Дело №2-1153/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30 августа 2011 года город Иваново Октябрьский районный суд города Иванова в составе председательствующего судьи Беловой И.Ф., при секретаре Серовой Е.В., с участием заявителей Башарпал М.В.Х., Башарпал Ш.К.Д., представителя заявителей Соколовой И.Е., переводчика ФИО2, представителя заинтересованного лица Пименовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Башарпал Мир Ваис Хаким, Башарпал Шакила Гулам Дастагир о признании незаконным решений УФМС России по Ивановской области от 30.06.2011 года об отказе в предоставлении временного убежища, возложении на УФМС России по Ивановской области обязанности предоставить временное убежище на территории РФ, установил: Башарпал М.В.Х. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения УФМС России по Ивановской области от 30.06.2011 года об отказе в предоставлении временного убежища, возложении на УФМС России по Ивановской области обязанности предоставить временное убежище на территории РФ. Заявление мотивировано следующим. 30.06.2011 года УФМС России по Ивановской области принято решение об отказе гражданину Исламской Республики Афганистан Башарпал М.В.Х. в предоставлении временного убежища на территории РФ. С данным решением заявитель не согласен, считает его необоснованным и незаконным, нарушающим его права и права членов его семьи на жизнь и на защиту от бесчеловечного обращения по слудующим основаниям. 1. Неправильная оценка общей ситуации в Афганистане. По мнению заявителя указанное в оспариваемом решении утверждение УФМС России по Ивановской области о том, что «на момент рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в Республике Афганистан нет внутреннего или международного конфликта, который охватывал бы всю территорию страны» противоречит сведениям, изложенным в решении и содержащимся в справке ФМС России от 21.02.2011 года №МС-2/6-3201гр «О некоторых особенностях общественно – политической и социально – экономической ситуации в Исламской Республике Афганистан». В справке указывается, что в Афганистане под влиянием талибов находится 50% территории страны, а под контролем властей – только 20%. Правительство не может обеспечить безопасность населению и способно контролировать обстановку в южных, восточных и других регионах страны, то есть фактически по всей территории страны, за исключением столицы и некоторых других населенных пунктов, где находится значительное число национальных или международных вооруженных сил. Данные справки и других независимых источников позволяют сделать вывод о том, что в Исламской республике Афганистан имеет место внутренний вооруженный конфликт, охватывающий все территорию страны. 2. Необоснованное возложение на заявителя обязанности по предоставлению доказательств наличия реальной опасности подвергнуться насилию. Заявитель утверждает, что он покинул Афганистан вследствие того, что члены «Талибан» понуждали его к вступлению в их вооруженный отряд для борьбы против правительственных и международных сил. В ином случае угрожали ему и членам его семьи физической расправой. Таким образом, заявитель сообщил сведения, необходимые для рассмотрения его заявления. УФМС в решении указывает, что заявитель не представил доказательств этих обстоятельств, а, следовательно, такие обстоятельства не имели места. Однако в соответствии с п. 3 ст. 3 ФЗ «О беженцах» решение о выдаче свидетельства о признании беженцем либо решения о об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности сведений полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию РФ и оснований для их нахождения на территории РФ после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований Данный порядок признания лица беженцем является исчерпывающим и не предусматривает представление заявителем доказательств о том, что он испытывал обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в п.п.1 п.1 ст.1 Закона признакам. 3. Неполнота выяснения обстоятельств дела. Как следует из материалов личного дела заявителя выяснение обстоятельств и причин, по которым заявитель и его семья покинули страну гражданской принадлежности, ограничилось проведением анкетирования и краткого опроса заявителя. УФМС не могло быть неизвестно о том, что кроме заявителя, его супруги и детей в г.