по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска на решение мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г. Ижевска от 1



Мировой судья: Кузнецова Н.В. Дело № 2-17\2012

№ 11-221\2012

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 августа 2012 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска

в составе:

председательствующего судьи Нуриевой В.М.

при секретаре Беляевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ижевска на решение мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г. Ижевска от 10 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по УР к Перминовой Н.В. о взыскании налоговой санкции,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по УР обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Октябрьского района г.Ижевска с иском к Перминовой Н.В. о взыскании налоговой санкции в размере 14000 руб.

Исковые требования мотивированы тем, что ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска был проведен налоговый контроль в виде камеральной налоговой проверки представленных ответчиком доходов физических лиц за 2009 год, а также налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2010 года, 2 квартал 2010 года, 3 квартал 2010 года, 4 квартал 2009 года, 4 квартал 2008 года, 3 квартал 2008 года, 2 квартал 2008 года, 1 квартал 2008 года, 1 квартал 2009 года, 2 квартал 2009 года, 3 квартал 2009 года, налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2008 год, представленных ответчиком с нарушением установленных сроком.

В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом. В ходе проверки, проводимой в соответствии со ст.88 НК РФ Инспекцией установлено, что ответчик Перминова Н.В. не исполнила свою обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций в налоговый орган, тем самым, совершив виновные противоправные деяния, за которые статьей 119 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность. Несвоевременное представление Единой (упрощенной) налоговой декларации подтверждается отметками налогового органа о поступлении документов в Инспекцию и подписью инспектора на представленных документах.

05.05.2011 года ИФНС принято решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей за несвоевременную сдачу декларации 3 -НДФЛ за вышеуказанные периоды.

05.05.2011 года ИФНС принято решение о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей за несвоевременную сдачу декларации по единому социальному налогу за вышеуказанные периоды.

Вина ответчика заключается в совершении действий, составляющих объективную сторону правонарушения, а именно – неисполнение налогоплательщиком обязанности по предоставлению в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации по НДФЛ.

За данный вид нарушения НК РФ предусмотрена ответственность согласно статьи 119 НК РФ: за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Сумма штрафа за каждое налоговое правонарушение составляет по 1000 руб., а всего по всем нарушениям сумма штрафа по мнению истца составляет 14 000 руб.

Ответчику было предложено добровольно оплатить налоговую санкцию.

Однако до настоящего времени налоговая санкция в размере 14 000 руб. не оплачена.

В связи с чем истец - налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании с ответчика налоговых санкций.

В судебном заседании представитель истца Сапожникова О.Н., действующая на основании доверенности, при рассмотрении дела мировым судьей исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила иск удовлетворить.

Ответчик в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, мировой судья рассмотрела дело в ее отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г.Ижевска от 10 февраля 2012 года исковые требования ИФНС по Октябрьскому району г. Ижевска удовлетворены частично, с Перминовой Н.В. в доход бюджета взыскана задолженность по налоговой санкции в размере 2300 рублей, государственная пошлина в размере 400 руб.

ИФНС России по Октябрьскому району г. Ижевска, не согласившись с решением мирового судьи 16 апреля 2012 года обратилась с апелляционной жалобой в суд, просила отменить его в части отказа в удовлетворении требований в сумме 11 700 руб., принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В апелляционной жалобе приводятся доводы о том, что ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010 г., вступившим в силу 02.09.2010 г., внесены изменения в часть первую НК РФ. Статья 119 НК РФ изложена в новой редакции, в соответствии с которой ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета предусмотрена в виде штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Пунктом 11 статьи 10 ФЗ № 229-ФЗ налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу настоящего федерального закона, проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего федерального закона. Оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010 г.

Пунктом 12 статьи 10 ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010 г. налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу настоящего федерального закона, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Исходя из содержания указанной нормы, в том случае, если правонарушение совершено до вступления в силу Федерального закона, а решение по результатам налоговой проверки выносится после вступления в силу Федерального закона, применяется санкция, установленная НК РФ в редакции Федерального закона.

Из анализа пунктов 11 и 12 ст.10 ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010 г. следует, что камеральные налоговые проверки и оформление результатов по налоговым проверкам должны осуществляться в порядке, установленном в ФЗ № 229 от 27.07.2011 г.

Норма статьи 119 НК РФ в редакции федерального закона № 229-ФЗ от 27.07.2010 г. смягчила ответственность налогоплательщиков.

