Об оспаривании отказа Администрации



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 мая 2011 года город Иваново

Октябрьский районный суд города Иваново в составе:

председательствующего судьи Щегловой Е.С.

при секретаре Земсковой Н.В.,

с участием представителя заявителя Мамонова А.В. Башина М.В.,

представителя заинтересованного лица Елкина Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мамонова Алексея Викторовича, Седова Александра Владимировича об оспаривании отказа Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области в направлении в уполномоченный орган Правительства Ивановской области ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую и заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта,

УСТАНОВИЛ:

Мамонов А.В., Седов А.В. обратились в суд с заявлением об оспаривании отказа Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области в направлении ходатайства о включении земельного участка в состав населенного пункта с. Афанасьево Комсомольского района Ивановской области и переводе земельного участка из одной категории в другую с изменением разрешенного вида пользования. Заявление мотивировано тем, что заявители являются сособственниками земельного участка, площадью 70000 кв.м., расположенного в Комсомольском районе Ивановской области, около с. Афанасьево. 22.03.2011года заявители обратились в Администрацию Писцовского сельского поселения, на территории которого находится с. Афанасьево, о включении земельного участка заявителей в черту населенного пункта с. Афанасьево и изменении вида разрешенного использования участка с «ведения личного подсобного хозяйства» как участка, входящего в состав земель сельскохозяйственного назначения, на разрешенный вид пользования - «индивидуальное жилищное строительство» в составе земель населенного пункта. От Администрации Писцовского сельского поселения был получен письменный ответ от 22.03.2011 года № 101 о том, что она не может ходатайствовать о включении указанного земельного участка в границу с. Афанасьево со ссылкой на отсутствие полномочий по решению указанного вопроса и передачу таких полномочий органам местного самоуправления Комсомольского муниципального района.

Полагая, что указанный отказ является незаконным, нарушающим их права собственников земельного участка на обращение с ходатайством о переводе земельного участка из земель одной категории в другую, заявители просили обязать должностных лиц Администрации Писцовского сельского поселения направить ходатайство о переводе указанного земельного участка из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую и включении земельного участка в границы населенного пункта в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства.

В судебном заседании представитель заявителя Мамонова А.В. Башин М.В., действующий на основании доверенности от 05.04.2011 года, заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, полагал, что Федеральный закон «Овведении в действие Градостроительного кодекса РФ» и Федеральный закон «О переводе земельных участков из одной категории в другую» устанавливают четкий порядок, при котором орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок, должен направить поступившее заявление собственника участка вместе с собственным ходатайством или заключением в уполномоченный орган исполнительной власти. По мнению представителя заявителя, Администрация Писцовского сельского поселения, как орган местного самоуправления на территории которого находится принадлежащий заявителям земельный участок, обязана была передать заявление Мамонова А.В. и Седова А.В. о переводе участка из земель одной категории в другую и включении его в состав населенного пункта в Правительство Ивановской области. Несмотря на то, что заявители не обращались с требованиями об оспаривании решения Совета Писцовского сельского поселения № 46 от 25.01.2011 года «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Комсомольского района» и решения Совета Комсомольского муниципального района № 89 от 27.01.2011 года «О принятии к осуществлению части полномочий по решению вопросов местного значения органов местного самоуправления городского и сельских поселений Комсомольского муниципального района», представитель заявителя Мамонова А.В. полагал, что передача полномочий по указанным решениям по вопросам градостроительной деятельности не отвечала требованиям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Представитель заявителя, также пояснил, что заявители в 2010 году уже обращались в Администрацию Комсомольского муниципального района Ивановской области, которая и направила их заявления в Администрацию Писцовского сельского поселения, которая в свою очередь выдала заключение от 19.05.2010 года, содержавшее технические ошибки, что не позволило Департаменту управления имуществом Ивановской области рассмотреть заявление Мамонова А.В. и Седова А.В. по существу.

Представитель заинтересованного лица Елкин Н.Г., действующий на основании доверенности от 10.05.2011 года, требования не признал, пояснил, что 22.03.2011 года в Администрацию Писцовского поступило заявление Мамонова А.В. и Седова А.В., в котором собственники земельного участка просили включить их участок из земель сельскохозяйственного назначения в состав населенного пункта и перевести его в состав земель населенного пункта, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в тот же день Администрацией был дан оспариваемый заявителями письменный ответ. Представитель заинтересованного лица полагал, что этот письменный ответ на заявление подготовлен и направлен в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», по форме и по существу не противоречит закону, не содержит отказа в удовлетворении заявления по существу, носит разъясняющий характер об отсутствии полномочий у Администрации Писцовского сельского поселения по разрешению указанного в заявлении вопроса в связи с передачей 25.01.2011 года этих полномочий в сфере земельных и градостроительных отношений органу местного самоуправления Комсомольского муниципального района.

Заинтересованное лицо Седов А.В., извещенный о времени и месте судебного заседания в порядке гл. 10 ГПК РФ, по неизвестной суду причине не явился, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив, проверив и оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.

На основании договора купли-продажи земельного участка от 26.02.2008 года Мамонову А.В. и Седову А.В. принадлежит по ? доле в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Ивановская область, Комсомольский район, , с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства» из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», общей площадью 70000кв.м.,

22.03.2011 года в адрес Главы Администрации Писцовского сельского поселения поступило заявление Седова А.В. и Мамонова А.В. без даты содержащие просьбу включить указанный земельный участок в черту населенного пункта с.Афанасьево Комсомольского района Ивановской области и изменить разрешенное использование земельного участка на «для индивидуального жилищного строительства»

В ответ на данное заявление Седову А.В. и Мамонову А.В. Главой Администрации Писцовского сельского поселения направлено письмо от 22.03.2011 года № 101 которым заявителям сообщено об отсутствии возможности у Администрации Писцовского сельского поселения ходатайствовать о включении указанного земельного участка в границу села Афанасьево по причине передачи полномочий по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления Комсомольского муниципального района на основании решения Совета Писцовского сельского поселения № 46 от 25.01.2011 года.

