Постановление по делу №5-69/2011



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении.

г. Пенза 27 июля 2011 года

Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Романова В.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ОАО «ЗИФ ПЛЮС», зарегистрированного по адресу: <адрес>, ИНН ..., ОГРН ...,

УСТАНОВИЛ:

В Октябрьский районный суд г. Пензы из прокуратуры Октябрьского района г. Пензы поступил для рассмотрения материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении ОАО «ЗИФ ПЛЮС».

В материалах административного дела указано, что при проведении проверки было установлено, что ОАО «ЗИФ ПЛЮС» не в полной мере обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте – промышленная площадка ОАО «ЗИФ ПЛЮС», а именно:

- не создано нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников предприятия, не заключен договор с профессионально аварийно-спасательной службой или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание;

- при проведении идентификации опасных производственных объектов ОАО «ЗИФ ПЛЮС» не в полном объёме представлены сведения для регистрации объектов, в которых хранятся, транспортируются взрывчатые материалы в государственном реестре опасных производственных объектов;

- в складах, где хранятся взрывчатые материалы, отсутствует рабочее и резервное (аварийное) освещение;

- не соблюдаются требования противопожарной безопасности - противопожарные средства используются с просроченным сроком хранения, не проходят поверку в установленные сроки;

- полы в складах взрывчатых материалов имеют неровности (выбоины глубиной 3-4 см.;

- на территории складов (внутри обвалования) произрастают кустарники, кроме того, скошенная трава не убрана;

- в нарушение требований «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» генеральный директор ФИО1 не проходил обучение и не аттестован в области промышленной безопасности по кругу своих обязанностей;

- не на всех хранилищах взрывчатых материалов оборудованных полным обвалованием имеются разрывы в обваловании (перед которым необходимо размещать защитный вал;

- в хранилищах складов взрывчатых материалов стеллажи для взрывчатых веществ и средств инициирования и штабели для взрывчатых материалов расположены от стен менее чем на 20 см.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.З ст.9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к ст.9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599 эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "ж" пункта 5 настоящего Положения.

Таким образом, ОАО «ЗИФ ПЛЮС» ФИО1 грубо нарушены требования промышленной безопасности и грубо нарушены условия лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Генеральный директор ОАО «ЗИФ ПЛЮС» ФИО1 о дне вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. З ст.9.1 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов уведомлен надлежащим образом в присутствии понятых ему ДД.ММ.ГГГГ вручено требование о необходимости явки в прокуратуру района.

В установленное время на вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. З ст.9.1 КоАП РФ генеральный директор ОАО «ЗИФ ПЛЮС» ФИО1 не явился, явку представителя ОАО «ЗИФ ПЛЮС» не обеспечил, о причинах неявки в прокуратуру Октябрьского района г.Пензы не сообщил.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ, ст.ст. 22, 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», постановил, возбудить в отношении ОАО «ЗИФ ПЛЮС» ИНН ..., ОГРН ..., зарегистрированного по адресу: <адрес> дело об административном правонарушении за грубое нарушение требований промышленной безопасности и грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ.

Представитель ОАО «ЗИФ ПЛЮС» - Смирнов Д.В., действующий на основании доверенности, не согласился с выявленными в ходе проведенной проверки нарушениями, поддержав доводы изложенные в представленных суду возражениях, согласно которым:

По методическим указаниям по составлению планов ликвидации аварий на складах ВМ, утвержденных Управлением по надзору в горнорудной промышленности ДД.ММ.ГГГГ в конкретной обстановке принимаемые решения согласовываются с местным органом госгортехнадзора и военизированной горноспасательной частью (ВГСЧ), обслуживающей данное предприятие. При отсутствии ВГСЧ предприятия ее функции может выполнять государственная противопожарная служба (ГПС) или служба пожарной охраны предприятия, при ее наличии. На ОАО «ЗИФ ПЛЮС» имеется свое противопожарное формирование, имеющее лицензию на данный вид деятельности от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Методическим указаниям по составлению планов ликвидации аварий на складах ВМ, утвержденных Управлением по надзору в горнорудной промышленности ДД.ММ.ГГГГ базисные склады идентифицировались как опасный производственный объект в виде единого комплекса складских зданий
и сооружений, что подтверждается выданным ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору Средне-Волжского управления Ростехнадзора свидетельством о регистрации ... от ДД.ММ.ГГГГ

ОАО «ЗИФ ПЛЮС» ДД.ММ.ГГГГ заключило договор с ООО НТЦ «Экспертиза» о проведении экспертизы промышленной всего комплекса складских зданий площадки . Экспертиза складов была проведена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В данный момент заключения экспертиз находятся на согласовании в Ростехнадзоре.

