность образовалась не в связи с отказом в индексации ежемесячных сумм и не по причине выплаты их в меньшем размере, чем это предусмотрено законом.

Кроме того, ст.5 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены следующие сроки в течении которых гражданин имеет право обратиться в суд с соответствующей жалобой: три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении права; один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящий орган, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ. Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Представители привлеченных по делу, в качестве третьих лиц, Федеральной службы по труду и занятости населения РФ и Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явились, надлежащим образом о слушании дела извещены, о причинах неявки не сообщили.

Представитель третьего лица – Социального управления г.Пензы в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение истца, представителя ответчика, изучив материалы личного дела Алексютина А.В., предоставленного Отделом социального управления Октябрьского района г. Пензы, выслушав заключение прокурора, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Алексютин А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом второй группы по заболеванию связанному с ликвидацией последствий чернобыльской аварии, с утратой им трудоспособности в размере 70%. При этом ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью были назначены в размере соответствующей части заработка в зависимости от степени утраты трудоспособности.

ДД.ММ.ГГГГ установлена II группа инвалидности, утрата трудоспособности определена в 80%.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ серии 2001 согласно которой истцу установлена вторая группа инвалидности с утратой трудоспособности в 80 %, и справкой МСЭ -2006 и Серии МСЭ , согласно которых Алексютину А.В. установлена вторая группа инвалидности и 80 % утраты трудоспособности бессрочно.

Таким образом, Алексютину А.В. на момент внесения изменений в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с июня 2000 года уже получал выплаты в счет возмещения вреда, причиненного его здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Суд пришел к выводу, что после внесения изменений в названный Закон в феврале 2001 года истец не писал заявления о выплате ему ежемесячной денежной суммы с 15 февраля 2001 года в твердом размере.

В соответствии с п.25 ч.1 ст.14 названного Закона Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 15 февраля 2001 г.) гражданам, указанным в пп. 1 и 2, ч.1 ст.13 данного Закона, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Согласно ст.2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, получавшим до вступления в силу названного Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в

связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 (в настоящее время - п.15) ч.1, ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты труда, установлено, что при определении порядка возмещения вреда, причиненного Чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда.

Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из ст.ст.2, 19, 42 Конституции РФ требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы.

При определении порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов - Чернобыльцев, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью.

Поскольку в декабре 2003 года Алексютину А.В. было установлено увеличение степени утраты трудоспособности до 80% и он уже ранее получал суммы возмещения вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном

законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты трудоспособности сумма возмещения вреда должна увеличиваться в соответствии со ст.ст.12, 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", поскольку истец является получателем сумм возмещения вреда, исчисленных согласно действовавшему на момент возникновения спорных правоотношений п.25 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 24 ноября 1995 г.).

Так как указанная выплата гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере утраченного заработка или соответственно части его в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей, то, исходя из порядка исчисления сумм возмещения вреда, причитающихся истцу, их размер зависит от степени утраты трудоспособности и должен быть пересчитан при изменении этих обстоятельств.

Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 30.01.2007 года, сумма возмещения вреда истцу, как инвалиду второй группы с утратой трудоспособности в 70% была проиндексирована и назначена судом к ежемесячной выплате с 01.01.2004 года 33241, 14 рублей.

В связи с тем, что решением Октябрьского районного г. Пензы от 30 января 2007 года ежемесячная сумма возмещения вреда здоровья истцу была проиндексирована как инвалиду второй группы (исходя из степени утраты трудоспособности в размере 70%), а право на льготы и компенсации, предусмотренные статьей 14 Закона, возникло у Алексютина А.В. до вступле­ния в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года, № 5-ФЗ «О внесении изменений и допол­нений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и им получалась ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то сумма в возмещение вреда здоровью должна быть пересчитана истцу, начиная с 01 января 2004 года (сле­дующего месяца за месяцем установления истцу 2 группы инвалидности), исходя из степени утраты трудоспособности в размере 80-ти процентов (то есть с

увеличением на 10 %) как инвалиду 2 группы (со степенью утраты трудоспособности 80 процентов).

Принимая во внимание вышеизложенное, сумма ежемесячной денежной компенсации в воз­мещение вреда здоровью, подлежащая выплате истцу (исходя из степени утраты трудоспособности 80 % против 70 %) будет составлять:

С 01.01.2004 году с учетом утраты трудоспособности в 80% должна составлять 44751, 21 рубль из следующего расчета: 33241,14 рублей (сумма, установленная решением Октябрьского районного суда г. Пензы от 30.01.2007 года на 2003 год) : 0,7 * 0,8 *1, 178 = 44751, 21 рублей.

