Постановление по делу №5-19/2011



П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Пенза 10.03.2011г.Судья Октябрьского районного суда г. Пензы Житлов К.А.

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Царапкина В.Г.,

помощника прокурора Иссинского района Пензенской области Федоровой О.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.4 КоАП РФ в отношении

Царапкина В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, индивидуального предпринимателя, проживающего в г...., <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Царапкин В.Г., являясь индивидуальным предпринимателем, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 10 час 35 минут до 11 часов 55 минут в помещении магазина «...», расположенного по адресу: <адрес>, осуществлял продажу товаров с нарушением санитарных правил, без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность товаров, для жизни и здоровья людей.

В судебном заседании Царапкин В.Г. вины в совершении правонарушении не признал и пояснил, что является индивидуальным предпринимателем, занимается розничной торговлей продуктов питания, имеет несколько торговых точек, в том числе в р.п. <адрес>. На момент проведения проверки продавцом магазина ФИО9 соответствующим образом был пройден медицинский осмотр, все необходимые исследования, прививки проведены, однако данные сведения, результаты исследования не были своевременно внесены в её личную медицинскую книжку. Документы, подтверждающие качество и безопасность для здоровья человека, на хлеб и хлебобулочные изделия, свежемороженую рыбу (сертификаты соответствия и т.д.) так же имелись, не представлены проверяющим, поскольку не были найдены. Оснований сомневаться в качестве реализуемых хлебных изделий нет, так как они выпекаются местными производителями и по заведенному порядку сертификат соответствия на хлебобулочные изделия привозиться представителем изготовителя, после его реализации в момент получения расчета за поставленную продукцию, поэтому на момент проверки сертификата не было в наличии. Температурный режим хранения продуктов соблюдается. Свежемороженая рыба храниться в морозильной камере, поддерживающей определенную температуру, иной товар находится в холодильных установках-прилавках, печенье и крупы, которые не относятся к скоропортящимся продуктам, могут храниться при любой температуре. Указал, что в действительности в магазине имеются две разделочные доски, что в протоколе осмотра отражения не нашло, вместе с тем они не используются, поскольку продажа пищевых продуктов на развес (колбас, сыров) вообще не осуществляется, а при отпуске реализуемого хлеба его нарезка и продажа частями в магазине не производится, в связи с чем и не маркированы. Кроме того, считает, что проверка проведена в нарушение требований закона о прокуратуре и закона №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и прокуратура Иссинского района при осуществлении надзора за исполнением законов фактически подменяет иные государственные органы. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в его отсутствие, ему не были разъяснены процессуальные права, копия постановления не вручена, сроки составления постановления не соблюдены.

Помощник прокурора Иссинского района Пензенской области Федорова О.А. пояснила, что по заданию Прокуратуры Пензенской области в рамках плановой проверки деятельности торговых точек, расположенных в р.п. <адрес>, по соблюдению действующего законодательства – санитарных норм и правил пожарной безопасности, прокуратурой района были организованы проверки с привлечением представителей соответствующих государственных органов – ТО ТУ Роспотребнадзора по Пензенской области (ФИО3) и пожарного надзора (ФИО4). В ходе осмотра магазина «...» (торгового зала, складского помещения, оборудования), расположенного по адресу: <адрес>, в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Царапкин В.Г., были выявлены ряд нарушений санитарных правил при продаже товара, правил пожарной безопасности, в связи с чем прокурором Иссинского района Пензенской области вынесено постановление, которым в отношении индивидуального предпринимателя Царапкина В.Г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.4 КоАП РФ. Принимая во внимание, что выявленные нарушения санитарных правил могут причинить вред жизни и здоровью потребителей, просит приостановить деятельность ИП Царапкина В.Г. в указанном магазине.

Несмотря на позицию ИП Царапкина В.Г., не признавшего вины в совершении административного правонарушения, его вина подтверждается собранными по делу материалами.

