Дело № 2-1646/2010
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2010 года город Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Щегловой Е.С.
при секретаре Задумкиной Т.М.,
с участием представителя заявителя Аббасовой Ю.С.,
представителя заинтересованного лица Пименовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Карапетяна Гамлета Гургеновича об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Ивановской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Гражданин Республики Армения Карапетян Г.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС России по Ивановской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, мотивируя свое заявление тем, что в 30.08.2010года он обратился в УФМС по Ивановской области с заявлением о выдаче ему разрешения на временное проживание на территории РФ, 04.10.2010 года во исполнение обязанности, установленной ст. 6.1. Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», сдал медицинское заключение о состоянии своего здоровья в УФМС по Ивановской области, однако 18.10.2010 года получил уведомление об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ со ссылкой на решение от 18.10.2010 года, принятое на основании пп. 14 п. 1 ст. 7 того же закона.
Полагая, что он причины пропуска им срока предоставления медицинского заключения в территориальный орган ФМС России были уважительными (болезнь заявителя в период с 15.09.2010 года по 30.09.2010 года, а также необходимость осуществления ухода за больной матерью, проживающей в г. Москве) указывают на возможность продления срока предоставления медицинского заключения начальником УФМС по Ивановской области в порядке п. 6 ч. 1 ст.6.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Карапетян Г.Г. просил признать незаконным вышеуказанное решение УФМС России по Ивановской области.
В судебном заседании представитель заявителя Аббасова Ю.С., действующая на основании доверенности от 18.11.2010 года, требования поддержала, полагала, что Административный регламент по предоставлению ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РФ, утвержденный приказом ФМС России от 29.02.2008 года № 40 предполагает, что медицинский сертификат может быть предъявлен иностранным гражданином и в отдел УФМС по Ивановской области, что и было выполнено Карапетяном Г.Г. и не противоречит требованиям п. 1 ст. 6.1. Федерального закона «Оправовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года. Медицинский сертификат был сдан Карапетяном Г.Г. в Отдел УФМС по Ивановской области в Ивановском районе, о чем имеется отметка сотрудника отдела УФМС по Ивановской области, который несет персональную ответственность за совершаемые действия. При обращении Карапетяна Г.Г. для сдачи медицинского сертификата в силу требований п. 115 Административного регламента сотрудник УФМС по Ивановской области обязан был информировать иностранного гражданина о сроках рассмотрения его обращения и основаниях отказа к рассмотрению обращения, т.е. о том, что у Карапетяна Г.Г. срок предоставления медицинского сертификата пропущен, а также о том, что возможно восстановление такого срока по заявлению иностранного гражданина.По мнению представителя заявителя, сам факт получения сотрудником Управления медицинского сертификата и отсутствия отказа в его приеме подтверждает, что УФМС России по Ивановской области согласилось принять медицинский сертификат заявителя для того, чтобы рассмотреть его в числе иных документов, прилагаемых к заявлению на временное проживание в РФ и принять по заявлению Карапетяна Г.Г. определенное решение.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФМС России по Ивановской области Пименова А.Ю., действующая на основании доверенности от 26.04.2010 года, возражал против удовлетворения заявления КарапетянаГ.Г., считала решение от 18.10.2010 года по заявлению Карапетяна Г.Г. от 30.08.2010 года вынесенным в соответствии с нормами законодательства РФ, регламентирующими порядок и основания выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание в РФ. В выдаче такого разрешения было отказано по основанию, предусмотренному пп. 14 п. 1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», поскольку заявителем был пропущен срок предоставления документов, подтверждающих состояние его здоровья. Представитель ответчика дополнительно объяснила, что заявление Карапетяна Г.Г. о продлении ему срока предоставления документов было рассмотрено начальником УФМС по Ивановской области по указанным в нем основаниям в порядке п. 6 п. 1 ст. 6.1 того же закона, при этом доказательства уважительности причин пропуска установленного законом срока предоставления документов Карапетяном Г.Г. представлены не были: ни документы, подтверждающие проживание его матери в г. Москве и нуждаемости ее в постороннем уходе по состоянию здоровья, ни тем более доказательства болезни самого заявителя, о которой Управлению стало известно лишь из заявления КарапетянаГ.Г., поданного в суд.