В соответствии с ч.3 ст.5 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеры выплат гражданам, установленных настоящим законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год, в порядке определяемом Правительством РФ.

В соответствии с Постановлением правительства РФ от 7.05.2005 года № 292 «об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 года № 163, от 3.03.2007 года № 143, с изм. Внесенными решениями Верховного суда РФ от 14.06.2006 года № ГКПИ06-445, от 31.07.2006 года № ГКПИ06-739), должна была быть проиндексирована на индекс 1, 11 (44751, 21 * 1, 11=49673, 84 рублей), а в 2006 года на основании постановления правительства РФ от 25.04.2006 года № 246 «Об индексации в 2006 году размеров выплат гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления правительства РФ от 3.03.2007 года № 143, с изм. Внесенными решением Верховного суда РФ от 31.07.2006 года № ГКПИ06-739) указанная сумма должна была быть проиндексирована в 1, 09 раза (49673, 84 *1, 09 = 54144, 49 рубля).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. N 171 «Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катасрофы на Чернобыльской АЭС» указанная сумма должна была быть проиндексирована в 1,08 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" ( 54144,49*1,08=58476, 05 рублей).

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (и изменениями внесенными постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 года № 992 указанная сумма должна быть проиндексирована в 1, 105 раза (58476,05*1,105=64616 рублей 04 копеек).

С 1.01.2009 года в соответствии с постановлением правительства от 21.12.2007 года № 914 «Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 17.03.2008 N 181, от 03.09.2008 N 655, от 24.12.2008 N 992, от 07.07.2009 N 545) сумма должна была быть проиндексирована в 1,13 раза (64616,04*1, 13= 73013, 13 рублей).

Согласно постановления Правительства РФ от 16.12.2009 года № 1024«Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катасрофы на Чернобыльской АЭС» исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", осуществить с 1 января 2010 г. индексацию с применением коэффициента 1,1 размеров следующих компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (73016,13*1,1=80317,74)

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 года №1079 «Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", осуществить с 1 января 2011 г. индексацию с применением коэффициента 1,065 (80317, 74*1,065=85538, 39 рублей.

С 01.01.2011 года ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью Алексютину А.А. должна составлять 85538 рублей 39 копеек.

Таким образом, истцу действительно была назначена указанная компенсация в необоснованно заниженном размере, чем предусмотрено это действующим законодательством.

С учетом изложенного, а именно установленным порядком индексации, ежемесячная сумма указанной компенсации истцу должна составлять:

с 01.01.2004 года – 44751, 21 рублей, с 01.01.2005 года – 49673, 84 рублей, 01.01.2006 года – 54144, 49 рублей; с 01.01.2007 года – 58476, 05 рублей; с 01.01.2008 года – 64616 рублей 04 копейки; с 01.01.2009 года – 73016, 13 рублей; с 01.01.2010 года – 80317, 74 рубля; с 01.10.2011 года 85538, 39 рублей.

Однако, согласно справкам, представленным Октябрьским отделом социального управления г. Пензы фактически выплаты в возмещение вреда составили: с 01.01.2004 год - 39158, 06 рублей; с 01.01.2005 года - 43073, 87 рублей; с 01.01.2006 года - 46735, 15 рублей; с 01.01.2007 года - 50473, 96 рублей; с 01.01.2008 года - 55773,73 рубля; с 01.01.2009 года – 63024, 31 рубль; с 01.01.2010 года – 69326, 47 рубля; с 01.01.2011 года - 73832, 98 рублей.

В связи с чем перед истцом образовалась задолженность по компенсационным выплатам за период с 01.01.2004 года по 31.07.20011 год в размере 771094 рублей 03 копеек исходя из следующего расчета:

С 01.01.2004 года по 31.12.2004 год - 67117, 80 рублей ((44751,21-39158, 06)*12); с 01.01.2005 года по 31.12.2005 год – 79199, 64 рубля ((49673, 84-43073, 87)*12); с 01.01.2006 года по 31.12.2006 год – 88912, 08 рублей ((54144,49-

46735,15)*12); с 01.01.2007 года по 31.12.2007 год – 96025, 08 рублей ((58476, 05 – 50473, 96)*12); с 01.01.2008 года по 31.12.2008 год – 106107, 72 рубля ((64616,04-55773,73)*12); с 01.01.2009 года по 30.12.2009 год – 119901, 84 рубля ((73016,13-63024,31)*12); с 01.01.2010 года по 31.12.2010 год – 131892 рубля (( 80317, 74 – 69326, 74)*12); с 01.01.2011 года по 31.07.2011 год – 81937 рублей 87 копеек (( 85538, 39-73832, 98)*7).