Новая редакция статьи 119 НК РФ предусматривает, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Предыдущая редакция статьи 119 НК РФ предусматривала, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей. Пункт 2 ст.119 НК РФ предусматривал следующее: непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Исходя из сравнительного анализа редакций статьи 119 НК РФ по мнению истца, следует, что новая редакция статьи 119 НК РФ смягчает налоговую ответственность.

По мнению представителя истца, вывод мирового судьи о том, что федеральный закон № 229–ФЗ от 27.07.2010 г. ужесточает ответственность по статье 119 НК РФ, является необоснованным. При этом в обосновании своих доводов представитель истца указывал, что согласно п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Пунктом 13 ст. 10 Закона № 229-ФЗ предусмотрено, что в случаях, если часть первая НК РФ (в редакции настоящего Закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было определено до дня вступления в силу данного Закона, за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Закона № 229-ФЗ, применяется ответственность, установленная частью первой НК РФ (в редакции этого Закона). Изменения, внесенные в НК РФ Законом № 229-ФЗ, смягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и имеют обратную силу согласно п.3 ст.5 НК РФ. Пункт 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ прямо предусматривает, что ответственность за правонарушение, совершенное до вступления в силу этого закона, наступает по нормам, введенным федеральным законом № 229-ФЗ.

Представитель истца Сапожникова О.Н., действующая на основании доверенности, при апелляционном рассмотрении дела исковые требования поддержала в полном объеме, просила отменить решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении требований в сумме 11 700 руб., принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Ответчик Перминова Н.В. в судебном заседании при апелляционном рассмотрении апелляционную жалобу не признала, представила письменные возражения, просила решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, изучив материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмене решения мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г. Ижевска от 10 февраля 2012 года, поскольку оно принято с правильным определением юридически значимых обстоятельств, правильным применением норм материального и процессуального права.

Мировой судья, всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства возникшего спора и представленные по делу доказательства, сделал правильные выводы.

Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации (расчета) "Единой (упрощенной) налоговой декларации" налоговым органом приняты решения о привлечении налогоплательщика Перминовой Н.В. к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством.

Согласно п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п. 4 ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 1 квартал 2008 год - 21.04.2008 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 2 квартал 2008 год - 20.07.2008 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 3 квартал 2008 год - 20.10.2008 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 4 квартал 2008 год - 20.01.2009 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 1 квартал 2009 года - 20.04.2009 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 2 квартал 2009 года - 20.07.2009 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 3 квартал 2009 года - 20.10.2009 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 4 квартал 2009 года - 20.01.2010 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 1 квартал 2010 года - 20.04.2010 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 2 квартал 2010 года - 20.07.2010 года. Срок представления единой (упрощенной) налоговой декларации за 3 квартал 2010 года - 20.10.2010 года.

Мировым судьей обоснованно сделан вывод о том, что Перминова Н.В. налоговые декларации за указанные периоды представлены с нарушением установленных сроков, поскольку фактически получены налоговым органом 16.12.2010 года.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации влечет налоговую ответственность, предусмотренную статьей 119 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ все налогоплательщики должны представлять декларации.

Исключений указанное положение не содержит, в связи с чем, налогоплательщики обязаны представлять декларацию и в случае отсутствия суммы налога к уплате.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23 ноября 2011 года N 03-02-08/121, не предусмотрено освобождение налогоплательщика - индивидуального предпринимателя от представления налоговой декларации в налоговый орган, когда сумма налога к уплате (доплате) в соответствии с этой налоговой декларацией отсутствует ("нулевая декларация"), в связи с чем непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет ответственность, предусмотренную ст. 119 НК РФ.

В силу положений Налогового кодекса РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием такого налога к уплате, а требованиями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу налогоплательщиков данного налога.

В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом обязанности по уплате налоговой санкции налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании санкций.

Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

В силу п. 3 ст. 110 НК РФ налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействий) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействий), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина Перминовой Н.В. заключается в совершении действий, составляющих объективную сторону правонарушения, а именно – неисполнении налогоплательщиком обязанности по представлению в установленный налоговым законодательством срок Единой (упрощенной) налоговой декларации.