По мнению представителя заинтересованного лица, оспариваемое решение было вынесены компетентным органом государственной власти, установленная законом процедура и сроки рассмотрения заявления были соблюдены.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, изучив, проверив и оценив имеющиеся в деле письменные и вещественные доказательства, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Из материалов Учетного дела УФМС России по Ивановской области о выдаче разрешения на временное проживание № 8964 гражданина Армении Карапетяна Гамлета Гургеновича следует, что заявитель 30.08.2010 года обратился в Отдел УФМС России по Ивановской области в Ивановском районе с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
В указанном заявлении Карапетян Г.Г. дал письменное обязательство в течение 30дней представить в УФМС по Ивановской области сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
В заявлении Карапетян Г.Г. личной подписью подтвердил, что он был предупрежден о возможности отказа в выдаче ему разрешения на временное проживание, в том числе по основанию, предусмотренному п. 14 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года (далее по тексту - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»).
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что медицинское заключение о состоянии здоровья иностранного гражданина № 2523 от 01.10.2010 года и сертификат № 2493 от 20.09.2010 года были сданы Карапетяном Г.Г. в УФМС России по Ивановской области 04.10.2010 года, т.е. по истечению срока, установленного п. 5 ст. 6.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
12.10.2010 года на имя начальника УФМС России по Ивановской области поступило заявление КарапетянаГ.Г., в котором он просил принять его медицинский сертификат, который не был предоставлен своевременно по причине болезни матери заявителя, т.е. по уважительной причине.
В материалах Учетного дела № 8964 имеется заключение от 18.10.2010 года, которым гражданину Армении Карапетяну Г.Г. отказано в выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ. Уведомление о принятом решении направлено 18.10.2010 года заявителю заинтересованным лицом заказной почтовой корреспонденцией по адресу, указанному в заявлении Карапетяна Г.Г. о выдаче разрешения на временное проживание, в уведомлении имеется отметка заявителя о получении уведомления от 18.11.2010 года.
В указанном решении УФМС по Ивановской области от 18.10.2010 года основанием к отказу в выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации указан п. 14 п. 1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», т.е. не предоставление в 30-дневный срок медицинского заключения о состоянии здоровья иностранного гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений и действий государственных органов, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов государственной власти возлагается на орган, который принял оспариваемые решения.
Основания и порядок решения вопроса о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на момент вынесения оспариваемого решения были определены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» № 115-ФЗ от 25.07.2002 года (в ред. от 28.09.2010 года № 243-ФЗ) – далее по тексту ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Полномочия по рассмотрению заявлений иностранных граждан о выдаче разрешения на временное проживание в РФ предоставлены территориальным органам Федеральной миграционной службы РФ ст. 6.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ «Вопросы Федеральной миграционной службы» от 19.07.2004 года №928 (в ред. от 31.10.2009года).
Таким образом, УФМС России по Ивановской области при рассмотрении заявления гражданина Армении Карапетяна Г.Г. от 30.08.2010 года действовало в пределах полномочий, предоставленных Управлению как территориальному органу ФМС России в Ивановской области.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации детально определены ст.ст. 6.1., 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», разделом IV Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 789 от 01.11.2002 года (в ред. от 06.04.2009 года), а также Административным регламентом по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 29.02.2008 года № 40 (в ред. от 21.05.2010 года (далее по тексту – Административный регламент).
Исследование материалов Учетного дела № 8964 показывает, что при рассмотрении заявления Карапетяна Г.Г. от 30.08.2010 года был полностью соблюден порядок принятия оспариваемого заявителем решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ.
Утверждения заявителя и его представителя о том, что в связи с принятием 04.10.2010 года у Карапетяна Г.Г. медицинского заключения и сертификата обследования на антитела к ВИЧ сотрудниками УФМС России по Ивановской области у начальника указанного учреждения возникла обязанность продлить срок предоставления указанных документов по причине болезни матери заявителя, указанной в заявлении от 12.10.2010 года, основаны на неверном расширительном толковании норм ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
В соответствии с п. 5 ст. 6.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание 1) документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание; 2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию.
