Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«15» декабря 2011 г.
Октябрьский районный суд <адрес>, в составе судьи Мильчаковой С.А., при секретаре Борняковой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дунина Алексея Вячеславовича к <адрес> о признании Распоряжения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащему федеральному законодательству и об отмене данного Распоряжения,
у с т а н о в и л:
Истец Дунин А.В. обратился в суд с иском к <адрес> о признании пункта 1 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 427 "О включении земельных участков в границы отдельных населенных пунктов <адрес> и установлении их вида разрешенного использования» противоречащим статье 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", так как нарушает его право на рассмотрение заявления о включении принадлежащего ему земельного участка в границы населенного пункта в порядке и выборе вида разрешенного использования, предусмотренном названным Федеральным законом.
В обосновании своих требований истец указал, что, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 89.992 кв.м., он обратился в Управление градостроительства и архитектуры <адрес> с заявлением о включении указанного земельного участка в черту населенного пункта деревни Булдаки <адрес> для индивидуальной жилой застройки усадебного типа.
Под индивидуальной жилой застройкой усадебного типа понимается малоэтажный, не более трех этажей, жилой дом с предоставленным в собственность обособленным земельным участком.
К заявлению им были приложены следующие документы: кадастровый паспорт указанного земельного участка, копия его паспорта гражданина Российской Федерации, копия Свидетельства о праве собственности на спорный земельный участок.
Рассмотрев его заявление, Администрация <адрес> выдало заключение «О возможности и целесообразности включения в границу населенного пункта и установления (изменения) вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №» № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором говорилось, что указанный земельный участок возможно и целесообразно включить в границу населенного пункта деревни <адрес> с установлением вида разрешенного использования земельного участка – для индивидуальной жилой застройки усадебного типа. На момент составления Заключения генеральный план развития для данной территории отсутствовал. Так же не были запланированы размещения объектов общего пользования, будущих улиц, дорог, объектов инженерной инфраструктуры.
Оспариваемым Распоряжением указанный земельный участок был включен в границу населенного пункта деревни Булдаки <адрес>, но установлен иной вид разрешенного использования, а именно – для жилищного строительства, что грубо нарушает его права, установленные статьей 4.1. Федерального Закона № 191-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Установленный данным распоряжением вид разрешенного использования «для жилищного строительства» определяет непомерно высокую кадастровую стоимость земельного участка равную 303.285.639 рублей и влечет за собой высокий размер налога, который рассчитывается из расчета 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. Налог за ДД.ММ.ГГГГ на спорный земельный участок составил – 909.856 рублей 92 копейки, что является для него непосильным налоговым бременем.
Представитель Правительства Кировской <адрес>, действующий по доверенности ФИО4, с заявлением не согласилась, пояснила, что оспариваемая истцом норма прав и законных интересов истца не нарушает.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии коллегиально было принято решение о включении 53-х земельных участков в границы населенных пунктов с установлением вида разрешенного использования «жилищное строительство».
Обоснованием принятого решения послужили следующие обстоятельства.
В соответствии с разъяснениями Минэкономразвития РФ приведенными в письме от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, по общему правилу до ДД.ММ.ГГГГ решение об изменении видов разрешенного использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, при этом разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства определяется в соответствии с проектом планировки территории, в границах которой расположены земельные участки и объекты капитального строительства. Исключением из общего правила является порядок, установленный статьей 4.1 ФЗ №. В соответствии с данным порядком до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенного пункта земельных участков.
Таким образом, <адрес> вправе самостоятельно принимать решение об изменении (установлении) вида разрешенного использования, либо об отказе в изменении (установлении) вида разрешенного использования при включении земельного участка в границы населенного пункта.
Администрация <адрес> указывает в своем заключении о возможности и целесообразности включения в границу населенного пункта земельного участка истца с установлением вида разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки усадебного типа. При этом, правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Кировской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № понятие «индивидуальной жилой застройки усадебного типа» отнесено к зонированию территорий и не является видом разрешенного использования. Зона индивидуальной застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с возможностью ведения подсобного хозяйства, с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Таким образом, Администрация <адрес> в своем заключении определила не вид разрешенного использования земельного участка истца, а его территориальную зону.
Вид разрешенного использования истцу изменен с «сельскохозяйственное производство» на «жилищное строительство».
Просят суд - в иске ФИО5 отказать.
По инициативе суда к участию в деле в качестве третьего лица была привлечено ФБУ «Кадастровая палата».
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» суду показали, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за истцом ДД.ММ.ГГГГ. При постановке на кадастровый учет была определена кадастровая стоимость в размере 275.375 рублей 52 копейки.
Сведения о правах на данный земельный участок внесены в Реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Вышеуказанная кадастровая стоимость действовала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ проведен учет изменений в связи с переводом земельного участка истца Дунина А.В. в другую категорию земель и изменен вид разрешенного использования, в связи с поступившим в порядке информационного взаимодействия заявления № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Кадастровая стоимость в размере 303.258.638 рублей 88 копеек переопределена по удельному показателю, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и действует с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Данные сведения переданы в Управление Федеральной налоговой службы РФ по <адрес>.
