по иску прокурора Октябрьского района г.Саранска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению `Детский сад №114`о возложении обязанности выполнить мероприятия по исполнению законодательства об образовании



Дело № 2-855/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Саранск 2 июня 2011 года

Октябрьский районный суд г. Саранск Республики Мордовия в составе председательствующего - судьи Апарина Р.И., при секретаре судебного заседания Фоминой А.И., с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшиной О.Г., представителя ответчика Жарковой О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 114» о возложении обязанности выполнить мероприятия по исполнению законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористической защищенности,

установил:

Прокурор Октябрьского района г. Саранска обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в МДОУ «Детский сад №114», расположенном по адресу: ул. Молодежная, д. 18, п. Озерный, г. Саранск, не обеспечивается соблюдение законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверка, проведенная 19.04.2011 специалистами Федеральной служ­бы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» по поручению проку­ратуры района, свидетельствует о неисполнении руководством образовательного учреждения требований указанного законодательства, а также требования анти­террористической защищенности.

Согласно статьи 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоро­вья обучающихся.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, юридиче­скими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими дея­тельности, а также посредством мер по привлечению к ответственности за нару­шение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требова­ний законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно подпункту 3.3 пункта 3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» территория дошкольной ор­ганизации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусствен­ной освещенности участка должен быть не менее 10 лк на уровне земли.

На основании экспертного заключения по протоколу измерений уровней физических факторов неионизирующей природы №8/152-182 от 22.04.2011 уровни искусственной освещенности на территории земельного участка (8 замеров с южной, северной, западной и восточной сторон) ниже нормативных значений, что не соответствует СанПиН.

Выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности обучаю­щихся и воспитанников образовательного учреждения, способствуют предпосыл­кам к несанкционированному проникновению посторонних лиц, а также могут по­влечь тяжкие последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, конституционной обязанностью государства является борьба с преступностью, принятие мер по обеспечению государственной безопасности.

Частью политики государства в борьбе с преступностью является деятельность по предупреждению преступности, что закреплено в Концепции националь­ной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос­сийской Федерации от 17.12.1997 № 1300.

В частности, Концепция устанавливает, что интересы государства состоят в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка. Важнейшей задачей в области борьбы с преступностью, в том числе, является выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность. Реше­ния и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны носить упреждающий характер.

Согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по преду­преждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профи­лактика терроризма).

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Характер данного учреждения (детское, массовое, с приемом новых обучающихся) не позволяет индивидуализировать всех заинтересованных лиц, привлечь их в процессе в качестве истцов и разрешить вопрос о правах каждого из них.

Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Истец просил обязать МДОУ «Детский сад №114» выполнить требования законодательства об образовании, санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, и антитеррористической защищенности, а именно: обеспечить в срок не позднее трех месяцев на территории земельного уча­стка МДОУ «Детский сад №114», расположенного по ад­ресу: ул. Молодежная, д. 18, п. Озерный, г. Саранск, искусственное освещение с северной, за­падной, восточной и южной сторон исходя из нормы не менее 10 лк.

Представитель истца старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшина О.Г. просила удовлетворить исковые требования в полном объёме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика Жаркова О.Г. в судебном заседании предъявленные исковые требования признала, пояснив, что собственных средств у МДОУ «Детский сад №114» нет, в связи с чем они не имеют возможности обеспечить установку на территории земельного уча­стка МДОУ «Детский сад № 114», расположенного по ад­ресу: ул. Молодежная, д. 18, п. Озерный, г. Саранск, искусственного освещения. В настоящее время на территории детского сада нет ни одного столба оснащенного лампами освещения.

Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований на стороне ответчика – администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.

Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

Проверкой, проведенной в МДОУ «Детский сад №114» 19.04.2011, установлено, что Учреждением не обеспечивается соблюдение законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

На основании экспертного заключения по протоколу измерений уровней физических факторов неионизирующей природы №8/152-182 от 22.04.2011 уровни искусственной освещенности на территории земельного участка (8 замеров с южной, северной, западной и восточной сторон) ниже нормативных значений, что не соответствует СанПиН (л.д. 5).

