Уг. дело №1-408 (23170)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
об освобождении от уголовной ответственности и применении принудительных мер медицинского характера
г. Киров 14 октября 2011 года
Судья Октябрьского районного суда Кировской области Арасланов С.А.,
с участием прокурора Нелюбина А.В.,
защитника Залесовой О.А., представившей удостоверение №517 и ордер №013136,
законного представителя Ш.Г.А.,
потерпевшей Ш.С.Н.,
при секретаре Шулятьеве А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
Шулятьева А.Г., <данные изъяты> проживающего по адресу: <адрес>, ранее не судимого,
о совершении им деяния, запрещенного ст. 111 ч. 4 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Шулятьев А.Г. совершил запрещенное уголовным законом деяние, подпадающее под признаки состава преступления – умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, то есть преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ.
Рассматриваемое деяние было совершено при следующих обстоятельствах:
ДД.ММ.ГГГГ в период с 19 до 22 часов в прихожей квартиры по адресу: <адрес>, в ходе ссоры на почве личных неприязненных отношений Шулятьев А.Г. умышленно нанес Б. не менее 3 ударов деревянным подлокотником в область головы, от чего последняя упала на пол.
Данными действиями Шулятьева Б. были причинены следующие повреждения: ушибленная рана в теменной области справа, кровоподтек в височной области справа, кровоизлияние в мягких тканях головы в теменно-височной области слева; линейный перелом правой теменной кости, линейный перелом левой теменной и левой височной костей, давленный перелом правой теменной кости; кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой в области свода лобных, теменных, височных, затылочных долей полушарий мозжечка, основания левой височной доли; кровоизлияние в боковых и третьем желудочках мозга (10 мл), внутримозговая гематома в белом веществе правой теменной и правой лобной долей (90 мл - по данным секционной картины и представленной медицинской карты стационарного больного) - закрытая черепно-мозговая травма - по признаку опасности для жизни человека, данные повреждения относятся к причинившим тяжкий вред здоровью и повлекли за собой смерть.
Смерть Б. наступила 22.06.2011 в 01 час 15 минут в КОГУЗ «Кировская областная клиническая больница № 3» от закрытой черепно-мозговой травмы с кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга, переломами костей черепа, осложнившейся отеком и сдавлением вещества головного мозга, вторичными кровоизлияниями в подкорковые образования справа.
Тем самым Шулятьев А.Г. совершил запрещенное уголовным законом деяние, подпадающее под признаки состава преступления – умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, то есть преступления, предусмотренного ст.111 ч.4 УК РФ.
Факт совершения Шулятьевым А.Г. данного запрещенного уголовным законом деяния подтверждается следующими доказательствами:
Потерпевшая Ш.С.Н. показала суду, что по адресу: <адрес>, она проживала с матерью Б. и сыном Шулятьевым А.Г.
ДД.ММ.ГГГГ в период с 19 час 30 минут до 20 час 15 минут у Шулятьева возник внезапный всплеск агрессии. Он подошел к креслу, стоящему у входа в комнату, снял с него деревянный подлокотник, которым стал наносить ей удары по рукам и голове.
На ее крики прибежала Б., которая сказала, что сейчас пойдет к соседям, позовет их на помощь. После этого Б. вышла в прихожую, и Шулятьев быстрым шагом вышел за ней. Деревянный подлокотник при этом был у него в правой руке.
Через несколько секунд она услышала звуки ударов и звук падения чего-то в прихожей. Она вышла из комнаты сына и увидела в прихожей лежащую на полу Б. Последняя лежала верхней частью тела на кухне, ногами в коридоре. Она заметила кровь на полу, которая шла из головы Б.
Она вызвала «Скорую помощь». Б. говорила, что Шулятьев ударил ее деревянной палкой по голове, от чего она упала на пол.
В дальнейшем Б. госпитализировали, и она умерла в больнице.
Свидетели Х. и О., врачи «Скорой помощи», показали, что в ночь на 17.06.11г. они оказывали медицинскую помощь Б. в квартире <адрес>. Сама Б. и ее дочь Ш.С.Н. пояснили, что Б. избил родной внук. Б. жаловалась на головную боль, кровотечение из раны, снижение слуха на левое ухо, отсутствие движений в левой конечности.
При осмотре Б. обнаружили, что на волосистой части головы на границе с теменно-затылочной областью головы у нее располагается свежая ушибленная рана размерами 3 на 0,5 см, с неровными краями (т.1 л.д. 70-71, 72-73).
Свидетели Р., В., Ш., работники уголовного розыска, показали, что 17.06.2011 в 2 часа 19 минут в дежурную часть отдела полиции № 1 из КОКБ № 3 поступило сообщение о том, что 17.06.2011 в 1 час в КОКБ № 3 поступила Б. с диагнозом закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени, САК со сдавлением острой субдуральной гематомой слева, перелом костей свода черепа, ушиб затылочной области головы. Пояснила, что дома ударил внук по адресу: <адрес>.