При изменении кадастровой стоимости происходит изменение размера налога.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" оспариваемые положения нормативного акта подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с Приказом Роснедвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N П/0152 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", методические указания и Рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе следующих видов разрешенного использования:
1.2.1. Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
1.2.2. Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
1.2.3. Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок.
1.2.4. Земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений.
1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
1.2.6. Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц.
1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
1.2.8. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
1.2.9. Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
ДД.ММ.ГГГГ. Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
ДД.ММ.ГГГГ. Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов.
ДД.ММ.ГГГГ. Земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте.
ДД.ММ.ГГГГ. Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
ДД.ММ.ГГГГ. Земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами.
ДД.ММ.ГГГГ. Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования.
ДД.ММ.ГГГГ. Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные.
Вид разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки» включает в себя:
земельные участки для размещения объектов индивидуального жилищного строительства;
земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебные участки).
Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по ГКОЗ НП на территории субъекта Российской Федерации.
Определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется в следующем порядке:
- формирование Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Согласно статья 7 Земельного Кодекса РФ –
Состав земель в Российской Федерации
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В п. 1 ст. 7 ЗК РФ перечислены категории, подразделяющие земли РФ по целевому назначению. В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 4.1 того же Закона в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.
В силу п. 4 статьи 4.1 этого же Закона лица, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляют в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.
Пунктами 5 - 18, 19, 20 статьи 4.1 названного Федерального закона регламентированы действия органа местного самоуправления и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по рассмотрению поступивших заявлений о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов, а также основания для отказа в удовлетворении таких заявлений.
Аналогичный порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и перечень прилагаемых к ходатайству документов установлен Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (статьи 2, 3, 7, 8).
<адрес> вправе самостоятельно принимать решение об изменении (установлении) вида разрешенного использования, либо об отказе в изменении (установлении) вида разрешенного использования при включении земельного участка в границы населенного пункта.
Администрация <адрес> в своем заключении указали о возможности и целесообразности включения в границу населенного пункта земельного участка истца с установлением вида разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки усадебного типа. При этом, Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными решением Кировской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № понятие «индивидуальной жилой застройки усадебного типа» отнесено к зонированию территорий и не является видом разрешенного использования. Зона индивидуальной застройки выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с возможностью ведения подсобного хозяйства, с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Таким образом, Администрация <адрес> в своем заключении определила не вид разрешенного использования земельного участка истца, а его территориальную зону.
Вид разрешенного использования истцу изменен с «сельскохозяйственное производство» на «жилищное строительство».
Статья 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации включает в себя виды и состав территориальных зон -
1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
2. В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
3. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Что касается зонирования территорий, то оно представляет собой деятельность соответствующих органов в сферах планирования градостроительства и регулирования застройки территорий по комплексной регламентации создания, эксплуатации объектов недвижимости и использования земельных участков путем подразделения территорий на соответствующие зоны. Комментируемый Кодекс и Градостроительный кодекс РФ устанавливают виды территориальных зон, особенности использования территорий, которых определяются градостроительным регламентом. Градостроительное законодательство предусматривает территориальные зоны следующих видов: жилые зоны; общественно-деловые зоны; производственные зоны; зоны инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные зоны; зоны сельскохозяйственного использования; зоны специального назначения; зоны военных объектов; иные зоны режимных территорий.
Статьей 46 Решения Кировской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес>» установлены наименования территориальных зон:
общественно-деловые зоны
обслуживающие и деловые зоны для объектов с большими земельными участками;
жилые зоны;
производственные и коммунальные зоны;
зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;
природно-рекреационные зоны;
сельскохозяйственные зоны;
зоны специального назначения.
В жилые зоны включаются:
- зона индивидуальной жилой застройки городского типа;
- зона индивидуальной жилой застройки усадебного типа;
- зона развития индивидуальной жилой застройки городского типа;
- зона малоэтажной смешанной жилой застройки;
- зона секционной среднеэтажной жилой застройки;
- зона секционной многоэтажной жилой застройки;
- зона развития секционной жилой застройки;
- зона развития смешанной секционной жилой застройки.
Таким образом, доводы истца, что установленный ему <адрес> вид разрешенного использования земельного участка «для жилищного строительства» повлекло установление непомерно высокого налога, не обоснованы.
Согласно действующему земельному и налоговому законодательству размеры арендной платы за земельные участки определяются исходя из применяемого вида разрешенного использования.
Среди основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности <18>, базовым является принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Муниципальные образования после введения в действие правил землепользования и застройки должны принимать правовые акты, устанавливающие размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена, применительно не к отдельным видам разрешенного использования, а к соответствующим территориальным зонам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый истцом пункт 1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 427 "О включении земельных участков в границы отдельных населенных пунктов <адрес> установлении их вида разрешенного использования» не противоречит ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и ст. ст. 2, 3 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Анализ ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" в совокупности с Распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 427 свидетельствует о том, что ответчиком не нарушены требования федерального законодательства, поскольку <адрес> принято решение по заявленному ходатайству гражданина о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую и определен вид его разрешенного использования в соответствии с заявлением истца.
Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска Дунина А.В.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Дунину Алексею Вячеславовичу к <адрес> о признании пункта 1 Положения Распоряжения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащему федеральному законодательству и об отмене данного пункта Распоряжения, - отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней.
Судья: С.А. Мильчакова