Так, зам.начальника ТО Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Пензенской области ФИО3 в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ участвовал в качестве представителя Роспотребнадзора Пензенской области при проведении проверки соблюдения требований законодательства в магазине «...», расположенном по адресу: <адрес>, в ходе которой были осмотрены торговый зал, складское помещения, оборудование магазина и выявлены нарушения санитарных правил при продаже товаров, установленных Санитарно-эпидемиологическими правилами, законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. В частности, продавец допущена к работе с пищевыми продуктами с нарушением порядка аттестации по программе гигиенической подготовки, профилактического медицинского осмотра. Не были предоставлены документы, подтверждающие качество и безопасность для здоровья человека, на реализуемые хлеб и хлебобулочные изделия, подтверждающие происхождение, качество и безопасность для здоровья человека на свежемороженую рыбу в ассортименте, что является обязательным требованием к приему и хранению пищевых продуктов организациями торговли. Хранение продуктов должно осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность, в соответствии с действующей нормативной и технической документацией, при соответствующих параметрах температуры, влажности, светового режима для каждого вида продукции, требования к условиям хранения индивидуальными предпринимателями (юридическими лицами) должны соблюдаться. За температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях и т.д. должен ежедневно производиться контроль с помощью термометров и психрометров. Индивидуальным предпринимателем Царапкиным В.Г. контроль за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов на складе, холодильном оборудовании не ведется. Так же в магазине разделочный инвентарь – доска, нож (второй доски не обнаружено) не имели маркировки. Санитарно-эпидемиологические требования обязывают на каждый вид продукта иметь отдельные промаркированные разделочную доску и нож, которые должны храниться в соответствующих помещениях, отделах на специально отведенных местах. Утверждение ИП Царапкина В.Г. о том, что указанный инвентарь не используется в магазине, поскольку продажа нерасфасованных пищевых продуктов не производится, а отпуск хлеба частями, его нарезка не осуществляется, во внимание принято быть не может, поскольку в силу положений законодательства о защите прав потребителей покупатель имеет право на приобретение товара частями, и продавец не вправе отказать ему в этом. Кроме того, территория организации торговли и прилегающая к ней по периметру должна благоустраиваться, содержаться в чистоте, однако на момент проверки территория с главного входа магазина со стороны входа покупателей и хозяйственного двора не была очищена от снега. Выявленные нарушения санитарных правил ставят под угрозу жизнь и здоровье потребителей магазина.

Вина Царапкина В.Г. в совершении административного правонарушения так же нашла объективное подтверждение в материалах дела: протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому был произведен осмотр помещений, территории и находящихся вещей и документов магазина «...», расположенного адресу: <адрес>, в котором осуществляет предпринимательскую деятельность ИП Царапкин В.Г., и выявлены следующие нарушения:

- продавец допущена к работе с пищевыми продуктами с нарушением порядка профилактического медицинского осмотра – в личной медицинской книжке отсутствуют сведения о лабораторном исследовании на венерологические заболевания и осмотре врачом-дерматоверологом (последнее исследование ДД.ММ.ГГГГ), на гельминтозы (последнее исследование от ДД.ММ.ГГГГ), сведения о профилактических прививках против вирусного гепатита В, паротита, краснухи, против дифтерии (последние данные от ДД.ММ.ГГГГ) (п.п.13.1, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст.ст.34, 35 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г.);

- продавец допущена к работе с нарушением установленного порядка аттестации по программе гигиенической подготовки – срок аттестации истек ДД.ММ.ГГГГ (п.п.13.1, 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст.36 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г.);

- отсутствуют документы, подтверждающие качество и безопасность для здоровья человека, на хлеб и хлебобулочные изделия (декларация о соответствии, качественное удостоверение), документы, подтверждающие качество и безопасность для здоровья человека, на реализуемую свежемороженую рыбу – минтай, сельдь, горбушу (накладная, сертификат, декларация о соответствии, качественное удостоверение), этикетки, отсутствует информация о реализуемой в ассортименте рыбе, производителе (п.п.7.1, 8.24 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст.11,12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ №55 от 19.01.1998 года, ст.20 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г., ст.ст.8,10 ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г.), отсутствует маркировка на реализуемой в магазине продукции (дополнение №17 к СП 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»);

- не ведется контроль за температурно-влажностным режимом хранения пищевых продуктов на складе, холодильном оборудовании, отсутствуют термометры, журнал регистрации температур в холодильном оборудовании, на складе (п.п.6.4 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);

- разделочный инвентарь – доска, нож не имеют маркировки (п.п.8.5 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»);

- отсутствуют документы о проведении производственного контроля (журнал, протоколы замеров освещенности, микроклимата, санитарного состояния (п.1.5, 2.1, 2.4 СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил», п.п.3.7. СП 1.1.2193-07, изменения к СП 1.1.1058-01, п.1.4., 14.1 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст.32 ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.22 ФЗ от 02.01.2000г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Осмотр произведен в присутствии понятых, с применением технических средств – фотоаппарата, фотоснимки проложены.

В имеющемся в материалах постановлении прокурора Иссинского района Пензенской области ФИО5 о возбуждении производство по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ИП Царапкина В.Г. по ч.2 ст.14.4 КоАП РФ отражены выявленные нарушения санитарных правил при продаже товаров.

