Дело № 2-1569/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
18 ноября 2011 года город Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново в составе:
председательствующего судьи Клочковой Л.Л.,
при секретаре Мизиновой Е.А.,
с участием заявителя Хана Д.М.Х.,
представителя заявителя Хана Д.М.Х. Соколовой И.Е., действующей на основании ордера № 097 от 1 ноября 2011 года,
представителя заинтересованного лица УФМС России по Ивановской области
Пименовой А.Ю., действующей на основании доверенности от 22 апреля 2011 года,
переводчика Алмаз С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Хан Джамдар Мохаммад Хукам об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Ивановской области об отказе в предоставлении временного убежища,
У С Т А Н О В И Л :
Хан Джамдар Мохаммад Хукам обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Ивановской области (далее по тексту – УФМС России по Ивановской области) об отказе в предоставлении временного убежища.
Заявление мотивировано тем, что заявитель Хан Джамдар Мохаммад Хукам является гражданином Республики Афганистан. 12 октября 2011 года УФМС России принято решение об отказе Хан Джамдар Мохаммад Хукам в предоставлении временного убежища на территории РФ. 13 октября 2011 года заявителю вручено уведомление о принятии такого решения, но копия решения не выдана.
С данным решением заявитель не согласен, считает его необоснованным и незаконным, нарушающим его права и права членов его семьи на жизнь и на защиту от бесчеловечного обращения. Дело по его заявлению не было рассмотрено полно и объективно, обстоятельства дела установлены неправильно, что привело к необоснованному отказу в предоставлении временного убежища.
Заявитель просит суд признать незаконным решение УФМС России по Ивановской области от 12 октября 2011 года об отказе в предоставлении временного убежища, обязать УФМС России по Ивановской области предоставить заявителю временное убежище на территории РФ, взыскать с УФМС России по Ивановской области судебные расходы.
В судебном заседании заявитель Хан Джамдар Мохаммад Хукам и его представитель Соколова И.Е., действующая на основании ордера (л.д. 16), заявление поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснили, что в оспариваемом решении УФМС России по Ивановской области дана неправильная оценка общей ситуации в Афганистане. Указанное в оспариваемом решении утверждение УФМС России по Ивановской области о том, что «на момент рассмотрения заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в Республике Афганистан нет внутреннего или международного конфликта, который охватывал бы всю территорию страны» противоречит сведениям, изложенным в решении и содержащимся в справке ФМС России от 05 августа 2011 года № МС-2/6-10340 «О некоторых особенностях общественно-политической и социально-экономической ситуации в Исламской Республике Афганистан», которая положена в основу принятого решения. В справке указывается, что общественно-политическая, военная обстановка и ситуация с безопасностью в Афганистане на начало июня 2011 года остается по прежнему сложной. Данные справки и других независимых источников позволяют сделать вывод о том, что в Исламской Республике Афганистан имеет место внутренний вооруженный конфликт, охватывающий всю территорию страны.
Заявитель покинул Афганистан вследствие того, что члены «Талибан» понуждали его к вступлению в их вооруженный отряд для борьбы против правительственных и международных сил. В ином случае угрожали ему и членам его семьи физической расправой. Таким образом, заявитель сообщил сведения, необходимые для рассмотрения его заявления. УФМС России по Ивановской области в решении указывает, что заявитель не представил доказательств этих обстоятельств, а, следовательно, такие обстоятельства не имели места. Данный вывод не основан на законе «О беженцах», п. 3 ст. 3 которого не предусматривает представление заявителем доказательств о том, что он испытывал обоснованные опасения стать жертвой преследований по указанным в п.п. 1 п. 1 ст. 1 Закона признакам.
Из материалов личного дела заявителя выяснение обстоятельств и причин, по которым заявитель и его семья покинули страну гражданской принадлежности, ограничилось проведением анкетирования и краткого опроса заявителя. УФМС по Ивановской области не могло быть неизвестно о том, что кроме заявителя, в город Иваново приехали проживавшие вместе с ним в Афганистане четыре его родных брата ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, и супруга отца ФИО5. Двое из перечисленных братьев выехали из Афганистана вместе с супругой и детьми. Как следует из решения, УФМС России по Ивановской области также известно о том, что в России проживают два дяди заявителя ФИО6 и ФИО7, граждане Российской Федерации. Все указанные лица не были опрошены, несмотря на то, что им известны обстоятельства, из-за которых заявитель уехал из Афганистана. Также им известны условия жизни заявителя и его семьи в Афганистане, в том числе его доходы, трудовая и предпринимательская деятельность, жилищные и бытовые условия.
Более подробно позиция заявителя и его представителя изложена в письменных пояснениях (л.д. 53-55).
Представитель УФМС России по Ивановской области Пименова А.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 41), с заявлением не согласилась, считала решение законным и обоснованным, принятым УФМС в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с п. 3 ст.3 ФЗ «О беженцах». Полагала, что заявителем не доказан факт угроз в его адрес со стороны талибов, у заявителя отсутствуют причины опасаться преследования. На основании опроса и анкетирования заявителя УФМС России по Ивановской области пришло к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении ходатайства о предоставлении убежища, требования административного регламента УФМС России по Ивановской области были соблюдены.
Более подробно позиция УФМС России по Ивановской области изложена в письменном отзыве на заявление (л.д. 42-44).
Выслушав стороны, допросив свидетелей, проверив, исследовав и оценив материалы гражданского дела и личное дело заявителя, суд пришел к следующему выводу.
<данные изъяты>
4 апреля 2011 года Хан Д.М.Х. обратился в УФМС России по Ивановской области с ходатайством о признании его беженцем на территории РФ.
