Дело № 2-1680/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2011г. г. Саранск
Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Артемьева В.П., при секретаре Новиковой О.В. с участием старшего помощника прокурора Лапшиной О.Г., ответчика индивидуального предпринимателя Артюшкина С.Г., представителя ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Луховское» Абрамовой О.Д., представителей третьих лиц Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия Паньковой Ю.В. и Волжско-Окского управления Ростехнадзора Российской Федерации Игнатьева В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании,
гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Саранска Рябцева А.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Артюшкину С.Г., Государственному унитарному предприятию Республики Мордовия «Луховское» о понуждении выполнить ремонт гидротехнического сооружения, обеспечить условия безаварийной эксплуатации ГТС, представить соответствующие сведения в Российский регистр ГТС,
у с т а н о в и л:
Прокурор Октябрьского района г.Саранска Рябцев А.В. обратился в суд в порядке ст.45 ГПК Российской Федерации с названным иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц, в котором указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Саранска совместно с Волжско-Окским управлением Ростехнадзора России проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на балансе ГУП РМ «Луховское».
Согласно акту от 20.07.2011г. проверки ГУП РМ «Луховское» по исполнению обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений установлено, что на балансе ГУП РМ «Луховское» имеется гидротехническое сооружение на реке Карнайка №2 (верхний), расположенное в городском округе Саранск, Октябрьский район, возле с. Куликовка и с. Солдатское, год ввода в эксплуатацию 1974. В состав данного гидротехнического сооружения входит плотина, водосбросное сооружение, совмещенное с донным водоспуском. Полное водоизмещение при нормальном подпорном уровне (НПУ) - 760 тыс. куб.м. В нижнем бьефе в каскаде расположен узел ГТС водохранилища на реке Карнайка № 1. На момент проверки водохранилище наполнено до отметки нормального подпорного уровня (НПУ), осуществляется сброс воды через водосбросное сооружение.
По характеристикам указанный объект соответствует определению гидротехнического сооружения, содержащийся в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ (в ред. от 18.07.2011г.) «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Закон № 117-ФЗ).
Проверкой установлено, что общее техническое состояние гидротехнического сооружения водохранилища на реке Карнайка №2 работоспособное. Однако верховой откос сильно подмыт на всем протяжении плотины; верховой откос порос деревьями и кустарником; на низовом откосе в районе водосброса, наблюдается просадка грунта (диаметр около 4м); служебный мостик демонтирован; сороудерживающая решетка деформирована; стенки отводящего лотка разрушены
В целях обеспечения безопасной эксплуатации необходимо провести ремонт водосбросного сооружения, восстановить целостность верхового и низового откосов плотины.
В соответствии со статьей 8 Закона №117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Статьей 9 Закона №117-ФЗ на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующую организацию возложены обязанности: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Гидротехническое сооружение на реке Карнайка №2 находится в собственности Республики Мордовия, передано на баланс ГУП РМ «Луховское». В соответствии с договором аренды от 31.12.2010г. №245 ГТС передано в аренду индивидуальному предпринимателю Артюшкину С.Г.
В соответствии с пунктом 3.2.4 данного договора аренды Арендатор обязуется, в том числе, нести расходы на содержание арендуемого имущества и поддерживать его в полной исправности и надлежащем техническом и санитарном состоянии. В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В нарушение статьи 9 Закона № 117-ФЗ арендатором и арендодателем не организованы реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений, не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС; отсутствуют аттестованные специалисты ответственные за эксплуатацию ГТС; не осуществляются меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, не разработан план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ГТС.
Также в нарушение статьи 10 Закона №117-ФЗ на стадии эксплуатации сооружений не разработана декларация безопасности ГТС. В нарушение ст. 15 Закона №117-ФЗ не застрахована гражданская ответственность за причинение вреда в случае аварии на ГТС. В нарушение статьи 19 Закона №117-ФЗ гидротехнические сооружения эксплуатируется без соответствующего разрешения.
Формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений постановлением Правительства РФ от 23.05.1998 №490 (в ред. от 22.04.2009) «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» возложено на Федеральное агентство водных ресурсов. Данный регистр ведется в целях государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений как объекта недвижимости (п.2 Порядка). В нарушение статьи 7 Закона №117-ФЗ гидротехнические сооружения не внесены в установленном порядке в Российский регистр гидротехнических сооружений.