Они выехали по указанному адресу, где Ш.С.Н. пояснила, что вечером около 19-20 часов между ней и сыном Шулятьевым А.Г. возникла ссора, в ходе которой он избил ее. После этого в их конфликт вмешалась Б., и Шулятьев А.Г. нанес ей несколько ударов подлокотником от кресла по голове. На полу кухни была кровь.
Шулятьева А.Г. сразу признался, что действительно он схватил подлокотник от кресла и нанес Б. несколько ударов подлокотником по голове (т.1 л.д. 90-91, 92-93, 88-89).
В ходе осмотра места происшествия 17.06.2011 - квартиры по адресу<адрес>, зафиксирована обстановка на месте происшествия, взаимное расположение предметов, обнаружены и изъяты: подлокотник от кресла, два смыва ВПК с двери и пола кухни, фрагмент картонной коробки со следами ВПК, халат (т.1 л.д. 19-22).
Изъятые в ходе осмотра места происшествия подлокотник от кресла, два смыва ВПК с двери и пола кухни, фрагмент картонной коробки со следами ВПК, халат – были осмотрены с участием понятых 19.07.2011 г. С составлением соответствующего протокола (т.1 л.д. 106-107).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 33/950 от 11.07.2011 г. при исследовании трупа Б., установлены следующие повреждения, имеющие признаки прижизненного происхождения:
а) ушибленная рана в теменной области справа, кровоподтек в височной области справа, кровоизлияние в мягких тканях головы в теменно-височной области слева; линейный перелом правой теменной кости, линейный перелом левой теменной и левой височной костей, вдавленный перелом правой теменной кости; кровоизлияния под мягкой мозговой оболочкой в области свода лобных, теменных, височных, затылочных долей, полушарий мозжечка, основания левой височной доли; кровоизлияние в боковых и третьем желудочках мозга (10 мл), внутримозговая гематома в белом веществе правой теменной и правой лобной долей (90 мл - по данным секционной картины и представленной медицинской карты стационарного больного) - закрытая черепно-мозговая травма;
б) кровоподтеки в ягодичной области слева (1), на задней поверхности груди слева по лопаточной линии в проекции 8-10 ребер (1), на задней поверхности груди слева по околопозвоночной линии в проекции 3-5 ребер (1), на задней поверхности груди справа по лопаточной линии в проекции 3-4 ребер (1), на задней поверхности правого плеча в средней трети (1);
Повреждения, указанные в пункте «а», причинены в результате не менее 3 ударных воздействий твердого тупого предмета (предметов) с ограниченной травмирующей поверхностью. Данные повреждения по признаку опасности для жизни квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью человека, повлекли за собой смерть.
После причинения повреждений, указанных в пункте «а» и составляющих закрытую черепно-мозговую травму, обычно наступает потеря сознания, однако, учитывая локализацию и морфологический характер повреждений, можно полагать, что после их причинения потерпевшая могла совершать ограниченные самостоятельные действия (передвигаться, кричать).
Повреждения, указанные в пункте «б», причинены в результате не менее 5 ударных воздействий твердого тупого предмета (предметов). Подобные повреждения обычно у живых лиц квалифицируются как не причинившие вреда здоровью человека.
После причинения повреждений, указанных в пункте «б», потерпевшая могла совершать различные самостоятельные действия (передвигаться, кричать).
Давность образования повреждений, указанных в пунктах «а», «б», не противоречит сроку поступления Б. в КОГУЗ «Кировская областная клиническая больница №3» (17 июня 2011 года).
Смерть Б. наступила от закрытой черепно-мозговой травмы с кровоизлияниями под оболочки и в вещество головного мозга, переломами костей черепа (см. пункт «а»), осложнившейся отеком и сдавлением вещества головного мозга, вторичными кровоизлияниями в подкорковые образования справа, что подтверждается данными секционной картины и дополнительных методов исследования.
Смерть Б. констатирована 22.06.2011 г. в 01 час 15 минут в КОГУЗ «Кировская областная клиническая больница № 3».
Все повреждения, указанные в пунктах «а», «б», причинены с достаточной для их образования силой (т.1 л.д. 113-118).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств № 288 от 15.07.2011г. на халате обнаружена кровь человека, которая могла произойти от Б. и Ш.С.Н. (т.1 л.д. 127-128).
Согласно заключению медицинской судебной молекулярно-генетической экспертизы № 59 от 15.08.2011г. в препаратах ДНК, полученных из биологических следов в смыве ВПК с пола кухни, получен генотип, полностью совпадающий с генотипом потерпевшей Б., следовательно, следы в смыве ВПК с пола кухни могли произойти от потерпевшей Б. (т. 1 л.д. 132-138).
На основании исследованных доказательств суд считает установленной причастность Шулятьева А.Г. к рассматриваемому деянию. Совокупность представленных доказательств суд считает достаточной для вывода о совершении Шулятьевым А.Г. инкриминируемого деяния.
