Дело №2-1615/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Саранск 10 октября 2011 года Октябрьский районный суд г.Саранск Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Епитифорова В.С., при секретаре Масловой Ю.В., с участием представителя истца и третьего лица Бобкина А.О., действующего на основании доверенностей от 30.09.2011г., 25.04.2011г., ответчика Геворкяна С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Следственного комитета Российской Федерации к Геворкяну С.С. о признании сделки недействительной в силу ее ничтожности и применении последствий недействительности ничтожной сделки, У с т а н о в и л: Истец обратился в суд с данным иском, указав, что 18.07.2011г. между Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия и Геворкяном С.С. был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г.Саранск, ул.<...>, д.<...>, кв.<...>. Истец полагает, что указанной сделкой нарушены его права и законные интересы, так как Следственный комитет Российской Федерации является правопреемником Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. № 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации». Пунктом 6 названного Указа Президента Российской Федерации предписано передать Следственному комитету Российской Федерации здания, сооружения, материально-техническую базу и иное имущество Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. В состав указанного имущества входят служебные жилые помещения, приобретенные за счет средств федерального бюджета, выделенные органам прокуратуры Российской Федерации для обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий прокуроров и следователей в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Предусматривавшиеся в федеральном бюджете на соответствующие финансовые годы средства расходовались органами прокуратуры Российской Федерации на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду Российской Федерации. Актами Правительства Российской Федерации определено, что соответствующие денежные средства, выделявшиеся органам прокуратуры Российской Федерации, могли расходоваться исключительно на указанные цели. В настоящее время отсутствуют правовые основания для утверждений о возможности произвольного изменения целей использования жилых помещений, приобретенных органами прокуратуры Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации (о возможности предоставления по договорам социального найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, предназначенных для проживания сотрудников органов прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации). Спорная квартира была приобретена прокуратурой Республики Мордовия 25 ноября 2005 г. и передана ответчику на основании договора найма служебного жилого помещения от 25 декабря 2007 г. № 2. В соответствии с пунктом 2 указанного договора жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в органах прокуратуры. Согласно подпункту 5 пункта 6 договора наниматель (ответчик) имеет право на сохранение права пользования служебным жилым помещением при переходе права собственности на помещение, а также права хозяйственного ведения или оперативного управления в случае, если новый собственник жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Мордовия от 29 ноября 2007 г. № 534-р однокомнатная квартира, расположенная по адресу: г. Саранск, ул. <...>, д. <...>, кв. <...> отнесена к служебному жилому помещению специализированного жилищного фонда. Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Мордовия от 21 апреля 2008 г. № 99-р указанная квартира передана Следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия в оперативное управление. Договором найма служебного жилого помещения от 26 декабря 2008 г. № 4 Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия квартира передана Геворкяну С.С. во владение и пользование для временного проживания в нем в связи с прохождением службы в органах прокуратуры. Исходя из изложенного, после приобретения за счет средств федерального бюджета жилое помещение было отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду. Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 16 марта 2011 г., оставленным без изменения кассационным определением Верховного Суда Республики Мордовия от 10 мая 2011 г., распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Мордовия от 29 ноября 2007 г. № 534-р в части отнесения указанной квартиры к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда и договор найма служебного жилого помещения от 26 декабря 2008 г., заключенный между Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия и Геворкяном С.С., признаны незаконными. Собственник квартиры - Российская Федерация, в соответствии со статьями 92, 93 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами прямого действия, актом регистрирующего органа определил статус приобретенного органом прокуратуры жилого помещения - жилое помещение специализированного жилищного фонда. Согласно пункту 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование. При этом пунктом 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия не уполномочивалось Российской Федерацией на заключение договоров социального найма в отношении служебных жилых помещений. Жилое помещение было предоставлено Геворкяну С.С. на основании договора найма служебного жилого помещения от 10 февраля 2006 г. № 3 именно как служебное в связи с осуществлением трудовой деятельности в органе прокуратуры Российской Федерации. 18 июля 2011 г. жилое помещение было предоставлено Геворкяну С.