ГТС на реке Карнайка №2 не внесено в установленном порядке в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Статьей 13 Закона №117-ФЗ установлено, что органы федерального государственного надзора осуществляют деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с приказом Минприроды России от 15.12.2009г. №413 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений» государственная функция по осуществлению государственного контроля и надзора за безопасностью ГТС исполняется непосредственно Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) и ее территориальными управлениями.
В нарушение статьи 13 Закона №117-ФЗ при эксплуатации ГТС на реке Карнайка №2 отсутствуют согласованные с органом надзора правила эксплуатации ГТС.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено определение террористического акта, под которым понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Согласно пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается в т.ч. на основном принципе: приоритет мер предупреждения терроризма.
ГУП РМ «Луховское» и ИП Артюшкиным С.Г. не принимаются надлежащие меры по обеспечению безопасности находящихся на балансе гидротехнических сооружений прудов, чем создана реальная возможность совершения террористических актов, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
При таких обстоятельствах деятельность вышеназванных хозяйствующих субъектов не соответствует требованиям законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, о противодействии терроризму, что является недопустимым.
По результатам проверки прокуратурой района внесены представления должностным лицам ГУП РМ «Луховское» и ИП Артюшкин С.Г.
Однако изложенные в акте проверки и представлениях нарушения до настоящего времени не устранены: только укреплен откос верховой плотины, заключен договор с ООО «Водстройпроект» по составлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения на овраге Карнайка № 2
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципов:
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к негативным изменениям окружающей среды.
Статьей 34 данного Федерального закона эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем отношении должностных лиц ГУП РМ «Луховское» и ИП Артюшкин С.Г. к выполнению возложенных на них законом обязанностей.
Тем самым нарушаются интересы Российской федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством.
Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьями 45, 131, 206 ГПК Российской Федерации просит понудить ГУП РМ «Луховское» и индивидуального предпринимателя Артюшкина С.Г. произвести ремонт гидротехнического сооружения на реке Карнайка №2 (верхний), расположенное в городском округе Саранск, Октябрьский район, возле с. Куликовка и с. Солдатское. Понудить ГУП РМ «Луховское» и индивидуального предпринимателя Артюшкина С.Г. выполнить следующие мероприятия:
- установить критерии безопасности гидротехнического сооружения;
- разработать декларацию безопасности ГТС;
- разработать и утвердить план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации на ГТС;
- разработать согласованные с органом государственного надзора правила эксплуатации ГТС;
- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС на реке Карнайка №2; застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в случае аварии на гидротехническом сооружении;
- получить соответствующее разрешение на эксплуатацию ГТС;
- представить заявление и сведения для включения данного ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений в Волжско-Окское управление Ростехнадзора России.
Взыскать с ответчиков госпошлину в федеральный бюджет.
Дополнительным заявлением прокурор Октябрьского района г. Саранска Рябцев А.В. в порядке статьи 39 ГПК Российской Федерации уточнил свои требования, указав, что в связи с тем, что ответчиками приняты меры по устранению нарушений при эксплуатации гидротехнических сооружений, и необходимость в понуждении к совершению определенных действий в настоящее время отсутствует. В связи с эти просит понудить ГУП РМ «Луховское» и индивидуального предпринимателя Артюшкина С.Г. произвести ремонт гидротехнического сооружения на реке Карнайка №2 (верхний), расположенное в городском округе Саранск, Октябрьский район, возле с. Куликовка и с. Солдатское в срок до декабря 2012 года, а именно: восстановить служебный мостик; произвести ремонт сороудерживающей решетки и стенок отводящего лотка, восстановить уровень грунта на низовом откосе в районе водосброса.
Понудить ГУП РМ «Луховское» выполнить следующие мероприятия до июля 2012 года:
- установить критерии безопасности гидротехнического сооружения;
- разработать декларацию безопасности ГТС;
- разработать согласованные с органом государственного надзора правила эксплуатации ГТС;
- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС на реке Карнайка №2; застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в случае аварии на гидротехническом сооружении;
- получить соответствующее разрешение на эксплуатацию ГТС;
- представить заявление и сведения для включения данного ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений в Волжско-Окское управление Ростехнадзора России.
- взыскать с ответчиков госпошлину в федеральный бюджет.
В судебном заседании старший помощник прокурора Октябрьского района г.Саранска Лапшина О.Г. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям и просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ИП Артюшкин С.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика ГУП РМ «Луховское» Абрамова О.Д., действующая в судебном заседании на основании доверенности № 347 от 07.10.2011г., не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Октябрьского района г. Саранска Рябцева А.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Представитель третьего лица Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия Панькова Ю.В., действующая в судебном заседании на основании доверенности № 3 от 13.01.2011г., не возражала против удовлетворения исковых требования, просила вынести решение на усмотрение суда.
