Дело № 2-1246/10
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
21 сентября 2010 года г. Иваново
Октябрьский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Анохиной А.В.
при секретаре Дунаевой П.С.,
с участием заявителя Мосса Альфонса,
представителя заявителя Соколовой И.Е.,
представителя УФМС России по Ивановской области Вахаревой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мосса Альфонса об оспаривании отказа в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и отказа в выдаче разрешения на временное проживание,
у с т а н о в и л:
Мосса А. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и отказа в выдаче разрешения на временное проживание.
Заявление мотивировано тем, что заявитель является гражданином республики Конго, в 1983 г. приехал в Россию для получения образования. Окончил в 1988 г. Ивановский энергетический техникум, в 1995 г. окончил Ивановский химико-технологический институт. После обучения заявитель работал по специальности на предприятиях г. Иваново до 1997 г. С 23.11.1985 г. по 05.04.2005 г. Мосса А. состоял в зарегистрированном браке с гражданкой СССР Янкеи Ольгой Конжовной, от которого у заявителя имеется дочь Мосса Мари Лиди Альфонсовна, 1995 года рождения. С конца 1997 г. – начала 1998 г. заявитель проживал с гражданкой России Григоровой А.С. От совместной жизни у них родились два сына: Мосса Сергей Альфонсович, 17.09.1998 года рождения, и Мосса Александр Альфонсович, 10.09.2001 года рождения, которые являются гражданами Российской Федерации. 27.11.2008 г. заявитель зарегистрировал брак с Григоровой А.С. До февраля 2002 г. заявитель проживал на территории Российской Федерации на основании вида на жительство. Продлить вид на жительство заявитель не смог по независящим от него обстоятельствам, поскольку замена национального паспорта затянулась на длительное время. 20.08.2010 г. заявитель попытался подать заявление о выдаче разрешения на временное проживание, приложив все необходимые документы. После согласования с вышестоящими начальниками сотрудник миграционной службы, не ознакомившись с ними, отказался принять заявление и документы, сославшись на то, что заявитель не получит такого разрешения. Заявитель считает, что отказ миграционной службы принять заявление и выдать разрешение на временное проживание содержит ни чем не обусловленное формальное требование, необоснованно налагающее на заявителя обязанность выехать и снова въехать в Российскую Федерацию, так как в данном случае заявитель будет вынужден расстаться с семьей, потратить значительные денежные средства, что поставит его семью в крайне затруднительное положение и нарушает право заявителя на уважение личной и семейной жизни, что несовместимо с положениями ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Мосса А. просит признать незаконным отказ УФМС России по Ивановской области в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
Обязать УФМС России по Ивановской области принять заявление о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
Признать незаконным отказ УФМС России по Ивановской области в выдаче разрешения на временное проживание, обусловленный требованием выезда и повторного въезда на территорию Российской Федерации;
Обязать УФМС России по Ивановской области выдать разрешение на временное проживание.
В судебном заседании заявитель Мосса А. заявление поддержал.
Представитель УФМС России по Ивановской области Вихарева М.В. с заявлением Мосса А. не согласна, суду пояснила, что заявителю отказано в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в соответствии с действующим законодательством, поскольку заявитель не предоставил полный пакет документов, вопрос о выдаче разрешения на временное проживание по существу не рассматривался.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд считает, что заявление Мосса А. подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что Мосса А. является гражданином республики Конго.
С 1983 г. Мосса А. проживает на территории Российской Федерации, получил высшее образование, с 22.04.1988 г. по 14.04.1997 г. работал на предприятиях г. Иваново (л.д. 20, 21, 29, 46).
С 23.11.1985 г. по 16.04.2005 г. Мосса А. состоял в зарегистрированном браке с гражданкой СССР Янкеи Ольгой Конжовной (л.д. 23, 24). От совместной жизни у них имеется дочь Мосса Мари Лиди Альфонсовна, 28.12.1995 года рождения (л.д. 25).
С конца 1997 г. – начала 1998 г. Мосса А. проживает одной семьей с гражданкой Российской Федерации Григоровой А.С., с которой 27.11.2008 г. был зарегистрирован брак (л.д. 22). От совместной жизни с Григоровой А.С. у Мосса А. имеется два сына: Мосса Сергей Альфонсович, 17.09.1998 года рождения, и Мосса Александр Альфонсович, 10.09.2001 года рождения, которые являются гражданами Российской Федерации (л.д. 26, 27).
Данные обстоятельства ни кем не оспариваются.