Иваново приехали проживавшие вместе с ним в Афганистане два его родных брата ФИО1 и ФИО7, первый из которых выехал из Афганистана вместе с супругой и детьми, мать ФИО8, два сводных брата ФИО9 и ФИО10, которые встали на миграционный учет. Из решения следует, что в России проживают дяди заявителя, граждане РФ. Все указанные лица не были опрошены, несмотря на то, что им известны обстоятельства, из-за которых заявитель уехал из Афганистана. Также им известны условия жизни заявителя и его семьи в Афганистане, в том числе его доходы, трудовая и предпринимательская деятельность, жилищные и бытовые условия. Органами УФМС не было учтено то, что заявитель на территории Афганистана постоянно проживал в селе <адрес>. В провинции имеется оросительная система, которая позволяет выращивать по нескольку урожаев в год зерновых и овощных культур. Заявитель, кроме трудовой деятельности в крестьянском хозяйстве отца, также осуществлял предпринимательскую деятельность, получая доходы от продажи подержанных автомобилей, завезенных из других стран. Это опровергает довод УФМС о том, что заявитель прибыл в Россию по экономическим причинам. Таким образом, рассмотрение просьбы заявителя о предоставлении убежища не отвечало требованиям полноты и всесторонности, обстоятельства его дела не были установлены правильно, что повлекло необоснованный отказ в предоставлении временного убежища. Заявитель просит суд признать незаконным решение УФМС России по Ивановской области от 30.06.2011 года об отказе в предоставлении временного убежища гражданину Исламской Республики Афганистан Башарпал М.В.Х., обязать УФМС России по Ивановской области предоставить истцу временное убежище на территории РФ, взыскать с УФМС России по Ивановской области судебные расходы в полном объеме (л.д.8-12). В производстве Октябрьского районного суда г.Иваново имелось также гражданское дело по заявлению супруги Башарпал М.В.Х. - Башарпал Шакила Гулам Дастагир № 2-1157/11, которая просила суд признать незаконным решение УФМС России по Ивановской области от 30.06.2011 года об отказе в предоставлении временного убежища гражданке Исламской Республики Афганистан Башарпал Ш.Г.Д., обязать УФМС России по Ивановской области предоставить временное убежище на территории РФ, взыскать с УФМС России по Ивановской области судебные расходы в полном объеме (л.д.60-64). Определением Октябрьского районного суда г. Иваново от 18.08.2011 года указанные дела были объединены в одно производство (л.д. 48-49). В судебных заседаниях Башарпал М.В.Х. заявленные требования поддержал, пояснил, что в Афганистане он проживал вместе с отцом, братьями, женой и детьми, общий состав семьи – 21 человек. Все жили в одном большом доме, который состоял из 11 комнат. Он занимался бизнесом, продавал подержанные автомобили, иногда продавал недвижимость. У семьи был участок земли. Площадь земельного участка примерно 15 гектаров, в личном пользовании были 16 коров, 2 вола для вспашки земли, много куриц, коз, индюков. На земле выращивали кукурузу, пшеницу – урожай собирали 2 раза в год, баклажаны, тыкву, овощи – урожай собирали 4 раза в год. Часть продуктов шла на продажу, часть оставляли в семье на питание. Был 1 трактор, на котором брат ФИО1 пахал их землю, а также за плату чужие земельные участки. Брат ФИО7 помогал с куплей-продажей недвижимости, продавал и менял земельные участки, дома, он был образован, учился на 3 курсе в университете, ему оставалось доучиться 1 год. Брат не доучился и уехал. Два брата учились в 11-м классе школы, совмещая учебу с работой в агентстве недвижимости у <данные изъяты> был свой магазин продуктов, он продавал бисквиты, жвачки и др. По меркам Афганистана семья жила хорошо. Причиной выезда из Афганистана послужило то, что в августе 2010 года в дом пришли вооруженные талибы и потребовали, чтобы он, его братья пошли воевать против правительственных войск и против присутствия международных сил НАТО в Афганистане. Когда талибы приходят первый раз, они просто предупреждают, второй раз – либо забирают силой, либо, если спрячешься, могут сжечь дом, в третий раз – убьют. Когда талибы пришли первый раз, отец сказал ему и братьям, чтобы они собирались и уезжали из страны. Они позвонили дяде ФИО6 в Россию, рассказали о визите талибов. Дядя сказал, чтобы они оформляли паспорта и уезжали в Кабул ждать приглашения. В Кабул уехали на следующий день после прихода талибов. Из Афганистана в Россию уехали он с женой и детьми, 5 братьев, мать. С отцом остался младший брат, которому 8 лет, вторая жена отца. После отъезда, талибы избили отца, требовали, чтобы он вернул сыновей в Афганистан. Отец, чтобы его не убили, пообещал, что вернет сыновей обратно. Через знакомого отец передал, чтобы они не возвращались домой. Талибы ненавидят семью заявителя за то, что его дяди живут в России. Другой дядя при Наджибулле был партийным человеком. В настоящее время хозяйство разграблено талибами. Заявитель пояснил, что в случае возвращения в Афганистан может быть застрелен, если вернутся только его жена и дети, то их возьмут в заложники. Башарпал Ш.Г.Д. полностью поддержала свое заявление, а также пояснения супруга Башарпал М.В.Х. Представитель заявителей Соколова И.