Представитель третьего лица отдела Волжско-Окского управления Ростехнадзора Российской Федерации Игнатьев В.Н., действующий в судебном заседании на основании доверенности, пояснил, что против удовлетворения исковых требования прокурора возражений не имеет.
Представитель третьего лица Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне, времени и месте рассмотрения дела был извещен своевременно и надлежащим образом, в связи с чем и в соответствии со ст. 167 ГПК Российской Федерации суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежат удовлетворению, основывая свой вывод следующим.
Так, в судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского района г. Саранска совместно с Волжско-Окским управлением Ростехнадзора России проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, безопасности гидротехнических сооружений, находящихся на балансе ГУП РМ «Луховское».
Согласно акту от 20.07.2011 проверки ГУП РМ «Луховское» по исполнению обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений установлено, что на балансе ГУП РМ «Луховское» имеется гидротехническое сооружение на реке Карнайка №2 (верхний), расположенное в городском округе Саранск, Октябрьский район, возле с. Куликовка и с. Солдатское, год ввода в эксплуатацию 1974. В состав данного гидротехнического сооружения входит плотина, водосбросное сооружение, совмещенное с донным водоспуском. Полное водоизмещение при нормальном подпорном уровне (НПУ) - 760 тыс. куб.м. В нижнем бьефе в каскаде расположен узел ГТС водохранилища на реке Карнайка № 1. На момент проверки водохранилище наполнено до отметки нормального подпорного уровня (НПУ), осуществляется сброс воды через водосбросное сооружение.
По характеристикам указанный объект соответствует определению гидротехнического сооружения, содержащийся в статье 3 Федерального закона от 21.07.1997г. №117-ФЗ (в ред. от 18.07.2011г.) «О безопасности гидротехнических сооружений».
Проверкой установлено, что общее техническое состояние гидротехнического сооружения водохранилища на реке Карнайка №2 работоспособное. Однако верховой откос сильно подмыт на всем протяжении плотины; верховой откос порос деревьями и кустарником; на низовом откосе в районе водосброса, наблюдается просадка грунта (диаметр около 4м.); служебный мостик демонтирован; сороудерживающая решетка деформирована; стенки отводящего лотка разрушены.
В соответствии со статьей 8 Закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Статьей 9 Закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующую организацию возложены обязанности: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Гидротехническое сооружение на реке Карнайка №2 находится в собственности Республики Мордовия, передано на баланс ГУП РМ «Луховское». В соответствии с договором аренды от 31.12.2010 №245 ГТС передано в аренду индивидуальному предпринимателю Артюшкину С.Г.
В соответствии с пунктом 3.2.4 данного договора аренды арендатор обязуется, в том числе, нести расходы на содержание арендуемого имущества и поддерживать его в полной исправности и надлежащем техническом и санитарном состоянии. В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как усматривается из материалов дела в нарушение статьи 9 Закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» арендатором и арендодателем не организованы реализация мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений, не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности ГТС; отсутствуют аттестованные специалисты ответственные за эксплуатацию ГТС; не осуществляются меры по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, не разработан план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций на ГТС.
Также в нарушение статьи 10,15,19 Закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» на стадии эксплуатации сооружений не разработана декларация безопасности ГТС. В нарушение статьи 15 названного Закона не застрахована гражданская ответственность за причинение вреда в случае аварии на ГТС, гидротехнические сооружения эксплуатируется без соответствующего разрешения, гидротехнические сооружения не внесены в установленном порядке в Российский регистр гидротехнических сооружений. Формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений постановлением Правительства РФ от 23.05.1998 №490 (в ред. от 22.04.2009) «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений» возложено на Федеральное агентство водных ресурсов. Данный регистр ведется в целях государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений как объекта недвижимости (п.2 Порядка).
ГТС на реке Карнайка №2 не внесено в установленном порядке в Российский регистр гидротехнических сооружений.
Статьей 13 Закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» установлено, что органы федерального государственного надзора осуществляют деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минприроды России от 15.12.2009 №413 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений» государственная функция по осуществлению государственного контроля и надзора за безопасностью ГТС исполняется непосредственно Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными управлениями.
В нарушение статьи 13 Закона №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» при эксплуатации ГТС на реке Карнайка №2 отсутствуют согласованные с органом надзора правила эксплуатации ГТС.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено определение террористического акта, под которым понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Согласно пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на основном принципе: приоритет мер предупреждения терроризма.