С. на основании договора социального найма жилого помещения №2. Указанный договор изначально является ничтожным, так как заключен с нарушением норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем не порождает прав и соответствующих обязанностей. Прокуратура Республики Мордовия приобретала жилое помещение на денежные средства, выделенные из федерального бюджета. В связи с созданием Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации жилое помещение было передано следственному управлению Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия. Изъятие из ведения Следственного комитета Российской Федерации помещений специализированного жилищного фонда с целью последующего придания им статуса жилых помещений фонда социального либо иного использования нарушает право Следственного комитета Российской Федерации на использование жилыми помещениями, относящимися к государственному специализированному жилищному фонду, в целях обеспечения жилыми помещениями работников Следственного комитета Российской Федерации. Понуждение собственника (владельца) жилого фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Жилое помещение было передано Геворкяну С.С. прокуратурой Республики Мордовия именно как служебное с учетом положений утвержденного Правительством Российской Федерации типового договора найма служебного жилого помещения. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) по иному основанию возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. Просит признать сделку - договор социального найма жилого помещения от 18 июля 2011 г. № 2, заключенный между Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия и Геворкяном С.С., недействительной в силу ее ничтожности в связи с ее несоответствием требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 296, пункт 3 статьи 298), Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 49, 60 и 92), Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункт 10 статьи 9.2), применить последствия недействительности ничтожной сделки, а именно, обязать Геворкяна С.С. вернуть Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия все полученное по договору социального найма жилого помещения. В возражениях на исковое заявление ответчик Геворкян С.С. просил в удовлетворении иска отказать, указав, что оспариваемый истцом договор социального найма №2 от 18.07.2011г. заключен сторонами во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу, именно суд, исследовав все доводы сторон своим решением обязал Следственное управление Следственного комитета России по Республике Мордовия заключить с ним и членами его семьи договор социального найма жилого помещения, при этом, на момент заключения указанного договора спорное жилое помещение было уже исключено из категории специализированных (служебных) жилых помещений. Ранее судом было установлено, что спорная квартира не являлась и не могла быть служебной в силу закона, а была предоставлена из государственного жилого фонда на условиях договора социального найма. Довод о том, что приобретаемые за счет средств Российской Федерации жилые помещения могут быть использованы лишь для проживания в них сотрудников в период их служебной деятельности, следовательно данное жилое помещение может быть предоставлено исключительно в служебное пользование, ранее рассматривался судом и обоснованно отвергнут, поскольку предоставленная 10.02.2006 ему и членам его семьи квартира была отнесена к специализированному жилому фонду с нарушением закона лишь 29.11.2007 (распоряжение ТУ Росимущества в Республике Мордовия №534-р от 29.11.2007), то есть спустя более чем 1 год и 9 месяцев после ее фактического предоставления им для проживания, что в силу пункта З Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №42 от 26.01.2006 является недопустимым. ТУ Росимущества в Республике Мордовия, осуществляя полномочия собственника, сообщило, что жилое помещение по адресу: г.Саранск, ул.<...>, д.<...>, кв.<...>, исключено из числа специализированных (служебных) на основании распоряжения №65-р от 18.05.2011 (письмо №1498 от 19.05.2011); не возражало против заключения с ним и членами его семьи договора социального найма, а также последующей приватизации указанной квартиры в соответствии с законом (письмо №48 от 12.05.2011); разъяснило, что Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия вправе самостоятельно осуществлять передачу жилых помещений гражданам и его полномочия на заключение договора социального найма подтверждены вступившим в законную силу решением суда (письмо №1497 от 19.05.2011); при этом, решение о приватизации и заключение договора передачи жилого помещения, закрепленного на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, должно приниматься и осуществляться правообладателями самостоятельно (письмо №1416 от 12.05.2011). В судебном заседании представитель истца Следственного комитета Российской Федерации и третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Бобкин А.О., заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме, пояснив, что договор социального найма спорного жилого помещения был заключен в нарушение требований закона, решение суда не может быть безусловным основанием для его заключения, если указанный договор не соответствует требованиям действующего законодательства. Ответчик Геворкян С.С. в судебном заседании пояснил, что исковые требования не признает по основаниям, изложенным в возражениях. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения. Суд свой вывод основывает следующим. В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21.03.2011г., вступившим в законную силу 10.05.2011г., постановлено: «Исковые требования Геворкяна С.С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Мордовия и Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия о признании распоряжения об отнесении жилых помещений к служебным жилым помещениям и договора найма служебного жилого помещения от 26.12.2008г. незаконными и понуждении заключения договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г.Саранск, ул.<...>, д.<...>, кв.<...