Дело №2-2292
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2011 года. г. Пенза
Октябрьский районный суд г. Пензы в составе
председательствующего судьи Бабанян С.С.,
при секретаре судебного заседания Зотцевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева В.Н. к администрации г. Пензы о признании отказа администрации г. Пензы в предоставлении земельного участка неправомерным, понуждению к предоставлению земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
В производство Октябрьского районного суда г. Пензы поступило исковое заявление Горбачева В.Н. к администрации г. Пензы о признании отказа администрации г. Пензы в предоставлении земельного участка неправомерным и понуждению к предоставлению земельного участка в собственность.
В обоснование своих требований истец указал, что в ... году он приобрел у ФИО4 гаражный бокс № в ГС К «...» в <адрес>. Право собственности на гараж не зарегистрировал. Решением Октябрьского районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ Мишанина II.К. обязали демонтировать за свой счет укачанный гаражный бокс как самовольно возведённое строение.
Он сразу же после сноса гаража обратился в Администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении ему земельного участка пол строительство гаражного бокса взамен снесённого. В течение ... года на мои заявления он получал ответы, из которых следует, что Управлением подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации г. Пензы проводится работа по возможному определению мест размещения гаражных боксов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.
В сообщении Администрации г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ за № укачано, что подготовить исходно – разрешительную документацию не представляется возможным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в центральной общественно-деловой и коммерческой территориальной зоне (зона обслуживания и деловой активности местного значения), где размещение объектов подобного назначения не предусмотрено.
В двух последующих ответах на его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ указано, что срок рассмотрения по его обращению продлён в связи с необходимостью детальной проработки данного вопроса.
В сообщении от ДД.ММ.ГГГГ за № ему было предложено определить свободный земельный участок и предоставить пакет документов с целью осуществления выбора земельною участка. Он предоставил требуемый пакет документов, однако, в предоставлении земельного участка письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № ему отказано по тому основанию, что подготовить исходно-разрешительную документацию не представляется возможным, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в обслуживания и деловой активности местного значения, где размещение объектов подобного назначения не предусмотрено.
Считает отказ в предоставлении земельного участка под строительство гаражного бокса незаконным и нарушающим его права последующим основаниям.
В силу п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 ст.31 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельною участка и принятие в порядке, установлением статьей 31 настоящею Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта:
- выполнение в отношении земельною участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для устроительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно п.7 ст.31 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельною участка для строительства является основанием, в том числе, для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче хмельного участка в аренду.
Порядок оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления г. Пензы, гражданам и юридическим лицам предусмотрен Положением «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления г. Пензы гражданам и юридическим лицам».
Пунктом 2 указанного Положения предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта па территории юрода с условием предварительною согласования места размещения объекта и подготовки акта выбора земельного участка, обращаются в администрацию г. Пензы с заявлением на имя Главы администрации юрода Пензы о выборе земельною участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерною размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Возможность размещения объекта, указанною в заявлении, на испрашиваемом земельном участке рассматривается Администрацией г. Пензы в месячный срок с момента поступления заявления.
В случае невозможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке в месячный срок с момента поступления заявления заявителю направляется мотивированный отказ в подготовке акта выбора земельною участка.
Полученное им сообщение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствует требованиям закона, поскольку не является мотивированным отказом в подготовке акта выбора земельного участка. Также ответчиком были существенно нарушены сроки рассмотрения заявления.
Сведения о том, что земельный участок расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения, не соответствуют действительности.
Испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц и находится в зоне гаражной застройки, причём, им представлено два возможных варианта размещения гаража. Согласно выписки из государственного кадастра недвижимости, испрашиваемый участок находимся на землях населённых пунктов с разрешённым использованием для строительства кирпичного гаража.
Он является инвалидом второй группы бессрочно и в соотнесении с вышеуказанным Положением имеет право на предоставление земельною участка под гаражный бокс вблизи места жительства.
При таких обстоятельствах отказ Администрации г.Пензы в предоставлении ему земельного участка под строительство гаражного бокса является незаконным.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным отказ администрации г. Пензы в предоставлении земельного участка под строительство гаражного бокса.
Обязать администрацию г. Пензы предоставить в собственность земельный участок площадью 38 кв.м., под строительство гаражного бокса, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Горбачева В.Н. заявленные исковые требования подержал в полном объеме, ссылаясь на доводы изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации г. Пензы – Уткина Я.В., действующая по доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав, что считает их необоснованными. Администрация г. Пензы правомерно отказала в предоставлении земельного участка, так как испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения, в которой размещение объектов подобного назначения не предусмотрено.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям:
Способы защиты гражданских прав устанавливает ст.12 ГК РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещении убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения и изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону: иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Однако, согласно требованиям законодательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные гражданина обратившегося в суд.
В п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, основанием для признания ненормативного акта недействительным является одновременное наличие двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному акту и нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Суд считает, что в рассматриваемом случае необходимые условия для признания незаконными обжалуемых действий ответчика отсутствуют.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статья 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).
Федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст.129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В силу ст.15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено в судебном заседании истец Горбачев В.Н. обращался в администрацию г. Пензы с заявлениями о предоставлении земельного участка в районе <адрес>, для строительства гаражного бокса.
Администрация г. Пензы письмами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № отказала в подготовке исходно-разрешительной документации на испрашиваемый земельный участок по причине того, что данный участок в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, утвержденными решением Пензенской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения, в которой размещение объектов подобного назначения не предусмотрено.