При рассмотрении по существу дела, вытекающего из публичных правоотношений, подлежат выяснению следующие обстоятельства:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

- соблюден ли порядок принятия решения органом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ (в ред. от27.07.2010 года) этим законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом, установленный этим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Согласно ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 12 Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

На момент обращения Седова А.В. и Мамонова А.В. с заявлением 22.03.2011 года специальный порядок обращения собственников земельных участков, расположенных на территории Ивановской области, с ходатайствами о переводе участка из одной категории земель в другую, а также с заявлениями о включении земельного участка в границы населенного пункта установлен федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъекта РФ, а именно:

- Земельным кодексом РФ от 25.10.2001 года № 136-ФЗ (ред. от 29.12.2010 года);

- Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 года № 172-ФЗ (ред. от 25.12.2009 года);

- Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 года № 191-ФЗ (ред. 23.12.2010 года);

- Постановлением Правительства Ивановской области от 16.07.2008 года № 184-п (в ред. от 21.05.2010 года) «О рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую и заявлений о включении земельных участков в границы населенных пунктов или исключении земельных участков из границ населенных пунктов»;

- Законом Ивановской области от 16.06.2008 года № 58-ОЗ «О мерах по реализации статьи 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

- Постановлением Правительства Ивановской области от 24.09.2008 года № 246-п «О содержании ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и составе прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации».

В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Нарушение установленного Земельным кодексом РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 года № 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. При этом, содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

В силу ст. 8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию установлены ст. 7 того же закона.

Содержание ходатайства о переводе земель из категории «земель сельскохозяйственного назначения» в другую или ходатайства о переводе земельного участка из состава «земель сельскохозяйственного назначения» в другую категорию земель и перечень документов к нему прилагаемых, регламентированы для Ивановской области Постановлением Правительства Ивановской области от 24.09.2008 года № 246-п, которое в установленном законом порядке не признано недействующим.

Заявителями не оспаривалось, что 22.03.2011 года с ходатайством о переводе их земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» по форме, утвержденной Постановлением Правительства Ивановской области № 246-п от 24.09.2008 года, они не обращались ни в Правительство Ивановской области, ни в органы местного самоуправления.

Ссылки заявителей на ч. 4 ст. 4.1. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» в обоснование своих доводов о наличии у Администрации Писцовского сельского поселения обязанности направить их заявление от 22.03.2011 года вместе с собственным ходатайством или заключением в Правительство Ивановской области, не могут быть признаны правомерными.

Ч. 4 ст. 4.1. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» устанавливает общий порядок подачи мотивированных заявлений заинтересованными лицами о включении земельного участка в границы населенного пункта безотносительно к тому, к какой категории земель этот участок относится, т.е. данная норма является общей по отношению к специальным нормам ст.ст. 2, 7, 8 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», а также Постановления Правительства Ивановской области от 24.09.2008 года № 246-п, устанавливающих особый порядок оформления и рассмотрения ходатайств заинтересованных лиц, в том числе собственников земельных участков, о включении земельных участков, отнесенных к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», в границы населенного пункта, т.е. о переводе земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов». Этот порядок не предусматривает права органа местного самоуправления принимать и разрешать по существу вопрос о переводе таких участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, поскольку такие полномочия принадлежат исключительно органу исполнительной власти субъекта РФ.

Кроме того, в судебном заседании нашли подтверждение доводы представителя заинтересованного лица о том, что на момент поступления заявления Мамонова А.В. и СедоваА.В. от 22.03.2011 года Администрация Писцовского сельского поселения вообще не имела полномочий по решению вопросов местного значения в части осуществления контроля за использованием земель поселения, утверждения нормативов градостроительного проектирования поселения, утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, так как в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ орган местного самоуправления Совет Писцовского сельского поселения решением № 46 от 25.01.2011 года передал, а орган местного самоуправления Совет Комсомольского муниципального района решением № 89 от 27.01.2011 года принял такие полномочия.

Проверка указанных решений органов местного самоуправления в предмет требований Мамонова А.В. и Седова А.В. по настоящему делу не входила.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Администрация Писцовского сельского поселения с учетом принадлежности земельного участка заявителей к категории земель сельскохозяйственного назначения, правомерно в связи с отсутствием у данного органа местного самоуправления полномочий по разрешению по существу таких заявлений рассмотрело заявление Седова А.В. и Мамонова А.В. от 22.03.2011 года, руководствуясь Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», с соблюдением порядка, сроков и формы рассмотрения обращений, разрешение которых не относится к компетенции органа местного самоуправления.

Оспариваемое заявителями письмо от 22.03.2011 года носит рекомендательный и разъясняющий характер, составлено и подписано уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, и не нарушает прав и охраняемых законом интересов Мамонова А.В. и Седова А.В. как собственников земельного участка, отнесенного в установленном порядке к категории «земли сельскохозяйственного назначения», поскольку не содержит каких-либо запретов, либо неправомерных разъяснений по вопросу реализации заявителями права на включение земельного участка в границы сельского поселения и переводе его из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов».

Оспариваемое письмо не препятствует Мамонову А.В. и Седову А.В. обратиться непосредственно в Правительство Ивановской области с ходатайством о включении их земельного участка в границы населенного пункта и о переводе земельного участка из земель одной категории в другую в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Мамонова Алексея Викторовича, Седова Александра Владимировича об оспаривании отказа Администрации Писцовского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области в направлении в уполномоченный орган Правительства Ивановской области ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую и заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Щеглова Е.С.