Оснований не доверять исследованным доказательствам у суда не имеется, поскольку они дополняют другу друга, согласуются с другими материалами дела.

Суд квалифицирует совершенное ИП Царапкиным В.Г. правонарушение по ч.2 ст.14.4 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 14.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей.

Согласно ст. 11 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны в соответствии с осуществляемой ими деятельностью:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции и т.д.

Статьями 11, ч. 5 ст. 15, ч. 3 ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, статьями 3, 22 ФЗ от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 г. N 23 (ред. от 03.05.2007 г.), которым введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", установлены общие требования к организациям торговли, осуществляющим реализации пищевых продуктов.

Пунктами 2.6, 2.7 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 г. N 18, установлены правила составления программ (планов) производственного контроля, осуществляемых индивидуальными предпринимателями.

Согласно ч. 3 ст. 39 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В судебном заседании были исследованы доводы Царапкина В.Г. о том, что проверка прокуратурой Иссинского района Пензенской области проведена в нарушение требований закона о прокуратуре и закона №294 от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако были сочтены судом несостоятельными и не являющимися достаточными основаниями полагать, что проверка прокуратуры Иссинского района Пензенской области проведена незаконно.

В силу ст. 3 ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 года) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», положения настоящего Федерального закона, устанавливающего порядок организации и проведения проверок, не применяются …к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора, правосудия… Органы прокуратуры не являются контролирующим органом в смысле данного Федерального закона и при осуществлении своей деятельности при проведении проверок, входящих в их полномочия, руководствуются ФЗ «О прокуратуре» и нормами КоАП РФ, а нормы указанного ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном случае не применяются.

Как следует из абз. 2 п. 2 ст. 21 Закона «О прокуратуре» проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Однако данное требование Закона не означает, что прокуратура не вправе осуществлять самостоятельные действия и обязана только ждать поступления так называемых сигналов. В п. 6 Приказа Генерального прокурора РФ от 7.12.2007 г. № 195 содержится разъяснение о том, что проверки исполнения законов необходимо проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов, свидетельствующих о допущенных правонарушениях и требующих использования прокурорских полномочий. В качестве повода для прокурорских проверок следует рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. По сообщению прокуратуры Иссинского района указанная проверка была организована и проведена ими по заданию Прокуратуры Пензенской области.

Указанные доводы Царапкина В.Г. при вышеизложенных обстоятельствах не являются обстоятельством, исключающим производство по настоящему делу об административном правонарушении, исчерпывающий перечень таких обстоятельств установлен ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В связи с этим, возбуждение дела об административном правонарушении допускается во всех случаях, когда поступившие материалы содержат в себе достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Из поступивших материалов административного дела усматривается, что у прокурора Иссинского района Пензенской области имелись достаточные данные и основания для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Довод Царапкина В.Г. о том, что поскольку в действительности продавцом магазина все необходимые исследования, профилактические прививки проведены, однако данные об этом своевременно не были отражены в ее личной медицинской книжке, это нельзя считать нарушением санитарных правил, суд находит неубедительным, поскольку результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, подлежат внесению в личные медицинские книжки, которые должны находиться при продавце.

Довод Царапкина В.Г. о том, что копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст.14.4 КоАП РФ не была ему вручена и не были разъяснены процессуальные права, опровергается его личной подписью в постановлении о разъяснении прав и получения копии указанного документа.

Вынесение прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении за пределами срока, установленного ст.28.5 КоАП РФ, существенным нарушением не является и не влечет его недействительность.

При избрании и назначении вида и размера наказания суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, выразившегося в нарушении санитарных правил, представляющих угрозу для жизни и здоровья потребителей магазина, данные о личности правонарушителя и полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности ФИО6 И.П. в магазине «...», расположенного по адресу: <адрес>, без конфискации товаров.

При этом ИП Царапкину В.Г. разъясняется, что в соответствии со ст.3.12 КоАП РФ на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, суд досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания, устранены.

Руководствуясь ст.ст. 14.4, 23.1 ч.1, 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ИП Царапкина В.Г. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.4 КоАП РФ, по которой назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ИП Царапкина В.Г. в магазине «...», расположенного по адресу: <адрес>, на срок 60 (шестьдесят) суток, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, без конфискации товаров.

Постановление направить для исполнения в Иссинский районный отдел ССП Управления ФССП России по Пензенской области.

Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г.Пензы в течение 10 суток.

Судья