Данный отказ в предоставлении земельного участка суд считает основанным на требованиях законодательства.
В соответствии со ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Выбор земельного участка в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ осуществляется на основе документов землеустройства о разрешенном использовании соответствующей территории.
Решением Пензенской городской Думы от 31.10.2008г. № 1096 - 50/4 «Об утверждении положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам» определен порядок оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов.
При этом по общему смыслу законодательства, регулирующего порядок и основания предоставления земельных участков для строительства, испрашиваемый для строительства земельный участок по своему целевому назначению должен соответствовать целевому назначению предполагаемому к строительству объекту.
Согласно под.8 ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии со ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Землями населенных пунктов в соответствии с пунктом 1 статьи 83 ЗК РФ являются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иным территориальным зонам (ст.85 ЗК РФ).
При этом границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п.2 ст.85 ЗК РФ).
Согласно ст.8 Градостроительного кодекса РФ в компетенцию органов местного самоуправления входит территориальное планирование соответствующего муниципального образования.
В ст.1 Правил землепользования и застройки г. Пензы градостроительный регламент определяется как устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как следует из прилагаемой выкопировки из Правил землепользования и застройки г. Пензы спорный земельный участок расположен в зоне обслуживания и деловой активности местного значения.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Пензы, спорный земельный участок входит в границы территориальной зоны Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности местного значения).
Согласно пункту 3 статьи 22 указанных Правил землепользования и застройки в редакции, действующей на момент принятия обжалуемого отказа, зона Ц-2 выделена для обеспечения правовых условий формирования центров планировочных районов с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций.
К основным видам разрешенного использования относятся здания многофункционального использования с квартирами на верхних этажах и размещением на первом и/или втором этажах офисов, торговых помещений и объектов культурного и обслуживающего назначения; административные здания; гостиницы; детские дошкольные и общеобразовательные учреждения; учреждения культуры, искусства и досуга; многофункциональные развлекательные комплексы; финансово-кредитные учреждения; почтамт, отделения связи; общественные организации, суды, юридические консультации, нотариальные конторы; центры по предоставлению полиграфических услуг, издательства; транспортные агентства по сервисному обслуживанию населения, туристические агентства, информационные центры, справочные бюро, кассы; спортивные залы и площадки, спортивные комплексы, плавательные бассейны, аквапарки; спортивные и физкультурно-оздоровительные объекты; магазины, торговые комплексы, торговые центры, торгово-выставочные комплексы; паркинги, в том числе многоэтажные; рынки; предприятия общественного питания; отделения, участковые пункты милиции; пожарные части, пожарные депо; поликлиники; жилые дома блокированной застройки; центры социальной помощи; аптеки, аптечные пункты, оптики; пункты оказания первой медицинской помощи; станции скорой помощи; объекты инженерной инфраструктуры (РП, ТП, ГРП, НС, АТС и т.д.); объекты коммунально-бытового обслуживания, в том числе жилищно-эксплуатационные и аварийно-диспетчерские службы.
Анализ приведенных норм позволяет суду сделать вывод, что основные виды разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне не предполагают размещение кирпичных гаражных боксов.
В силу ч.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам, в том числе в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст.29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи (ч.2 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с ч.3 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Частью 4 ст.30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, согласно которому предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- проведение работ по формированию земельного участка;
- подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 настоящего Кодекса.
- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Часть 5 ст.30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в соответствии с которым предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- проведение работ по формированию земельного участка;
- государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст.70 настоящего Кодекса;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 настоящего Кодекса.
При этом в силу ч.7 ст.30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием, в том числе для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд (ч.8, 9 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с ч.11ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Из формулировки изложенной нормы следует, что законодателем установлена возможность реализации процедуры приобретения заинтересованным лицом земельного участка под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта во всех случаях, кроме случаев, указанных в изложенной норме.
Однако толкование указанной нормы п.11 ст.30 ЗК РФ в совокупности с нормами ст.31 названного кодекса позволяет сделать вывод о том, что даже отсутствие на момент обращения заявителя с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке предварительного согласования места размещения объекта утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией о застройке не является достаточным для возникновения у органа местного самоуправления безусловной обязанности согласования испрашиваемого заявителем места размещения объекта без учета иных обстоятельств, которые также могут являться основаниями для отказа в согласовании места размещения объекта.
При этом следует отметить, что в Земельном кодексе Российской Федерации отсутствует перечень оснований для отказа органом местного самоуправления в согласовании испрашиваемого места размещения объекта.
Однако возможность наличия иных оснований для такого отказа следует, в частности из содержания ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В г. Пензе имеется утвержденная градостроительная документация, а именно, Генеральный план города Пензы, утвержденный решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008 года №916-44/4, правила землепользования и застройки города Пензы, утвержденные решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 года №229-13/5.
Кроме того, согласно решению Пензенской городской Думы от 31.10.2008 года №1096-50/4 «Об утверждении положения «О порядке оформления документов и принятия решений о предоставлении земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Пензы, гражданам и юридическим лицам» в ред. от 27.08.2010г. процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта также исключена.
Таким образом, в силу ч.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Уральского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлении ФАС Центрального округа от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах суд считает, что администрацией г.Пензы было правомерно отказано истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с чем, суд не усматривает правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горбачева В.Н. к администрации г. Пензы о признании отказа администрации г. Пензы в предоставлении земельного участка неправомерным, понуждению к предоставлению земельного участка в собственность, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 суток с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 19.12.2011 года.
Судья С.С.Бабанян