Дело № г. Мировой судья Костицына О.М.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ в городе Кирове
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
судьи Маркина В.А.,
при секретаре Жёлтиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Окунева Алексея Леонидовича к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов <адрес>, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании убытков, по апелляционной жалобе Окунева Алексея Леонидовича на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
У С Т А Н О В И Л:
Окунев А.Л. обратился в суд с иском о взыскании с Управления Федерального казначейства по <адрес> компенсации за проезд на городском транспорте общего пользования и пригородных маршрутов в сумме 1404,5 руб.
Требования обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ получил удостоверение ветерана боевых действий, согласно которому имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». В ранее действовавшей редакции подпункта 13 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий было предоставлено право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанное право бесплатного проезда, по сути, являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив ее, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, выполнявших свой долг перед Отечеством. Исключив Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ соответствующую норму, федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерную и учитывающую многообразие жизненных ситуаций компенсацию, связанную с утратой ветеранами боевых действий возможности пользоваться бесплатным проездом независимо от места жительства. В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О указано, что положение пункта 11 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о признании утратившим силу подпункта 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государства посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечить ранее имевшим право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования ветеранам боевых действий, как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, поддержку для реализации ими в рамках новой системы социальной защиты возможности беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установлению с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки на уровне Российской Федерации и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации. Данное решение Конституционного Суда РФ не выполняется, вследствие чего ему приходится самому оплачивать проезд, что является грубым нарушением его права на бесплатны проезд. Предъявленные им проездные документы – это часть оплаченных им билетов за проезд в транспорте. Расходы на проезд он просит взыскать с ответчика.
В ходе судебного разбирательства в суде 1-й инстанции Окунев А.Л. уточнил исковые требования (л.д.110) и просил взыскать компенсацию расходов на проезд на городском транспорте общего пользования в сумме 1430 рублей.
Также в ходе судебного разбирательства произведена замена ненадлежащего ответчика Управления Федерального казначейства по <адрес> надлежащим – Министерством финансов Российской Федерации, в качестве соответчика привлечены: Департамент финансов <адрес> и Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (л.д. 47-48, 68-72), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Департамент социального развития <адрес>.
Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Окунева Алексея Леонидовича к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту финансов <адрес>, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации о взыскании убытков оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Окуневым А.Л. на решение мирового судьи подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и вынесения нового решения по существу.
Апелляционная жалоба Окунева А.Л. обоснована тем, что, решение суда постановлено с нарушением норм материального права. Суд не применил вышеназванное определение Конституционного Суда РФ. До ДД.ММ.ГГГГ финансовое обеспечение предоставления бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом населенном пункте <адрес>, а также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, ветеранам боевых действий, осуществлялось за счет средств бюджета <адрес> в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами <адрес> и его муниципальных образований, что предусматривалось пунктом 12 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО. После вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ это положение утратило силу. В настоящее время на территории области действует постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», где установлен тариф на проезд для участников боевых действий в размере 70 % от установленного тарифа на проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения. Таким образом, исключив Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ право бесплатного проезда для ветеранов федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерную и учитывающую многообразие жизненных ситуаций компенсацию, связанную с утратой ветеранами боевых действий возможности пользоваться бесплатным проездом независимо от места жительства. На территории <адрес> бесплатный проезд был заменен тарифом 70 % от установленного тарифа на проезд, что не является соразмерной компенсацией ранее действовавшей льготы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Окунев А.Л. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, по телефону просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчиков <адрес> и Департамента финансов <адрес> по доверенностям ФИО4 в судебном заседании суда апелляционной инстанции иск не признала, возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда 1-й инстанции законным и обоснованным.
Представитель третьего лица Государственного учреждения – Пенсионного фонда Российской Федерации Титов С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что считает иск не подлежащим удовлетворению, также считает не подлежащей удовлетворению апелляционную жалобу.
Представители ответчиков Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представитель третьего лица Фонда социального страхования Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены, ранее просили рассматривать дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Департамента социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, извещен, о причинах не явки не сообщил.
Выслушав объяснения явившихся представителей, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 330 ч. 1, 362 ч. 1 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решение мирового судьи являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом 1-й инстанции правильно применены нормы материального права, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, которые подтверждаются исследованными в суде доказательствами, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам.