В пункте 3 статьи 114 НК РФ предусмотрена возможность снижения размера штрафов, налагаемых за совершение правонарушений, при наличии смягчающих ответственность обстоятельств. В названной пункте указано, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ суд или уполномоченный орган вправе признать смягчающими ответственность обстоятельствами за совершение правонарушения иные, не указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ, обстоятельства.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или уполномоченным органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении финансовых санкций (пункт 4 статьи 112 НК РФ).

Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит ограничений в применении судом или налоговым органом правила, установленного пунктом 3 статьи 114 НК РФ в отношении минимальных размеров установленных Налоговым кодексом Российской Федерации штрафов, в том числе его статьей 119 НК РФ.

В данном случае судами установлено, что Инспекция в ходе рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки выясняла наличие (отсутствие) обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения. Мотивировочная часть оспариваемого решения Инспекции подтверждает, что налоговым органом оценивались обстоятельства совершенного Предпринимателем правонарушения, характер допущенного нарушения, представленные налогоплательщиком документы, и сделан вывод о наличии смягчающих ответственность Предпринимателя обстоятельств. Однако эти обстоятельства не учтены Инспекцией при вынесении решения о привлечении Предпринимателя к ответственности по статье 119 НК РФ.

Между тем в силу прямого указания закона (пункта 5 статьи 101 и пункт 4 статьи 112 НК РФ) налоговый орган обязан не только выявлять наличие смягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств, но и учитывать их при рассмотрении материалов проверки о налоговом правонарушении и принятии решения по ее результатам, определяя размер штрафа с учетом требований статьей 112 и 114 НК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Инспекция при определении размера подлежащего взысканию с Предпринимателя штрафа не учла обстоятельства, смягчающие ее ответственность, суды, исходя из предоставленного им подпунктом 3 пункта 1 и пунктом 4 статьи 112 НК РФ права, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, подтвержденных имеющимися в материалах дела доказательствами, с учетом положений статей 112 и 114 НК РФ могли бы снизить размер наложенного по оспариваемому налогоплательщиком решению суммы штрафа до 100 рублей, с учетом вышеизложенных обстоятельств.

Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (Положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» от 27июля2010года №229-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 229-ФЗ от 27.07.2010 г.) изменена редакция ст. 119 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу. Указанный федеральный закон опубликован в «Российской газете» 02.08.2010 г., то есть указанный ФЗ № 229-ФЗ вступает в силу с 03.09.2010 г.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи о том, что в данном случае подлежит применению ранее действующая редакция ст. 119 НК РФ, так как правонарушение было совершено в период действия указанной редакции, а закон, ужесточающий ответственность, обратной силы не имеет, если иное не предусмотрено в нем. В ФЗ от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ отсутствует указание на придание обратной силы изменениям, вносимым в ст. 119 НК РФ.

В соответствии с пунктом 43 статьи 1 Закона N 229-ФЗ, вступившего в силу с 02.09.2010, статья 119 НК РФ изложена в новой редакции, из которой исключены пункты. Данной редакцией статьи предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Таким образом, новая редакция статьи 119 НК РФ содержит те же общие признаки состава налогового правонарушения - непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок, однако минимальный размер штрафа увеличен со 100 до 1000 руб.

Принимая во внимание изложенное, а также то, что спорное правонарушение окончено в момент непредставления предпринимателем налоговой декларации в установленный законодательством срок, то есть до вступления в силу статьи 119 НК РФ в редакции Закона N 229-ФЗ, который в данном случае не может иметь обратной силы как отягчающий ответственность налогоплательщика (пункт 2 статьи 5 НК РФ) суд приходит к выводу о правильности вынесенного мировым судьей решения.

Ссылка истца на пункт 12 статьи 10 Закона № 229-ФЗ является несостоятельной, поскольку указанной нормой урегулирован вопрос применения налоговых санкций в случае принятия налоговым органом решения до дня вступления в силу Закона № 229 – ФЗ, в то время как в данном случае решение инспекции вынесено после вступления названного закона в силу.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы мирового судьи соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимися в деле доказательствами и не противоречат действующему законодательству.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ижевска не подлежит удовлетворению, решение мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г. Ижевска от 10 февраля 2012 года не подлежит изменению в части размера взыскиваемой суммы налоговых санкций.

Руководствуясь 327 –330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Решение мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского района г. Ижевска от 10 февраля 2012 года по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №10 по УР к Перминовой Н.В. о взыскании налоговой санкции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определение суда вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья В.М.Нуриева