П. 6 ст. 6.1. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» предоставляет право руководителю территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при наличии у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документально подтвержденных уважительных причин принять решение о продлении ему срока представления документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
Материалы Учетного дела и объяснения представителей сторон в судебном заседании подтверждают, что в полном соответствии с требованиями п.п. 10-12, 40.5Административного регламента до сведения Карапетяна Г.Г. была доведена информация о сроках предоставления медицинских документов о состоянии его здоровья и последствиях пропуска такого срока для решения вопроса о выдаче разрешения на временное проживание в РФ. Все обращения Карапетяна Г.Г. в территориальный орган ФМС России по Ивановской области, в том числе заявление о восстановлении срока подачи медицинских документов от 12.10.2010 года, указаны в учетном деле и рассмотрены должностными лицами.
Заявитель не оспаривал, что к заявлению от 12.10.2010 года он не приложил документов, подтверждающих нуждаемость его матери по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также доказательства собственной болезни в период с 15 по 30 сентября 2010 года.
При таких обстоятельствах, в полном соответствии с требованиями п. 6 ст. 6.1., п.п. 14 п. 1 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», п. 53 Административного регламента, начальник УФМС России по Ивановской области не воспользовался своим правом продления срока предоставления медицинских документов для Карапетяна Г.Г. в связи с не предоставлением заявителем письменных доказательств уважительности причин несвоевременного получения и сдачи в УФМС России по Ивановской области таких документов.
Такой подход к проверке заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание в РФ полностью отвечает требованию всесторонности изучения причин и обстоятельств, изложенных в заявлении, установленному приведенным законом и Административным регламентом.
Утверждения заявителя об уважительности причин пропуска им срока подачи медицинского заключения и сертификата обследования на антитела к ВИЧ не нашли подтверждения и в судебном заседании.
Представитель Карапетяна Г.Г. утверждала со ссылкой на справку врача МУЗ «Приволжская ЦРБ» от 30.09.2010 года (л.д. 9), что ее доверитель заболел в г. Приволжске, где находился в это время в гостях, и не мог оформлять необходимые медицинские документы в г. Иваново период с 15 по 30сентября 2010года. Указанные обстоятельства подтвердил и допрошенный по ходатайству заявителя свидетель Костанян А.А.
Однако, из медицинского заключения от 01.10.2010 года, представленного заявителем в УФМС по Ивановской области 04.10.2010, следует, что заключение дерматовенеролога ГУЗ «Ивановский областной кожно-венерологический диспансер» было получено Карапетяном Г.Г. 29.09.2010 года, а сертификат обследования на антитела к ВИЧ – 20.09.2010 года.
Таким образом, несмотря на подтвержденное справкой Приволжской ЦРБ болезненное состояние Карапетяна Г.Г. в период с 15 по 30 сентября 2010 года, оно не помешало заявителю лично 20 и 29 сентября 2010 года присутствовать в лечебных учреждениях г. Иваново для получения необходимых заключений, что опровергает достоверность показаний свидетеля Костаняна А.А. о том, что в период с 15 по 30 сентября 2010 года Карапетян Г.Г. безвыездно находился в г. Приволжск Ивановской области. Кроме того, в нарушение требований закона Карапетян Г.Г. не известил УФМС России по Ивановской области о смене места его временного проживания на территории РФ в период с 15 по 30 сентября 2010 года.
Не были представлены в судебное заседание и достоверные допустимые доказательства нуждаемости матери Карапетяна Г.Г. в постороннем уходе по состоянию ее здоровья в период с 30 августа по 29 сентября 2010 года.
При рассмотрении настоящего гражданского дела заинтересованным лицом в соответствии с требованиями ст.ст. 56, 249 ГПК РФ представлены доказательства проведения УФМС России по Ивановской области надлежащей проверки сведений, изложенных заявителем, и обоснованности принятого решения об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 258ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Карапетяна Гамлета Гургеновича об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Ивановской области об отказе выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме
Судья подпись Щеглова Е.С.