Дело №5-29/2011
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Саранск 23 августа 2011 года
Судья Октябрьского районного суда г. Саранск Республики Мордовия Апарин Р.И.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «ЕВРАЗ Металл Инпром»,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица №131 от 14.06.2011 ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром», зарегистрированного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Маршала СССР Г.К. Жукова, д.2а, эксплуатирующего производственный объект, находящийся по адресу: РМ, г. Саранск, Александровское шоссе, д.39, совершившего нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.
С 8 часов 23.05.2011 до 17 часов 26.05.2011 в ходе плановой проверки филиала ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром», расположенного по адресу: РМ, г. Саранск, Александровское шоссе, д.39 по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - площадка мостовых кранов (per. №№ 1653, 1654, зав. №№ 673, 763, 42183, 42744), выявлены нарушения, указанные в акте проверки № 07-321-132 и предписании №07-321-132 от 26.05.2011, а именно:
1. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - площадка мостовых кранов, не осуществляется в полном объеме. Мероприятия по производственному контролю на 2011 год разработаны, однако комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, не проводятся, не выявляются опасные факторы на рабочих местах.
В силу статьи 11 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана: организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, основными задачами производственного контроля являются: разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности и предотвращение ущерба окружающей среде; контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также нормативно-техническими документами.
2. На предприятии не застрахована ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в случае аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
3. Возможность дальнейшей безопасной эксплуатации надземных крановых путей мостовых кранов №№ 42183, 42744, 673, 763 не определена, так как не обеспечено проведение повторной экспертизы промышленной безопасности зданий складов № 2 и № 3.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
В силу статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизе промышленной безопасности подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте.
4. Возможность дальнейшей безопасной эксплуатации мостовых кранов per. №№ 1654, зав. №№ 637, 763, 42744 не определена, так как владелец опасного производственного объекта не обеспечил проведение экспертизы промышленной безопасности (техническое диагностирование) о возможности продления срока безопасной эксплуатации мостовых кранов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной опасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности, или его территориального органа. Также в силу статьи 9.3.21. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98, краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), включая полное техническое освидетельствование, проводимому специализированными организациями в соответствии с нормативными документами.
5. На складе №1 к строповке грузов привлечен рабочий Т., не обученный в качестве стропальщика, который перемещал длинномерный груз (уголок) без оттяжки соответствующей длины и находился возле груза поднятым на высоту более 1000 мм.
В соответствие со статьей 9.4.16 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98 подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности должна проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых в организациях, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих решение (лицензию) органов Госгортехнадзора. Подготовка рабочих указанных специальностей должна осуществляться по программам, разработанным учебными центрами и согласованным с Госгортехнадзором России.
Кроме того, в силу статьи 9.5.19. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 №98, при работе крана не допускается: оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания. Для разворота длинномерных и крупногабаритных грузов во время их перемещения должны применяться крючья или оттяжки соответствующей длины.
В соответствие со статьей 9.5.18 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98, для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующего требования: перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1000 мм от уровня площадки.
6. На складе № 3 производилась погрузка на автомашину длинномерного груза (металлопроката) без оттяжки соответствующей длины, при этом один из стропальщиков находился в кузове возле груза поднятым на высоту более 1000 мм.
В соответствие со статьей 9.5.18. Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98, для безопасного выполнения работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение следующего требования - не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине автомашины. В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть установлены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков. Погрузка и разгрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной производителем работ, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность выхода их на эстакады и навесные площадки. Нахождение людей в полувагонах при подъеме и опускании грузов краном не допускается.
Из протокола следует, что вышеуказанные нарушения могут привести к возникновению аварийной ситуации, что в свою очередь создаст угрозу для жизни и здоровью людей. В связи с чем, необходимо приостановить эксплуатацию мостовых кранов per. № 1364, зав. №№ 673,763,42183,42744, находящихся по адресу: РМ, г. Саранск, Александровское шоссе, д.39.
Учитывая вышеизложенное, в действиях (бездействии) ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представители ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» Батракова В.А., Посудина Н.В., действующие на основании доверенности, факт совершения административного правонарушения не отрицали, однако пояснили суду, что все нарушения устранены и в настоящее время состав административного правонарушения в действиях юридического лица ОАО «Евраз Металл Инпром» отсутствует.
Представитель Волжско-Окского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, о времени, дне и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает, что вина ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. в нарушении требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов полностью доказана, что подтверждается протоколом №131 от 14.06.2011 об административном правонарушении в отношении юридического лица, актом проверки от 26.05.2011, предписанием №07-321-132 от 26.05.2011 и другими материалами дела.
Вина ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» в совершении административного правонарушения не оспаривалась и его представителями.
Согласно представленных в судебное заседание решений об утверждении заключений экспертизы промышленной безопасности мостового крана зав. №42744, 42183, 763, 673, зданий складов №2 и №3 с крановыми нагрузками, нарушения при эксплуатации указанных кранов устранены. По другим нарушениям, доказательств их устранения, суду не представлено.
Устранение юридическим лицом ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» допущенных нарушений не является основанием для освобождения его от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром», суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром», суд признает то, что ранее указанное общество к административной ответственности не привлекалось, устранило допущенные нарушения при эксплуатации кранов.
Обстоятельств, отягчающих ответственность ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром», судом не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Поскольку нарушения при эксплуатации кранов в настоящее время устранены, для достижения цели административного наказания - предупреждения совершениях новых правонарушений, суд назначает ОАО «ЕВРАЗ Металл Инпром» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленной санкцией части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 2 статьи 23.1, статьями 29.9-29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «ЕВРАЗ Металл Инпром» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии через Октябрьский районный суд г. Саранск Республики Мордовия.
Судья Р.И. Апарин