>, удовлетворить. Признать незаконным распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Мордовия от 29 ноября 2007года №534-р в части отнесения однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, Октябрьский район, ул.<...>, д.<...>, кв.<...> к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Признать незаконным договор найма служебного жилого помещения №4 от 26 декабря 2008 года, заключенный между Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия и Геворкяном С.С. Обязать Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия заключить с Геворкяном С.С. договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: г.Саранск, ул.<...>, д.<...>, кв.<...>, общей площадью 32,7 кв.м, с указанием в договоре в качестве членов семьи нанимателя супруги – П., дочери – К., сына – А. (л.д.44-50). Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10.05.2011г. решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21 марта 2011 года оставлено без изменения, кассационная жалоба представителя Следственного управления Следственного комитета по Республике Мордовия Ф. – без удовлетворения (л.д.51-54). Определением судьи Верховного Суда Республики Мордовия от 03.08.2011г. отказано в передаче надзорной жалобы представителя Следственного управления Следственного комитета по Республике Мордовия Ф. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21 марта 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 10 мая 2011 года по делу по иску Геворкяна С.С. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Мордовия и Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия о признании распоряжения об отнесении жилых помещений к служебным жилым помещениям и договора найма служебного жилого помещения от 26 декабря 2008г. незаконными, заключении договора социального найма жилого помещения для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции (л.д.55-57). Согласно части 2 статьи 13 ГПК Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Из распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия 365-р от 18.05.2011г. следует, что во исполнение решения Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 21.03.2011 исключены п.п. 5 и 6 пункта I из Распоряжения ТУ Росимущества по Республике Мордовия «Об отнесении жилых помещений к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда» от 29.11.2007г. №534-р (л.д.61). Таким образом, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Октябрьский район, г.Саранск, ул.<...>, д.<...>, кв.<...>, 18.05.2011г. исключено из числа служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда. В соответствии с распоряжением ТУ Росимущества по Республике Мордовия от 21.04.2008г. №99-р однокомнатная квартира площадью 32,71 кв.м, расположенная по адресу: Республика Мордовия, Октябрьский район, г.Саранск, ул.<...>, д.<...>, кв.<...>, закреплена на праве оперативного управления за Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Мордовия (л.д.19-20). Исходя из смысла статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации, наймодателем по договору социального найма жилого помещения может выступать собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо. В данном случае, с учетом требований действующего законодательства Следственное управление Следственного комитета России по Республике Мордовия, за которым на праве оперативного управления закреплено спорное жилое помещение, правомерно может выступать в качестве наймодателя жилого помещения по договору социального найма. 18.07.2011г. между Следственным управлением Следственного комитета России по Республике Мордовия в лице руководителя Н., действующего от имени собственника жилого помещения Российской Федерации (наймодатель) и Геворкяном С.С. (наниматель) на основании решения Ленинского районного суда г.Саранска от 21.03.2011г. заключен договор социального найма жилого помещения №2, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из 1 комнаты в однокомнатной квартире общей площадью 32,7 кв.м, в том числе жилой 14 кв.м, по адресу: г.Саранск, ул.<...>, д.<...>, кв.<...> (л.д.39-43). В судебном заседании объективно установлено, что договор социального найма жилого помещения №2 от 18.07.2011г. заключен на основании решения суда, которое в настоящее время вступило в законную силу, и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, при этом ни на момент предоставления спорного жилого помещения истцу, ни во время заключения спорного договора социального найма, жилое помещение, расположенное по адресу: г.Саранск, ул.<...>, д.<...>, кв.<...>, не относилось к числу служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда. При таких обстоятельствах, исковые требования Следственного комитета Российской Федерации к Геворкяну С.С. о признании договора социального найма жилого помещения от 18 июля 2011 г. № 2 недействительным в силу его ничтожности, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия полученного по договору социального найма жилого помещения суд считает необходимым оставить без удовлетворения. Доводы истца изложенные им в исковом заявлении суд считает необоснованными и они не могут служить основаниями для удовлетворения иска, поскольку договор социального найма был заключен на основании вышеуказанного решения суда, вступившего в законную силу. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд Р е ш и л: Исковые требования Следственного комитета Российской Федерации к Геворкяну С.С. о признании договора социального найма жилого помещения от 18 июля 2011 г. № 2 недействительным в силу его ничтожности, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия полученного по договору социального найма жилого помещения оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Саранск. Судья В.С. Епитифоров Решение изготовлено в окончательной форме 14 октября 2011г. Судья В.С. Епитифоров