Е. заявленные требования поддержала, полагала, что в Афганистане ни международные силы НАТО, ни правительственные войска не могут справиться с угрозой, исходящей от движения «талибан». В самом тексте своего решения сотрудник УФМС указывает, что правительство Афганистана не может контролировать, восточные, южные и другие области республики. В этих условиях власти страны не могут обеспечить полную безопасность населению страны. Нангархар – это восток страны, эта провинция находится на границе с Пакистаном. Обстоятельства, о которых сообщили сами заявители и их родственники, не надуманы, УФМС не опровергло сообщенных заявителями сведений. Заявители вместе с детьми ищут убежища на территории демократической страны, к числу которых себя причисляет Россия. Россия должна выполнять международное и национальное законодательство о беженцах. Реально существует угроза для жизни и здоровья, как самих заявителей, так и их детей. Соколова И.Е. указала, что заявители просят суд о предоставлении временного убежища, а не только о признании решений УФМС незаконными. У заявителей нет уверенности в том, что со стороны сотрудников УФМС будет иметь место адекватная оценка происходящего в Афганистане. Представителем заявителей представлены в суд квитанции об оплате услуг представителя по 2500 руб. каждым, которые она просила взыскать в пользу заявителей. Представитель заинтересованного лица Пименова А.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, считала их незаконными и не подлежащими удовлетворению, полагала, что заявителями не доказан факт угроз в их адрес со стороны талибов, что на территории Афганистана нет внутреннего или международного конфликта, который охватывал бы всю территорию страны. У заявителей отсутствуют причины опасаться преследования. На основании опроса и анкетирования заявителей специалист-эксперт УФМС пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении ходатайств о предоставлении убежища, требования административного регламента УФМС были соблюдены. Выслушав участников процесса, показания свидетелей, проверив, исследовав и оценив материалы настоящего дела, материалы миграционных дел в отношении Башарпал М.В.Х. и Башарпал Ш.Г.Д. в их совокупности, суд приходит к следующим выводам. Из материалов миграционного дела в отношении Башарпал М.В.Х. № следует, что заявитель является гражданином Афганистана, <данные изъяты> С детства занимался крестьянским хозяйством, женат на Башарпал Ш.Г.Д., <данные изъяты> Башарпал М.В.Х. прибыл из Афганистана. По прибытию в Россию 17.01.2011 года оформил ходатайство о признании беженцем на территории РФ. В качестве причин, по которым покинул государство гражданской принадлежности, Башарпал М.В.Х. в анкете лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ, в опросном листе от 17.01.2011 года указал, что в августе 2010 года обрабатывал землю и прямо на поле пришли талибы и предложили вступить в их отряды для проведения боевых действий против правительственных войск президента Карзая, против присутствия международных сил НАТО. Приходили пять талибов с оружием и устно угрожали, что если он не согласится на их условия, то они физически расправятся с ним и его родственниками. 15.04.2011 года УФМС России по Ивановской области по итогам рассмотрения ходатайства заявителя о признании беженцем на территории РФ гражданина Республики Афганистан Башарпал М.В.Х. по существу было принято решение об отказе заявителю и его детям в признании беженцами на территории РФ, так как они не соответствуют определению «беженец» согласно п.п.1 п.1 ст. 1 ФЗ «О беженцах». 18.04.2011 года Башарпал М.В.Х. обратился в органы УФМС России по Ивановской области с заявлением о предоставлении ему и детям <данные изъяты> возможности временно пребывать на территории РФ на основании ст.12 ФЗ «О беженцах» в связи с угрозой от талибов, так как он отказался от их вербовки в отряд для борьбы с правительственными войсками и сил НАТО. По результатам рассмотрения указанного заявления 30.06.2011 года УФМС России по Ивановской области было вынесено решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ гражданину Республики Афганистан Башарпал М.В.Х. в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п.2 ст. 12 ФЗ «О беженцах». Из материалов миграционного дела № в отношении Башарпал Ш.Г.Д. следует, что заявитель <данные изъяты> 04.02.2011 года Башарпал Ш.Г.Д. обратилась в УФМС России по Ивановской области с ходатайством о признании ее и двоих детей беженцами. В качестве причин, по которым заявитель покинула государство гражданской принадлежности, Башарпал Ш.Г.