Согласно Методическим указаниям по составлению планов ликвидации аварий на складах ВМ, утвержденных Управлением по надзору в горнорудной промышленности ДД.ММ.ГГГГ План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) разрабатывается для предприятий, на складах которых находятся взрывчатые материалы (ВМ) в количестве более 50 тн. Количество ВМ, находящихся на складах ОАО «ЗИФ ПЛЮС» значительно меньше (сведения о количестве ВМ составляют государственную тайну и предоставляются в установленном законом порядке).

В соответствии п. 27.5 «Связь и сигнализация» «Правил устройств предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических средств и составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе» телефонная связь на базисных складах предприятий устанавливаются только в караульных помещениях. Караульное помещение площадки оборудовано телефонной, радиосвязью и системой видеонаблюдения, охватывающей всю территорию.

Согласно п. 7.2 «Складская зона предприятия. Базисные склады и склады МОБ резерва» «Правил устройств предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических средств и составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе» базисные склады могут не оборудоваться рабочим и резервным освещением, если погрузо-разгрузочные работы производятся в светлое время суток. По технологической документации на ОАО «ЗИФ ПЛЮС» данные работы происходят в светлое время суток.

На момент рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в Октябрьском районном суде дефекты на стенах склада, где хранятся ВМ (щели и трещины) устранены.

На момент рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в Октябрьском районном суде противопожарные средства с просроченным сроком хранения были заменены на пригодные.

На момент рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в Октябрьском районном суде дефекты полов в складах ВМ (неровности, выбоины, глубиной 3-4 см) устранены.

На момент рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в Октябрьском районном суде кустарники и скошенная трава на обваловках базисных складов были вырублены и убраны.

На момент рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в Октябрьском районном суде была проведена повторная вспашка для уничтожения растительности вокруг территории складов ВМ с увеличением ширины полосы до 5 м.

Проект на молниезащиту складов ВМ содержит сведения, составляющие гостайну и может быть предоставлен в установленном законом порядке.

На момент проведения проверки подводка воздушных проводов к складу ВМ ОАО «ЗИФ ПЛЮС», расположенному на территории площадки находилась в обесточенном состоянии. Остатки воздушной подводки в настоящее время демонтированы.

В связи с частыми командировками генерального директора ФИО1 у него отсутствовала возможность пройти своевременную аттестацию в ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору Средне-Вожского управления.

Согласно п. 8.1. «Защитные устройства зданий и сооружений» «Правил устройств предприятий по изготовлению порохов, ракетных твердых топлив, взрывчатых веществ, пиротехнических средств и составов, средств инициирования и изделий военной техники на их основе» для снижения воздействия на пассивные здания поражающих факторов возможного взрыва
обваловывание может быть как полным так и неполным. Согласно проектной документации ОАО «... «...» (г. ...) на базисные склады («Обоснование необходимости сохранения размеров площадки ОАО «ЗИФ ПЛЮС», гриф «секретно»).

На момент рассмотрения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в Октябрьском районном суде стеллажи и штабели для ВМ и средств инициирования установлены на необходимые минимальные расстояния от стен — не менее 500 мм.

Руководствуясь ст.29.9 КоАП РФ и прилагаемых документов просил постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, проиводство по делу об административном правонарушении прекратить.

Представители ОАО «ЗИФ ПЛЮС» - Лычагина С.Ю., Баранов О.Н., действующие на основании доверенностей, не согласились с выявленными в ходе проведенной проверки нарушениями, поддержав доводы представителя ОАО «ЗИФ ПЛЮС» - Смирнова Д.В.

Помощник прокурора Октябрьского района г. Пензы – Кипкаев В.В. просил привлечь ОАО «ЗИФ ПЛЮС» к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, пояснив, что, действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверки в ОАО «ЗИФ ПЛЮС», на промышленной площадке , расположенной по адресу: <адрес>, были обнаружены вышеуказанные нарушения, являющиеся грубым нарушением требований промышленной безопасности и условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав мнение участвующих при рассмотрении лиц, суд приходит к следующему.

