Дело №2-919/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г.Саранск 20 июня 2011 года Октябрьский районный суд г.Саранск Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Середа Л.И., при секретаре Елисеевой М.А., с участием представителя истца старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшиной О.Г., представителя ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №81 комбинированного вида» Кузьминой Н.Н., действующей на основании распоряжения Главы администрации г.Саранска №870-р от 19.04.2005г., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №81 комбинированного вида» о возложении обязанности выполнить мероприятия по исполнению законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористической защищенности, установил: Истец обратился в суд с названным иском, указав, прокуратурой Октябрьского района г. Саранска установлено, что в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №81 комбинированного вида», расположенном по адресу: ул.Вакеева, д.1, г.Саранск, не обеспечивается соблюдение законодательства об образовании и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Проверка, проведенная 19.04.2011 специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» по поручению прокуратуры района, свидетельствует о неисполнении руководством образовательного учреждения требований указанного законодательства, требований антитеррористической защищенности, а именно, территория земельного участка общеобразовательного учреждения освещена ненадлежащим образом. Из экспертного заключения по протоколу измерений уровней физических факторов неионизирующей природы №8/152-188 от 22.04.2011 следует, что уровни искусственной освещенности на территории земельного участка (8 замеров с южной, северной, западной сторон) ниже нормативных значений, что не соответствует СанПиН. Выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения, способствуют предпосылкам к несанкционированному проникновению посторонних лиц, а также могут повлечь тяжкие последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций. Для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных учреждений рекомендуется ежегодно проводить мониторинг готовности образовательных учреждений к новому учебному году согласно формам, направленным письмом Минобрнауки России, МЧС России и Роспотребнадзора от 12 марта 2008 г. N АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 (трехстороннее), а также письмом Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования от 7 июня 2008 г. N 03-1309. Данным письмом антитеррористическая защищенность образовательного объекта признана одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу. Просит обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81 комбинированного вида» выполнить требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, антитеррористической защищенности, а именно, обеспечить в срок не позднее трех месяцев на территории земельного участка Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №81 комбинированного вида», расположенного по адресу: ул.Вакеева, 1, г.Саранск, искусственное освещение с южной, северной, западной сторон, исходя из нормы не менее 10 лк. В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшина О.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №81 комбинированного вида» Кузьмина Н.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска, пояснив, что в настоящее время отсутствуют денежные средства на проведение работ по установке искусственного освещения. Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа Саранск в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне, месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, в соответствии со статьей 167 ГПК Российской Федерации суд рассматривает дело в его отсутствие. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению. Суд свой вывод основывает следующим. Согласно статье 51 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N3266-I "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Из материалов дела усматривается, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81 комбинированного вида» действует на основании Устава, утвержденного постановлением Главы администрации городского округа Саранск №813 от 06.04.2010г., является юридическим лицом с момента государственной регистрации в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде (л.д.7-9). Согласно экспертному заключению №8/152-188 от 19.04.2011г. по протоколу измерения уровней физических факторов неионизирующей природы уровни искусственной освещенности ниже нормативных значений, что не соответствует подпункту 3 пункта 3 СанПиН 2.2.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (л.д.5). Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, а также посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно подпункту 3.3 пункта 3 СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" территория дошкольной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка должен быть не менее 10 лк на уровне земли. Из письма Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008 г. N 03-1423 "О методических рекомендациях" следует, что для осуществления эффективного проведения мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированных, противоправных и террористических действий в адрес образовательных и научных учреждений и организаций, рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, организовать подготовку и повышение квалификации всех категорий педагогических работников образовательных учреждений, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано сформировать межведомственные комиссии, уполномоченные принимать решения о начале деятельности образовательного, научного учреждения, организации, если объект отвечает требованиям, в том числе и о наличии периметрального ограждения и освещения территории. В судебном заседании установлено, что выявленные недостатки создают реальную угрозу безопасности обучающихся и воспитанников образовательного учреждения, способствуют предпосылкам к несанкционированному проникновению посторонних лиц, а также могут повлечь тяжкие последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций. В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81 комбинированного вида» выполнить требования законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористической защищенности, обеспечить в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории земельного участка Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №81 комбинированного вида», расположенного по адресу: ул.Вакеева, 1, г. Саранск, искусственное освещение с южной, северной и западной сторон, исходя из нормы не менее 10 лк. Согласно статье 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Государственная пошлина по рассмотренному иску подлежит взысканию в бюджет муниципального образования городского округа Саранск. Ответчик Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81 комбинированного вида» является бюджетным муниципальным учреждением, деятельность которого осуществляется за счет средств, поступающих из бюджета городского округа Саранск, в связи с чем суд не взыскивает с ответчика в пользу бюджета муниципального образования городского округа Саранск государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд решил: Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Саранска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №81 комбинированного вида» о возложении обязанности выполнить мероприятия по исполнению законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и антитеррористической защищенности удовлетворить. Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №81 комбинированного вида» обеспечить в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу на территории земельного участка Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №81 комбинированного вида», расположенного по адресу: ул. Вакеева, 1, г. Саранск, искусственное освещение с южной, северной и западной сторон, исходя из нормы не менее 10 лк. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранск в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Судья Л.И.Середа мотивированное решение изготовлено 24.06.2011г. Судья Л.И.Середа