Д. в анкете лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ, в опросном листе от 04.02.2011 года указала, что покинула государство гражданской принадлежности в связи с угрозой физической расправы над мужем со стороны талибов, которые в августе 2010 года призывали его в свои отряды для проведения боевых действий против правительственных войск и иностранных сил, находящихся в Афганистане. Муж заявителя от предложения талибов отказался, в связи с чем возникла угроза физической расправы над семьей заявителя. Угроз заявителю и ее детям не было, но на ее глазах талибы избили отца мужа. По результатам рассмотрения указанного решения 03.05.2011 года УФМС России по Ивановской области было принято решение об отказе гражданке Республики Афганистан Башарпал Ш.Г.Д., двум ее детям 2005 и 2007 годов рождения в признании беженцами на территории РФ, так как они не соответствуют определению «беженец» согласно пп.1 п.1 ст. 1 ФЗ «О беженцах». 03.05.2011 года заявитель обратилась в органы УФМС России по Ивановской области с заявлением о предоставлении ей и детям ФИО3 и ФИО4 возможности временно пребывать на территории РФ на основании ст.12 ФЗ «О беженцах» в связи с угрозой жизни мужу Башарпал М.В.Х. и членам его семьи от талибов, так как он отказался вступить в отряд для борьбы с неверными – силами НАТО и правительственными войсками. 30.06.2011 года органами УФМС России по Ивановской области было вынесено решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ гражданке Республики Афганистан Башарпал Ш.Г.Д. в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п.2 ст. 12 ФЗ «О беженцах». Основания и порядок признания беженцем на территории РФ, а также экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев установлены Федеральным законом от 19.02.1993 года №4528-1 "О беженцах". Названный Федеральный закон, помимо предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства статуса беженца (ст.3), предусматривает в п.п.3 п.1 ст.1, ст.12 также возможность предоставления данным лицам временного убежища, т.е. права временно пребывать на территории РФ. В соответствии с п.2 ст.12 ФЗ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (подпункт 1); либо не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации (подпункт 2). Предусмотренное п.п.2 п.2 ст.12 Федерального закона основание предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища конкретизируется в пункте 7 Постановления Правительства РФ от 09.04.2001 года № 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" - временное убежище может быть предоставлено в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории РФ, до устранения таких причин или изменения правового положения лица. Суд установил, что провинция Нангархар, в которой проживали заявители, и административным центром которой является г.Джелалабад, находится на востоке Афганистана у пакистанской границы. Провинция Нангархар отделяет г.Кабул от пакистанской границы. Анализ справки ФМС России от 21.02.2011 года №МС-2\6-3201 гр «О некоторых особенностях общественно-политической и социально-экономической обстановке в Исламской Республике Афганистан», анализ сообщений СМИ относительно обстановки в Афганистане, сведения независимых источников не позволяют суду согласиться с выводами, содержащими в решениях УФМС России по Ивановской области от 30.06.2011 года, об отсутствии в Республике Афганистан внутреннего или международного конфликта, который охватывал бы всю территорию страны. В судебном заседании причины, по которым заявители обратились в УФМС России по Ивановской области с заявлениями о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ в связи с угрозой жизни Башарпал М.В.Х. и членам его семьи от талибов, так как он отказался вступить в отряд талибов подтверждены пояснениями заявителей, показаниями допрошенных в качестве свидетелей братьев Башарпал М.В.Х. - ФИО1, ФИО7, ФИО9, ФИО10, матери заявителя Башарпал М.В.Х. – ФИО8, жены брата заявителя Башарпал М.В.Х. –ФИО5, которые по аналогичным причинам выехали из Афганистана в Россию, а также показаниями жены дяди заявителя - ФИО6 Пояснения заявителей, показания свидетелей ФИО1, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО5, ФИО6, ФИО11 исключают то обстоятельство, что заявители выехали из Афганистана по экономическим причинам, «в надежде на лучшую жизнь», поскольку в стране национальной принадлежности семья Башарпал занимались как земледелием и выращиванием сельскохозяйственной продукции, частичной ее продажей, обработкой земли, так и торговлей подержанными автомашинами, недвижимостью. Условия для земледелия и выращивания овощей были благоприятными. Семья Башарпал жила в достатке. В судебном заседании пояснениями заявителей, показаниями свидетелей подтвержден тот факт, что после выезда семьи Башарпал из Афганистана их дом сожжен, хозяйство разграблено талибами, земля не возделывается. В решениях УФМС России по Ивановской области от 30.06.2011 года указано, что Башарпал М.В.Х. и Башарпал Ш.Г.