Из материалов дела усматривается, что ГУП РМ «Луховское» и ИП Артюшкиным С.Г. не принимаются надлежащие меры по обеспечению безопасности находящихся на балансе гидротехнических сооружений прудов, чем создана реальная возможность совершения террористических актов, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий.
При таких обстоятельствах деятельность вышеназванных хозяйствующих субъектов не соответствует требованиям законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, о противодействии терроризму.
По результатам проверки прокуратурой района внесены представления должностным лицам ГУП РМ «Луховское» и ИП Артюшкину С.Г.
Однако изложенные в акте проверки и представлениях нарушения до настоящего времени не устранены: только укреплен откос верховой плотины, заключен договор с ООО «Водстройпроект» по составлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт гидротехнического сооружения на овраге Карнайка № 2, разработан и утвержден план мероприятий по предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации на ГТС.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (в ред. от 19.07.2011) «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципов:
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности, на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- запрещении хозяйственной и иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к негативным изменениям окружающей среды.
Статьей 34 данного Федерального закона эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем отношении должностных лиц ГУП РМ «Луховское» и ИП Артюшкин С.Г. к выполнению возложенных на них законом обязанностей.
В соответствии со ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Подача прокурором заявления в суд в данном случае является способом защиты (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) прав граждан (неопределенного круга лиц), нарушаемых в результате неисполнения обязанности и осуществляемых путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Ввиду изложенного, суд считает необходимым понудить ГУП РМ «Луховское» и индивидуального предпринимателя Артюшкина С.Г. произвести ремонт гидротехнического сооружения на реке Карнайка №2 (верхний), расположенное в городском округе Саранск, Октябрьский район, возле с. Куликовка и с. Солдатское в срок до декабря 2012 года, а именно: восстановить служебный мостик; произвести ремонт сороудерживающей решетки и отводящего лотка, восстановить уровень грунта на низовом откосе в районе водосброса.
Понудить ГУП РМ «Луховское» выполнить следующие мероприятия до июля 2012 года:
- установить критерии безопасности гидротехнического сооружения;
- разработать декларацию безопасности ГТС;
- разработать согласованные с органом государственного надзора правила эксплуатации ГТС;
- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС на реке Карнайка №2; застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в случае аварии на гидротехническом сооружении;
- получить соответствующее разрешение на эксплуатацию ГТС;
- представить заявление и сведения для включения данного ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений в Волжско-Окское управление Ростехнадзора России.
В соответствии со ст.103 ГПК Российской Федерации суд взыскивает с ответчиков в солидарном порядке государственную пошлину в доход государства, от уплаты которой истец освобожден по закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Октябрьского района г. Саранска Рябцева А.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Артюшкину С.Г., Государственному унитарному предприятию Республики Мордовия «Луховское» о понуждении выполнить ремонт гидротехнического сооружения, обеспечить условия безаварийной эксплуатации ГТС, представить соответствующие сведения в Российский регистр ГТС удовлетворить.
Понудить Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Луховское» и индивидуального предпринимателя Артюшкина С.Г. произвести ремонт гидротехнического сооружения на реке Карнайка №2 (верхний), расположенное в городском округе Саранск, Октябрьский район, возле с. Куликовка и с. Солдатское в срок до декабря 2012 года, а именно:
-восстановить служебный мостик;
-произвести ремонт сороудерживающей решетки и стенок отводящего лотка;
-восстановить уровень грунта на низовом откосе в районе водосброса.
Понудить Государственное унитарное предприятие Республики Мордовия «Луховское» выполнить следующие мероприятия до июля 2012 года:
- установить критерии безопасности гидротехнического сооружения;
- разработать декларацию безопасности ГТС;
- разработать согласованные с органом государственного надзора правила эксплуатации ГТС;
- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС на реке Карнайка 2; застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в случае аварии на гидротехническом сооружении;
- получить соответствующее разрешение на эксплуатацию ГТС;
- представить заявление и сведения для включения данного ГТС в Российский регистр гидротехнических сооружений в Волжско-Окское управление Ростехнадзора России.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Мордовия «Луховское» и индивидуального предпринимателя Артюшкина С.Г. в солидарном порядке государственную пошлину в сумме 200 (двести) рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Октябрьский районный суд г.Саранска Республика Мордовия в течении десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий В.П.Артемьев
Решение в окончательной форме изготовлено 05.12.2011г.
Судья В.П.Артемьев