Дело №2-2482/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2011 года
Октябрьский районный суд города Пензы в составе
Председательствующего судьи Лукьяновой О.В.
При секретаре Пахомовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульянкиной Л.Н. к Администрации г. Пензы о понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Ульянкина Л.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ она была вселена и проживает в комнате № по адресу <адрес>.
Решением Октябрьского районного суда г.Пензы от ДД.ММ.ГГГГ за ней было признано право на жилую площадь в комнате № <адрес>.
На основании вышеуказанного решения ДД.ММ.ГГГГбыл издан приказ за № о заключении с истцом договора социального найма жилого помещения на комнаты № общей площадью 17,1 м. кв. (по техническому паспорту комнаты № -площадью 0,4 м.кв., № - площадью 16,3 м.кв., № - площадью 0,4 м.кв.) в доме № по улице ....
ДД.ММ.ГГГГ на основании данного приказа с Ульянкиной Л.Н. был заключен договор социального найма жилого помещения за №.
В настоящее время истец является нанимателем по договору социального найма жилого помещения - комнат № общей площадью 17,1 м. кв. в дома № по ул. ....
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Администрацию города Пензы с заявлением о приватизации занимаемого ей помещения.
ДД.ММ.ГГГГ муниципальным унитарным предприятием «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» г.Пензы за № в приватизации занимаемого жилого помещения было отказано. В основу отказа положена ссылка на ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541 - 1 « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой жилая площадь в общежитии приватизации не подлежит.
Считает, что данный отказ нарушает ее права и законные интересы и противоречит положениям ст. ст. 2, 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г № 1541- 1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
В соответствии со ст. 7 ФЗ от 29 декабря 2004 г № 189 - ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ. О договоре социального найма. Указанный ФЗ вступил в законную силу и действует с 22 января 2005 года, то есть до 1 марта 2005 года. Следовательно, с 22 января 2005 года к правоотношениям по использованию переданных в ведение муниципалитетов общежитий применяются правила договора социального найма.
На переданные в ведение в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004г. № 183-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социально найма. Указанный Федеральный закон от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ вступил в силу и действует с 22 января 2005 года, то есть до 1 марта 2005 года. Следовательно, с 22 января 2005 года к правоотношениям по использованию преданных в ведение муниципалитетов общежитий применяются привила договора социально найма. На переданные в ведение муниципалитетов общежитий законодатель с 22 января 2005 года распространил общий правовой режим жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иным нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 г., а также помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящихся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 6 Закона РФ « О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых предан жилищный фонд.
Как разъяснил пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.93 № 8 « О некоторых вопросах применения судами законов РФ « О приватизации жилищного фонда В Российской Федерации» ( в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ т 21.12.93 № 11, от 25.10.96 № 10) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц, либо в собственность одного или некоторых из них ( в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашения) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласи всех приживающих совершеннолетних членов семьи приобрести это помещение в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (в ред. от 26.12.2005г.) «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»
На основании изложенного просит суд обязать администрацию г.Пензы заключить с ней договор на передачу помещений - комнат № общей площадью 17,1 м. кв. (по техническому паспорту комнаты № площадью 0,4 м.кв., № - площадью 16,3 м.кв., № - площадью 0,4 м.кв.) в доме № по улице ... в собственность.
В судебное заседание истец Ульянкина Л.Н. не явилась, о слушании дела извещена надлежаще, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности Демидовой Е.В.
В судебном заседании представитель истца Демидова Е.В., действующая на основании доверенности, уточнила заявленные требования и просила суд признать за Ульянкиной Л.Н. право на приватизацию жилого помещения – комнаты № с подсобными помещениями № дома № по ул. ... в порядке приватизации, так как по данным технической инвентаризации жилое помещение - комната № по ул. ... в настоящее время числится в составе жилой комнаты по № площадью 16,3 кв.м. с подсобны помещениями под № (шкаф) площадью 0,4 кв.м. и под № (шкаф) площадью 0,4 кв.м.