Д. не представили доказательств обстоятельств выезда из страны национальной принадлежности, не привели фактов, которые свидетельствовали бы о реальной угрозе их жизни или свободе в случае возвращения в Афганистан. Вместе с тем в соответствии со ст.1,3,4 ФЗ «О беженцах» решение о признании беженцем либо решение об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию РФ, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований. Данный порядок решения вопроса о признании беженцем на территории РФ применим при рассмотрении заявлений о предоставлении временного убежища, является исчерпывающим и не предусматривает обязанности предоставления заявителями каких-либо доказательств. В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений. В том числе об оспаривании решений и действий государственных органов, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов государственной власти возлагается на орган, который принял оспариваемое решение. Таким образом, ссылки в решениях от 30.06.2011 года УФМС России по Ивановской области на «не предоставление заявителями каких-либо доказательств, не предоставление фактов, подтверждающих доводы», являются необоснованными и противоречат требованиям действующего законодательства. Рассматривая заявления Башарпал М.В.Х. и Башарпал Ш.Г.Д. в рамках двух самостоятельных миграционных дел сотрудники УФМС не провели собеседования и не оформили опросные листы на каждого из заявителей в рамках конкретного миграционного дела, вывод об отсутствии оснований, предусмотренных п.2 ст. 12 ФЗ «О беженцах», был сделан исключительно на основании информации, сообщенной заявителем. При этом не была учтена и не была оценена информация, сообщенная супругом заявителя, что не соответствует положениям п.4 ст. 3 ФЗ «О беженцах». Кроме того, сотрудниками УФМС России по Ивановской области не были опрошены родственники заявителей, которые по тем же основаниям, что и заявители выехали из страны национальной принадлежности и обратились с соответствующими ходатайствами в УФМС России по Ивановской области - ФИО1, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО8, ФИО5, а также родственники заявителей, проживающие в г.Иваново – ФИО6, ФИО6 Изложенные выше обстоятельства позволяют суду сделать однозначный вывод о том, что УФМС России по Ивановской области в нарушение положений ст.ст.56, 249 ГПК РФ не представлено в суд совокупности относимых, допустимых и достоверных доказательств, проведения по заявлениям Башарпал М.В.Х. и Башарпал Ш.Г.Д. полной, объективной и всесторонней проверки, обоснованности принятия решения об отказе в предоставлении заявителям временного убежища на территории РФ. В этой связи суд приходит к выводу о том, что проверка по заявлениям Башарпал М.В.Х., Башарпал Ш.Г.Д. сотрудниками УФМС России по Ивановской области проведена формально, выводы, содержащиеся в решениях, противоречат установленным обстоятельствам, решения УФМС России по Ивановской области от 30.06.2011 года являются незаконными и необоснованными, подлежит отмене. Довод представителя заинтересованного лица Пименовой А.Ю. о том, что 28.07.2011 года дядя Башарпал М.В.Х. - ФИО6 обратился в УФМС России по Ивановской области с ходатайством о выдаче приглашения на въезд в РФ заявителям не влияет на обоснованность заявленных требований. Без проведения УФМС России по Ивановской области полной, всесторонней и объективной проверки по заявлениям Башарпал М.В.Х., Башарпал Ш.Г.Д. суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований об обязании УФМС России по Ивановской области предоставить заявителям временное убежище на территории РФ, считает данные требования преждевременными. На основании ст.ст.98, 100 ГПК РФ с учетом частичного удовлетворении заявленных требований суд считает необходимым взыскать с УФМС России по Ивановской области в пользу каждого из заявителей расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах - 1250 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 100, 194 – 198ГПК РФ, суд решил: Заявления Башарпал Мир Ваис Хаким, Башарпал Шакила Гулам Дастагир удовлетворить частично. Признать незаконным решения УФМС России по Ивановской области от 30.06.2011 года об отказе в предоставлении временного убежища Башарпал Мир Ваис Хаким, Башарпал Шакила Гулам Дастагир. Обязать УФМС России по Ивановской области устранить допущенные нарушения. Взыскать с УФМС России по Ивановской области в пользу Башарпал Мир Ваис Хаким расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 1250 руб. Взыскать с УФМС России по Ивановской области в пользу Башарпал Шакила Гулам Дастагир расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 1250 руб. В удовлетворении заявленных требований Башарпал М.В.Х., Башарпал Ш.Г.Д. в иной части отказать. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение 10 дней со дня вынесения. Судья И.Ф. Белова.