По окончании исследования доказательств прокурор исключил из описания деяния, совершённого Шулятьевым, указание на нанесение им 5 ударов подлокотником по туловищу потерпевшей и указание на причинение им повреждений: кровоподтеков в ягодичной области слева (1), на задней поверхности груди слева по лопаточной линии в проекции 8-10 ребер (1), на задней поверхности груди слева по околопозвоночной линии в проекции 3-5 ребер (1), на задней поверхности груди справа по лопаточной линии в проекции 3-4 ребер (1), на задней поверхности правого плеча в средней трети (1). Прокурор указал, что в данной части выводы следователя основываются фактически только на показаниях самого Шулятьева, которые в силу заключения экспертов-психиатров нельзя считать достоверными. Вопрос о возможности причинения рассматриваемых повреждений в результате падения не рассматривался.
Согласно заключению комиссии экспертов № 54 от 04 апреля 2010 года Шулятьев А.Г. обнаруживает признаки хронического психического расстройства в виде параноидной шизофрении, непрерывный тип течения, смешанный тип дефекта, отсутствие ремиссии. Об этом свидетельствуют данные анамнеза об изменении в 15 летнем возрасте психического состояния, когда у подэкспертного резко пропал интерес к учёбе, стал прогуливать уроки без уважительной причины, снизилась успеваемость, а затем без каких-либо объяснений, беспричинно бросил учёбу, стал злоупотреблять спиртными напитками, общаться с асоциальными подростками, затем (через 5 лет) резко бросил пить, а затем и курить, перестал общаться с друзьями и знакомыми. В последние 3 года (в осенне-весенний период) у подэкспертного появились: немотивированные вспышки агрессии, вычурные требования и желания, появилась фамильная ненависть, бредовые идеи заражения, необъяснимая тревога, страхи и периодические нарушения. Стали нарастать негативные изменения психики в виде замкнутости, обособленности, подозрительности, что обусловливало его неадекватное поведение и социальную дезадаптацию. Данный диагноз подтверждается также выявленными у подэкспертного при настоящем клиническом психиатрическом обследовании характерных для шизофренического процесса негативных изменений психики в виде нарушений мышления (склонность к рассуждательству, снижение целенаправленности суждений, соскальзывания, паралогичность), изменений в эмоционально-волевой сфере (парадоксальность, неадекватность эмоциональных реакций, амбивалентность, апатичность) в сочетании с бредовой настроенностью и грубым нарушением критических способностей.
В связи с чем по своему психическому состоянию Шулятьев А.Г. во время совершения инкриминируемого ему деяния не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
В настоящее время по своему психическому состоянию Шулятьев А.Г. также не может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими, правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания, не может участвовать в следственных действиях и в судебных аседаниях. Учитывая грубые нарушения критики к своему состоянию, содеянному и его последствиям, характерные для данного хронического психического расстройства нарушения мышления и эмоционально-волевой и мотивационной сфер личности, данное психическое исстройство, связано с возможностью причинения Шулятьевым А.Г. иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. По своему психическому состоянию, учитывая тяжесть и многократность совершенных деяний, наличие психических нарушений в форме аффективной заряженности направленной на родных, склонность к импульсивному совершению агрессивных действий, выраженные изменения личности с эмоциональной холодностью, жестокостью, эмоционально-волевых нарушений, сопровождающихся выраженным морально-этическим снижением, что делает невозможным проведение необходимых лечебно-реабилитационных мероприятий в условиях психиатрического стационара общего или специализированного типа, подэкспертный в настоящее время представляет особую опасность для общества, в связи с чем Шулятьев А.Г. нуждается в принудительном лечении в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (т. 1 л. д. 149-150).
Данное заключение суд находит полным, обоснованным и объективным и признает Шулятьева А.Г. невменяемым относительно совершенных им деяний.
Суд приходит к убеждению, что психическое расстройство Шулятьева А.Г. делает его опасным для его самого и других лиц, он может причинить существенный вред, в связи с чем суд считает необходимым применить к нему принудительные меры медицинского характера, рекомендованные экспертами.
Вещественные доказательства в соответствии со ст.81 ч.3 УПК РФ подлежат уничтожению.
Гражданский иск прокурора Октябрьского района г. Кирова, заявленный в интересах Российской Федерации в лице Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, на сумму 14167 рублей 68 копеек к Шулятьеву А.Г. на основании ст.1064 ГК РФ подлежит удовлетворению в полном объёме. Размер иска полностью доказан представленными документами (т.2 л.79).
На основании изложенного и руководствуясь ст. 442, 443 УПК РФ, ст. 21 УК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Освободить Шулятьева А.Г. от уголовной ответственности за совершение им запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, в связи с его невменяемостью.
Применить к Шулятьеву А.Г. в соответствии со ст.ст.97 ч.1 п. «а», 99 ч.1 п. «г» УК РФ принудительную меру медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Вещественные доказательства: подлокотник от кресла, два смыва ВПК и двери и пола кухни, фрагмент картонной коробки со следами ВПК, халат – уничтожить.
Гражданский иск прокурора Октябрьского района г. Кирова удовлетворить и взыскать с Шулятьева А.Г. в пользу Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования 14167 рублей 68 копеек.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья С.А. Арасланов