В качестве причин, по которым заявитель покинул государство гражданской принадлежности, Хан Д.М.Х. в анкете лица, ходатайствующего о признании беженцем на территории РФ, указал, что покинул государство гражданской принадлежности из-за угроз, поступающих от талибов в адрес молодых людей, не желающих служить в их отрядах и принимать участие в боевых действиях против правительственных войск. Данные обстоятельства представляли угрозу для его жизни. В России проживает его дядя – гражданин РФ Алмаз Золфекар.
В признании беженцем на территории Российской Федерации решением УФМС России по Ивановской области от 23 июня 2011 года заявителю отказано, поскольку он не соответствует определению «беженец» согласно подпункту 1 п. 1 ст. 1 ФЗ «О беженцах».
Данное решением заявителем не обжаловано.
15 июля 2011 года заявитель обратился в УФМС России по Ивановской области с ходатайством о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, в связи с угрозой жизни со стороны талибов.
Решением от 12 октября 2011 года в предоставлении временного убежища заявителю отказано в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-1 (л.д. 22-26).
Согласно Федерального закона «О беженцах» предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 18 июля 2006 № 121-ФЗ)
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Предусмотренное п.п. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона основание предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища конкретизируется в пункте 7 Постановления Правительства РФ от 09.04.2001 года № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» - временное убежище может быть предоставлено в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории РФ, до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Судом установлено, что провинция Нангархар, в которой проживал заявитель, и административным центром которой является город Джелалабад, находится на востоке Афганистана у пакистанской границы. Провинция Нангархар отделяет город Кабул от пакистанской границы.
Анализ справки ФМС России от 05 августа 2011 года № МС-2/6-10340 «О некоторых особенностях общественно-политической и социально-экономической обстановке в Исламской Республике Афганистан», анализ сообщений СМИ относительно обстановки в Афганистане, сведения независимых источников не позволяют суду согласиться с выводами, содержащими в решении УФМС России по Ивановской области от 12 октября 2011 года, об отсутствии в Республике Афганистан внутреннего или международного конфликта, который охватывал бы всю территорию страны (л.д. 56-64)..
В судебном заседании причины, по которым заявитель обратился в УФМС России по Ивановской области с заявлением о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ в связи с угрозой жизни от талибов, подтверждены пояснениями допрошенных в качестве свидетелей братьев Хан Д.М.Х. – ФИО2, ФИО3, ФИО4, которые по аналогичным причинам выехали из Афганистана в Россию.
Пояснения заявителя, показания допрошенных свидетелей исключают то обстоятельство, что заявитель выехал из Афганистана по другим причинам, поскольку в стране национальной принадлежности экономические условия жизни его семьи не были тяжелыми, члены расширенной семьи собирались развивать свой бизнес на родине, и только действия членов «Талибан» вынудили их покинуть Афганистан.
В судебном заседании пояснениями заявителя, показаниями свидетелей подтвержден тот факт, что после выезда семьи заявителя из Афганистана их хозяйство было разграблено членами «Талибан», отец заявителя и его вторая жена с детьми бежали из Афганистана в соседний Пакистан.
В соответствии со ст. 1, 3, 4 ФЗ «О беженцах» решение о признании беженцем либо решение об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию РФ, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.
Данный порядок решения вопроса о признании беженцем на территории РФ применим при рассмотрении заявлений о предоставлении временного убежища, является исчерпывающим и не предусматривает обязанности предоставления заявителями каких-либо доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений и действий государственных органов, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений органов государственной власти возлагается на орган, который принял оспариваемое решение.
Из материалов личного дела следует, что выяснение обстоятельств и причин, по которым заявитель покинул страну гражданской принадлежности, ограничилось проведением анкетирования и краткого опроса заявителя.
Обстоятельства того, что УФМС России по Ивановской области было известно о том, что кроме заявителя, в город Иваново приехали проживавшие вместе с ним в Афганистане четыре его родных брата ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, и супруга отца ФИО5, представителем УФМС в судебном заседании не оспаривалось. Из оспариваемого решения следует, что УФМС было известно о том, что в России проживают два дяди заявителя ФИО6 и ФИО7, граждане Российской Федерации.
В рамках личного дела заявителя указанные лица не были опрошены, несмотря на то, что им известны обстоятельства, из-за которых заявитель уехал из Афганистана. Также им известны условия жизни заявителя и его семьи в Афганистане, в том числе его доходы, трудовая и предпринимательская деятельность, жилищные и бытовые условия.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что выводы, содержащиеся в решении, противоречат установленным обстоятельствам.
Отказ УФМС России по Ивановской области в предоставлении Хан Джамдар Мохаммад Хукам временного убежища на территории Российской Федерации не мотивирован крайней необходимостью в интересах национальной безопасности и общественного порядка, целями предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности.
Таким образом, из гуманных побуждений заявитель не может быть выдворен (депортирован) за пределы территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение УФМС России по Ивановской области от 12 октября 2011 года об отказе Хан Джамдар Мохаммад Хукам в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации является незаконным и подлежит отмене. Следует обязать Управление Федеральной миграционной службы по Ивановской области устранить допущенное нарушение – предоставить Хан Джамдар Мохаммад Хукам временное убежище на территории Российской Федерации.
На основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с УФМС России по Ивановской области в пользу заявителя Хан Д.М.Х. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Хан Джамдар Мохаммад Хукам об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы России по Ивановской области об отказе в предоставлении временного убежища удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы России по Ивановской области от 12 октября 2011 года об отказе в предоставлении временного убежища Хан Джамдар Мохаммад Хукам.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы России по Ивановской области предоставить Хан Джамдар Мохаммад Хукам временное убежище на территории Российской Федерации.
Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы Россиии по Ивановской области в пользу Хан Джамдар Мохаммад Хукам расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Клочкова Л.Л.