Представитель ответчика – Администрации города Пензы в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения требований Удьянкиной Л.Н. возражает, просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица МУП «ОГСАГиТИ» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года, а также помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.93 №8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 № 11, от 25.10.96 № 10) требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по Передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма и аренды правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Статьей 7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ (в ред. от 26.12.2005 г.) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений. предоставленных по договорам социального найма.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, истец с ДД.ММ.ГГГГ на основании путевки была вселена и проживает в комнате № дома № по ул. ....
По данным технической инвентаризации жилое помещение - комната № по ул. ... в настоящее время числится в составе жилой комнаты под № площадью 16,3 кв.м. с подсобными помещениями под № (шкаф) площадью 0,4 кв.м. и под № (шкаф) площадью 0,4 кв.м.
Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ за Ульянкиной Л.Н. признано право на жилое помещение – комнату под № в доме № по ул. ....
На имя Ульянкиной Л.Н. открыт лицевой счет на комнату № по ул. ... общей площадью 25,2 кв.м.
Данные обстоятельства подтверждаются копией выписки из домовой книги; копией лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ; поквартирной карточкой и другими материалами дела.
Также в судебном заседании установлено, что Ульянкина Л.Н. обращалась к ответчику с заявлением о приватизации указанного жилого помещения. В приватизации занимаемого истицей жилого помещения было отказано. В основу отказа положена ссылка на ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в соответствии с которой жилая площадь в общежитии приватизации не подлежит.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, домовладение № по ул. ..., в котором находится спорное жилое помещение, передано в ведение органов местного самоуправления согласно Постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № и находится на балансе муниципального образования г. Пензы.
Учитывая изложенное, а также то, что спорное жилое помещение состоит из изолированной комнаты, суд считает, что в силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» на жилое помещение – комнату № дома № по ул. ... распространяется общий режим, установленный для помещений, предоставленных по договорам социального найма, в том числе, право приватизации, гарантированное ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение – комната № дома № по ул. ... может быть приватизировано без ограничений установленных ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
То обстоятельство, что домовладение № по ул. ... значится в реестре муниципальной собственности как общежитие, не может являться ограничением в приватизации спорного жилого помещения, поскольку иное противоречило бы ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении дома № по ул. ... из специализированного жилищного фонда не должно препятствовать осуществлению гражданами прав на приватизацию, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанного решения.
Ранее истец Ульянкина Л.Н. в приватизации жилья не участвовала, что подтверждается представленной в материалы дела справкой Администрации Первомайского района г. Пензы.
Учитывая это, суд считает, что Ульянкина Л.Н. в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеет право на однократное бесплатное приобретение занимаемого ей жилого помещения в собственность.
Отказывая ей в приватизации спорной комнаты, администрация г. Пензы нарушает права истца, предусмотренные ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а именно: право на однократное бесплатное приобретение занимаемого жилое помещение в собственность.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает требования Ульянкиной Л.Н. к Администрации г. Пензы о понуждению к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ульянкиной Л.Н. к Администрации г. Пензы о понуждении к заключению договора на передачу жилого помещения в собственность удовлетворить.
Признать за Ульянкиной Л.Н. право на приобретение жилого помещения – комнаты № 59 площадью 16,3 кв.м с подсобными помещениями под № (шкаф) площадью 0,4 кв.м и под № (шкаф) площадью 0,4 кв.м., расположенных на третьем этаже дома № по ул. ... в собственность бесплатно в порядке приватизации.
Обязать Администрацию г. Пензы заключить с Ульянкиной Л.Н. договор на передачу жилого помещения - комнаты № площадью 16,3 кв.м с подсобными помещениями под № (шкаф) площадью 0,4 кв.м и под № (шкаф) площадью 0,4 кв.м, расположенных на третьем этаже дома № по ул. ... в собственность.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 дней.
Судья О.В. Лукьянова