Таким образом, общая сумма задолженности, подлежащая взысканию в пользу истца, будет составлять 771094, 03 рубля.

В соответствии со ст.5 Закона РФ ««О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотренные настоящим законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.15 названного Закона РФ выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п.15 ч.1 настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, суд считает надлежащим ответчиком по делу Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области, одной из функций которого является организация назначения и выплаты компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на ЧАЭС.

В связи с вышеизложенным задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда здоровью подлежит взысканию с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, на которое также должны быть возложены обязанности по назначению и выплате Алексютину А.В. с 01.08.2011 года указанной компенсации в размере 85538 рублей 39 копеек за счет федерального бюджета до изменения состояния здоровья с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Положения части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) предусматривают меры антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент

Чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит более полному по объему возмещению, которое с учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В части 3 статьи 5 названного Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 35 от 14 декабря 2000 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года N 7 и от 11 мая 2007 года N 23, задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, поэтому суд вправе удовлетворить его требования об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.

Таким образом, несвоевременным изменением суммы компенсации в возмещение вреда, в связи изменением степени утраты трудоспособности, подлежащие выплате истцу в установленном порядке с 01.01.2004г. своевременно установлен размер выплат в возмещение вреда, в связи с изменением утраты трудоспособности, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и причинению истцу имущественного вреда (убытков).

При этом данная индексация повторной не является, так как коэффициенты МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и уровня инфляции, использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.

В связи с этим требования Алексютина А.В. об индексации сумм задолженности в целях полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда, правомерны.

Что касается доводов представителя ответчика в части пропуска срока исковой давности Алексютиным А.В. или срока обращения в суд за защитой нарушенных прав, то суд не может принять его во внимание, так как он основан на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего порядок возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи со следующим.

Вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, подлежит возможно более полному по объему возмещению, которое с учетом специфики обстоятельств причинения такого вреда осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. №31-ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат,

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате Алексютину А.В., в установленном порядке с 1 января 2004г. своевременно установлены в связи с изменение утраты трудоспособности не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению истцу имущественного вреда (убытков).

Между тем, названная индексация не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а действующим в рамках конституционно-правовых отношений, возникших между государством и гражданами, пострадавшими от воздействия радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, механизмом приведения в соответствие суммы возмещения вреда уровню цен и стоимости жизни, сложившимся на день фактического получения взыскателем причитающихся ему денежных средств.

Таким образом, довод представителя ответчика о возможности прямого применения норм гражданского законодательства и последствий пропуска установленного срока исковой давности, суд находит не соответствующим закону, поскольку он сделан без учета характера и специфики правового регулирования возникших правоотношений.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что расчет, предоставленный истцом, ответчиком не оспаривается, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Таким образом с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в пользу Алексютина А.В. за счёт средств Федерального бюджета (казны) РФ индексацию сумм задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья вследствие аварии на ЧАЭС за период с января 2004г. по 31 июля 2011г. подлежит взысканию – 328234,9 рублей единовременно.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ в пользу Алексютина А.В. подлежат взысканию расходы, понесенные последним в связи с предоставлением справки Пензастата в размере 1281, 93 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алексютина А.В. к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области об установлении размера ежемесячных, взыскании задолженности, о взыскании инфляционных убытков, вызванных несвоевременной выплатой части сумм возмещения вреда здоровью, удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в пользу Алексютина А.В. задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2004 года по 31.07.2011 года в сумме 771 094 рубля 03 копеек за счет средств федерального бюджета, а с 01.08.2011 года взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области за счет средств федерального бюджета в пользу Алексютина А.В. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 85 538 рублей 39 копеек.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области назначить Алексютину А.В. с 01.08.2011 года ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 85538 рублей 39 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в пользу Алексютина А.В. за счёт

средств Федерального бюджета (казны) РФ индексацию сумм задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья вследствие аварии на ЧАЭС за период с января 2004 года по 31 июля 2011 года в размере 328234 рубля 09 копеек единовременно, а так же судебные расходы в сумме 1 981 рубль 72 копейки.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 06.10.2011 года.

Судья С.С. Бабанян