До февраля 2002 г. заявитель проживал на территории Российской Федерации на основании вида на жительства (л.д. 36), которое не продлил в связи с длительной заменой национального паспорта.
20.08.2010 г. заявитель обратился в УФМС России по Ивановской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, предоставив необходимые документы, за исключением визы и миграционной карты, которые у него отсутствуют, что подтверждается объяснениями Мосса А., его представителя Соколовой И.Е., показаниями свидетеля Котовой О.М.
В приеме заявления Мосса А. было отказано.
В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» истец имеет право получить разрешение на временное проживание без учеты квоты.
Пунктом 8 ст. 6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 4 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 789, заявление о выдаче разрешения на временное проживание подает лично иностранный гражданин в случае нахождения на законном основании на территории Российской Федерации – в территориальный орган Федеральной миграционной службы. Пунктом 8 данного положения установлен перечень документов, которые должен предоставить иностранный гражданин при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание.
Как следует из объяснений заявителя, представителя УФМС России по Ивановской области, показаний свидетеля Котовой О.М. при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание у Мосса А. отсутствовали: вид на жительство или миграционная карта.
Согласно п. 36 Приказом ФМС России утвержден Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 г. № 40, основанием для начала предоставления государственной услуги является подача иностранным гражданином в территориальный орган ФМС России заявления с приложением всех необходимых документов. Если необходимые документы отсутствуют или представленные документы не соответствуют предъявляемым требованиям, заявление к рассмотрению не принимается, а заявителю предлагается устранить выявленные недостатки.
Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что отсутствие визы или миграционной карты устраняется путем выезда заявителя с территории Российской Федерации.
Однако, как следует из представленных документов и объяснений сторон, заявитель въехал на территорию Российской Федерации на законном основании. По окончании в 2002 г. ему не был продлен вид на жительство по независящим от заявителя обстоятельствам в связи с длительной заменой национального паспорта. С 2002 г. в течение восьми лет Мосса А. проживает на территории Российской Федерации на нелегальном положении, при этом, каких-либо мер административного характера в отношении заявителя не применялось, как следует из объяснений представителя УФМС России по Ивановской области, никто не собирается депортировать заявителя из России.
Отказывая Мосса А. в прием заявления о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, УФМС России по Ивановской области не приняло во внимание данные обстоятельства, а также положения Конституции Российской Федерации и нормы международного права.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Мосса А., проживая на территории Российской Федерации более 20 лет, из которых последние 8 лет на нелегальном положении без применения мер административного воздействия, ни чьих прав и свобод не нарушает.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Мосса А. на территории Российской Федерации имеет семью, двоих несовершеннолетних детей. Жена и дети являются гражданами Российской Федерации. Из показаний свидетелей Григоровой А.С., несовершеннолетних Мосса С.А., Мосса А.А. следует, что они переживают за мужа и отца и не желают с ним расставаться, выезд из Российской Федерации в Конго существенно отразится на материальном и эмоциональном положении их семьи.
В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом от 15 июля 1999 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". В статьях 26 и 27 данной Конвенции закрепляется положение о том, что ее участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статья 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г.), вступившей в силу для СССР и его правопреемника - Российской Федерации 2 сентября 1990 г., в пункте 1 провозгласила, что государства - участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
В статье 9 указанной Конвенции содержится норма о том, что на государство-участника возлагается обязанность обеспечивать, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определят в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Таким образом, отказ в приеме заявления Мосса А. о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, который создал семью с гражданкой Российской Федерации, имеет троих детей – граждан Российской Федерации, проживает на территории Российской Федерации более 20 лет, носит формальный характер и не обусловлен интересами национальной безопасности и общественного порядка, экономическим благосостоянием страны, интересами других лиц.
При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление Мосса А. должно быть принято к рассмотрению в соответствии с Конституцией Российской Федерации и нормами международного права.
Требования же Мосса А. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации удовлетворению не подлежит, поскольку заявление Мосса А. о выдаче ему разрешения на временное проживание не рассматривалось уполномоченным органом, не проводилась в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки проверка и не принималось решение по данному вопросу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Мосса Альфонса об оспаривании отказа в приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и отказа в выдаче разрешения на временное проживание удовлетворить частично.
Признать неправомерным отказ УФМС России по Ивановской области в приеме заявления Мосса Альфонса о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации и обязать УФМС России по Ивановской области принять для рассмотрения заявление Мосса Альфонса о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иваново в течение десяти дней после вынесения решения.
Судья: А.В. Анохина.