Установлено, что истец Окунев А.Л. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, ветеранам боевых действий предоставлялся бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) в любом городе независимо от места их жительства, на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) независимо от места жительства указанных лиц в порядке и на условиях, которые определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с принятием Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подпункт 13 пункта 1 статьи 16 ФЗ «О ветеранах» признан утратившим силу.
Одновременно, в силу абзаца четвертого пункта 5 статьи 154 этого закона ветераны боевых действий получили право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ), установление и выплата которой производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и подлежит индексации. При этом законодатель установил, что часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления гражданину социальных услуг в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах»).
Этим же законом Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» был дополнен главой 2, в соответствии с которой ветеранам боевых действий предоставляется право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается, в том числе, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, и вместо этого получать ЕДВ.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах», изложенной в редакции ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ, меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Одновременно частью 3 статьи 10 данного закона установлено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>» установлен для отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим постановлением, тариф на проезд в размере 70% от установленного тарифа на проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения, в том числе для ветеранов боевых действий.
По сообщению Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> истец Окунев А.Л. является получателем ЕДВ по категории «Ветеран боевых действий» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. С ДД.ММ.ГГГГ размер ЕДВ проиндексирован и составляет 1990 рублей 38 копеек, в том числе 750 рублей 83 копейки – стоимость набора социальных услуг (л.д. 101).
Как следует из ответов автотранспортных предприятий <адрес>, ветеранам боевых действий, в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>», предоставляется льгота на проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения. Тариф на проезд для них составляет 70 % от установленного тарифа на проезд (л.д. 95, 96, 103).
Согласно определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, положение пункта 11 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" о признании утратившим силу подпункта 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее обязанность государства посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечить ранее имевшим право на бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования ветеранам боевых действий, как лицам с особым правовым статусом, вытекающим из признания их заслуг перед Отечеством, поддержку для реализации ими в рамках новой системы социальной защиты возможности беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установлению с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки на уровне Российской Федерации и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О «По жалобе гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 44, 63 и 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по смыслу взаимосвязанных положений пункта 5 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ и части третьей статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в новой редакции, ветераны боевых действий, имеющие право на получение перечисленных социальных услуг, с ДД.ММ.ГГГГ вправе самостоятельно определить для себя наиболее приемлемую форму получения названных мер социальной поддержки - денежную либо натуральную. Кроме того, в силу абзаца четвертого пункта 5 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ ветераны боевых действий являются получателями ежемесячной денежной выплаты, которая не подлежит конвертации в натуральную форму, по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и, таким образом, направлена на обеспечение стабильности их юридического статуса.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что само по себе такое изменение правового регулирования не может рассматриваться как допускающее произвольную отмену ранее предоставленных ветеранам боевых действий прав, льгот и гарантий и предполагающее возможность отказа государства от ранее принятых на себя публично-правовых обязательств без равноценной компенсации. Соответственно, изменения в нормативном содержании прав, гарантий и льгот, ранее установленных для ветеранов боевых действий Федеральным законом "О ветеранах", в том числе внесенные пунктом 19 статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, не могут рассматриваться как лишение данной категории граждан возможности либо пользоваться соответствующими социальными благами в натуральной форме, либо получать определенную денежную компенсацию, размер которой с ДД.ММ.ГГГГ составляет 1100 рублей.
Таким образом, поскольку судом установлено, что в соответствии с измененным законодательством Окунев А.Л., как ветеран боевых действий, с ДД.ММ.ГГГГ получает ЕДВ, одновременно у него есть право на получение набора социальных услуг, в который входят и транспортные услуги, от получения которого он отказался, в связи с чем получает ежемесячно по 1990 руб. 38 коп. за счет средств федерального бюджета, а также, поскольку установлено, что за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации Окунев А.Л. получает льготу в размере 70 % от установленного тарифа на проезд в транспорте, такое правовое регулирование нельзя рассматривать как ущемление его прав по сравнению с тем, что было предусмотрено до ДД.ММ.ГГГГ.
Окуневым А.Л. не представлено доказательств, что с ДД.ММ.ГГГГ объем социальной поддержки изменился в сторону ухудшения, а ему вследствие этого причинены убытки.
При наличии указанных обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, отмене или изменения решения суда 1-й инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 328-329 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Окунева Алексея Леонидовича – без удовлетворения.
Определение в кассационном порядке обжалованию не подлежит.
Судья В.А. Маркин