Взыскание денежной компенсации за задержку выходного пособия



Дело № 2-1459/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2010 года город Иваново

Октябрьский районный суд города Иванова в составе:

председательствующего судьи Щегловой Е.С.

при секретаре Задумкиной Т.М.,

с участием: истца Мужжавлева А.И.,

представителя ответчика Пименовой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Мужжавлева Андрея Игоревича к <данные изъяты> о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику при увольнении, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Мужжавлев А.И. обратился в суд с иском к <данные изъяты> о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, единовременного пособия при увольнении со службы, компенсации морального вреда. Исковое заявление мотивировано тем, что истец проходил службу в должности инспектора <данные изъяты>. 15.07.2010 года истцом был подан рапорт об увольнении по достижении предельного возраста, приказом начальника <данные изъяты> № от 13.09.2010 года истец был уволен со службы. В день увольнения 13.09.2010 года Мужжавлеву А.И. не было выплачено начисленное единовременное пособие при увольнении со службы в размере <данные изъяты> рублей. Истец полагал, что в связи с невыплатой единовременного пособия при увольнении со службы работодателем были существенно нарушено действующие трудовое законодательство о порядке увольнения. На основании изложенного, истец просил признать его увольнение незаконным, изменить дату его увольнения на дату вынесения решения судом, взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с 13.09.2010 года по день вынесения решения судом, единовременное пособия при увольнении со службы в размере <данные изъяты> рублей и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Определением Октябрьского районного суда г. Иваново от 11.11.2010 года производство по делу по исковому заявлению Мужжавлева А.И. к <данные изъяты> о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, единовременного пособия при увольнении со службы, компенсации морального вреда было прекращено в части исковых требований о взыскании единовременного пособия при увольнении со службы.

В судебном заседании 11.11.2010 года истец Мужжавлев А.И., обратился к суду с заявлением об изменении исковых требований, дополнительно к заявленным требования просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы и иных причитающихся работнику выплат в размере <данные изъяты> рублей. Измененные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что требования о признании увольнения незаконным и изменении даты увольнения связывает лишь с невыплатой ему в день увольнения единовременного пособия при увольнении со службы в размере <данные изъяты> рублей. Требование о взыскании компенсации морального вреда истец мотивировал тем, что неправомерными действиями ответчика по невыплате единовременного пособия при увольнении со службы ему были причинены нравственные и физические страдания. В связи с несвоевременной выплатой указанных денежных сумм истец переживал, в связи с чем у него в конце сентября 2010 года обострился остеохондроз, однако к врачам он не обращался, занимался самолечением в домашних условиях. У истца и его супруги имеются кредитные обязательства, для погашения кредита и обеспечения нормального существования истцу приходилось занимать денежные средства. Кроме того, истец планировал выступить соучредителем предприятия и ему необходимо было внести денежный капитал до конца сентября 2010 года, однако в связи с невыплатой единовременного пособия при увольнении со службы он денежные средства внести не смог.

Представитель ответчика Пименова А.Ю., действующая на основании доверенности от 26.04.2010 года, исковые требования Мужжавлева А. И. не признала, полагала, что требования истца о признании его увольнения незаконным является необоснованным, так как истец был уволен со службы на основании рапорта об увольнении из органов внутренних дел по достижению предельного возраста, никаких нарушений процедуры увольнения <данные изъяты> допущено не было, истец с момента увольнения получает пенсию. В связи с тем, что не имеется оснований для признания увольнения истца незаконным нет оснований для удовлетворения требований об изменении даты увольнения и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Не оспаривала тот факт, что выходное пособие истцу было выплачено не в день увольнения, однако отрицала вину <данные изъяты> в несвоевременной выплате истцу единовременной компенсации при увольнении со службы. Пояснила, что одновременно с истцом увольнялись пять сотрудников службы и на всех денежных средств не хватило, в связи с чем <данные изъяты> был направлен запрос в Финансово-хозяйственное управление <данные изъяты> на выделение финансирования в сумме <данные изъяты> рублей для выплаты истцу выходного пособия. В связи с тем, что доказательства причинения истцу морального вреда действиями <данные изъяты> отсутствуют полагала не подлежащими удовлетворению требования о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Мужжавлев А.И. проходил службу в должности инспектора <данные изъяты>, что подтверждается записями в его трудовой книжке (л.д.6-7).

Приказом № от 13.09.2010 года Мужжавлев А.И. был уволен со службы на основании п. «б» ч. 6 ст.19 Закона РФ «О милиции» (по достижении предельного возраста, установленного Положением о службе в органах внутренних дел) на основании рапорта истца от 15.07.2010 года (л.д.9-10).

При увольнении истцу не было выплачено начисленное единовременное пособие при увольнении со службы в размере <данные изъяты> рублей (л.д.8).

Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

Порядок увольнения сотрудника органов внутренних дел по достижении предельного возраста регламентирован специальными нормами ст.ст. 58 - 60 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1, в его действующей редакции, (далее по тексту - Положение), а также разделом XVII Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД России от 14.12.1999 года №1038 в действующей редакции (далее по тексту – Инструкция).

Согласно п. «б» ст. 58 Положения сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по достижении предельного возраста, установленного ст. 59 Положения.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Положения сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания от младших лейтенантов милиции до подполковников милиции могут состоять на службе в органах внутренних дел до достижения возраста 45лет.

Нормой ч. 3 ст. 59 Положения предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел, достигшие предельного возраста, установленного ст. 59 Положения о службе в органах внутренних дел, подлежат увольнению, за исключением случаев, предусмотренных законом и Положением.

Истец не отрицал тот факт, что процедура его увольнения полностью соответствовала ФЗ «О милиции», Положению о службе в органах внутренних дел РФ, Трудовому кодексу РФ за исключением невыплаты ему единовременного пособия при увольнении со службы.

Согласно ст. 80 ТК РФ в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.

Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Суд приходит к выводу, что увольнение Мужжавлева А.И. по п. «б» ч. 6 ст.19 Закона РФ «О милиции» (по достижении предельного возраста) являлось его собственным волеизъявлением, полностью соответствовало законодательству РФ. Обязанность же работодателя по произведению расчета в последний день работы работника, установленная ст.ст. 80, 84.1, 140 ТК РФ является денежным обязательством работодателя перед работником и неисполнение указанной обязанности не является основанием для признания увольнения незаконным. Специальная ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, установлена ст. 236 ТК РФ.

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения требований Мужжавлева А.И. о признании его увольнения незаконным.

В связи с тем, что увольнение Мужжавлева А.И. по п. «б» ч. 6 ст. 19 Закона РФ «Омилиции» признано судом правомерным, не усматривается оснований для удовлетворения исковых требований, вытекающих из него: об изменении даты увольнения и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

Факт задержки в период с 14.09.2010 года по 25.10.2010 года выплаты Мужжавлеву А.И. единовременного пособия в связи с увольнением со службы в размере 124900 рублей подтверждается рапортом начальника отдела финансового обеспечения <данные изъяты> от 29.10.2010 года (л.д.18-19), расчетным листком истца за сентябрь 2010 года (л.д.8), платежным поручением № от 25.10.2010 года (л.д.32).

Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, других выплат причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

При определении размера денежной компенсации в порядке ст. 236 ТК РФ за задержку выплаты единовременного пособия при увольнении со службы за период с 14.09.2010года по 25.10.2010 года, подлежит применению ставка рефинансирования в размере 7,75 % годовых, установленная с 1 июня 2010 года указанием ЦБ РФ от 31.05.2010 N 2450-У.

Проверив расчет денежной компенсации, представленный истцом, суд соглашается с ним и полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за нарушение сроков выплаты единовременного пособия при увольнении со службы за период с 14.09.2010года по 25.10.2010 года в размере <данные изъяты> рублей.

В связи с тем, что судом установлен факт задержки выплаты истцу единовременного пособия при увольнении со службы, суд считает подлежащими частичному удовлетворению исковые требования Мужжавлева А.И. о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в связи с неправомерными действиями работодателя.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. Вслучае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Суд соглашается с доводами Мужжавлева А.И. о том, что, не получив единовременного пособия при увольнении со службы, он испытал нравственные переживания.

Однако, определенный истцом размер компенсации морального вреда, является завышенным.

Согласно ст.ст. 151, 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, с учетом требований разумности и справедливости. Характер причиненных страданий в свою очередь оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения вреда и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Оценивая фактические обстоятельства дела: факт нравственных переживаний МужжавлеваА.И., не имевшего возможности по вине ответчика получить единовременное пособие при увольнении со службы, отсутствие сведений о том, что <данные изъяты> направляло запрос в Финансово-хозяйственное управление ФМС России на выделение финансирования для выплаты истцу выходного пособия в момент подачи истцом рапорта об увольнении (заявка была направлена <данные изъяты> только 16.09.2010 года) и получении отказа в перечислении таких денежных средств, отсутствие в деле сведений о наличии у Мужжавлева А.И. индивидуальных особенностей, которые могли бы усилить его переживания по поводу нарушения его трудовых прав, отсутствие доказательств о причинении истцу физических страданий неправомерными действиями ответчика, суд находит разумным и справедливым определить компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию в пользу истца, в размере 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое требования Мужжавлева Андрея Игоревича к <данные изъяты> о признании увольнения незаконным, изменении даты увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, денежной компенсации за задержку выплат, причитающихся работнику при увольнении, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Мужжавлева Андрея Игоревича с <данные изъяты> денежную компенсацию за задержку единовременного выходного пособия за период с 14.09.2010 года по 25.10.2010 года в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, всего взыскать – <данные изъяты>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Щеглова Е.С.