Дело № 2-854/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саранск 2 июня 2011 года
Октябрьский районный суд г. Саранск Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Апарина Р.И.,
при секретаре судебного заседания Фоминой А.И.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саранска Лапшиной О.Г.,
представителя ответчика Масловой В.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Саранска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 116 комбинированного вида» о возложении обязанности выполнить мероприятия по исполнению законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористической защищенности,
установил:
Прокурор Октябрьского района г. Саранска обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида», расположенный по адресу: ул. Кооперативная, д. 9, р.п. Николаевка, г. Саранск, не обеспечивается соблюдение законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверка, проведенная 19.04.2011 специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» по поручению прокуратуры района, свидетельствует о неисполнении руководством образовательного учреждения требований указанного законодательства, а также требования антитеррористической защищенности.
Согласно статьи 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно подпункту 3.3 пункта 3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» территория дошкольной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка должен быть не менее 10 лк на уровне земли.
На основании экспертного заключения по протоколу измерений уровней физических факторов неионизирующей природы №8/152-191 от 22.04.2011 уровни искусственной освещенности на территории земельного участка (8 замеров с южной, северной, западной и восточной сторон) ниже нормативных значений, что не соответствует СанПиН.
Выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения, способствуют предпосылкам к несанкционированному проникновению посторонних лиц, а также могут повлечь тяжкие последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, конституционной обязанностью государства является борьба с преступностью, принятие мер по обеспечению государственной безопасности.
Частью политики государства в борьбе с преступностью является деятельность по предупреждению преступности, что закреплено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300.
В частности, Концепция устанавливает, что интересы государства состоят в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка. Важнейшей задачей в области борьбы с преступностью, в том числе, является выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность. Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны носить упреждающий характер.
Согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Характер данного учреждения (детское, массовое, с приемом новых обучающихся) не позволяет индивидуализировать всех заинтересованных лиц, привлечь их в процессе в качестве истцов и разрешить вопрос о правах каждого из них.
Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Истец просил обязать МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида» выполнить требования законодательства об образовании, санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, антитеррористической защищенности, и антитеррористической защищенности, а именно: обеспечить в срок не позднее трех месяцев на территории земельного участка МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида», расположенного по адресу: ул. Кооперативная, д. 9, р.п. Николаевка, г. Саранск, искусственное освещение с северной, западной, восточной и южной сторон, исходя из нормы не менее 10 лк.
Представитель истца старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшина О.Г. просила удовлетворить исковые требования в полном объёме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика Маслова В.Ф. в судебном заседании предъявленные исковые требования признала, пояснив, что собственных средств у МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида» нет, в связи с чем они не имеют возможности обеспечить установку на территории земельного участка МДОУ «Детский сад № 116 комбинированного вида», расположенного по адресу: ул.Кооперативная, д 9, р.п. Николаевка, г.Саранск, искусственного освещения. В настоящее время на территории детского сада стоят столбы без проводов.
Представитель третьего лица без самостоятельных исковых требований на стороне ответчика – администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
Проверкой, проведенной в МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида» 19.04.2011, установлено что Учреждением не обеспечивается соблюдение законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
На основании экспертного заключения по протоколу измерений уровней физических факторов неионизирующей природы №8/152-191 от 22.04.2011 уровни искусственной освещенности на территории земельного участка (8 замеров с южной, северной, западной и восточной сторон) ниже нормативных значений, что не соответствует СанПиН (л.д. 5).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, юридическими лицами санитарных правил, как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно подпункту 3.3 пункта 3 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях» (далее - СанПиН) территория дошкольной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка должен быть не менее 10 лк на уровне земли.
Таким образом, выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения, способствуют предпосылкам к несанкционированному проникновению посторонних лиц, а также могут повлечь тяжкие последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, частью политики государства в борьбе с преступностью является деятельность по предупреждению преступности, что закреплено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300.
В частности, Концепция устанавливает, что интересы государства состоят в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка. Важнейшей задачей в области борьбы с преступностью, в том числе, является выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность. Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны носить упреждающий характер.
Согласно статье 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму включает в себя деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Приоритет мер предупреждения терроризма является одним из основных принципов противодействия терроризму.
В целях организации плановой подготовки образовательных учреждений к учебному году Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, МЧС России и Министерством образования и науки РФ руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководителям образовательных учреждений всех типов и видов рекомендовано: ежегодно комиссионно проверять подготовку образовательных учреждений к новому учебному году, включая в состав комиссий по приемке образовательных учреждений всех типов и видов представителей Рособразования (по согласованию), органов управления образованием субъектов Российской Федерации, МЧС России (Госпожнадзора), Роспотребнадзора, а также МВД России и ФСБ России (по согласованию); подготовку образовательных учреждений к новому учебному году вести в соответствии с типовым перечнем мероприятий (Установка ограждения по периметру образовательного учреждения; установка систем видеонаблюдения; установка тревожной сигнализации; организация охраны; Оборудование экстренной связи с органами МВД России, ФСБ России (по согласованию).
Для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных учреждений, Письмом Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008 № 03-1423 рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает следующим требованиям:
- наличие периметрального ограждения и освещения территории;
- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
- оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
- наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналомпо действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;
- определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.
Письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 (трехстороннее), а также письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 7 июня 2008 г. № 03-1309 рекомендуется ежегодно проводить мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году согласно формам, антитеррористическая защищенность образовательного объекта признана одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
Согласно Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 116 комбинированного вида» , утвержденного постановлением Главы Администрации городского округа Саранск и зарегистрированного в ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска , учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в кредитных учреждениях, в органах Федерального казначейства, печать, угловой штамп, фирменные бланки и другие реквизиты. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 51 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
В силу статьи 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Правомерными являются доводы истца о том, что невыполнение ответчиком требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения , и антитеррористической защищенности, а так же выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения, способствуют предпосылкам к несанкционированному проникновению посторонних лиц, а также могут повлечь тяжкие последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Суд считает законным обращение прокурора с рассматриваемым иском, т.к. он подан в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, что полностью соответствует требованиям статьями 45 ГПК Российской Федерации.
В связи с изложенным являются обоснованными требования истца о понуждении МДОУ «Детский сад № 116 комбинированного вида» выполнить требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористической защищенности, в связи с чем обеспечить на территории земельного участка МДОУ «Детский сад № 116 комбинированного вида», расположенного по адресу: ул.Кооперативная, д. 9, р.п. Николаевка, г. Саранск, искусственное освещение с северной, западной, восточной и южной сторон, исходя из нормы не менее 10 лк.
На основании изложенного исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора Октябрьского района г. Саранска к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №116 комбинированного вида» удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 116 комбинированного вида» выполнить требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористической защищенности, а именно: обеспечить в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу на территории земельного участка муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 116 комбинированного вида», расположенного по адресу: ул. Кооперативная, д. 9, р.п. Николаевка, г. Саранск, искусственное освещение с южной, северной, западной и восточной сторон, исходя из нормы не менее 10 лк.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток через Октябрьский районный суд г.Саранска.
Председательствующий
Судья Р.И.Апарин