Дело № 2-1312/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2010 года город Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Щегловой Е.С.
при секретаре Задумкиной Т.М.,
с участием: истицы Ивановой Т.В.,
представителя третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления ПФ РФ (ГУ) в г.о. Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе, Фомичевой Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ивановой Татьяны Григорьевны к Закрытому акционерному обществу <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.07.2010 года по 08.07.2010года, компенсации за неиспользованный отпуск, возложении обязанности произвести перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Т.Г. обратилась в суд с самостоятельными исками к ЗАО <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.07.2010 года по 08.07.2010года, о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и о возложении обязанности произвести перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Исковые требования мотивированы тем, что истица с 03.11.2003 года работала в ЗАО <данные изъяты> в должности конструктора 2 категории, 08.07.2010 года истица была уволена по собственному желанию. Истица полагала, что при увольнении работодатель не выплатил ей компенсацию за неиспользованный отпуск, не погасил задолженность по заработной плате за июль 2010 года, так как исходя из минимального размера заработной платы <данные изъяты> рублей, ее заработная плата за 6 рабочих дней июля должна была составить <данные изъяты> рублей, ей же выплатили лишь <данные изъяты> рублей. Кроме того, истица полагала, что в связи с тем, что ее заработная плата на предприятии составляла <данные изъяты> рублей, т.е. была меньше минимального размера оплаты труда в РФ, работодатель нарушал ее права по отчислениям взносов в Пенсионный фонд. В этой связи, истица просила взыскать с ЗАО <данные изъяты> в ее пользу денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> рублей, задолженность по заработной плате за июль 2010 года в размере <данные изъяты> рублей. Кроме того, истица просила обязать ЗАО <данные изъяты> перечислить в Пенсионный фонд РФ взносы в размере <данные изъяты> рублей за период с марта 2008 года по июль 2010 года в целях повышения размера пенсии истицы.
Определением суда от 29.09.2010 года исковые заявления Ивановой Т.Г. к ЗАО <данные изъяты> с согласия истицы объединены в одно производство.
В судебном заседании 19.10.2010 года истица Иванова Т.Г. заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что работала на заводе <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, завод в последствии был расформирован на несколько самостоятельных юридических лиц, в том числе самостоятельным юридическим лицом – ЗАО <данные изъяты> стал конструкторский отдел, где работала истица. 08.07.2010 года работникам выдали заработную плату за июнь 2010 года и попросили работников пенсионного возраста написать заявление об увольнении по собственному желанию, что истицей было сделано. Задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей за 6 рабочих дней июля 2010 года истице выплатили только 12.08.2010 года, тогда же выдали справку о размере заработной платы. Расчетные листки и вторые экземпляры трудового договора работникам предприятия никогда не выдавали. Заработная плата истице была установлена в соответствии с трудовым договором в размере <данные изъяты> рублей. После 08 марта 2008 года истицу перевели на сокращенный рабочий день, заработную плату выплачивали в размере <данные изъяты> рублей, а отчисления в Пенсионный фонд работодатель платил из расчета <данные изъяты> рублей. В табелях учета рабочего времени работникам отмечали неполный рабочий день. Истица утверждала, что фактически работала полный 8часовой рабочий день в течение пятидневной рабочей недели. Заработную плату выдавали два раза в месяц аванс – 20 числа, заработную плату – 5 числа следующего месяца.
Ответчик ЗАО <данные изъяты>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания по делу, по адресу регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ, по неизвестной суду причине своего представителя не направил, сведений об уважительности причин его отсутствия суду не представлял, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил.
Представитель третьего лица Управления ПФ РФ (ГУ) в г.о. Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе Фомичева Е.А, действующая на основании доверенности от 07.05.2010 года, оставила разрешение дела на усмотрение суда. Представила в суд отзыв, согласно которому по состоянию на 19.10.2010 года за ЗАО <данные изъяты> числиться задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009, 2010 годы, которая взыскивается Управлением в установленном законном порядке. Полагала, что действия ЗАО «ОКБ <данные изъяты> по сообщению сведений о размере оплаты труда работников и перечислению страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не нарушают ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года, а следовательно, не нарушают права граждан на пенсионное обеспечение. Дополнительно пояснила, что проверять размер заработной платы работников не входит в обязанности Управления, с официальной заработной платы истицы все страховые взносы работодателем были произведены.
Заслушав истицу, представителя третьего лица, оценив представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Иванова Т.Г. состояла в трудовых отношениях с ЗАО <данные изъяты> с 03.11.2003 года по 08.07.2010 года, 08.07.2010 года была уволена по собственному желанию, что подтверждается трудовой книжкой истицы (л.д.23).
Согласно ст.ст. 21, 22 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы, а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Согласно ст. 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
В материалах дела имеется справка о доходе № 3 от 12.08.2010 года (л.д.8), согласной которой истце за апрель 2010 года была выплачена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей, за май 2010 года-<данные изъяты> рублей, за июнь 2010 года – <данные изъяты> рублей, за июль 2010 года – <данные изъяты> рублей, всего за период с апреля по июль 2010 года истице была выплачена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей.
Письменных доказательств установления продолжительности рабочего дня истицы в период работы у ответчика суду представлено не было. Вместе с тем в силу ст.ст. 56, 57, 67 ТК РФ режим рабочего времени является существенным условием трудового договора, которое в обязательном порядке должно быть согласовано его сторонами в письменном виде.