В силу ст. 10 ФЗ от 212.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

В соответствии со ст. 12 ФЗ от 22.08.1995 года « 151-ФЗ «Об аварийно – спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Приостанавливается в установленном законом порядке полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 22.11.1997 года № 1479 «Об аттестации аварийно – спасательных служб, аварийно – спасательных формирований и спасателей» аттестации подлежат профессиональные аварийно – спасательные службы, профессиональные аварийно – спасательные формирования, нештатные аварийно – спасательные формирования, общественные аварийно – спасательные формирования и спасатели.

В силу п. 4 Приказа МЧС РФ от 23.12.2005 года № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно – спасательных формирований» нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями, имеющими потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующими их, а также имеющими важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и другими организациями из числа своих работников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовывать деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач на своих территориях.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетом Примерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований (приложение N 1). Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами (приложение N 2).

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы могут создаваться и другие нештатные аварийно-спасательные формирования.

В нарушение вышеуказанных требований, в ходе проведенной прокуратурой района проверки, было установлено, что ОАО «ЗИФ ПЛЮС» не в полной мере обеспечена готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте – промышленная площадка ОАО «ЗИФ ПЛЮС».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при проведении проверки в ОАО «ЗИФ ПЛЮС», на промышленной площадке , расположенной по адресу: <адрес>, были обнаружены следующие нарушения:

- не создано нештатное аварийно-спасательное формирование из числа работников предприятия, не заключен договор с профессионально аварийно-спасательной службой или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на обслуживание;

- при проведении идентификации опасных производственных объектов ОАО «ЗИФ ПЛЮС» не в полном объёме представлены сведения для регистрации объектов, в которых хранятся, транспортируются взрывчатые материалы в государственном реестре опасных производственных объектов;

- в складах, где хранятся взрывчатые материалы, отсутствует рабочее и резервное (аварийное) освещение;

- не соблюдаются требования противопожарной безопасности - противопожарные средства используются с просроченным сроком хранения, не проходят поверку в установленные сроки;

- полы в складах взрывчатых материалов имеют неровности (выбоины глубиной 3-4 см.;

- на территории складов (внутри обвалования) произрастают кустарники, кроме того, скошенная трава не убрана;

- в нарушение требований «Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» генеральный директор ФИО1 не проходил обучение и не аттестован в области промышленной безопасности по кругу своих обязанностей;

- не на всех хранилищах взрывчатых материалов оборудованных полным обвалованием имеются разрывы в обваловании (перед которым необходимо размещать защитный вал;

- в хранилищах складов взрывчатых материалов стеллажи для взрывчатых веществ и средств инициирования и штабели для взрывчатых материалов расположены от стен менее чем на 20 см.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст.9.1 КоАП РФ грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к ст.9.1 КоАП РФ под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Понятие грубого нарушения условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.

В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 599 эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "ж" пункта 5 настоящего Положения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что генеральным директором ОАО «ЗИФ ПЛЮС» - ФИО1 грубо нарушены требования промышленной безопасности и грубо нарушены условия лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Факт совершения ОАО «ЗИФ ПЛЮС» административного правонарушения нашел свое полное подтверждение в судебном заседании данными, содержащимися в справке о выявленных нарушениях по результатам проверки ОАО «ЗИФ ПЛЮС» от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к протоколу осмотра промышленной площадки ОАО «ЗИФ ПЛЮС» ...

Учитывая, что данное правонарушение представляет непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей пpи осуществлении своей деятельности ОАО «ЗИФ ПЛЮС», суд считает возможным назначить административное наказание ОАО «ЗИФ ПЛЮС» в виде приостановления эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов ОАО «ЗИФ ПЛЮС» на промышленной площадке , расположенной по адресу: <адрес> на срок 90 суток.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 32.12 КоАП РФ судья обязан немедленно направить постановление судебному приставу – исполнителю, а последний должен незамедлительно приступить к процедуре его (постановления) исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 9.1, ст.ст. 29.9 - 29.11, ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ОАО «ЗИФ ПЛЮС», юридический адрес: <адрес>, ИНН ..., ОГРН ..., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного приостановления эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов ОАО «ЗИФ ПЛЮС» на промышленной площадке , расположенной по адресу: <адрес>, на срок 90 суток, который исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом представителю ОАО «ЗИФ ПЛЮС» разъясняется, что в соответствии со ст.3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Настоящее постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение 10 суток.

Судья В.А. Романова