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических (профи­лактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, юридиче­скими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими дея­тельности, а также посредством мер по привлечению к ответственности за нару­шение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитар­но-эпидемиологического благополучия населения и т.п. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требова­ний законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно подпункту 3.3 пункта 3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (далее - СанПиН) территория дошкольной ор­ганизации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусствен­ной освещенности участка должен быть не менее 10 лк на уровне земли.

Таким образом, выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности обучаю­щихся и воспитанников образовательного учреждения, способствуют предпосыл­кам к несанкционированному проникновению посторонних лиц, а также могут по­влечь тяжкие последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, частью политики государства в борьбе с преступностью является деятель­ность по предупреждению преступности, что закреплено в Концепции националь­ной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Рос­сийской Федерации от 17.12.1997 № 1300.

В частности, Концепция устанавливает, что интересы государства состоят в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка. Важнейшей задачей в области борьбы с преступностью, в том числе, является выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность. Реше­ния и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны носить упреждающий характер.

Согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по преду­преждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профи­лактика терроризма). Приоритет мер предупреждения терроризма является одним из основных принципов противодействия терроризму.

В целях организации плановой подготовки образовательных учреждений к учебному году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, МЧС России и Мини­стерством образования и науки РФ руководителям органов управления образова­нием субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных учреж­дений всех типов и видов рекомендовано: ежегодно комиссионно проверять под­готовку образовательных учреждений к новому учебному году, включая в состав комиссий по приемке образовательных учреждений всех типов и видов представи­телей Рособразования (по согласованию), органов управления образованием субъ­ектов Российской Федерации, МЧС России (Госпожнадзора), Роспотребнадзора, а также МВД России и ФСБ России (по согласованию); подготовку образовательных учреждений к новому учебному году вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий (Установка ограждения по периметру образовательного учреждения; установка систем видеонаблюдения; установка тревожной сигнализации; органи­зация охраны; Оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ Рос­сии (по согласованию).

Для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных учреждений, Письмом Министерства образова­ния и науки РФ от 04.06.2008 № 03-1423 рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает следующим требованиям:

- наличие периметрального ограждения и освещения территории;

- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;

- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);

- оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;

- наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;

- определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.

Пись­мом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 (трехстороннее), а также письмом Департа­мента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 7 июня 2008 г. № 03-1309 рекомендуется ежегодно проводить мониторинг готовности образователь­ных учреждений к новому учебному году согласно формам, антитеррористическая защищенность образовательного объекта признана одним из критериев обеспече­ния безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

Согласно Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 114» , утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск и зарегистрированного в ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в кредитных учреждениях, в органах Федерального казначейства, печать, угловой штамп, фирменные бланки и другие реквизиты. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно статьи 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоро­вья обучающихся.

В силу статьи 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Правомерными являются доводы истца о том, что невыполнение ответчиком требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористи­ческой защищенности, а так же выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности обучаю­щихся и воспитанников образовательного учреждения, способствуют предпосыл­кам к несанкционированному проникновению посторонних лиц, а также могут по­влечь тяжкие последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Суд считает законным обращение прокурора с рассматриваемым иском, т.к. он подан в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, что полностью соответствует требованиям статьями 45 ГПК Российской Федерации.

В связи с изложенным являются обоснованными требования истца о понуждении МДОУ «Детский сад №114» выполнить требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористи­ческой защищенности, в связи с чем обеспечить на территории земельного уча­стка МДОУ «Детский сад №114», расположенного по ад­ресу: ул. Молодежная, д. 18, п. Озерный, г. Саранск, искусственное освещение с северной, за­падной, восточной и южной сторон, исходя из нормы не менее 10 лк.

На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Октябрьского района г. Саранска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 114» удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114» выполнить требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористической защищенности, а именно: обеспечить в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу на территории земельного участка муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 114», расположенного по адресу: ул. Молодежная, д. 18, п. Озерный, г. Саранск, искусственное освещение с южной, северной, за­падной и восточной сторон, исходя из нормы не менее 10 лк.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток через Октябрьский районный суд г.Саранска.

Председательствующий

Судья Р.И.Апарин