Из пояснений самой истицы следует, что с марта 2008 года ей было известно, что для нее в ЗАО <данные изъяты> был установлен неполный рабочий день, в табеле учета рабочего времени отмечались 4-часовые рабочие дни, и именно из этой продолжительности рабочего времени ей начислялась заработная плата, остальную часть денежных средств истица получала от ответчика неофициально, без отчисления с этой повышенной суммы оплаты страховых взносов в ПФ РФ.
В связи с тем, что сторонами по делу суду не были представлены допустимые и достоверные доказательства выполнения истицей трудовых функций в течение полного рабочего дня, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате за июль 2010 года в размере <данные изъяты> рублей, рассчитанной исходя из минимального размера оплаты труда. Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик как работодатель правомерно рассчитывал заработной плату Ивановой Т.Г. за 6 рабочих дней июля 2010 года с учетом выполнения истицей работы в течение неполного рабочего дня, пропорционально отработанному истицей времени.
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В силу ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить не оспариваемую сумму в день увольнения.
Сведений о предоставлении истице в период ее работы у ответчика ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предусмотренного ст. 115 ТК РФ, продолжительностью 28календарных дней, суду представлено не было, как и сведений о выплате денежной компенсации за неиспользованный отпуск.
При определении размера компенсации за неиспользованный истицей отпуск, суд определяет размер ее среднего дневного заработка в соответствии с п. 10 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением ПравительстваРФ от 24.12.2007года №922, путем деления размера ее средней месячной заработной платы <данные изъяты> рублей на 29,4 дня, что составляет <данные изъяты> рублей в день. При этом размер средней месячной заработной платы истицы определен на основании справки о доходе № 3 от 12.08.2010 года, в соответствии с которой за период с апреля 2010 года по июнь 2010 года ей было выплачено в счет заработной платы <данные изъяты> рублей, путем деления указанной суммы на 3 месяца. Таким образом, размер денежной компенсации за неиспользованный отпуск подлежащей взысканию с ответчика в пользу истицы составил <данные изъяты>.
Согласно ст. 8 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 года сведения о застрахованных лицах представляются страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» № 167-ФЗ от 15.12.2001 года страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых вносов.
В соответствии со ст.ст. 6, 7 ФЗ № 167-ФЗ от 15.12.2001 года страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации; застрахованными лицами являются граждане РФ, работающие по трудовому договору.
В соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 года пенсионный капитал формируется в том числе из общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица Ивановой Т.Г. (л.д.55-58) и отзыва Управления ПФ РФ (ГУ) в г.о. Иванове, Кохме и Ивановском муниципальном районе от 19.10.2010 года (л.д.62-63) ЗАО <данные изъяты> уплачивало в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы на Иванову Т.Г. исходя из заработной платы истицы.
В то же время, настоящим решением суда установлено, что у ЗАО <данные изъяты> перед Ивановой Т.Г. имеется задолженности по денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со с п.1 ст.7 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в его действующей редакции) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов организаций, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В этой связи, суд признает обоснованными доводы Ивановой Т.Г. о том, не учитывая при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ ее доход в виде денежной компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> рублей, ЗАО <данные изъяты> нарушило ее право на получение пенсии в размере соответствующем полученному истицей доходу по трудовому договору с ответчиком.
Таким образом, суд приходит к выводу, о необходимости возложить на ЗАО <данные изъяты> обязанности при предоставлении в Пенсионный фонд РФ сведений о доходе работника Ивановой Т.Г. за период с 01.01.2010 года по 08.07.2010 года в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года № 27-ФЗ (в редакции закона от 27.12.2009 года) указать в качестве дохода компенсацию за неиспользованный отпуск и перечислить в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы на счет Ивановой Т.Г. в размере и в порядке, установленном Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ (в редакции закона от 28.09.2010 года), исходя из взысканной судом компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден в соответствии с гл.25НК РФ, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты, в федеральный бюджет пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Иванова Т.Г. как истица по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции, в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.36. НК РФ.
Оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины судом не установлено.
В этой связи в соответствии с п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 1 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 199, 233, 235ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Татьяны Григорьевны к Закрытому акционерному обществу <данные изъяты> о взыскании задолженности по заработной плате за период с 01.07.2010 года по 08.07.2010года, компенсации за неиспользованный отпуск, возложении обязанности произвести перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ удовлетворить частично.
Взыскать с Закрытого акционерного общества <данные изъяты> в пользу Ивановой Татьяны Григорьевны компенсацию за неиспользованный отпуск за период с июля 2009 года по июль 2010 года в размере <данные изъяты>.
Обязать Закрытое акционерное общества <данные изъяты> при предоставлении в Пенсионный фонд РФ сведений о доходе работника Ивановой Татьяны Григорьевны за период с 01.01.2010 года по 08.07.2010 года в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года № 27-ФЗ (в редакции закона от 27.12.2009 года) указать в качестве дохода компенсацию за неиспользованный отпуск и перечислить в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы на счет Ивановой Татьяны Григорьевны в размере и в порядке, установленном Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ (в редакции закона от 28.09.2010 года), исходя из взысканной судом компенсации за неиспользованный отпуск.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Опытно-конструкторское бюро «Ивэнергомаш» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья подпись Щеглова Е.С.